Решение б/н жалоба признана обоснованной от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 018/07/18.1-237/2019

по результатам рассмотрения жалобы

23 апреля 2019 года г. Ижевск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии: <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;

а заседании Комиссии 26.03.2019 в присутствии:

представителей Заказчика - АО «Удмуртское автодорожное предприятие» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 01.02.2019);

представителя Уполномоченного учреждения – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее - Уполномоченное учреждение): <…> (доверенность от 09.01.2019);

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты» (далее - Заявитель): уведомлен надлежащим образом (исх. № АА 01-17-05/2642э от 16.04.2019);

рассмотрев дело № 018/07/18.1-237/2019 по жалобе ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты» на действия Заказчика - АО «Удмуртское автодорожное предприятие» при проведении запроса предложений в электронной форме № 118 «Поставка адгезионной добавки для нужд АО «Удмуртавтодор» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 31907634671, далее – Закупка),

у с т а н о в и л а:

01.04.2019 в Нижегородское УФАС России поступила жалоба Заявителя, которая передана по подведомственности в Удмуртское УФАС России (вх. № 2751э от 12.04.2019). По мнению Заявителя, Заказчик нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, создавая преимущество производителю товара ООО «Уралхимпласт-Амдор», так как условия пунктов 12, 13 Закупочной документации необоснованно ограничивают конкуренцию по отношению к другим участниками Закупки. Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил в закупочной документации критерий оценки «производитель закупаемого товара»: при предложении к поставке товара производителя ООО «Уралхимпласт-Амдор» участник получает 90 баллов, при предложении к поставке товара иного производителя – 10 баллов, что по мнению Заявителя, создает преимущественное условие ООО «Уралхимпласт-Амдор» и необоснованно ограничивает количество участников закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На заседание Комиссии представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной. Пояснили, что установленные в закупочной документации критерии оценки не влияют на возможность подачи заявки для участия в Закупке. Требования к товару обусловлены потребностью Заказчика в поставке качественного товара. Также подтвердили, что Заявитель подавал заявку на участие в закупке, предложенный в его заявке товар соответствовал требованиям закупочной документации, и по итогам осуществления оценки его заявка заняла второе место.

В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В качестве обоснования своего довода Заявитель указывает на нарушение Заказчиком принципа равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы установила следующее.

13.03.2019 Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС извещение и закупочную документацию о проведении запроса предложений в электронной форме. Начальная (максимальная) цена договора 2 025 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок по запросу предложений 31907634671-01 от 26.03.2019 для участия в закупке было подано 3 заявки: ООО «Уралхимпласт-Амдор», ООО «НПП «Химспецснаб», ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты». Все заявки признаны соответствующими требованиям Закупочной документации. Ценовые предложения, результаты оценки по критериям и занятое место отражены в следующей таблице:

Участник

Ценовое предложение

результаты оценки по критериям

занятое место

ООО «Уралхимпласт-Амдор»

2 025 000,00

80,90

1

ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты»

1 559 745,00

73,00

2

ООО «НПП «Химспецснаб»

1 635 000,00

69,50

3

Победителем Закупки признан участник ООО «Уралхимпласт-Амдор», с которым 09.04.2019 заключен договор поставки №397 по цене 2 025 000,00 рублей.

1. Рассмотрев довод Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.

В пункте 12 Закупочной документации указаны критерии оценки и сопоставления предложений, коэффициент значимости:

Значимость критериев определяется в процентах и составляет:

1) Производитель закупаемого товара - 30 (Тридцать) %;

2) Цена договора - 70 (Семьдесят) %.

В пункте 13 Закупочной документации определен порядок оценки и сопоставления предложений:

1) Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Производитель товара» (Пi), определяется в следующем порядке:

в случае если Пi - производитель - ООО «Уралхимпласт-Амдор» - 90 балл;

в случае если Пi - иной производитель - 10 баллов,

где:

Пi - предложение участника закупки, предложение которого оценивается

Для получения итоговой оценки конкурсной заявки по критерию «Нефтеперерабатывающие заводы» осуществляется расчет такой оценки путем умножения количества баллов на коэффициент значимости, равный значимости в процентах критерия «Нефтеперерабатывающие заводы» деленной на сто процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерным общества «Удмуртское автодорожное предприятие», утвержденным Решением Совета Директоров АО «Удмуртавтодор» от «19» октября 2018г. за №01 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 4.7 части 4 Положения о закупках Запрос предложений проводится в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности. Запрос предложений проводится с целью обеспечить срочные, неотложные нужды Заказчика.

Согласно подпункту 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках заказчик при подготовке и проведении закупки осуществляет следующие действия: определение требований к участникам конкретной закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки этим требованиям, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с Положением.

Согласно пункту 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ПП РФ №1085) к «качественным» характеристикам объекта закупки, как показателю нестоимостного критерия оценки могут относиться: качество товаров (качество работ, качество услуг), функциональные, потребительские свойства товара, соответствие экологическим нормам.

Согласно пункту 27 ПП РФ №1085 к «квалификационным» характеристикам участников закупки, как показателю нестоимостного критерия оценки могут относиться: наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что нестоимостной критерий оценки, установленный в Закупочной документации «Производитель закупаемого товара», в отношении которого не будет оцениваться ни качество предложенного товара, ни квалификация участника закупки не относится ни к качественным, ни к квалификационным критериям оценки, следовательно, в нарушение пункта 4.7 части 4, подпункта 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках не может быть установлен в качестве нестоимостного критерия оценки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего оценочный критерий «Производитель закупаемого товара» не в соответствии с требованиями Положения о закупках, привели к предоставлению необоснованного преимущества производителю товара ООО «Уралхимпласт-Амдор» над иными производителями, что является нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, указанный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

2. Комиссия Удмуртского УФАС России также соглашается с доводом Заявителя о наличии в действиях Заказчика нарушения предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В Приложении №1 Закупочной документации содержатся качественные и функциональные требования к товару:

№ п/п

Наименование товара

Требование и характеристики товара

1

Добавка адгезионная для асфальтобетонной смеси Амдор-12

либо аналог

Внешний вид, цвет: вязкая жидкость от светло-коричневого до темно-коричневого цвета.

Сцепление с минеральным материалом битума, для обеспечения адгезии не хуже контрольного образца №2 по ГОСТ 11508; не ниже 4 баллов по ГОСТ 12801, п. 28, содержащего добавку менее 0,7% от массы битума.

Кислотное число, мг КОН/г продукта, менее 11.

Температура потери текучести, оС, менее 10.

Плотность при 20оС, г/см3, менее 0,99.

Температура вспышки, оС, более 160.

Температура воспламенения, оС, более 255.

Температура самовоспламенения, оС, более 330.

Химическая природа продукта конденсации полиаминов и высших жирных кислот – имидазолины.

Рассмотрев заявку, поданную ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты», Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что к поставке предложен товар - добавка адгезионная для асфальтобетонной смеси Азол 1003 марки В, производитель ОАО «Котласский химический завод» со следующими качественными и функциональными показателями:

  • Внешний вид, цвет: текучая масса темно-коричневого цвета.
  • Сцепление с минеральным материалом битума, для обеспечения адгезии контрольного образца №2 по ГОСТ 11508; 5 баллов по ГОСТ 12801, п. 28, содержащего добавку 0,6% от массы битума.
  • Кислотное число, мг КОН/г продукта, 10.
  • Температура потери текучести, оС, 9.
  • Плотность при 20оС, г/см3, 0,98.
  • Температура вспышки, оС, 165.
  • Температура воспламенения, оС, 300.
  • Температура самовоспламенения, оС, 340.
  • Химическая природа продукта конденсации полиаминов и высших жирных кислот – имидазолины».

Таким образом, Комиссия установила, что предложенный товар производства ОАО «Котласский химический завод» по качественным и функциональным показателям также удовлетворяет потребность Заказчика.

ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты» снизило начальную (максимальную) цену договора на 22,98%.

В заявке победителя Закупки, содержалось предложение о поставке товара производства ООО «Уралхимпласт-Амдор» по начальной (максимальной) цене договора.

Рынок по осуществлению поставки адгезионной добавки для нужд АО «Удмуртавтодор» является конкурентным, поскольку на участие в закупке было подано 3 заявки от участников закупки: ООО «Уралхимпласт-Амдор», ООО «НПП «Химспецснаб», ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты».

В связи с тем, что Заказчик установил в Закупочной документации критерий оценки «Производитель закупаемого товара» и порядок расчета количества баллов с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 4.7 части 4, подпункта 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках, вне зависимости от качественных показателей товара, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что участнику закупки, одновременно являющегося производителем поставляемого товара ООО «Уралхимпласт-Амдор» было создано преимущественное условие участия в торгах, обеспечившее ему безусловную победу и заключение договора по наивысшей предложенной цене, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учетом того, что по итогам проведения Закупки между сторонами был заключен договор, у Комиссии Удмуртского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Группа компаний «Волжские нефтепродукты» на действия Заказчика - АО «Удмуртское автодорожное предприятие» при проведении запроса предложений в электронной форме № 118 «Поставка адгезионной добавки для нужд АО «Удмуртавтодор» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 31907634671) обоснованной.

2. Признать Заказчика - АО «Удмуртское автодорожное предприятие» нарушившим пункт 4.7 части 4, подпункт 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса об обращении с иском в суд о признании запроса предложений в электронной форме № 118 «Поставка адгезионной добавки для нужд АО «Удмуртавтодор» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 31907634671) и заключенного по результатам такой закупки сделки недействительной.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председатель Комиссии

___________ <…>

Члены Комиссии

____________ <…>

 

____________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны