Решение б/н Решение по делу № ММ 05-03/2009-51 о нарушении ООО «Игринска... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


принято 03 июня 2010 года
изготовлено 17 июня 2010 года
г.Ижевск

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № ММ 05-03/2009-51, о нарушении ООО «Игринская столярка» (ул.Диспетчерская, 31, п.Игра, Удмуртская Республика, 427140, ИНН 1809005702) пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии:
14.01.2010г.:
представителя заинтересованного лица – ООО «Игринская нефтебаза»:
– <…> по дов. от 01.07.2009г. № б/н, 18.02.2010г., 03.06.2010г.:
представителя заинтересованного лица – ООО «Игринская нефтебаза»:
– <…> по дов. от 29.01.2010г. № б/н,

УСТАНОВИЛА:

30 июня 2009 года Комиссией Удмуртского УФАС России было принято решение по делу № ММ 05-03/2009-26, которым ООО «Производственная фирма «Игринский леспромхоз» было признано нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части навязывания ООО «Игринская нефтебаза» условий договора невыгодных для него и не предусмотренных действующим законодательством, а также нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО «Производственная фирма «Игринский леспромхоз» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
06.10.2009г. в адрес Удмуртского УФАС России поступило письмо ООО «Производственная фирма «Игринский леспромхоз» от 30.09.2009г., в котором общество сообщило о том, что в связи с передачей 31.05.2009г. арендованного имущества – железнодорожных путей необщего пользования, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, ООО «Производственная фирма «Игринский леспромхоз» для утверждения тарифа на оказание транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях, в Региональную энергетическую комиссию Удмуртской Республики (далее – РЭК УР) не обращалось.
С 31.05.2009г. ООО «Производственная фирма «Игринский леспромхоз» перестало являться владельцем железнодорожных путей необщего пользования и перестало владеть указанным оборудованием и, соответственно, перестало быть стороной по договору № 1 на пользование подъездными путями от 01.03.2009г., который навязывался ООО «Игринская нефтебаза», и перестало осуществлять деятельность в условиях естественной монополии.
В целях контроля за соблюдением положений Закона «О защите конкуренции», в адрес ООО «Игринская нефтебаза» (ул.М.Горького, 43а, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426000, ИНН 1835078432) был направлен запрос № СЮ 01-17-05/6619 от 02.11.2009г.
В ответ на запрос Удмуртского УФАС России № СЮ 01-17-05/6619 от 02.11.2009г. ООО «Игринская нефтебаза» письмом от 03.11.2009г. № 81 проинформировало о том, что между ООО «Игринская нефтебаза» и ООО «Игринская столярка» заключен договор на пользование подъездными путями от 21.08.2009г. № 1/78.
Согласно предмету договора от 21.08.2009г. № 1/78 ООО «Игринская столярка» производит обслуживание, а ООО «Игринская нефтебаза» эксплуатацию и оплату железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Игра Горьковской железной дороги на расстоянии 710 метров от основной магистрали до стрелки, ведущей к ООО «Игринская нефтебаза».
Пунктом 3.2 договора № от 21.08.2009г. 1/78 установлена цена на обслуживание путей необщего пользования. Пунктом 3.3. данного договора установлено, что цена на данную услугу договорная.
Имущественный комплекс и железнодорожный тупик ООО «Игринская нефтебаза» прилегают к путям необщего пользования ООО «Игринская столярка». Иные железнодорожные пути к имущественному комплексу и железнодорожному тупику не прилегают.
Также, ООО «Игринская нефтебаза» письмом от 03.11.2009г. № 81 проинформировало о том, что ООО «Игринская столярка» запретило подачу вагонов в адрес ООО «Игринская нефтебаза», и вынудило ООО «Игринская нефтебаза» подписать договор от 21.08.2009г. № 1/78.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», естественной монополией является состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Имея в пользовании железнодорожные пути необщего пользования, к которым примыкает железнодорожный тупик и имущественный комплекс ООО «Игринская нефтебаза», ООО «Игринская столярка» по отношению к ООО «Игринская нефтебаза» осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Действия ООО «Игринская столярка» по навязыванию ООО «Игринская нефтебаза» условий договора от 21.08.2009г. № 1/78, а также установление ООО «Игринская столярка» платы за транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях необщего пользования, без обращения в РЭК УР за утверждением тарифа имеют признаки нарушения пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В связи с наличием в действиях ООО «Игринская столярка» признаков нарушения пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 10.12.2009г. № 400 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № ММ 05-03/2009-51 и определением о назначении дела № ММ 05-03/2009-51 о нарушении антимонопольного законодательства от 10.12.2009г. назначено к рассмотрению на 14.01.2010г. в 11 часов 30 минут.
При рассмотрении дела 14.01.2010г. Комиссия определила для рассмотрения дела по существу привлечь в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Региональную энергетическую комиссию Удмуртской Республики для представления информации о наличии (отсутствии) у ООО «Игринская столярка» утвержденного тарифа на оказание услуг по предоставлению в пользование подъездных ж/д путей необщего пользования, а также получения дополнительной информации, свидетельствующей о наличии (отсутствии) нарушения антимонопольного законодательства.
Определением об отложении рассмотрения дела № ММ 05-03/2009-51 от 14.01.2010г., руководствуясь частями 1, 5 статьи 47 Закона «О защите конкуренции», рассмотрение дела № ММ 05-03/2009-51 было отложено на 18.02.2010г. на 11-00 часов.
При рассмотрении дела 18.02.2010г. Комиссией было установлено, что в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № ММ 05-03/2009-51 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.01.2010г. ООО «Игринская столярка» надлежало в срок до 15-00 часов 08.02.2010г. представить в адрес Удмуртского УФАС России документы и информацию, запрашиваемую данным определением.
Копия определения, согласно почтовому уведомлению о доставке № 4260512211643, получена ООО «Игринская столярка» 26.01.2010г.
ООО «Игринская столярка» запрашиваемую информацию в Удмуртское УФАС России не представило.
В соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении № СЮ 05-04/2010-1А и проведении административного расследования в отношении ООО «Игринская столярка» возбуждено дело об административном правонарушении по факту непредставления в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 5 статьи 47 Закона «О защите конкуренции» определением о приостановлении рассмотрения дела № ММ 05-03/2009-51 рассмотрение дела № ММ 05-03/2009-51 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 47 Закона «О защите конкуренции» определение о возобновлении рассмотрения дела № ММ 05-03/2009-51 от 13.05.2010г. рассмотрение дела было возобновлено и назначено к рассмотрению на 03.06.2010г. в 14-00 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» определением о продлении срока рассмотрения дела № ММ 05-03/2009-51 от 13.05.2010г. срок рассмотрения дела № ММ 05-03/2009-51 был продлен на 6 месяцев с момента истечения трехмесячного срока с даты вынесения определения о назначении № ММ 05-03/2009-51 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению до 28.11.2010г.

В процессе рассмотрения дела представитель ООО «Игринская нефтебаза», <…> пояснила, что на данный момент для ООО «Игринская столярка» установлен тариф на оказание услуг на железнодорожных путях необщего пользования.

Рассмотрев представленные сторонами материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее. Согласно статье 56 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», (далее – Устав железнодорожного транспорта) подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В соответствии со статьей 60 Устава железнодорожного транспорта, отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования регулируются заключенным между ними договором, либо при согласовании владельцем железнодорожного пути необщего пользования договора между контрагентом и перевозчиком.
В соответствии с пунктом 2.12. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003г. № 26 проекты договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования разрабатываются и подписываются уполномоченным представителем перевозчика.
В данном случае, отношения урегулированы договором между владельцем железнодорожного пути необщего пользования (ООО «Игринская столярка») и контрагентом (ООО «Игринская нефтебаза»).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», естественной монополией является состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В соответствии с договором аренды от 01.06.2009г. № 1-А, заключенного между ЗАО «Биоресурс» и ООО «Игринская столярка», ООО «Игринская столярка» принадлежит на праве аренды железнодорожный тупик, к которому примыкает имущественный комплекс ООО «Игринская нефтебаза».
Имея в пользовании железнодорожные пути необщего пользования, к которым примыкает железнодорожный тупик и имущественный комплекс ООО «Игринская нефтебаза», ООО «Игринская столярка» по отношению к ООО «Игринская нефтебаза» осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 22 части 12 положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденного указом Президента Удмуртской Республики от 19.02.2010г. № 24, РЭК УР в целях реализации возложенных на нее задач и функций утверждает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Предоставление в пользование подъездного ж/д пути необщего пользования является транспортной услугой, оказываемой на подъездных ж/д путях. Таким образом, тарифы на оказание данных услуг ООО «Игринская столярка» подлежат государственному регулированию.
Письмом от 26.01.2010г. № 01-11/88 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики проинформировала Удмуртское УФАС России о том, что тариф на услуги по пользованию подъездными железнодорожными путями необщего пользования для ООО «Игринская столярка» РЭК УР не утверждался, материалы на рассмотрение тарифа в адрес РЭК УР не поступали.
Установление ООО «Игринская столярка» платы за транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях необщего пользования, без установления РЭК УР тарифа является нарушением порядка ценообразования и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» такие действия являются нарушением требований антимонопольного законодательства, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Учитывая, что в соответствии с постановлением РЭК УР от 22.04.2010г. № 4/3 ООО «Игринская солярка» с 1 мая 2010г. установлен тариф на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях ООО «Игринская столярка», Комиссия приходит к выводу предписание ООО «Игринская столярка» о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции не выдавать.
В отношении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» Комиссия приходит к следующему выводу. Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Навязыванием невыгодных контрагенту условий договора является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента, именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о навязывании ООО «Игринская нефтебаза» со стороны ООО «Игринская столярка» условий договора от 21.08.2009г. № 1/78. Данные документы также не представлены на заседание Комиссии. Следовательно, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «Игринская столярка».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, пунктом 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.41, 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Игринская столярка» (ул.Диспетчерская, 31, п.Игра, Удмуртская Республика, 427140, ИНН 1809005702), нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Дело в отношении ООО «Игринская столярка», по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части навязывания ООО «Игринская нефтебаза» невыгодных условий договора от 21.08.2009г. № 1/78 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела в отношении ООО «Игринская столярка» передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны