Решение б/н решение от 30 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №018/01/16-56/2024

о нарушении антимонопольного законодательства

 

28 мая 2024 года                                                                                                            г. Ижевск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 21 мая 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2024 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ***, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: ***, начальник отдела антимонопольного контроля; ***, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); ***, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; ***., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует); ***., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, кворум соблюден,

в присутствии:

***., принявшего участие в заседании Комиссии путем использования системы видеоконференцсвязи (после перерыва),

*** – представителя *** по доверенности (до и после перерыва),

***, *** – представителя ООО «Найди-Строй» по доверенности (до и после перерыва),

в отсутствие иных лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 018/01/16-56/2024, возбужденного в отношении бывшего Главы МО «Город Ижевск» ***, Администрации г. Ижевска, ***, группы лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступила информация Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике (исх.№201/2-12302940016002873-2023 от 18.12.2023; вх.№10095/23 ДСП от 26.12.2023) относительно согласованных действий между органом местного самоуправления в лице бывшего Главы МО «Город Ижевск» ***., Администрации г. Ижевска, ***, ***, ***, ООО «Найди-Строй».

Следственным управлением Следственного комитета России по Удмуртской Республике постановлением от 25.07.2023 возбуждено уголовное дело №12302940016002873 по обвинению бывшего Главы МО «Город Ижевск» *** в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 285 УК РФ.

По результатам рассмотрения указанных материалов, в связи с выявлением в действиях бывшего Главы МО «Город Ижевск» ***, Администрации г. Ижевска, ***, группы лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении последними антиконкурентного соглашения, целью которого являлось лоббирование интересов группы лиц: ***, ***, ООО «Найди-Строй» посредством необоснованного приведения вида разрешенного использования земельного участка (далее – ВРИ) в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 (далее – Классификатор) и предоставление земельного участка в аренду в обход конкурентных процедур, приказом Удмуртского УФАС России от 26.01.2024 №7/24 возбуждено дело №018/01/16-56/2024 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 12.02.2024 дело было назначено к рассмотрению на 11.03.2024. Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, проведения аналитического отчета состояния конкуренции на рассматриваемом рынке, а также для обеспечения права ответчика на личное участие в заседании Комиссии. Определением от 11.03.2024 рассмотрение дела было отложено и назначено на 04.04.2024. 04.04. 2024 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11.04.2024. 11.04.2024 Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, на которое поступили письменные пояснения и возражения от *** (от 29.04.2024), *** (от 30.04.2024) и его представителя *** (от 29.04.2024, 07.05.2024), *** (от 14.05.2024), ООО «Найди-Строй» (от 06.05.2024, 07.05.2024, 16.05.2024), а также устные возражения от ***, озвученные на заседании Комиссии 21.05.2024.

Определением от 11.04.2024 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела было отложено и назначено на 16.05.2024. 16.05.2024 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 21.05.2024.

21.05.2024, рассмотрев имеющиеся материалы и доказательства, проанализировав пояснения сторон, Комиссией установлены следующие имеющие значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.

19.10.2001 земельный участок с кадастровым номером 18:26:010405:0001 (г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта) площадью 138 045 кв. м. был предоставлен Администрацией г. Ижевска в аренду ОАО «Ижевский хлебомакаронный комбинат» сроком до 25.06.2020. ВРИ земельного участка – ведение подсобного хозяйства.

08.09.2003 между ОАО «Ижевский хлебомакаронный комбинат» и ОАО «Продторг» заключен договор о передаче последнему прав и обязанностей по договору аренды данного земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:0001 (г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта) площадью 138 045 кв. м. ВРИ земельного участка остался прежним – ведение подсобного хозяйства.

10.08.2004 между ОАО «Продторг» и ООО «Институт управления» заключен договор о передаче последнему прав и обязанностей по договору аренды данного земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:0001 (г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта) площадью 138 045 кв. м. ВРИ земельного участка остался прежним – ведение подсобного хозяйства.

03.03.2008 между ООО «Институт управления» и *** заключен договор о передаче последнему прав и обязанностей по договору аренды данного земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:0001 (г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта) площадью 138 045 кв. м. ВРИ земельного участка остался прежним – ведение подсобного хозяйства.

22.01.2013 между Администрацией г. Ижевска и *** заключено соглашение о внесении изменений в указанный договор аренды земельного участка, в соответствии с которым в аренду предоставлен участок площадью 135 931 кв. м. (меньшей площадью, чем был предоставлен ранее, в связи с разделом ранее учтенного земельного участка и образованием нового многоконтурного земельного участка) с кадастровым номером 18:26:010405:544 по тому же адресу для ведения подсобного хозяйства.

06.03.2014 Администрацией издано постановление №196 о предоставлении *** в аренду земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:544 и 18:26:010405:573 площадью 122 359 кв. м. для ведения подсобного хозяйства, в соответствии с п. 5.1 которого использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 8.8 КоАП РФ.

12.03.2014 между Администрацией г. Ижевска и *** заключено соглашение о внесении изменений в указанный договор аренды земельного участка, в соответствии с которым в аренду предоставлен участок площадью 122 359 кв. м. с кадастровым номером 18:26:010405:573 по тому же адресу для ведения подсобного хозяйства.

24.10.2014 Администрацией г. Ижевска *** выдано разрешение на строительство жилого дома сезонного проживания, на основании которого был построен и зарегистрирован 23.12.2014 жилой дом сезонного проживания.

Кроме того, на указанном земельном участке в 2015 году находились следующие объекты недвижимости:

-           Здание, назначение: нежилое здание, площадь 124,5 кв. м, количество этажей:       1, кадастровый номер: 18:26:010405:600,     г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта в Октябрьском районе (дата регистрации права - 24.02.2015);

-           Сооружение, назначение: иные сооружения производственного назначения,          кадастровый номер: 18:26:010405:602, г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта в Октябрьском районе (дата регистрации права - 24.02.2015);

-           Сооружение, назначение: иные сооружения производственного назначения,          кадастровый номер: 18:26:010405:601, г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта в Октябрьском районе (дата регистрации права - 24.02.2015).

До даты истечения срока действия Договора аренды, т.е. до 25.06.2016, на земельном участке были возведены 39 объектов незавершенного строительства.

В связи с истечением срока действия Договора аренды 25.06.2016, 23.06.2016 *** обратился в Администрацию г. Ижевска в целях заключения нового договора аренды земельного участка сроком на 49 лет без проведения торгов. В качестве обоснования заявитель сослался на п.п. 32 п. 2 ст. 39.6, п.п. 1 п. 4 ст. 39.6, п.п. 11, 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ.

Администрацией г. Ижевска отказано в заключении договора аренды на новый срок (уведомление от 14.07.2016 №01-09-ОА/3628). В частности, отказ обусловлен в том числе отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности на расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты незавершенного строительства, ввиду чего установить их правовой статус, равно как и определить их функциональное назначение, не представляется возможным.  

Данный отказ обжалован в Октябрьский районный суд г. Ижевска, Верховный суд УР (дело № 2-7655/2016, 33-1834/2017). Судами обеих инстанций исковые требования *** оставлены без удовлетворения.

Вышеуказанными решениями судов, вступившими в законную силу, установлено, что право собственности на объекты незавершенного строительства как на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 18:26:010405:573 по адресу: г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, за истцом *** в установленном законом порядке не зарегистрировано; разрешение на строительство этих объектов не получено; установить характер возводимых истцом объектов и, соответственно, проверить законность возведения истцом этих объектов в целях решения вопроса о признании за истцом права собственности на них не представляется возможным, поскольку невозможно установить, были ли возведены объекты незавершенного строительства в целях использования предоставленного ранее в аренду земельного участка (как объекты вспомогательного назначения для хозяйственно-бытовых нужд в целях ведения подсобного хозяйства), либо в иных целях (например, строительства домов), что не предусмотрено ранее заключенным договором аренды.

Кроме того, вступившими в законную силу решениями судов установлено, что в силу п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, при этом в рассматриваемом случае основания для предоставления истцу земельного участка без торгов отсутствуют. Также указанными решениями судов установлено, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка установленному для него градостроительному регламенту не соответствует.

Решением Администрации г. Ижевска от 01.03.2017 №11 действие договора аренды, заключенного с ***, прекращено с 13.03.2017.

Решением Городской думы г. Ижевска от 18.10.2018 № 603 *** избран Главой муниципального образования «Город Ижевск».

Постановлением Главы муниципального образования «Город Ижевск» от 19.10.2018 № 342 *** приступил к исполнению обязанностей в должности Главы муниципального образования «Город Ижевск» с 19.10.2018.

20.07.2020 *** обратился в Администрацию г. Ижевска с заявлением о предоставлении данного земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 в аренду с целью завершения строительства вышеуказанных объектов незавершенного строительства.

При этом *** с момента окончания срока действия договора аренды, а именно в период с 2017 до 2020 года не обращался в Администрацию г. Ижевска для предоставления данного земельного участка для завершения строительства объектов, несмотря на фактическое его использование на протяжении всего периода времени (комплексная застройка жилых домов).

30.07.2020 Администрация г. Ижевска заключила с *** договор аренды земельного участка площадью 122 359 кв. м с кадастровым номером 18:26:010405:573 по адресу: г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, ВРИ – для ведения подсобного хозяйства. Цель предоставления земельного участка - для завершения строительства объектов недвижимости. Срок договора - до 20.07.2023. Стоимость арендной платы по договору составила 1013,13 руб. в год. Указанный договор №6865 подписан лично ***, после чего зарегистрирован Управлением Росреестра по УР 21.08.2020.

22.09.2020  *** обратился в Администрацию г. Ижевска с заявлением о приведении ВРИ земельного участка «ведение подсобного хозяйства» в соответствие с Классификатором, определив его как «ведение садоводства» (код 13.2).

02.12.2020 постановлением №1852 Администрации г. Ижевска по результатам рассмотрения заявления *** вид разрешенного использования земельного участка был установлен как «ведение садоводства (код 13.2)». Постановление Администрации г. Ижевска от 02.12.2020 №1852 об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта (далее – Постановление №1852), подписано *** лично.

23.10.2020 *** на основании договора купли-продажи недвижимого имущества продал ***, 1936 года рождения, в собственность расположенное на земельном участке с кадастровым номером 18:26:010405:573 по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта недвижимое имущество и 50 объектов незавершенного строительства.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в рассматриваемый период времени *** являлся директором ООО «Найди-Иж» (по 29.07.2021), как следствие, входил в группу лиц с ООО «Найди-Иж» на основании п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо).

Учредителем ООО «Найди-Иж» в рассматриваемый период являлась *** с долей 100%, как следствие, входит в группу лиц с ООО «Найди-Иж» на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Следовательно, *** и ***, входившие в группу лиц с ООО «Найди-Иж», составляли группу лиц на основании п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом).

*** также является учредителем ООО «Найди-Строй» с долей 100%, как следствие, входит в группу лиц с ООО «Найди-Строй» на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, ***, входящий в группу лиц с ***, и ООО «Найди-Строй» составляли группу лиц на основании п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку).

*** и *** (мать ***) входят в группу лиц на основании п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры).

*** является индивидуальным предпринимателем с 04.06.1999 по настоящее время.

Таким образом, ***, *** и ООО «Найди-Строй» на момент рассматриваемых событий составляли группу лиц, ввиду чего доводы *** и его представителя *** об отсутствии группы лиц необоснованны.

23.11.2020 между *** и ***, 1936 года рождения, являющейся матерью ***, заключен договор переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды данного земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573. ВРИ остался прежним – ведение подсобного хозяйства. Плата за переуступку по настоящему договору не начисляется. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по УР 16.02.2021. Заключение указанного договора согласовано Администрацией г. Ижевска, о чем свидетельствует отметка согласования на самом договоре.

При этом еще до заключения договора аренды №6865 с ***, до передачи земельного участка *** , понимая, что без поддержки Главы муниципального образования «Город Ижевск» ***, как высшего должностного лица органа местного самоуправления, не решить вопрос с получением возможности использования вышеуказанного земельного участка для строительства коттеджного поселка, обратился к последнему с предложением о заключении с *** договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 на 3 года без проведения торгов в целях изменения вида разрешенного использования и дальнейшего использования данного земельного участка в предпринимательской деятельности для строительства элитного коттеджного поселка и последующей продажи жилых домов с земельными участками в нем в целях извлечения прибыли.

Следует отметить, что формулировка п. 1 Постановления №1852 содержала неполную расшифровку кода 13.2 Классификатора, не предусматривающую возможности строительства жилых домов, что препятствовало дальнейшей коммерческой деятельности ***, группы лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» на данном земельном участке, в результате чего 23.12.2020 в Администрацию г. Ижевска поступило повторное заявление *** об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта – «ведение подсобного хозяйства» и видом разрешенного использования земельного участка, установленным Классификатором: «сельскохозяйственное использование (код по классификатору 1.0)», «ведение садоводства (код 13.2)», и отмене ранее принятого Постановления № 1852.

19.01.2021 *** лично подписал постановление Администрации г. Ижевска №60 об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, - «сельскохозяйственное использование (код по классификатору 1.0)», «ведение садоводства (код 13.2)» (далее – постановление №60).

02.04.2021 между *** и ООО «Найди-Строй» заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 в связи с продажей 50 объектов незавершенного строительства ООО «Найди-Строй», который подписан *** 28.05.2021. Цель предоставления земельного участка – для завершения строительства объектов недвижимости. Размер арендной платы составляет 3 млн. руб. в год. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 17.06.2021.

Таким образом, годовая стоимость аренды земельного участка по договору, заключенному с ***, составила 1013,13 руб./год, соответственно, по договору переуступки прав аренды, заключенному с ***, плата также составляла 1013,13 руб./год. При этом по договору субаренды земельного участка, заключенному с ООО «Найди-Строй», арендная плата составила 3 млн. руб./год. Указанное свидетельствует об извлечении *** финансовой выгоды от сдачи земельного участка в субаренду и, как следствие, о направленности действий последней на осуществление предпринимательской деятельности от получения указанного земельного участка в аренду.

Совокупность изложенных последовательных действий свидетельствует о направленности последних и фактической реализации цели – предоставления земельного участка для ведения предпринимательской деятельности – под комплексную застройку коттеджного поселка «Найди» застройщиком ООО «Найди-Строй» в целях извлечения последним финансовой выгоды, что установлено из следующего.

Реализуя антиконкурентное соглашение, Глава муниципального образования «Город Ижевск» ***, осознавая незаконность заключения с *** договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 на 3 года без проведения торгов, как противоречащего требованиям п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 137), подписал заключение договора аренды №6865.

В соответствии с вышеприведенной правовой нормой в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем после прекращения с 13.03.2017 действия договора аренды *** не являлся правообладателем указанного земельного участка и не мог использовать его в коммерческой деятельности. Кроме того, *** не являлся собственником расположенных на земельном участке объектов незавершенного строительства и в отсутствие разрешения на строительство не мог зарегистрировать право собственности на указанные объекты незавершенного строительства.

Таким образом, в результате достигнутого соглашения с Администрацией г. Ижевска, ***, *** стал правообладателем земельного участка площадью 122 359 кв. м., расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, с кадастровым номером 18:26:010405:573, и с этого времени приобрел право подать заявление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с п. 13 ст. 34 ФЗ № 171 в целях получения в обход конкурсных процедур преимущественного права строительства жилых домов на арендуемом у муниципального образования «Город Ижевск» вышеуказанном земельном участке, регистрации на них права собственности, дальнейшего формирования и выкупа находящихся в нем земельных участков и, таким образом, последующего создания возможности для строительства коттеджного поселка с извлечением прибыли от продажи домов с земельными участками.

При этом Комиссия не отмечает, что именно *** осуществлял строительство самого коттеджного поселка и извлекал прибыль от его строительства, действия *** были направлены в том числе на создание возможности и законных оснований для строительства коттеджного поселка другими лицами, ввиду чего доводы *** о том, что фактически им самим не принималось участие в строительстве, не имеют правового значения.

В период с 22.09.2020 по 02.12.2020 ***, осознавая невозможность установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта - ведение подсобного хозяйства - и видом разрешенного использования земельного участка, установленным Классификатором - ведение садоводства, действуя в интересах ***, группы лиц в составе: ***, *** и ООО «Найди-Строй», в целях предоставления застройщику возможности строительства жилых домов на арендуемом у МО «Город Ижевск» вышеуказанном земельном участке, как вышестоящий руководитель дал незаконные указания подчиненным сотрудникам Администрации г. Ижевска, в результате чего обеспечил согласование последними и подчиненными им сотрудниками постановления об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта.

В частности, дача незаконных указаний со стороны *** подтверждается протоколами допросов ***.

Первоначально рассматриваемый земельный участок был предоставлен в аренду для ведения подсобного хозяйства, что установлено из вышеперечисленных договоров аренды. Также согласно публичной кадастровой карте, размещенной в сети «Интернет», назначение земельного участка – «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение подсобного хозяйства».

Согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 171-ФЗ) по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Классификатор определяет виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления в силу указанного приказа. При приведении ВРИ в соответствие с Классификатором устанавливается наиболее близкий по смыслу ВРИ из Классификатора, синхронизирующий ВРИ, ранее указанный в предыдущих (первоначальных) документах (в данном случае в договорах аренды).

В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития РФ от 13.12.2018 №Д23и-6661 при принятии решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору не изменяется вид разрешенного использования земельного участка, при этом из Классификатора выбирается вид разрешенного использования земельного участка, описание которого максимально соответствует "исходному" виду разрешенного использования земельного участка.

Приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором не является изменением вида разрешенного использования земельного участка, и, следовательно, обусловленные этим изменения могут быть внесены в договор аренды.

Как указано ранее, постановлением №60 установлены ВРИ – код 1.0 «ведение сельского хозяйства», код 13.2 «ведение садоводства».

Пунктом 1 Классификатора (Код 1.0), действовавшего на момент рассматриваемых событий, предусмотрен ВРИ – «ведение сельского хозяйства». Содержание данного ВРИ включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Кодом 1.16 Классификатора, действовавшего на момент рассматриваемых событий, предусмотрен ВРИ – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», предполагающий производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Таким образом, код 1.0 Классификатора «ведение сельского хозяйства» предусматривает размещение зданий и сооружений исключительно со специальной целью – для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Расширительному толкованию содержание данного кода Классификатора не подлежит.

ВРИ «ведение сельского хозяйства» включает в себя в том числе ВРИ с кодом 1.5 «садоводство», то есть осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Постановлением №60 установлен ВРИ с кодом 13.2 «ведение садоводства», содержание которого предполагает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Кодом 2.1 «для индивидуального жилищного строительства», входящим в код 2.0 «жилая застройка», предусмотрено размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Вместе с тем установленный Администрацией г. Ижевска код 13.2 «ведение садоводства» подразумевает возможность строительства садового/жилого дома со специальной целью – для собственных нужд.

Кроме того, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ федерального классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия ему. Как установлено ранее, разрешенное использование земельного участка – ведение подсобного хозяйства.

При установлении соответствия ВРИ земельного участка Классификатору этот вид не изменяется. Уполномоченные органы лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего ВРИ, не предусмотренного в Классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу. То есть прежний ВРИ не изменяется, но уточняется. При этом установление соответствия ВРИ Классификатору не должно повлечь изменение функционального назначения такого участка.

Как установлено ранее, на момент окончания действия договора аренды с *** в 2016 году, на земельном участке располагалось 39 объектов незавершенного строительства, а в 2020 году – 50 объектов незавершенного строительства, что исключает использование последних для собственных нужд арендатора, как то предполагалось по установленному коду 13.2 «ведение садоводства», поскольку последние были построены в целях дальнейшей реализации населению и извлечения прибыли, то есть для ведения предпринимательской деятельности.

Об этом свидетельствует строительство на данном земельном участке из объектов незавершенного строительства коттеджного поселка «Найди».

О начале строительства коттеджей Администрации г. Ижевска было известно еще до приведения ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором, о чем свидетельствует факт постановки 50 объектов незавершенного строительства на кадастровый учет, а также письменные пояснения *** (вх.№2604/24 от 04.04.2024) относительно неосуществления продажи земельного участка на торгах в связи с нахождением на нем данных объектов недвижимости, полной застройкой всей территории участка. Указанное опровергает доводы представителя *** о том, что намерение о строительстве на данном земельном участке коттеджного поселка возникло уже после приведения ВРИ в соответствие с Классификатором.

Таким образом, Администрации г.Ижевска было известно об использовании земельного участка в противоречие с видом разрешенного использования. Незаконное использование земельного участка должно порождать со стороны собственника участка расторжение договора аренды и понуждение арендодателя к восстановлению земельного участка. Однако таких мер Администрацией принято не было.

В целях легализации возведения на земельном участке коттеджей в коммерческих целях, а не для личных нужд, необходима была процедура изменения ВРИ на тот вид по Классификатору, который позволяет осуществлять жилую застройку, в частности, индивидуальное жилищное строительство, то есть изменить ВРИ на категорию 2.0 – «жилая застройка», код 2.1 «для индивидуального жилищного строительства».

Вместе с тем Администрацией осуществлено установление ВРИ по тому коду Классификатора, который предусматривает строительство домов только для собственных нужд.

Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).

Исходя из вышеизложенного, Администрация г. Ижевска не привела ВРИ в соответствие с Классификатором, а по сути изменила его для придания мнимой законности начавшегося строительства коттеджного поселка, не осуществляла должный контроль за фактическим использованием земельного участка, которое не соответствовало цели передачи участка по договору аренды, не предпринимала никаких мер по освобождению земельного участка от объектов незавершенного строительства, о которых располагала сведениями, не обращалась в суд в целях продажи последних на торгах на основании пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ.

Указанное бездействие Администрации г. Ижевска свидетельствует о необоснованности доводов ООО «Найди-Строй», ***, *** об отсутствии возможного влияния рассматриваемых действий на состояние конкуренции, так как в данном случае возможно было продать объекты незавершенного строительства, расположенные на земельном участке, с публичных торгов, изъять их в судебном порядке, освободить земельный участок от обременений и провести конкурентные процедуры по его передаче иным хозяйствующим субъектам, обеспечив тем самым принципы конкуренции и недискриминационного доступа к муниципальному земельному участку.

Будучи осведомленной о строительстве коттеджного поселка на земельном участке, предоставленном в аренду с целью строительства жилого садового дома для личных нужд, фактически Администрация г. Ижевска бездействовала и попустительствовала в целях лоббирования интересов группы лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй», для продолжения застройки коттеджного поселка в обход передачи земельного участка на конкурентных процедурах под индивидуальное жилищное строительство на конкурентном рынке.

Таким образом, вопреки доводам участвующих в деле лиц, незаконность предоставления *** земельного участка в аренду в 2020 году основана не на позиции Октябрьского районного суда г. Ижевска, Верховного суд УР (дело № 2-7655/2016, 33-1834/2017), а исходя из намеренного отсутствия контроля за нецелевым использованием земельного участка со стороны Администрации г. Ижевска, бездействия и попустительства последней для продолжения застройки на данном земельном участке коттеджного поселка в обход передачи земельного участка на конкурентных процедурах.

По общему правилу ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение ВРИ земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

В соответствии с письмом ФАС России от 17.11.2022 N СП/104305/22 «О действиях органа власти при изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, который был предоставлен арендатору без проведения торгов на законных основаниях» действующее законодательство не содержит запрет на изменение ВРИ земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, который был предоставлен арендатору без проведения торгов на законных основаниях.

Вместе с тем при решении вопроса о возможности изменения ВРИ земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.

Поскольку земельный участок был предоставлен арендатору с определенными целями использования – для ведения подсобного хозяйства, изменение существующего ВРИ без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо.

Следовательно, при изменении существующего ВРИ земельного участка, переданного в аренду, должны соблюдаться особенности передачи такого участка исходя из нового ВРИ.

Новый ВРИ согласно постановлению Администрации г. Ижевска №60 – сельскохозяйственное использование, ведение садоводства.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется передача земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд и т.д.

Таким образом, ЗК РФ предусматривает возможность передачи земельного участка в аренду без проведения торгов, если участок предоставлен гражданину для ведения садоводства исключительно для собственных нужд.

В случае использования земельного участка не для собственных нужд, данное исключение не подлежит применению и проводится конкурентная процедура.

Изменение ВРИ земельного участка, даже произведенное с соблюдением законных механизмов и градостроительных регламентов, не может подменять собой предусмотренный законом определенный порядок предоставления земельных участков, о чем прямо указано в вышеупомянутом письме ФАС России.

Изменение ВРИ земельного участка, по сути, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе процедуры аукциона, в целях дальнейшего предоставления участка ООО «Найди-Строй» для завершения строительства коттеджного поселка.

Незаконность изменения ВРИ в обход процедуры установления нового ВРИ и проведения конкурентных торгов в пользу ООО «Найди-Строй» подтверждается: показаниями допрошенных в качестве свидетелей сотрудников Администрации г. Ижевска ***, ответом Росреестра от 24.08.2023 №11-7753-АБ/23, согласно которым разрешенное использование «ведение подсобного хозяйства» не соответствует установленным Классификатором видам разрешенного использования земельного участка: «Сельскохозяйственное использование (код по классификатору 1.0)», «Ведение садоводства (код 13.2)», а также решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 20.12.2016 и Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским судам Верховного суда УР от 17.04.2017 по делу № 33-1834/2017 в части установления того, что основания для продолжения арендных отношений по использованию земельного участка под принадлежащими *** объектами недвижимости с таким видом разрешенного использования как «ведение подсобного хозяйства» отсутствуют, так как земельный участок предоставляется для иных целей. Также указанными решениями судов установлено, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка установленному для него градостроительному регламенту не соответствует.

Из ответа Росреестра от 24.08.2023 №11-7753-АБ/23 установлено, что изначально земельный участок предоставлялся для целей, не связанных со строительством. Вместе с тем ВРИ земельного участка был определен по коду 13.2 Классификатора «ведение садоводства», который предусматривает возможность строительства садового и жилого дома, а также хозяйственных построек на основании Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».

В связи с изложенным, по мнению Росреестра, такой ВРИ не может с точки зрения правового режима соответствовать ВРИ «подсобное хозяйство», который ранее не предусматривал возможности строительства.

При этом положения статьи 34 171-ФЗ не содержат указания на то, что при приведении ВРИ в соответствие с Классификатором должна учитываться территориальная зона, установленная правилами землепользования и застройки, ввиду чего необоснованны доводы ООО «Найди-Строй» о правомерности установления ВРИ в соответствие с проектом планировки территории.

Росреестром обращено внимание, что при принятии решения об установлении соответствия ВРИ Классификатору не изменяется ВРИ, из Классификатора выбирается ВРИ, описание которого соответствует исходному ВРИ, поскольку в ином случае подменяется процедура изменения ВРИ, что, в частности, подтверждается судебной практикой (определение ВС РФ от 20.08.2019 №305-КГ18-12282).

В частности, из протокола допроса свидетеля *** (начальник Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска) от 25.07.2023 установлено, что в результате принятия постановления №1852 «на земельном участке, изначально предоставленном для ведения подсобного хозяйства, не предусматривающего строительство жилых домов, появлялась возможность строительства таких жилых домов», «по сути *** и *** своими действиями не приводят ВРИ в соответствие с Классификатором, а изменяют ВРИ, что является недопустимым при действующем договоре аренды земельного участка для завершения строительства, а по своей сути делается для обхода процедуры торгов, так как в случае установления ВРИ органом местного самоуправления и выставления на аукцион земельного участка большей площади, ВРИ которого позволяет строить жилые дома, число желающих получить данный земельный участок в аренду значительно возрастет, что делается в интересах застройщика, но явно противоречит интересам МО «Город Ижевск».

«В итоге, под давлением ***, как своего непосредственного руководителя, несмотря на свои возражения, 30.12.2020 я согласовала проект постановления Администрации г. Ижевска об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, о чем в тот же день в мессенджере «WhatsApp» написала ***. При этом в итоговом варианте данное постановление стало называться «Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта», и в него добавился новый пункт об отмене постановления Администрации города Ижевска от 02.12.2020 №1852».

«В результате указанных действий ***, приведших к изменению ВРИ на ранее арендованном *** земельном участке без законных на то оснований, в дальнейшем с сентября 2021 года началось строительство жилых домов, их регистрация, раздел (размежевание) и выкуп земельных участков, и как следствие появление коттеджного поселка «Найди». Также мне известно, что в 2022 году *** приобрел дом с земельным участком в данном коттеджном поселке.

«Подписанным *** постановлением Администрации г. Ижевска №60 об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, фактически произведено изменение ВРИ в отношении ранее предоставленного в аренду земельного участка, что является недопустимым при действующем договоре аренды земельного участка для завершения строительства…».

«Фактически в данном случае произведена подмена процедуры установления ВРИ процедурой приведения ВРИ в соответствие с Классификатором».

Из протокола допроса свидетеля *** (заместитель начальника Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска) от 11.10.2023 установлено, что «по сути *** и *** своими действиями не приводят ВРИ в соответствие с Классификатором, а изменяют ВРИ, что является недопустимым при действующем договоре аренды земельного участка для завершения строительства, а по своей сути делается для обхода процедуры торгов, так как в случае установления ВРИ органом местного самоуправления и выставления на аукцион земельного участка большей площади, ВРИ которого позволяет строить жилые дома, число желающих получить данный земельный участок в аренду значительно возрастет, что делается в интересах застройщика, но явно противоречит интересам МО «Город Ижевск».

«В итоге, несмотря на имевшиеся у меня возражения, о чем я неоднократно говорила ***, а она, в свою очередь, насколько мне известно, докладывала об этом ***, 29.12.2020 я согласовала проект постановления Администрации г. Ижевска об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, о чем в тот же день в мессенджере «WhatsApp» написала ***. При этом в итоговом варианте данное постановление стало называться «Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта», и в него добавился новый пункт об отмене постановления Администрации города Ижевска от 02.12.2020 №1852».

Позиция *** синхронизируется с показаниями ***.

Из протокола допроса свидетеля *** (преподаватель ФГБОУ ВО «УдГУ») от 19.10.2023 установлено, что «на проект данного постановления я подготовил отзыв на основании того, что в тексте проекта постановления происходит не приведение ВРИ в соответствие с Классификатором, а изменение ВРИ, что является недопустимым при действующем договоре аренды земельного участка для завершения строительства, а по своей сути делается для обхода процедуры торгов, создает необоснованные, незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых *** будет поставлен в неравные, более выгодные условия, нежели другие хозяйствующие субъекты».

Позиция *** синхронизируется с показаниями *** и ***.

Иные показания лиц, допрошенных в качестве свидетелей, подтверждают незаконность приведения ВРИ в соответствие с Классификатором в рассматриваемом случае.

При этом Комиссия обращает внимание на то, что показания свидетелей, представленные в рамках рассмотрения уголовного дела и переданные антимонопольному органу для рассмотрения в пределах своей компетенции могут использоваться последним при доказывании в качестве самостоятельных доказательств и быть положены в систему доказывания ограничивающего конкуренцию соглашения.

Исходя из ч. 1 ст. 45.1 Закона о конкуренции доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

Перечень доказательств является открытым, и к их числу относятся письменные доказательства, вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

По этому поводу Верховный Суд РФ высказался и допустил использование материалов (копий материалов) уголовных дел в качестве доказательств по делам об ограничивающих конкуренцию соглашениях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновности/невиновности лица в совершении преступления (абз. 9 п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС РФ от 16.03.2016).

Судебная практика арбитражных судов свидетельствует о допустимости использования антимонопольными органами и судами в качестве доказательств по делу материалов оперативно-разыскной деятельности, полученных от органов следствия (см., например: Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2016 г. № 303-ЭС16-1300, Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 декабря 2015 г. № Ф03-4799/2015 и Пятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2015 г. № 05АП-4117/2015 по делу № А51-23833/2013, Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2017 г. № Ф02-2333/2017 по делу № А74-12668/2016, Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2015 г. № Ф05-14994/2015 по делу № А40-143894/14, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2016 г. № Ф07-7485/2016 по делу № А66-10484/2015, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2017 г. № Ф02-2333/2017 и Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2017 г. по делу № А74-12668/2016, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2018 г. № Ф02-7722/2017, Ф02-7780/2017 и Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2017 г. по делу № А74-16856/2016, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2015 г. № Ф03-5377/2015 и Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2015 г. № 05АП-4984/2015 по делу № А51-15659/2014.

Таким образом, является правомерным использование антимонопольным органом материалов уголовного дела, учитывая наличие заключенного между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой Соглашения от 3 октября 2013 г. № 208-796-12/09-45 о взаимодействии.

С учетом изложенного, учитывая, что представленные документы по уголовному делу содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, Комиссия имела все основания принять их в качестве доказательств по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Достигнутое между бывшим Главой МО «Город Ижевск» ***, Администрацией г. Ижевска, ***, группой лиц ***, ***, ООО «Найди-Строй» соглашение свидетельствует о направленности договоренностей последних на предоставление земельного участка ООО «Найди-Строй» в обход конкурентных процедур для завершения строительства Обществом коттеджного поселка и получения финансовой выгоды посредством незаконной подмены процедуры установления (изменения) ВРИ земельного участка процедурой приведения ВРИ в соответствие с Классификатором.

Указанное соглашение повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выраженное в причинении ущерба МО «Город Ижевск» в виде незаконного изменения вида разрешенного использования, и, как следствие, незаконного отчуждения из муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 площадью 122 359 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, нарушения прав и законных интересов иных лиц и организаций, которые могли претендовать на приобретение вышеуказанных земельных участков в результате конкурентных процедур.

Согласно статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Совокупность изложенного свидетельствует о заключении между бывшим Главой МО «Город Ижевск» ***, Администрацией г. Ижевска, ***, группой лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на предоставление земельного участка ООО «Найди-Строй» в преимущественном порядке в обход процедуры проведения торгов, без наличия на то оснований, путем необоснованного приведении ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором в целях придания законности начатому строительству коттеджей и предоставления возможности названной выше группе лиц завершения строительства и извлечения финансовой выгоды.

В результате подписания *** постановления Администрации г. Ижевска №60 об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, фактически произведено изменение ВРИ в отношении ранее предоставленного для ведения подсобного хозяйства в аренду земельного участка, что является недопустимым в рамках действующего договора аренды земельного участка для завершения строительства, и совершено для обхода процедуры торгов, так как в случае установления ВРИ органом местного самоуправления и выставления на аукцион земельного участка, ВРИ которого позволяет строить жилые дома, число желающих получить данный земельный участок в аренду значительно возрастет, так же как и вырастет его кадастровая стоимость.

Из аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке индивидуального жилищного строительства (комплексного строительства коттеджей) в границах МО «Город Ижевск» за период с 2020 г. до 26.01.2024 установлено, что в рассматриваемый период на рынке индивидуального жилищного строительства в г. Ижевске (в частности, комплексного строительства коттеджей) осуществляли деятельность следующие организации – строительные застройщики:

•          ООО «Дело в доме»;

•          ООО «СтройРесурс»;

•          ООО «Горизонт»;

•          ООО «МилДом»;

•          ООО «СНиП-Строй»;

•          ООО «Дачное строительство»;

•          ООО «Терем»;

•          ООО «ИжЭкоСтрой»;

•          ООО «Ваша дача»;

•          ООО «Крепкий дом»;

•          ООО «СтройДом»;

•          ООО «Крона»;

•          ООО «Ханский дом»;

•          ООО ДСК «Экопан»;

•          ООО «Таймас-Групп»;

•          ООО «ЭкоДом за Миллион»;

•          ООО «Свой Дом»;

•          ООО «Комос-строй»;

•          ООО «Зеон-недвижимость»

и иные организации-застройщики. Как следует из приведенного перечня организаций индивидуального жилищного строительства, анализируемый рынок является высококонкурентным.

На строительство индивидуальных жилых домов (9 км Якшур-Бодьинскоо тракта, г. Ижевск) в коммерческих целях и, как следствие, на получение в аренду земельного участка из муниципальной собственности  могло претендовать несколько строительных застройщиков.

Вместе с тем при предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в коммерческих целях без проведения аукциона иные участники рынка – строительные застройщики лишены доступа к муниципальному ресурсу (земельному участку), к возможности осуществления предпринимательской деятельности на данном участке, как то было реализовано в преимущественном порядке в отношении застройщика ООО «Найди-Строй».

Реализация (достижение цели) ограничивающего конкуренцию соглашения в виде извлечения финансовой выгоды подтверждается:

- строительством и регистрацией коттеджного поселка «Найди». С целью управления коттеджным поселком на арендуемом у муниципального образования «Город Ижевск» земельном участке с кадастровым номером 18:26:010405:573, 13.12.2021 в Управлении Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике зарегистрировано товарищество собственников недвижимости «Клубный поселок «Найди» (ИНН 1831204189, далее по тексту – ТСН «Клубный поселок «Найди»), основным и дополнительными видами деятельности которого являются: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным прочим нежилым недвижимым имуществом, деятельность по комплексному обслуживанию помещений, подметание улиц и уборка снега, деятельность по благоустройству ландшафта. Председателем правления ТСН «Клубный поселок «Найди» в период с 13.12.2021 до 06.09.2023 являлась ***.

- предоставленными договорами купли-продажи земельных участков с жилыми домами в КП «Найди», заключенными между ООО «Найди-Строй» и покупателями (физическими лицами). Так, например, заключены договоры купли-продажи от 23.12.2022, 09.06.2022, 10.08.2022, 28.09.2022 и другие.

Вышеперечисленные договоры купли-продажи земельных участков с находящимися на них коттеджами заключены на основании договоров купли-продажи (купчая) земельных участков, что указано в самих договорах. Так, в период с 26.10.2021 по 21.04.2023 между Администрацией г. Ижевска и ООО «Найди-Строй» заключен 51 договор купли-продажи (купчая) земельного участка, согласно которым ООО «Найди-Строй» приобретен в собственность 51 земельный участок, образованные путем раздела из арендуемого у муниципального образования «Город Ижевск» земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Октябрьский район, 9 км Якшур-Бодьинского тракта, с кадастровыми номерами:

- 18:26:010405:937 площадью 961 кв. м.;

- 18:26:010405:938 площадью 1417 кв. м.;

- 18:26:010405:940 площадью 896 кв. м.;

- 18:26:010405:941 площадью 770 кв. м.;

- 18:26:010405:942 площадью 938 кв. м.;

- 18:26:010405:943 площадью 1071 кв. м.;

- 18:26:010405:944 площадью 1003 кв. м.;

- 18:26:010405:945 площадью 800 кв. м.;

- 18:26:010405:946 площадью 800 кв. м.;

- 18:26:010405:947 площадью 813 кв. м.;

- 18:26:010405:948 площадью 1000 кв. м.;

- 18:26:010405:949 площадью 1500 кв. м.;

- 18:26:010405:965 площадью 831 кв. м.;

- 18:26:010405:966 площадью 980 кв. м.;

- 18:26:010405:967 площадью 1230 кв. м.;

- 18:26:010405:970 площадью 1000 кв. м.;

- 18:26:010405:971 площадью 871 кв. м.;

- 18:26:010405:972 площадью 1087 кв. м.;

- 18:26:010405:968 площадью 1280 кв. м.;

- 18:26:010405:969 площадью 1425 кв. м.;

- 18:26:010405:1000 площадью 983 кв. м.;

- 18:26:010405:1017 площадью 1176 кв. м.;

- 18:26:010405:1024 площадью 1387 кв. м.;

- 18:26:010405:1022 площадью 969 кв. м.;

- 18:26:010405:1023 площадью 1173 кв. м.;

- 18:26:010405:1021 площадью 932 кв. м.;

- 18:26:010405:1020 площадью 963 кв. м.;

- 18:26:010405:1019 площадью 1048 кв. м.;

- 18:26:010405:1025 площадью 1500 кв. м.;

- 18:26:010405:1018 площадью 1500 кв. м.;

- 18:26:010405:1030 площадью 1150 кв. м.;

- 18:26:010405:1031 площадью 965 кв. м.;

- 18:26:010405:1033 площадью 1235 кв. м.;

- 18:26:010405:1035 площадью 1100 кв. м.;

- 18:26:010405:1036 площадью 1119 кв. м.;

- 18:26:010405:1038 площадью 1030 кв. м.;

- 18:26:010405:1032 площадью 1015 кв. м.;

- 18:26:010405:1034 площадью 1134 кв. м.;

- 18:26:010405:1327 площадью 1496 кв. м.;

- 18:26:010405:1037 площадью 1304 кв. м.;

- 18:26:010405:1409 площадью 1473 кв. м.;

- 18:26:010405:1408 площадью 1482 кв. м.;

- 18:26:010405:1407 площадью 1479 кв. м.;

- 18:26:010405:1406 площадью 1441 кв. м.;

- 18:26:010405:1405 площадью 1001 кв. м.;

- 18:26:010405:1404 площадью 1003 кв. м.;

- 18:26:010405:1403 площадью 1012 кв. м.;

- 18:26:010405:1402 площадью 1164 кв. м.;

- 18:26:010405:1401 площадью 1246 кв. м.;

- 18:26:010405:1400 площадью 1239 кв. м.;

- 18:26:010405:1412 площадью 1035 кв. м.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что группа лиц в составе: ***, *** и застройщик ООО «Найди-Строй» в обход конкурентной процедуры передачи земельного участка на аукционе получила право пользования данным участком в приоритетном порядке в предпринимательской деятельности, что позволило использовать последний в целях индивидуального жилищного строительства (комплексной застройки коттеджей), последующей их реализации и получения имущественной выгоды, что указывает на признаки ограничения конкуренции (возможности ограничения конкуренции) на рынке индивидуального жилищного строительства (комплексной застройки коттеджей) в г. Ижевске в рассматриваемый период времени.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 24 Устава МО «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16 июня 2005 г. № 333, структуру органов местного самоуправления городского округа составляет в том числе Глава МО «Город Ижевск». Глава МО «Город Ижевск» наделен настоящим Уставом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Глава МО «Город Ижевск», равно как Администрация г. Ижевска, являются субъектами, на которых распространяются запреты статьи 16 Закона о защите конкуренции.

*** в данной ситуации совершал действия в целях использования земельного участка для коммерческой деятельности, а именно для продолжения ранее начатой комплексной застройки объектов незавершенного строительства, продал объекты незавершенного строительства. Указанное строительство, как ранее установлено, было начато *** не для личных нужд, связанных с ведением личного подсобного хозяйства (поскольку сначала на земельном участке им было возведено 39 объектов строительства, далее – 50), что исключает начатое *** строительство для удовлетворения собственных нужд. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что *** действовал как хозяйствующий субъект. Вопреки доводам *** Комиссия не приходила к выводу об аффилированности последнего с ***, ***, ООО «Найди-Строй», при этом Комиссия отмечает, что для признания в действиях вышеуказанных лиц заключения ограничивающего конкуренцию соглашения у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания признаков аффилированности/наличия группы лиц между ***, ***, ***, ООО «Найди-Строй».

***, ***, ООО «Найди-Строй» образуют группу лиц, все совершенные ими действия были направлены на достижение интересов данной группы лиц. При этом *** совершала все действия в интересах этой группы лиц в целях осуществления коммерческой деятельности. Сдача *** земельного участка в субаренду ООО «Найди-Строй» на коммерческой основе (за 3 млн. руб./год при том, что ей самой аренда участка была переуступлена за 1013,13 руб./год) свидетельствует об извлечении *** финансовой выгоды и, как следствие, о направленности действий последней на осуществление предпринимательской деятельности, ввиду чего ***, являясь индивидуальным предпринимателем, выступает в рассматриваемых отношениях как хозяйствующий субъект.

***, понимая, что без поддержки Главы муниципального образования «Город Ижевск» ***, как высшего должностного лица органа местного самоуправления, не решить вопрос с получением возможности использования вышеуказанного земельного участка для строительства коттеджного поселка, обратился к последнему с предложением о заключении с *** договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573 на 3 года без проведения торгов в целях изменения вида разрешенного использования и дальнейшего использования данного земельного участка в предпринимательской деятельности для строительства элитного коттеджного поселка и последующей продажи жилых домов с земельными участками в нем в целях извлечения прибыли. *** совершал действия для достижения коммерческих интересов рассматриваемой группы лиц.

Соответственно, ***, ***, ООО «Найди-Строй» рассматриваются как группа лиц - хозяйствующий субъект, действия которого в рассматриваемой ситуации направлены на осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли в результате строительства коттеджного поселка «Найди», продажи коттеджей и земельных участков потребителям.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

В результате названных действий группа лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» получила доступ к владению и пользованию земельном участком без участия в конкурентной борьбе, без подачи предложений об увеличении цены контракта, тем самым была поставлена в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность застройки индивидуальных жилых домов на высококонкурентном рынке.

Рассматриваемые действия по обходу конкурентных процедур в целях передачи земельного участка Обществу на преимущественных условиях привели или могли привести к нарушению прав иных потенциальных застройщиков, которые имели намерение получить указанный земельный участок.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что при реализации антиконкурентного соглашения каждый из субъектов соглашения на определённом этапе сыграл свою роль, направленную на достижение конечной цели достигнутого соглашения:

- *** 20.07.2020 обратился в Администрацию г. Ижевска в целях заключения нового договора аренды, 22.09.2020 и 23.12.2020 обратился в Администрацию г. Ижевска в целях приведения ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором для получения возможности осуществления на данном земельном участке коммерческой деятельности – завершения начатого строительства коттеджей. Обращаясь в Администрацию г. Ижевска с заявлением о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором, *** действовал в интересах группы лиц: ***, *** и ООО «Найди-Строй», в целях использования земельного участка для завершения строительства коттеджей и извлечения финансовой выгоды;

- Администрация г. Ижевска 30.07.2020 в отсутствие на то оснований предоставила данный земельный участок *** в аренду сроком на 3 года, 02.12.2020 постановлением №1852 и 19.01.2021 постановлением №60 в обход процедуры установления нового ВРИ привела ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором несмотря на наличие осведомленности о начатой комплексной застройке всей территории земельного участка (т.е. осознавая, что земельный участок, переданный в аренду, используется не по назначению) в целях легализации начатого строительства;

- *** лично подписал договор аренды №6865, постановления №1852, №60 о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором для предоставления возможности завершения строительства коттеджного поселка, достоверно осведомленный об отсутствии на то законных оснований;

- *** 23.10.2020 продал объекты незавершенного строительства *** и 23.11.2020 переуступил права аренды земельного участка *** в целях дальнейшего завершения строительства коттеджного поселка и извлечения финансовой выгоды;

- *** 02.04.2021 передала земельный участок в субаренду ООО «Найди-Строй» в целях дальнейшего завершения строительства объектов недвижимости (коттеджей) непосредственно данным застройщиком и извлечения финансовой выгоды;

- Администрация г. Ижевска в период с 26.10.2021 по 21.04.2023 продала 51 муниципальный земельный участок, образованный путем раздела из арендуемого у муниципального образования «Город Ижевск» земельного участка с кадастровым номером 18:26:010405:573, застройщику ООО «Найди-Строй» в целях продажи коттеджей с земельными участками населению и извлечения финансовой выгоды;

- ООО «Найди-Строй» приняло в субаренду земельный участок, осуществило строительство и продажу коттеджей и земельных участков и получило финансовую выгоду.

В результате достигнутого и реализованного антиконкурентного соглашения ***, Администрации г. Ижевска, ***, группы лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй», застройщик незаконно, в обход конкурентных процедур передачи муниципального земельного участка и процедуры установления вида разрешенного использования, получил преимущественный доступ к владению и пользованию земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, на неконкурентной основе, для осуществления предпринимательской деятельности на высококонкурентном рынке – комплексного строительства коттеджного поселка «Найди».

Ввиду изложенного, учитывая причастность каждого из рассматриваемых лиц к совершению ограничивающих конкуренцию действий, доводы участвующих в деле лиц о недоказанности влияния последовательных действий каждого из них на достижение общего результата в виде отчуждения из муниципальной собственности земельного участка в обход конкурентных процедур являются безосновательными.

При этом Комиссия обращает внимание на то, что заключение гражданско-правовых договоров между ***, ***, ООО «Найди-Строй» не расценивается как неправомерные действия сторон гражданского оборота, Комиссией при рассмотрении дела оценка давалась не взаимоотношениям в гражданско-правовой сфере, а публичным взаимоотношениям, сложившимся между бывшим Главой МО «Город Ижевск» ***, Администрацией г. Ижевска и иными ответчиками по делу.

Доводы ООО «Найди-Строй» относительно того, что предмет исследования в рамках уголовного дела №12302940016002873 отличается от предмета исследования в рамках настоящего антимонопольного дела отклоняется как противоречащий нормам Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции рассматривает поступившие материалы и определяет нормы, подлежащие применению. Таким образом, по поступившим материалам антимонопольный орган самостоятельно квалифицирует действия по тому составу нарушения, признаки которого содержатся в рассматриваемом деянии.

Доводы представителя *** об отсутствии в действиях *** и ООО «Найди-Строй» фактов недобросовестной конкуренции отклоняются, поскольку антимонопольный орган не квалифицировал рассматриваемые действия по признакам недобросовестной конкуренции, не усматривал признаки недобросовестной конкуренции, квалификация в данном случае – заключение и реализация ограничивающего конкуренцию соглашения.

Доводы ***, ***, ООО «Найди-Строй», *** относительно того, что выводы Комиссии носят предположительный характер, несостоятельны, поскольку не основаны на материалах дела и опровергаются представленными доказательствами, указанные доводы оцениваются участниками дела не в совокупности и взаимосвязи, как то требуется при доказывании ограничивающего конкуренцию соглашения, а каждое в отдельности, вне системы с иными представленными в дело доказательствами.

Иные доводы участвующих в деле лиц отклоняются как не основанные на материалах дела, противоречащие действующему земельному, градостроительному, антимонопольному законодательству, официальным разъяснениям органов власти, а также как основанные на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, действия по заключению и реализации бывшим Главой МО «Город Ижевск» ***, Администрацией г. Ижевска, ***, группой лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» антиконкурентного соглашения, целью которого являлось лоббирование интересов вышеперечисленных лиц посредством необоснованной передачи земельного участка в аренду, приведения ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором и предоставление земельного участка для предпринимательской деятельности в обход конкурентных процедур, в результате которых застройщик незаконно получил возможность строительства жилых домов, что в дальнейшем обеспечило получение прибыли от коммерческой деятельности, являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку последние порождают негативные последствия в виде ограничения конкуренции на рынке индивидуального жилищного строительства (комплексной застройки коттеджей).

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с изложенным Комиссия считает необходимым выдать ***, Администрации г. Ижевска, ***, группе лиц в составе: ***, ***, ООО «Найди-Строй» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 7 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В ходе рассмотрения дела установлено событие нарушения статьи 14.32 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении бывшего Главы МО «Город Ижевск» *** должностного лица Администрации г. Ижевска, ***, ООО «Найди-Строй».

Руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, пунктами 3.139, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бывшего Главу МО «Город Ижевск» ***, Администрацию г. Ижевска, ***, ***, ***, ООО «Найди-Строй» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, целью которого являлось лоббирование интересов группы лиц ***, ***, ООО «Найди-Строй» посредством необоснованного приведения ВРИ земельного участка в соответствие с Классификатором и предоставление земельного участка в обход конкурентных процедур.

2. Выдать бывшему Главе МО «Город Ижевск» ***, Администрации г. Ижевска, ***, ***, ***, ООО «Найди-Строй» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела №018/01/16-56/2024 должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ в отношении бывшего Главы МО «Город Ижевск» ***, должностного лица Администрации г. Ижевска, ***, ***, ***, ООО «Найди-Строй».

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия либо в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             ***

                              

Члены Комиссии                                                                                                          ***

 

                                                                                                                          ***

 

                                                                                                                           ***

                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны