Определение б/н определение о назначении от 1 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 018/01/10-827/2021 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

31 августа 2021 года                                                                                 г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ***., на основании приказа Удмуртского УФАС России от 23.08.2021 № 77 о возбуждении дела № 018/01/10-827/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «САХ») по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 17.06.2020 поступили заявления председателя правления ТСЖ «Седельникова 144» (вх. 4878 от 26.06.2020) и председателя правления ТСЖ «Седельникова 148» (вх. № 4857 от 26.06.2020) о наличии в действиях (бездействии) ООО «САХ» признаков нарушения Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из заявлений следовало, что ООО «САХ» отказывается вывозить твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) из мусороприемных камер, расположенных в многоквартирных домах (далее – МКД), находящихся в городе Сарапуле.

Согласно пояснениям ООО «САХ» от 16.07.2020 исх. № 8736 региональный оператор должен осуществлять погрузку ТКО со специально оборудованной контейнерной площадки, а не из иного места складирования, размещенного внутри многоквартирного дома.

Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет ТСЖ.

По результатам рассмотрения заявления, установлено следующее.

Между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «САХ» 28.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики. ООО «САХ» является единственным региональным оператором в сфере ТКО на территории Удмуртской Республики в силу чего занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО с долей 100 %.

Поскольку ООО «САХ» занимает доминирующее положение на товарном рынке то на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176) (далее – Правила № 170).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5.9.10 Правил № 170 персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз.

Согласно пункту 5.9.13 Правил № 170 контейнер с отходами следует к моменту перегрузки в мусоровоз удалить из мусоросборной камеры на отведенную площадку.

При этом Правила № 170 не уточняют, что понимается под отведенной площадкой.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Пунктом 10 Правил № 1156 также установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Из изложенных норм следует, что мусороприемная камера также, как и контейнерная площадка, являются местом накопления ТКО.

Следовательно, в силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор обязан принимать отходы из контейнеров, размещенных в мусороприемных камерах.

Согласно пункту 2 Правил № 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Под погрузкой ТКО - перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

Таким образом, региональный оператор обязан производить вывоз ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования.

Договор на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенный региональным оператором как с управляющей организацией, так и напрямую с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, должен соответствовать типовому договору, утвержденному Правилами № 1156.

В соответствии с пунктом 3 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором, способ складирования крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 10 Правил № 1156 складирование ТКО в мусороприемных камерах осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные, соответственно, в данных мусороприемных камерах.

Типовым договором и Правилами № 1156 в целом не предусмотрены условия организации и порядок вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В соответствии с пунктом 8(10) Правил № 1156 проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Правилами № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Соответственно, стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В соответствии с фактическими обстоятельствами исполнения договора накопление ТКО осуществляется с использованием мусоропровода. Таким образом у потребителей ТСЖ «Седельникова 148» имеется внутридомовая инженерная система, оснащенная контейнерами.

Как следует из пункта 3 договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 171-2019/ТКО от 24.01.2019, способ складирования ТКО, определенный договором указан в приложении № 1 к нему. При этом в Приложении №1 к договору фактически отсутствует выбранный в заявке потребителя способ складирования ТКО, равно как прямое указание на способ складирования ТКО.

Форма договора, опубликованная на сайте ООО «САХ», также не позволяла использовать предусмотренный законом способ складирования ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах внутридомовых инженерных систем.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «САХ» были установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании неопределённому кругу потребителей, жителям многоквартирных домов, оборудованных действующими мусоропроводами, невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части невозможности включения в способы складирования ТКО контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

ООО «САХ» было выдано предупреждение о прекращении действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства №ЕC01-17-06/4916 от 24.07.2020.

В соответствии с предупреждением ООО «САХ» надлежало совершить следующие действия:

- в срок до 10.08.2020 внести изменения в типовую форму договора, на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованную на сайте регионального оператора и применяемую на правоотношения с участием управляющих компаний и товариществ собственников жилья в части возможности указания всех способов складирования ТКО, предусмотренных пунктом 10 Правил №1156.

- в срок до 25.08.2020 привести договор на оказание услуг по обращению с ТКО №171-2019/ТКО от 24.01.2019 в соответствие с пунктом 3 Типового договора, путем направления в адрес ТСЖ «Седельникова 148» предложения о внесении изменений в указанный договор.

О выполнении предупреждении надлежало сообщить в Удмуртское УФАС России в течении трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Не согласившись с содержанием предупреждения ООО «САХ» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании вышеназванного предупреждения управления (дело №А71-9264/2020), об исполнении предупреждения не сообщило.

Учитывая факт обжалования предупреждения управлением принятие решения было отложено до вступления в силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-9264/2020.

Решение по делу № А71-9264/2020 изготовлено в полном объеме 20.10.2020. Законность решения подтверждена арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанции.

Учитывая факт отсутствия сведений об исполнении предупреждения, признанного законным в судебном порядке антимонопольным органом проведена проверка исполнения последнего, в результате которой установлено, что требования в части внесения изменений в публичную оферту, опубликованную на сайте регионального оператора исполнено.

Вместе с тем, из содержания обращения Председателя Правления ТСЖ «Седельникова 148» (вх. №5450 от 18.08.2021; исх. б/н от 05.08.2021) установлено, что в части внесения изменений в договор №171-2019/ТКО от 24.01.2019 предупреждение не исполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Учитывая, что в действиях ООО «САХ» имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в части навязывания условий Договора), предупреждение о необходимости устранения причин и условий, способствовавших нарушению антимонопольного законодательства №ЕC01-17-06/4916 от 24.07.2020 исполнено не в полном объеме, имелись основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частями 6, 13-15 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 018/01/10-827/2021 к рассмотрению на 29 сентября 2021 года на 14 часов 30 минут (время местное) по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу ООО «Спецавтохозяйство» (426008, УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ИЖЕВСК ГОРОД, ПУШКИНСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 268, ЛИТЕР Б, ПОМЕЩЕНИЕ 19, ОГРН: 1121841000390, Дата присвоения ОГРН: 24.01.2012, ИНН: 1841023336).

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителей по делу:

- ТСЖ «Седельникова 144» (427970, Удмуртская Республика, город Сарапул, улица Седельникова, 144, ИНН 1838003876);

- ТСЖ «Седельникова 148» (427970, Удмуртская Республика, город Сарапул, улица Седельникова, 148, ИНН 1827020809).

Лица, участвующие в деле вправе представить документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 315, предварительно согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59.

 

 

Председатель Комиссии                                                               ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны