Решение б/н Решение № СЮ04-03/2011-78Р о признании ненадлежащей, нарушаю... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


резолютивная часть оглашена 30 августа 2011 года
г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 12 сентября 2011 года

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: <…>;
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № СЮ04-03/2011-78Р, возбуждённое в отношении ООО «Скиф-Медиа» и ООО «Туристический Центр «Лагуна» по заявлению <…>, по факту распространения в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь, 2010) рекламы туристического центра «Лагуна» с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе,
в отсутствии:
заявителя – <…>, представителей ООО «Туристический Центр «Лагуна», представителей ООО «Скиф-Медиа», уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями,

УСТАНОВИЛА:

13 апреля 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступило заявление <…> (вх.№ 4308) о распространении в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.) рекламы туристического центра «Лагуна» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Так из заявления следует, что статья под названием «Секс-туризм в Таиланде», опубликованная на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.), эксплуатирует интерес к сексу как к объекту купли-продажи, что унижает человеческое достоинство и честь.

В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и для установления наличия или отсутствия в действиях ООО «Скиф-Медиа» (учредитель журнала «Навигатор-Ижевск») нарушения ФЗ «О рекламе», в адрес данного Общества был направлен запрос о представлении документов и сведений, необходимых для всестороннего и полного рассмотрения заявления по существу.
13.05.2011г. ООО «Скиф-Медиа» представило копию паспортных данных на директора Общества, копию протокола общего собрания участников (учредителей) ООО «Скиф-Медиа» № 1 от 14.05.2010г., копию уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения на территории РФ, копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серии 18 № 002783982, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 18 № 003029056, копию свидетельства о регистрации печатного СМИ – журнала «Навигатор-Ижевск» ПИ № ТУ 18-0177 от 14.10.2010г., копию доверенности на представление интересов <…> в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 29.09.2010г., копию Устава Общества.
Также, ООО «Скиф-Медиа» представило ходатайство о переносе срока представления дополнительных документов, ввиду позднего получения запроса информации от Удмуртского УФАС России.
20.05.2011г. ООО «Скиф-Медиа» дополнительно представило копию устава редакции журнала «Навигатор-Ижевск», копию договора подряда на изготовление полиграфической продукции от 24.08.2010г. № 247, копию выписки из ЕГРЮЛ от 24.05.2010г. б/н, а также пояснило, что статья «Секс-туризм в Таиланде», опубликованная на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь, 2010), размещалась на бесплатной основе в целях дальнейшего сотрудничества и привлечения других туристических центров и компаний. Инициатором размещения стал сотрудник туристической фирмы <…>, когда менеджер ООО «Скиф-Медиа» пришел на встречу. Руководителя на период переговоров и размещения не было. Статью и логотип предприятия предоставил также <…>. Договора на размещение рекламы и актов выполненные работ нет.

По факту распространения в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.) рекламы туристического центра «Лагуна», Удмуртским УФАС России определением от 10.06.2011г. в отношении ООО «Скиф-Медиа» и ООО «Туристический Центр «Лагуна» было возбуждено дело № СЮ04-03/2011-78Р по признакам нарушения пункта 1) части 3, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве заявителя был привлечен <…>. Рассмотрение дела № СЮ04-03/2011-78Р было назначено на 07 июля 2011 года в 14-30 часов.

Письмом от 30.06.2011г. (вх. № 7599) ООО «Скиф-Медиа» представило письменные пояснения, из которых следует, что статья «Секс-туризм в Таиланде» была напечатана как информационная. Секс-индустрия в Таиланде стоит на государственной основе. В Таиланде проституция узаконена и статья фактически только описывает жизнь в данной стране, никого ни к чему не призывая. Также, на официальных сайтах крупных туроператоров и туристических компаний, доступных всем пользователям сети Интернет, имеется информация о данной стране и ее услугах. Редакция журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» не видит в статье нарушения общепринятых норм гуманности и морали. Оценка данной рекламы как непристойной – это субъективная точка зрения. Трактовать статью в журнале можно по-разному: кому-то это может показаться откровенным и непристойным, а для кого-то это красиво и естественно. То, что под непристойностью понималось в 19 веке, в 20 веке может быть вполне допустимо. Также, в статье нет прямой направленности на склонение к действиям сексуального характера, так как статья является информационной. По мнению старшего преподавателя кафедры социологии коммуникаций Института социальных коммуникаций ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» <…>: «Отношение к подобной рекламе зависит от психологии конкретного человека, от степени его раскрепощенности. Если посмотреть на возрастную и социальную структуру истцов, то можно увидеть, что иски подают в основном люди старшего поколения и представители различных религиозных конфессий – для них такая реклама кажется неприемлемой». Тем самым, редакция журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» не хотела причинить вред и осквернить моральные устои человека и общества в целом.

Определение о возбуждении дела от 10.06.2011г. № СЮ04-03/2011-78Р было направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела, заказным письмом от 15.06.2011г. исх. № СЮ 01-17-04/4586.
На заседание Комиссии 07 июля 2011 года явился законный представитель ООО «Скиф-Медиа» – директор <…> и представитель ООО «Скиф-Медиа» <…>, действующая на основании доверенности от 24.05.2011г. № 13. Заявитель – <…>, а также представитель лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, - ООО «Туристический Центр «Лагуна», на рассмотрение дела не явились, документы и информацию, запрошенные определением о возбуждении дела от 10.06.2011г. № СЮ04-03/2011-78Р, не представили.
В связи с тем, что в Удмуртском УФАС России на момент рассмотрения дела отсутствовали доказательства получения заявителем и ООО «Туристический Центр «Лагуна» определения о возбуждении дела и их надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела, определением от 07.07.2011г. рассмотрение дела № СЮ04-03/2011-78Р было отложено на 30 августа 2011 года в 15-00 часов.

На заседание Комиссии, состоявшееся 30.08.2011г., лица, участвующие в рассмотрении дела, не явились. С учетом того, что в материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления данных лиц о дате и времени рассмотрения дела, Комиссия Удмуртского УФАС России сочла возможным рассмотреть дело № СЮ04-03/2011-78Р по существу в их отсутствие.

Изучив и исследовав материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
На страницах 14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.) содержится статья под названием «Секс-туризм в Таиланде», которая содержит информацию о возможности приобретения через туристический центр «Лагуна» (г. Ижевск, ул. Пушкинская, д.116) группового или индивидуального тура в Таиланд, где любой желающий может приобрести секс-тур, то есть выбрать девушку на определенное время и для оказания определенных услуг, посетить массажные салоны, стриптиз-бары, go-go-бары и секс-бары. Также, в статье указывается примерная стоимость предлагаемых услуг и рассказывается о секс-индустрии в Таиланде.
В соответствии с п.1) ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.) в статье «Секс-туризм в Таиланде» информация, обладает всеми признаками рекламы, содержащимися в п.1) ст.3 ФЗ «О рекламе», так как адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным читателям печатного издания), формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (туристическому агентству «Лагуна», услугам, предлагаемым данным агентством, в частности секс-турам в Таиланд), и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг.

Периодическое печатное издание – журнал «НАВИГАТОР-Ижевск» зарегистрирован 14.10.2010г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (Регистрационный номер ПИ № ТУ 18-0177). Тематическая направленность данного СМИ определена как «информационно-рекламная; реклама более 40 %».
Учредителем и издателем журнала «НАВИГАТОР-Ижевск»» является ООО «Скиф-Медиа» (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 18 № 003029056 от 24.05.2010г.).
Из пояснений ООО «Скиф-Медиа», имеющихся в материалах дела, следует, что статья «Секс-туризм в Таиланде» была опубликована в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.) на бесплатной основе, в целях дальнейшего сотрудничества с туристическим центром «Лагуна» и привлечения других туристических центров и компаний. Инициатором размещения данной статьи явился сотрудник туристической фирмы «Лагуна», однако договор на размещение рекламы и акты выполненных работ не подписывались. Журнал «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.) был изготовлен ООО «ДДД» в рамках исполнения договора подряда на изготовление полиграфической продукции № 247 от 24.08.2010г., заключенного с ООО «Скиф-Медиа».
Таким образом, рекламодателем статьи рекламного характера «Секс-туризм в Таиланде», является ООО «Скиф-Медиа», как лицо, непосредственно определившее объект рекламирования и содержание данной рекламной статьи, для последующего размещения в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой (г. Москва, 1993г., стр.421, 612) под словом «непристойный» понимается «неприличный», «бесстыдный».
Слово «неприличный», в свою очередь, означает «противоречащий правилам приличия», то есть правилам поведения, вежливости.
Совокупность использования в статье «Секс-туризм в Таиланде» таких фраз, как «…здесь имеется огромный выбор сексуальных утех и забав…», «…выбрать девушку из множества кандидаток можно и в массажных салонах. За 1 000 бат азиатская красотка обольет вас маслом, сделает эротический массаж, а также окажет целый ряд секс-услуг в зависимости от пожеланий…», «…на секс-шоу вы сможете увидеть необычные возможности азиаток, которые в роли инструмента используют основное физиологическое отличие женского организма от мужского…», «…если девушка понравилась, то можно не просто с ней поразвлечься, но и взять на все время отпуска. Тайская красавица станет наложницей, массажисткой, горничной, служанкой, гидом и любовницей в одном лице. Ее можно будет послать на рынок, она вымоет посуду, расскажет о достопримечательностях и выполнит все другие пожелания…», «…если вы мечтаете расслабиться душой и телом, окунуться в атмосферу вседозволенности, то Таиланд Вас ждет!», представляет собой непристойный образ, призванный привлечь внимание и вызвать интерес читательской аудитории к эротическим услугам, которые могут быть оказаны русским туристам в Таиланде за определенную плату. При этом, как следует из статьи, за деньги тайская женщина выполнит любые пожелания и любые услуги. Используемая текстовая информация является непристойной, поскольку образ, содержащийся в рекламе, пропагандирует в открытом виде разврат и половую распущенность, антиобщественное и аморальное поведение русских туристов в зарубежной стране по отношению к местному женскому полу, может оказать растлевающее воздействие на подрастающее поколение, навредить их нормальному нравственному, духовному и психическому развитию, разрушить их моральные устои и ценности, убить у них чувство стыда.
Указанная реклама является непристойной, нарушающей общепринятые нормы гуманности и морали, путем употребления вышеуказанных непристойных слов и выражений в отношении женщин, проживающих в Таиланде. Статья «Секс-туризм в Таиланде» была размещена в рекламном издании, которое предназначено для широкого круга потребителей рекламы и доступно обозрению, в том числе несовершеннолетним.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Таким образом, статьей рекламного характера «Секс-туризм в Таиланде», размещенной в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.), в которой содержится информация о возможности приобретения через туристический центр «Лагуна» группового или индивидуального тура в Таиланд, где любой желающий может приобрести секс-тур для оказания сексуальных услуг, посетить массажные салоны, стриптиз-бары, go-go-бары и секс-бары, может быть нанесен нравственный вред детям и подросткам, оказано негативное влияние на их моральное и духовное развитие.
Вопрос о наличии либо отсутствии в рекламной статьей «Секс-туризм в Таиланде» признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, также был предметом рассмотрения на заседании Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе, действующем при Удмуртском УФАС России, который состоялся 08 июня 2011 года. По мнению членов Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе (протокол № 3 от 08.06.2011г.), информация, размещенная в статье под названием «Секс-туризм в Таиланде», является рекламной и содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании вышеизложенного следует, что использование в рекламной статье под названием «Секс-туризм в Таиланде», размещенной на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.), непристойных слов и выражений о возможности любому желающему выбрать в Таиланде девушку на определенное время и для оказания определенных сексуальных услуг, с которой можно не только поразвлечься, но и взять на все время отпуска, которая по желанию может стать наложницей, массажисткой, горничной, служанкой, гидом и любовницей, является нарушением части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, ООО «Скиф-Медиа», являясь рекламодателем вышеуказанной рекламы, распространенной на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.), нарушило требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В статье под названием «Секс-туризм в Таиланде», размещенной на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.), указывается: «Лучший оператор по Таиланду ITM group круглый год представляет вашему вниманию групповые и индивидуальные туры в Таиланд. Туристический центр «Лагуна» является официальным представителем ITM group в г. Ижевск».
На официальном сайте компания «Туроператор ITM group» (http://www.itmgroup.ru/reward.htm) в сети Интернет в разделе «Дипломы и награды» размещен диплом, согласно которому «Туроператор ITM group» г. Москва награжден специальным дипломом за «успехи туроператорской деятельности по Таиланду».
Данный факт подтверждается также информацией, размещенной на сайте www.ltaib.ru/content/view/128/90/, являющегося официальным сайтом оргкомитета премии «Лидер туриндустрии», который ежегодно проходит при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП РФ, Объединенного комитета РСПП и «ОПОРА России» по проблемам малого и среднего бизнеса, Московской международной бизнес-ассоциации.
В соответствии с абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пп.3.53.1. п.3.53. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007г. № 453, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
С учетом вышеизложенного, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела № СЮ04-03/2011-78Р в действиях ООО «Скиф-Медиа» и ООО «Туристический центр «Лагуна» нарушения п.1) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», то производство по делу по п.1) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» подлежит прекращению. Также прекращению в отношении ООО «Туристический центр «Лагуна» подлежит производство по делу № СЮ04-03/2011-78Р по ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в связи с не подтверждением в действиях данного лица нарушения законодательства РФ о рекламе.

Учитывая тот факт, что ООО «Скиф-Медиа» были представлены доказательства прекращения распространения статьи рекламного характера «Секс-туризм в Таиланде» в журнале «НАВИГАТОР-Ижевск», руководствуясь п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО «Скиф-Медиа» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, п.п. 3.55.1-3.55.6 п. 3.55, 3.56., 3.56.1., 3.57., 3.58. Приказа ФАС России от 28.12.2007г. N 453 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», Комиссия Удмуртского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать статью рекламного характера «Секс-туризм в Таиланде», размещенную на стр.14-15 журнала «НАВИГАТОР-Ижевск» № 2 (ноябрь 2010г.), ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Скиф-Медиа» рекламодателем, нарушившим часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ООО «Скиф-Медиа» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Скиф-Медиа» и виновного должностного лица Общества дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Производство по делу в отношении ООО «Скиф-Медиа» по п.1) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» прекратить, в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела в действиях данного лица нарушения требований п.1) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»

6. Производство по делу в отношении ООО «Туристический центр «Лагуна» прекратить, в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела в действиях данного лица нарушения законодательства РФ о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии

Члены Комиссии


Связанные организации

Связанные организации не указаны