Решение б/н Решение по делу № ММ 07-06/2010-68 З о признании МУЗ «Увинск... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


01 июля 2010 г.
г. Ижевск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:
председатель Комиссии: «…» – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике;
члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля размещения государственного заказа»…» – старший государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа; «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует); «…» – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; «…» – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствии:
представителя заявителя – ООО «Региональная медицинская компания» «…» (доверенность от 01.07.2010г. № 4);
представителей муниципального заказчика – МУЗ «Увинская центральная районная больница» муниципального образования «Увинский район» (далее – МУЗ «Увинская ЦРБ», Заказчик) «…» (главный врач – приказ от 31.03.2006г. № 65-а), «…» (доверенность от 22.01.2010г. № 1),
рассмотрев жалобу ООО «Региональная медицинская компания» (далее – ООО «РМК») на действия МУЗ «Увинская ЦРБ» при проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку шприцев (далее - запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

24 июня 2010 года в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «РМК» на действия МУЗ «Увинская ЦРБ» при проведении запроса котировок на поставку шприцев, согласно которой Заказчик установил требования к товару, ограничивающие число участников размещения заказов, а именно:
- в характеристике на шприц указано «Поршень – изготовлен из полистирола», указанные технические характеристики не соответствуют требованиям ГОСТ 24861-91;
- в позициях №№ 1-4 приложения к муниципальному контракту содержится указание на импортные товары;
- в столбце «Характеристика поставляемого товара» указана в качестве обязательной игла инъекционная для однократного применения MEDOJEST, при этом данный товарный знак не сопровождается словами «или эквивалент»;
- указание на обязательность применения только импортной иглы не соответствует требованиям государственных стандартов, которые приводятся в характеристиках поставляемого товара, и ограничивает число участников размещения заказов;
- Заказчик необоснованно в характеристиках товара указал на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 13485:2003, поскольку данный стандарт не является обязательным на территории РФ;
- в качестве обязательной характеристики заказчик указывает на необходимость наличия дополнительного объема шприцев, чем нарушает п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов.

В возражении на жалобу ООО «РМК» Заказчик с доводами жалобы не согласился со ссылкой на исключительное право заказчика самостоятельно определять потребительские свойства и качественные характеристики закупаемого товара в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения дела представитель Заявителя дополнил жалобу доводом об установлении Заказчиком незаконного требования о поставке шприцов с поршнем голубого цвета.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС установила следующее. 15.06.2010 года на официальном сайте http://www.goszakaz-udm.ru Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку шприцев. Начальная цена контракта установлена в размере 392 000 руб.
Для участия в запросе котировок поступили заявки от ЗАО «Практика», ООО «ФК «Елена-Фарм», ООО «МФК Ремедиум». В соответствии с решением Комиссии по размещению заказов (протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 28 июня 2010 года) заявка ООО «МФК Ремедиум» отклонена в связи с несоответствием извещению о проведении запроса котировок – не указана полная характеристика товара по позициям 1, 2, 3, 4, 5. Победителем признано ЗАО «Практика» с ценой контракта 357 830 руб.
1. Согласно извещению о проведении запроса котировок по позициям 1, 2, 3, 4 Заказчику требовались шприцы CHIRANA с поршнем голубого цвета с импортной иглой «или эквивалент». При этом в характеристиках товара указано, что поршень шприцов должен быть изготовлен из полистирола голубого цвета, а шприц - иметь дополнительный рабочий объем со шкалой синего цвета.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов установлен запрет на включение в извещение о проведении запроса котировок требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (часть 3 статьи 47 Закона).
ГОСТ 24861-91 «Шприцы инъекционные однократного применения», который определяет требования, предъявляемые к стерильным инъекционным шприцам однократного применения, не установлены конкретные материалы, из которых должны быть изготовлены поршни шприцов, в том числе не установлены определенные цвета поршней и градуированной шкалы, наличие дополнительного рабочего объема шприца.
Таким образом, установленные Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требования к поставляемому товару значительно превышают требования государственного стандарта, действующего на территории Российской Федерации. Несмотря на ссылку Заказчика на возможность поставки эквивалента товара соответствующему товарному знаку CHIRANA, у участников размещения заказа такая возможность отсутствовала в связи с тем, что приведенные показатели носят ограничительный характер, и могут повлечь за собой необоснованное отклонение заявки.

Данные действия Заказчика являются нарушением части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов и противоречат целям регулирования Закона, а именно установленному статьей 1 принципу расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
Действия Заказчика по включению в извещение о проведении запроса котировок требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Частью 2 статьи 45 Закона о размещении установлено, что в случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств).
Из приведенной нормы следует, что обязанность у заказчика по указанию в извещении о проведении запроса котировок товарного знака товара российского происхождения возникает в случае наличия у него данной информации. Наличие такой информации у Заказчика в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем жалоба в этой части признается необоснованной.
Необоснованной являются и доводы жалобы о поставке только импортной иглы MEDOJEST, поскольку в извещении о проведении запроса котировок (столбец таблицы «наименование товара») указание на товарный знак сопровождается словами «или эквивалент», что не противоречит части 2 статьи 45 Закона. Кроме того, в извещении установлены требования к качественным и техническим характеристикам игл – соответствие ГОСТ 25046 «Иглы инъекционные однократного применения. Основные размеры. Технические требования. Методы испытаний», что позволяет определить и поставить эквивалент закупаемого товара.

3. В соответствии с извещением о проведении запроса котировок шприцы по позициям 1, 2, 3, 4 должны соответствовать международному стандарту ИСО 13485:2003. В Российской Федерации утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2004г. № 66-ст государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 13485-2004, который полностью идентичен международному стандарту ИСО 13485:2003 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества». Поскольку требования указанных стандартов одинаковы, то ссылка Заказчика на международный стандарт не нарушает права заявителя и других участников размещения заказа.

4. В соответствии с позицией 5 извещения о проведении запроса котировок Заказчику требуется шприц-помпа в количестве 5 шт. Согласно условиям извещения, данный товар должен соответствовать требованиям СЕ.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.
В соответствии со статьей 20 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
В соответствии со статьей 25 Закона о техническом регулировании соответствие продукции установленным требованиям подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемому заявителю органом по сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее – Перечень). В соответствии с данным Перечнем шприцы и системы, являющиеся предметом поставки, подлежат обязательному подтверждению соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям в форме обязательной сертификации.

Документом, подтверждающим соответствие товара, поставка которых является предметом рассматриваемого размещения заказа, установленным законодательством Российской Федерации требованиям является сертификат соответствия, выдаваемый органом по сертификации. Аббревиатура СЕ или знак соответствия СЕ - это единое обозначение соответствия товара всем требованиям, указанным в директивах Европейского Союза и дает право данному товару свободно перемещаться на рынках Европейского Союза. Евродиректива - представляет собой правовой стандарт, обязательный к применению только государствами - членами Европейского союза. Россия не является членом Евросоюза, следовательно, директивы ЕС не имеют юридической силы на территории Российской Федерации.
Поскольку на территории Российской Федерации обязательная сертификация по системе СЕ не предусмотрена, то в данном случае речь может идти только о добровольной сертификации в системе СЕ, созданной в соответствии с Законом о техническом регулировании.
При таких обстоятельствах муниципальный заказчик, устанавливая требование об обязательной маркировке товара знаком СЕ, вынуждает участников размещения заказа в обязательном порядке осуществить сертификацию продукции по международным стандартам, которая является добровольной, необоснованно ограничив круг участников размещения заказа, предлагающих шприцы-помпы без знака СЕ на упаковке товара.

5. В силу пункта 4 статьи 43 запрос котировок должен содержать, в том числе наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Согласно извещению о проведении запроса котировок (позиции 6,7) МУЗ «Увинская ЦРБ» закупаются шприцы инсулиновые. В нарушение пункта 4 статьи 43 Заказчиком не установлены требования качеству, техническим характеристикам данного товара, требования к безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам).

6. Приложением к извещению, размещенном на сайте, являлась форма котировочной заявки. Данная форма котировочной заявки содержит требование об указании сведений, не предусмотренных ст.44 Закона, а именно: код ОГРН, печать на личной подписи.
Статьей 44 Закона о размещении заказов установлены требования, предъявляемые к котировочной заявке, в соответствии с которыми, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Данный перечень сведений является исчерпывающим.

Статья 44 Закона обращена не к участнику размещения заказа, а к государственному (муниципальному) заказчику, который формирует форму котировочной заявки, согласно пункту 3 статьи 43 названного Закона.
Следовательно, при проведении запроса котировок, заказчик должен учитывать: форму котировочной заявки, которая устанавливается самим заказчиком в извещении и цену предлагаемого товара (работы, услуги). Участник размещения заказа должен подать заявку по установленной форме.
Требование о предоставлении сведений, не предусмотренных Законом, может повлечь за собой неправомерное отклонение заявки, в случае неуказания данных сведений, при соответствии требованиям ст. 44 Закона. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое физическое лицо, у которого может и не быть печати.
Таким образом, установив в форме котировочной заявки требование о наличии сведений не предусмотренных Законом, Заказчик нарушил положения статьи 44 Закона. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

7. Пунктом 5.3 проекта муниципального контракта предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае нарушения поставщиком условий контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Следовательно, указанное положение проекта муниципального контракта противоречит требованиям части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.

8. В соответствии с частью 4 статьи 47 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок должен содержать, в том числе сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения данного заказа, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение данной нормы протокол рассмотрения котировочных заявок от 28.06.2010 года содержит неполную информацию, в нем отсутствуют сведения о котировочной заявке, которой присвоен второй номер <...>

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Региональная медицинская компания» на действия МУЗ «Увинская ЦРБ» при проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку шприцев частично обоснованной.

2. Признать в действиях МУЗ «Увинская ЦРБ» нарушение части 8 статьи 9, пункта 4 статьи 43, статьи 44, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.

3. Признать в действиях Комиссии по размещению заказов нарушение части 4 статьи 47 Закона о размещении заказов.

4. Выдать Заказчику, Комиссии по размещению заказов предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.


Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны