Решение б/н решение от 24 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 018/01/16-754/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

24 апреля 2024 года                                                                                                         г. Ижевск 

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 11 апреля 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2024 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…>, начальник отдела антимонопольного контроля; <…>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <…>, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; <…>., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

<…>  – представителя МБОУ «СОШ №78» по доверенности,

<…> – директора МБОУ «СОШ №8», <…> – заместителя директора МБОУ «СОШ №8» по АХР (по устной доверенности),

<…> – представителя ООО «Мапин» по доверенности,

в отсутствие представителей УФСБ по УР, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 018/01/16-754/2023, возбужденного в отношении МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» и ООО «Мапин»  по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступила информация Управления ФСБ России по Удмуртской Республике (исх.№3/14853 от 28.06.2023; вх.№4872/23 от 30.06.2023) относительно возможного нарушения МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» антимонопольного законодательства путем дробления закупки в целях уклонения от проведения торгов и заключения контрактов с единственным поставщиком.

Согласно информации МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» в 2021 году заключило контракты на поставку оборудования с единственным поставщиком ООО «Мапин» стоимостью каждого контракта до 600 тыс. руб. При этом заключенные контракты имели общий предмет, единый срок исполнения, одного исполнителя, то есть мог быть заключен единый контракт и могла быть проведена закупка. Вместе с тем из информации Управления ФСБ России по Удмуртской Республике следует, что Общество не имеет реальной конкурентной возможности быть исполнителем услуг на общих основаниях ввиду того, что численность сотрудников составляет 4 человека, из них 50% - инвалиды.

Из информации Управления ФСБ России по Удмуртской Республике также следует, что фактически услуги по контракту на поставку проекторов, заключенному МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» с ООО «Мапин», выполнены <…>, супругом заместителя директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» по АХЧ.

В связи с выявлением в действиях МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» и ООО «Мапин» признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России приказом №84/23 от 29.09.2023 возбуждено дело №018/01/16-754/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 11.10.2023 дело было назначено к рассмотрению на 09.11.2023. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 19.03.2024 рассмотрение дела было отложено и назначено на 11.04.2024.

При рассмотрении дела Комиссией установлены следующие имеющие значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.

В 2021 году МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» заключены следующие контракты от 28.10.2021, 29.10.2021, 01.11.2021, 02.11.2021, 11.11.2021, 12.11.2021, 17.12.2021 с ООО «Мапин» на поставку оборудования в образовательное учреждение:

1.         Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-28/8, предметом которого являлась поставка посуды и учебного оборудования стоимостью 582 395 руб.

2.         Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-18/8, предметом которого являлась поставка гимнастического инвентаря стоимостью 446 490 руб.

3.         Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-19/8, предметом которого являлась поставка хозтоваров, оборудования, инвентаря для хоккея стоимостью 403 370  руб.

4.         Контракт от 29.10.2021 №ОБ-2021-07/8, предметом которого являлась поставка инструментов для кабинета технологии стоимостью 351 208  руб.

5.         Контракт от 29.10.2021 №ОБ-2021-05/8, предметом которого являлась поставка медицинского оборудования и материалов стоимостью 578 733,1  руб.

6.         Контракт от 29.10.2021 №ОБ-2021-06/8, предметом которого являлась поставка хозтоваров стоимостью 400 000  руб.

7.         Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-17/8, предметом которого являлась поставка туристического снаряжения и инвентаря стоимостью 593 450 руб.

8.         Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-04/8, предметом которого являлась поставка оборудования и приборов для кабинета учителя-логопеда стоимостью 575 847,6 руб.

9.         Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-03/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и инвентаря стоимостью 588 510 руб.

10.       Контракт от 01.11.2021 №ОБ-2021-08/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря, музыкального центра и доски магнитно-маркерной стоимостью 466 690 руб.

11.       Контракт от 01.11.2021 №ОБ-2021-09/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря стоимостью 585 360 руб.

12.       Контракт от 01.11.2021 №ОБ-2021-10/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря стоимостью 580 550 руб.

13.       Контракт от 02.11.2021 №ОБ-2021-11/8, предметом которого являлась поставка тренажеров и спортивного инвентаря стоимостью 451 530 руб.

14.       Контракт от 02.11.2021 №ОБ-2021-12/8, предметом которого являлась поставка тренажеров и спортивного инвентаря стоимостью 568 010 руб.

15.       Контракт от 11.11.2021 №ОБ-2021-13/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и мебели стоимостью 585 690 руб.

16.       Контракт от 11.11.2021 №ОБ-2021-14/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и инвентаря стоимостью 460 790 руб.

17.       Контракт от 11.11.2021 №ОБ-2021-15/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и инвентаря стоимостью 561 140 руб.

18.       Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-16/8, предметом которого являлась поставка спортивных снарядов и инвентаря стоимостью 565 830 руб.

19.       Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-01/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования стоимостью 592 780 руб.

20.       Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-02/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря стоимостью 573 500 руб.

Поставленные по контрактам товары, указанные в позициях № 9-20, имеют идентичные по эксплуатационному назначению признаки – спортивное оборудование, снаряды и инвентарь, предназначенные для спортивного развития учащихся в рамках школьного общеобразовательного процесса, имеют единые родовые признаки и включены в код ОКПД 2 32.30.1 «Товары спортивные» (подгруппа), виды 32.30.14 «Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах», 32.30.15 «Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом».

Управлением установлено, что источником финансирования закупки вышеприведенного школьного оборудования являлась субсидия на иные цели в 2021 году на укрепление материально-технической базы, выделенная из бюджета Удмуртской Республики приказом Управления образования Администрации г. Ижевска №543 от 13.10.2021 и доведенная всей суммой 30.11.2021 платежным поручением №59554.

Из анализа заключения МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» контрактов следует, что последние заключены с небольшим промежутком времени, не превышающим один календарный месяц (с 28.10.2021 по 12.11.2021), до доведения лимитов бюджетных обязательств в образовательное учреждение.

Конкурентные способы определения подрядчиков для осуществления  закупок на поставку оборудования для нужд МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» не проводились. Закупки осуществлены на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Приведенные правовые нормы приняты в целях эффективного расходования бюджетных средств, обеспечения возможности участия и доступа неопределенного круга лиц к закупке у единственного поставщика.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии нужды МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» на момент заключения отдельных контрактов в приобретении всего комплекса инвентаря и оборудования, включенного в контракты, названные в позициях №9-20, на сумму, превышающую 600 тысяч рублей.

Исходя из разъяснений ФАС России от 14.11.2019 № ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе (например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата A4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый), если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).

Аналогичная позиция изложена в Решениях Ставропольского Краевого суда от 23.05.2018 по делу N 7-339/2018, Владимирского областного суда от 02.03.2018 по делу N 11-39/2018, Смоленского областного суда от 18.06.2017 по делу N 21-236/2017, Верховного суда Республики Алтай от 05.06.2014 по делу N 21-35/2014.

Согласно письму Минфина РФ от 08.06.2022 №24-01-07/54275 заказчик вправе осуществлять закупки в том числе одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании пунктом 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Исходя из приведенного нормативно-правового регулирования по общему правилу заказчик обладает правом закупки одноименных товаров у единственного поставщика.

Доказательств наличия возможности МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» осуществить единую закупку спортивного оборудования и инвентаря не установлено ввиду следующего.

Входящие в предметы контрактов оборудование и инвентарь имеют различные коды ОКПД 2, представленные в приложении к пояснениям ООО «МАПИН» от 01.12.2023 №9. Из данного приложения установлено, что коды ОКПД частично не связаны с кодами 32.30.14 и 32.30.15, при этом товары из видов 32.30.14 и 32.30.15 отнесены к разным кодам по ОКПД. Помимо товаров из видов 32.30.14 и 32.30.15 образовательным учреждением закупались также товары из видов 32.99.53, 31.01.11, 25.40.10, 32.99.11, 26.51.51, 22.22.14, 13.94.10, 32.30.11, 26.40.31, 23.12.13 и т.д.

Таким образом, предметы контрактов, названных в позициях №9-20, имеют различные коды ОКПД, включают как спортивное оборудование, инвентарь, так и сопутствующие им товары (например, мебель, веревка), а также музыкальные товары, ввиду чего могут быть поставлены по самостоятельным контрактам, а не в рамках единой закупки.

Кроме того, в данном конкретном случае не установлено доказательств наличия возможности МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» провести конкурентные процедуры по закупке оборудования и инвентаря ввиду следующего.

Как ранее установлено, источником финансирования закупки вышеприведенного школьного оборудования являлась субсидия на укрепление материально-технической базы, выделенная из бюджета Удмуртской Республики приказом Управления образования Администрации г. Ижевска №543 от 13.10.2021 и доведенная всей суммой 30.11.2021 платежным поручением №59554.

Согласно части 3 стать 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со статьей 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде); текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета.

Следовательно, лимит доведенных бюджетных обязательств должен быть закрыт (израсходован) до конца текущего финансового года – до 31.12.2021.

Таким образом, в рассматриваемом случае в период с момента выделения субсидии 13.10.2021 и ее доведения до получателя 30.11.2021 до 31.12.2021 муниципальные контракты должны быть заключены, товар должен быть поставлен, оплата должна быть произведена.

Как указано МБОУ «СОШ №8», указанного временного периода для проведения конкурентных процедур недостаточно.

Как указано выше, Законом о контрактной системе предусмотрено право заказчика осуществить закупку у единственного поставщика, носящее исключительный характер.

Приказом Минфина УР от 11.07.2018 N 8Н утвержден Регламент осуществления малых закупок с использованием подсистемы «Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики» государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики», действовавший в 2021 году на момент заключения рассматриваемых муниципальных контрактов с ООО «Мапин» (далее – Регламент).

В соответствии с пунктом 1 части 1 Регламента последний устанавливает порядок выполняемых действий в том числе в процессе осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Приложением №1 к Регламенту утвержден Перечень случаев, при которых заказчики вправе не проводить закупки в модуле «Малые Закупки» подсистемы «Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики» государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики» (далее – Приложение №1 к Регламенту).

Согласно пункту 16 Приложения №1 к Регламенту заказчики вправе не проводить закупки в модуле при закупке товаров, работ, услуг у организаций инвалидов, соответствующих части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Единственным учредителем ООО «Мапин» является Удмуртская республиканская организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», уставный капитал ООО «Мапин» полностью состоит из вклада указанной организации. Численность сотрудников ООО «Мапин» составляет 4 человека, из которых 50% - инвалиды, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда Общества составляет более 25%.

Таким образом, ООО «Мапин» соответствует части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, ввиду чего с Обществом могут быть заключены контракты на основании проведения закупки у единственного поставщика, которые могут не проводиться заказчиком в модуле «Малые закупки», то есть не требуют размещения.

В рассматриваемом случае ввиду относительно сжатого срока освоения бюджетных средств и необходимости оперативного осуществления закупки, МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» воспользовалось принадлежащим ему правом осуществить закупку у единственного поставщика – Общества инвалидов.

При этом образовательным учреждением был проведен запрос коммерческих предложений, по результатам которого были предоставлены предложения от ООО «Мапин», ООО «БИГЛ», Удмуртской региональной общественной организации Общероссийской общественной организации инвалидов боевых действий и военной службы. Контракты были заключены с ООО «Мапин» как с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Таким образом, доказательства того, что МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» ограничило круг потенциальных участников закупки – организаций инвалидов, при имеющихся сведениях о предоставлении последним возможности направить свои ценовые предложения и стать контрагентом образовательного учреждения в муниципальных закупках, не установлено.

Из имеющихся доказательств не установлено также предоставления ООО «Мапин» преимуществ финансового характера как обществу инвалидов ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.

Следовательно, на ООО «Мапин» распространяется действие вышеприведенной статьи об увеличении цены контракта, заключаемого с обществом, на 15%, лишь в случае применения конкурентных способов осуществления закупки.

Как установлено, образовательными учреждениями осуществлены неконкурентные закупки у единственного поставщика, цена заключенных контрактов не была увеличена.

Следовательно, в данном случае с учетом установленных доказательств Комиссия не может прийти к выводу о предоставлении организации инвалидов преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, связанное с увеличением на 15% цены заключаемых с такими организациями контрактов.

Учитывая изложенное, а именно: разные коды ОКПД 2 в предметах рассматриваемых закупок, необходимость удовлетворения муниципальной образовательной нужды и освоения бюджетных средств до конца финансового года, неприменение условия об увеличении суммы контракта, заключенного с ООО «Мапин» как с обществом инвалидов, а также учитывая предоставление возможности поставки оборудования иным хозяйствующим субъектам путем направления запроса коммерческих предложений, принимая во внимание вышеупомянутые разъяснения ФАС России и Минфина РФ, в отсутствие доказательств заключения антиконкурентного соглашения, МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» имело возможность заключить несколько муниципальных контрактов с ООО «Мапин» как с единственным поставщиком.

Относительно заключения МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» муниципальных контрактов с ООО «Мапин» при дальнейшем выполнении поставок третьими лицами необходимо отметить следующее.

09.12.2022 МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» заключило с ООО «Мапин» договор поставки проекторов. Сумма контракта составила 500 000 руб. Исполнение контракта финансировалось за счет субсидии из бюджета МО «Город Ижевск» муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг от 10.01.2022 №814-5МШ-078.

Как следует из информации УФСБ России по Удмуртской Республике, договор от 09.12.2022 по поставке проекторов фактически был исполнен <…>, являющимся супругом заместителя директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» по административно-хозяйственной части <…>.

Из объяснений <…> от 29.09.2023 установлено, что она является заместителем директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» по административно-хозяйственной работе (с 2011 года по настоящее время), курирует осуществление учреждением закупочной деятельности. <…> является супругом <…>.

Из протоколов объяснений <…> и директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» <…> от 29.09.2023 установлено, что фактически поставка проекторов в образовательное учреждение осуществлялась <…>. <…> положительно зарекомендовал себя на рынке осуществления поставок товаров, но прямой контракт образовательным учреждением с ним заключен не был, контракт был заключен с обществом инвалидов ввиду отсутствия требований по размещению информации о закупках с обществами инвалидов в модуле «Малые закупки» и, как следствие, более коротких сроков закупки у организаций инвалидов.

<…> подтверждено, что за поставленный товар <…> получены финансовые средства.

Как ранее отмечено, в соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта увеличивается на 15%.

Действующим законодательством императивно установлено, что закупка определенных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при применении условия об увеличении цены контракта может осуществляться заказчиком в случае если производство такого товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются организацией инвалидов.

Таким образом, обязательным условием для осуществления закупки и заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при увеличении цены контракта имеет значение его непосредственное исполнение собственными силами в целях государственной поддержки производимой (поставляемой) организацией инвалидов продукции. В противном случае, при осуществлении фактической поставки товаров третьими лицами, действие указанных норм и заказчиков было бы лишено смысла цели поддержки данных социально малозащищенных субъектов.

Фактическое исполнение контрактов третьими лицами могло свидетельствовать о цели необоснованного осваивания бюджетных финансовых средств лишь в случае увеличения цены контракта, заключаемого с обществом инвалидов.

Как установлено в рассматриваемом случае из имеющихся доказательств, условие об увеличении цены контракта по отношению к ООО «Мапин» применено не было. Действующим законодательством по общему правилу не запрещено привлечение третьих лиц (субподрядных организаций) для поставок товаров, работ, услуг. Тот факт, что субподрядчиком выступило аффиллированное с образовательным учреждением лицо, сам по себе не свидетельствует о достижении учреждением, <…> и ООО «Мапин» антиконкурентного соглашения.

Образовательным учреждением был проведен запрос коммерческих предложений, по результатам которого были предоставлены предложения от ООО «Мапин», ООО «Учебное оборудование», <…> Контракты были заключены с ООО «Мапин» как с поставщиком, предложившим наименьшую цену. Таким образом, МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» не ограничило круг потенциальных участников закупки – организаций инвалидов, предоставив последним возможность направить свои ценовые предложения и стать контрагентом образовательного учреждения.

ООО «Мапин» как поставщик воспользовалось принадлежащим ему правом привлечения субподряда для поставки товаров.

Согласно Уставу МО «Город Ижевск» к полномочиям Администрации МО «Город Ижевск» в сфере образования относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Указанные полномочия реализуются через государственные и (или) муниципальные учреждения, созданные для оказания данного рода услуг.

Согласно пункту 1.3 Уставов МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» Учредителем Учреждений и главным распорядителем средств бюджета, выделяемых Учреждениям, является муниципальное образование «Город Ижевск». Функции Учредителя Учреждений осуществляет Администрация муниципального образования «Город Ижевск».

В соответствии с пунктом 2.2 Уставов МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» предметом основной деятельности Учреждений является предоставление образовательных услуг в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Таким образом, МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» осуществляют полномочия Администрации г. Ижевска в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным общеобразовательным программам и в данном случае выступают в качестве муниципальных заказчиков, следовательно, на последних распространяются запреты, установленные статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под соглашением понимается волеизъявление двух сторон. Доказательств того, какую выгоду преследовали образовательные учреждения от заключения контрактов с ООО «Мапин», не установлено. Что касается самого поставщика, то для Общества участие в муниципальных закупках в роли единственного поставщика является обычным поведением хозяйствующего субъекта, преследующим извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности, то есть обычаем делового оборота. Поставка оборудования, включая спортивное оборудование и инвентарь, для нужд муниципальных образовательных учреждений является для Общества обычным видом хозяйственной деятельности. Получение заказов обеспечивается в том числе информацией, размещенной в открытом доступе на официальном сайте ООО «Мапин», из которой возможно установить ассортимент поставляемых товаров и контактные данные лиц, осуществляющих формирование заказов на поставки товаров.

Никаких преференций именно как обществу инвалидов, включая условие об увеличении цены заключенных контрактов, в пользу ООО «Мапин» при имеющихся доказательствах в рассматриваемых случаях предоставлено не было.

В данном случае Комиссия не может прийти к выводу о доказанности заключения и реализации образовательными учреждениями антиконкурентного соглашения с ООО «Мапин». Так, не установлено фактов проведения каких-либо встреч, совещаний, переговоров, ведения переписок, не установлено иных прямых и косвенных доказательств заключения ограничивающего конкуренцию соглашения.

Совокупность установленных обстоятельств, а именно:

- отсутствие признаков дробления МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» единой закупки ввиду различных кодов ОКПД 2, установленных в предметах закупок;

- направленность действий образовательных учреждений на эффективное удовлетворение муниципальной нужды путем своевременного и полного освоения бюджетных средств в текущем финансовом году;

- возможность привлечения к исполнению контракта, заключенного с обществом инвалидов, субподряда, при условии неувеличения при этом цены контракта;

- фактическое неприменение условия об увеличении цены контракта, заключаемого с ООО «Мапин» как обществом инвалидов,

свидетельствует о недоказанности в действиях МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» и ООО «Мапин» признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 16, 23, 41, 48, 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №018/01/16-754/2023 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» и ООО «Мапин».

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия либо в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                                             <…>

 

                                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны