Решение б/н Решение по делу № СЮ 05-03/2010-102 о признании МУП г.Ижевск... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2010 года
г.Ижевск

Комиссия Удмуртского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № СЮ 05-03/2010-102, по признакам нарушения МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (Воткинское шоссе 13 км, 204, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426039) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в присутствии представителей:
Заявителя – ООО «Удмуртские коммунальные системы» (далее – ООО «УКС») <…>,
Ответчика – МУП г.Ижевска «Ижводоканал» – <…>,
Заинтересованного лица – ООО «Управляющая компания Кама» - <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Удмуртские коммунальные системы» от 28.06.2010г № 07-10-4190 на действия МУП г.Ижевска «Ижводоканал», выразившиеся во включении в договор теплоснабжения невыгодных условий договора.
МУП г.Ижевска «Ижводоканал» направило в адрес ООО «УКС» проект договора теплоснабжения №31-т от 01.01.2010г. Приложением №1 к данному проекту договора поставка тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле не предусмотрена, в связи с чем абонент (ООО «Удмуртские коммунальные системы») направил в адрес МУП г.Ижевска «Ижводоканал» протокол разногласий к договору теплоснабжения №31-т от 01.01.2010г.
В своей редакции ООО «УКС» предлагает внести изменения в приложение №1 к указанному договору. Абонент считает необходимым включение в договор условия о поставке тепловой энергии в июне в размере 300 Гкал и в июле в размере 150 Гкал. МУП г.Ижевска «Ижводоканал» указанный протокол разногласий не подписало.
В соответствии с п.10 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Согласно приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, и п. 3.1.11. Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009г. №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
МУП г.Ижевска «Ижводоканал» установил в договоре перерыв в осуществлении горячего водоснабжения сроком 2 месяца (июнь и июль).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ст. 3 Закона «О естественных монополиях», субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
МУП г.Ижевска «Ижводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии по отношению к ООО «Удмуртские коммунальные системы» и действует как субъект естественной монополии.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Действия МУП г.Ижевска «Ижводоканал», выразившиеся во включении в договор теплоснабжения невыгодных условий об отсутствии поставки тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле, имеют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В связи с наличием в действиях МУП г.Ижевска «Ижводоканал» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 29.09.2010г. № 456 «О возбуждении дела № СЮ 05-03/2010-102 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ 05-03/2010-102. Определением о назначении дела № СЮ 05-03/2010-102 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.10.2010г. дело назначено к рассмотрению на 26 октября 2010г. в 13 часов 00 минут.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства по существу представитель ООО «УКС» – <…> заявил ходатайство о понуждении МУП г.Ижевска «Ижводоканал» к заключению договора теплоснабжения между ООО «УКС» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» с учетом протокола разногласий в части поставки тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле.
Представитель МУП г.Ижевска «Ижводоканал» - <…> пояснил, что котельная, которая находится на территории очистных сооружений МУП г.Ижевска «Ижводоканал», построена в 1975 году для хозяйственно-производственных нужд. К указанной котельной подключен микрорайон «Костина мельница». Котельная не предназначена для работы в летний период в связи с тем, что для поддержания работы котлов в нормальном режиме необходимо поддерживать минимальную производительность котлов в размере 2,53 Гкал/час. По расчетам МУП г.Ижевска «Ижводоканал» для поставки горячей воды на нужды населения микрорайона «Костина мельница» требуется 0,386 Гкал/час, котлы на это не рассчитаны.
Котлы могут работать в нормальном режиме только в период отопительного сезона. На основании изложенного, между ООО «УКС» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» заключен договор, в котором подача тепловой энергии в горячей воде в летние месяцы была исключена.
<…> также пояснил, что ООО «Удмуртрегионгаз» не выделяет для МУП г.Ижевска «Ижводоканал» лимиты газа на летний период, которые необходимы для работы котлов, однако МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не обращался в ООО «Удмуртрегионгаз» по поводу выделения лимитов газа в летние месяцы. Также представитель МУП г.Ижевска «Ижводоканал» указал на то, что работа котлов в летние месяцы приведет к нерациональному использованию топлива.
<…> пояснил, что МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не имеет заключения от соответствующего уполномоченного органа о том, что котельную МУП г.Ижевска «Ижводоканал» нельзя использовать в летние месяцы.
Представитель МУП г.Ижевска «Ижводоканал» - <…> пояснила, что поставка тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле является для МУП г.Ижевска «Ижводоканал» нерентабельной.
В ходе рассмотрения дела представителем ООО «УКС» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела договора №31т на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 01.09.2003г., заключенного между МУ «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал». В указанном договоре была предусмотрена подача тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле. Ходатайство Комиссией удовлетворено.

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее. Между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» заключен договор теплоснабжения №31т на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 01.01.2008г. Предметом данного договора является подача тепловой энергии в горячей воде для объектов, расположенных по адресам: ул.Демократическая дома №№ 39,41,45,47,49,51; ул.Ялтинская дома №№53,55 и школы №18.
МУП г.Ижевска «Ижводоканал» направило в адрес ООО «УКС» проект договора теплоснабжения №31-т от 01.01.2010г.
Приложением №1 к данному проекту договора поставка тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле не предусмотрена, в связи с чем абонент (ООО «Удмуртские коммунальные системы») направил в адрес МУП г.Ижевска «Ижводоканал» протокол разногласий к договору теплоснабжения №31-т от 01.01.2010г.
В своей редакции ООО «УКС» предлагает внести изменения в приложение №1 к указанному договору. Абонент считает необходимым включение в договор условия о поставке тепловой энергии в июне в размере 300 Гкал и в июле в размере 150 Гкал. МУП г.Ижевска «Ижводоканал» указанный протокол разногласий не подписало.
В обоснование отказа от включения в договор теплоснабжения поставки тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле, представитель МУП г.Ижевска «Ижводоканал» в своих устных пояснениях на заседании Комиссии, а также в письменных пояснениях МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (представленных в адрес Удмуртского УФАС России письмом №1196-юр от 20.07.2010г.), приводятся следующие доводы. Котельная МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не предназначена для работы в летний период в связи с тем, что котлы, действующие в котельной, работают по режимной карте. Режимная карта устанавливает минимальную нагрузку при которой возможна эксплуатация котла, при этом тепловая мощность составляет 2,53 Гкал/час. По расчетам МУП г.Ижевска «Ижводоканал» для поставки горячей воды на нужды населения микрорайона «Костина мельница» (по улицам Демократическая и Ялтинская) требуется 0,386 Гкал/час, что ниже минимально разрешенной нагрузки котлов котельной ОСК. Таким образом, эксплуатация котлов только для обеспечения нужд жителей микрорайона «Костина мельница» экономически невыгодна МУП г.Ижевска «Ижводоканал».
Приведенные доводы МУП г.Ижевска «Ижводоканал» являются необоснованными в силу следующих обстоятельств.
Для МУП г.Ижевска «Ижводоканал» утвержден тариф на тепловую энергию. Соответственно, при установлении Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики тарифа на тепловую энергию, учтены условия рентабельной работы предприятия при производстве тепловой энергии.
МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не имеет заключение от соответствующего уполномоченного органа о том, что котельную МУП г.Ижевска «Ижводоканал» нельзя использовать в летние месяцы. Подтверждением этому факту также является договор №31т на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 01.09.2003г., заключенный между МУ «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» в отношении тех же объектов, в отношении которых заключен договор теплоснабжения №31т на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 01.01.2008г. между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (ул.Демократическая дома №№ 39,41,45,47,49,51; ул.Ялтинская дома №№ 53,55 и школа №18). В договоре №31-т от 01.09.2003г. была предусмотрена подача тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле, что подтверждает технологическую возможность производства тепловой энергии и в последующие отопительные периоды.
Таким образом, у МУП г.Ижевска «Ижводоканал» присутствует экономическая и технологическая возможность поставки тепловой энергии в горячей воде круглогодично (в том числе в июне и в июле месяце) по договору с ООО «УКС».
В соответствии с п.10 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Согласно приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, и п. 3.1.11. Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009г. №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Таким образом, законодатель указывает конкретные причины отключения систем горячего водоснабжения (ежегодные профилактические ремонты), в том числе и их срок (не превышающий 14 суток).
В договоре теплоснабжения №31-т от 01.01.2010г. предусмотрен перерыв в подаче горячей воды 2 месяца (июнь и июль), что не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно ст. 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ст. 3 Закона «О естественных монополиях», субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
МУП г.Ижевска «Ижводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии по отношению к ООО «Удмуртские коммунальные системы» и действует как субъект естественной монополии.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Навязыванием невыгодных контрагенту условий договора является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.
Действия МУП г.Ижевска «Ижводоканал», выразившиеся во включении в договор теплоснабжения невыгодных условий об отсутствии поставки тепловой энергии в горячей воде в июне и в июле ущемляют интересы ООО «УКС», направленные на бесперебойное получение тепловой энергии в течение круглого года, и являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
Кроме того Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства ООО «УКС» о понуждении МУП г.Ижевска «Ижводоканал» о заключении договора на условиях, предлагаемых ООО «УКС» в части поставки тепловой энергии в горячей воде в течение всего года.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП г.Ижевска «Ижводоканал» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части навязывания ООО «УКС» условий договора теплоснабжения, невыгодных для него.

2. Выдать МУП г.Ижевска «Ижводоканал» предписание о заключении договора теплоснабжения с ООО «УКС», предусмотрев поставку тепловой энергии в горячей воде в течение всего года (в том числе в июне и в июле).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения производства по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП г.Ижевска «Ижводоканал» и виновного должностного лица.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Связанные организации

Связанные организации не указаны