Решение б/н Признать рекламу, размещенную 01.12.2022 на рекламной констр... от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу No 018/05/28-104/2023


20 апреля 2023 года г. Ижевск
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Удмуртского УФАС
России 18 апреля 2023 года, в полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2023 года.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, в составе:
председатель Комиссии: (ФИО) – заместитель руководителя Управления
Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
члены Комиссии: (ФИО) – старший государственный инспектор отдела
контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; (ФИО) – специалист-эксперт
отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; кворум соблюден,
рассмотрев заявление гр. (ФИО). о распространении 09.12.2022 рекламы по
адресу г. Ижевск, перекресток улиц Удмуртская, 10 лет Октября следующего содержания:
«Ипотека за рубль 243-143» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 No
38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии:
- представителя ИП (ФИО): (ФИО) (доверенность от 10.04.2023);
в отсутствие:
- представителя ООО «Медиаконструкции», уведомленного о дате, времени и месте
рассмотрения дела надлежащим образом;
- гр. (ФИО), уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела
надлежащим образом;
- гр. (ФИО), уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела
надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:


12.12.2022 в Удмуртское УФАС России поступило заявление от гр. (ФИО)
(вх. No7608-ЭП/22 от 12.12.2022, далее - Заявитель) о распространении рекламы по адресу
г. Ижевск, перекресток улиц Удмуртская, 10 лет Октября следующего содержания:
«Ипотека за рубль 243-143».
К заявлению приложена фотография рекламной конструкции (билборда), содержащая
вышеуказанную рекламу. На билборде содержится следующая информация: «Ипотека за
рубль 243-143». В нижней части рекламной конструкции размещена следующая
информация: «Данная ипотечная программа разработана ПАО «Сбербанк» совместно со
специализированными застройщиками на базе основной программы «Ипотека с
господдержкой 2020».
По мнению Заявителя, указанная реклама является недостоверной и имеет признаки
нарушения ФЗ «О рекламе».
Установлено, что номер телефона, указанный в рассматриваемой рекламе, выделен
гр. (ФИО).
ПАО «Сбербанк» сообщило, что не реализует ипотечную программу «Ипотека за
рубль», а также не является рекламодателем, рекламораспространителем,
рекламопроизводителем указанной рекламы.
Установлено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
NoО-00368, расположенной по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Удмуртская, 10 лет
Октября, было выдано ООО «Медиаконструкции» (ИНН 1831108196, юридический адрес
119019, г. Москва, пер. Большой Афанасьевский, д.28, кв. 24). ООО «Медиаконструкции»
передало рекламную конструкцию ИП (ФИО) по договору аренды рекламных
конструкций No36 от 01.09.2022, на основании акта приема-передачи рекламных
конструкций от 01.09.2022 копии договора аренды и акта передачи представлены в
материалы дела).
(ФИО) приобщила к материалам дела копию договора на оказание услуг по
изготовлению и размещению рекламы No181/22 от 22.11.2022 (с приложениями No1, No2),
заключенного с ИП (ФИО) и копию переписки о согласовании дизайн-макета
рекламного баннера.
ИП (ФИО) представила в материалы дела копию договора No181/22 от
22.11.2022 и приложения к нему No1, No2; согласованный макет на размещение, копии актов
выполненных работ No1677, 1676 от 31.12.2022.
01.02.2023 по результатам рассмотрения имеющихся документов и информации
Управление возбудило дело No 018/05/28-104/2023 по признакам нарушения пунктов 4, 20
части 3 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении гр. (ФИО)
К участию в рассмотрении дела привлечено заинтересованное лицо – ООО
«Медиаконструкции» (ИНН 1831108196, ОГРН 1051800649010).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что рекламораспространителем
рекламопроизводителем данной рекламы является ИП (ФИО)., которая привлечена
к участию в деле в качестве ответчика.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и доказательства,
письменные и устные пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
01.12.2022 на рекламной конструкции NoО-00368 по адресу г. Ижевск, перекресток
улиц Удмуртская и 10 лет Октября на билборде была размещена реклама следующего
содержания: «Ипотека за рубль 243-143. Данная ипотечная программа разработана ПАО
«Сбербанк» совместно со специализированными застройщиками на базе основной
программы «Ипотека с господдержкой 2020».
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой
информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а
также его продвижению на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования
понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара,
результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская
услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а
также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или)
размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Информация на баннере содержит сведения о предоставлении ипотеки,
распространена посредством рекламной конструкции - билборда, адресована
неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту
рекламирования (финансовая услуга), формирование и поддержание интереса к ним, их
продвижению на рынке, следовательно, является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и
достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно п.п. 4, 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама,
которая содержит не соответствующие действительности сведения в том числе:
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и
других условиях приобретения товара;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Рассматриваемая реклама является недостоверной по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 No 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» (далее – ФЗ «Об ипотеке») договор об ипотеке - это договор о залоге
недвижимого имущества, где одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по
обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих
денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного
недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими
кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Согласно ст. 9.1 ФЗ «Об ипотеке» особенности условий кредитного договора,
договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с
осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по
которым обеспечены ипотекой, а также особенности их изменения по требованию
заемщика и особенности условий договора страхования, заключенного при предоставлении
потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены
ипотекой, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2013 года No 353-ФЗ «О
потребительском кредите (займе)» (далее- ФЗ «О потребительском кредите»).
Как следует из содержания рекламы потребителям предлагается услуга по
предоставлению ипотеки. При этом из текста рекламы не представляется возможным
достоверно установить условия предоставления ипотеки: залогодатель по договору об
ипотеке должен платить залогодержателю 1 рубль в месяц без каких-либо иных
ограничений либо залогодатель по договору получит 1 рубль. Программы государственной
поддержки ипотеки, льготные программы ипотеки, позволяющие заключить договор
ипотеки на указанных в рекламе условиях, а именно «Ипотека за 1 рубль», отсутствуют.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что реклама содержит не
соответствующие действительности сведения о стоимости или цене финансовых услуг, что
является нарушением п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Как следует из материалов дела ПАО «Сбербанк» не реализует ипотечную программу
«Ипотека за рубль», а также не является рекламодателем, рекламораспространителем,
рекламопроизводителем рекламы, в связи с чем ссылка в рекламе на то, что ипотечная
программа разработана ПАО «Сбербанк» является недостоверной, что является
нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с
предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа,
содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна
содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа),
определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите
(займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Согласно ч.2 ст. 6.1 ФЗ «О потребительском кредите» в кредитном договоре, договоре
займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением
им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены
ипотекой, должна быть определена полная стоимость кредита (займа), обеспеченного
ипотекой, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным
законом.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 25
Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 No 58 «О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям,
влияющим на полную стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере
процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным
операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением
кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика,
нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному
договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Вместе с тем рекламодатель не
обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик,
воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких
расходов.
Поскольку в рассматриваемом случае реклама содержит информацию о заключении
договора об ипотеке «за 1 рубль» без указания всех остальных условий, определяющих
полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, определяемую в
соответствии с ФЗ «О потребительском кредите», в том числе условия о размере
процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным
операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением
кредита, Комиссия приходит к выводу о том, что указанная реклама не соответствует
требованиям части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама является
ненадлежащей, нарушающей пункты 4, 20 части 3 статьи 5, часть 3 статьи 28 ФЗ «О
рекламе».
В соответствии с пп. 5, 6, 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»:
5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично
приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы
любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за
нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5, статьями 28 - 30.2
ФЗ «О рекламе».
Согласно ч.7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность
за нарушение требований, установленных частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28 ФЗ «О
рекламе».
Согласно ч.8 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за
нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38, в случае, если будет доказано,
что нарушение произошло по его вине.
Установлено, что по договору аренды рекламных конструкций No36 от 01.09.2022
рекламная конструкция NoО-00368, расположенная по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц
Удмуртская, 10 лет Октября, передана в аренду ИП (ФИО).
Согласно договору No181/22 от 22.11.2022, заключенному между (ФИО) и
ИП (ФИО) в обязанности ИП (ФИО) входило изготовление дизайн-
макета (1 шт.), печать баннера 3х6м, монтаж/демонтаж баннера (п.1 Приложения No2 к
договору), а также размещение баннера по адресу: 00368, Ижевск, ул. 10 лет Октября - ул.
Удмуртская, м-н «Пятерочка», трехсторонка, сторона А5. Срок размещения с 01.12.2022 по
31.12.2022. Цена (без НДС) 31350,00 руб. (приложению No1 к договору).
Рассмотрев дизайн-проект рекламного баннера, Комиссия установила, что в рекламе
содержалась другая информация, раскрывающая условия предоставления ипотеки, а
именно: «Предложение «Ипотека в месяц за 1 рубль» действительно при условии
приобретения объектов долевого строительства с использованием кредитных средств ПАО
Сбербанк (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций
No1481 от 11.08.2015), выдача кредитных средств осуществляется несколькими траншами.
Сумма первого транша в размере не менее 100 рублей выдается в соответствии с
условиями ДДУ. Сумму 2 транша Банк перечисляет застройщику в срок до 30.11.2023.
Ежемесячные платеж в размере 1 рубль вносятся до момента выдачи 2 транша кредита –
далее согласно графику платежей в соответствии с условиями заключенного кредитного
договора. Подробности об ипотечной программе ПАО Сбербанк на сайте Банка.
Подробности по телефону 8(3412)243-143».
Как следует из устных пояснений гр. (ФИО) и представленной в материалы
дела копии переписки с рекламопроизводителем между ними был согласован дизайн-макет
рекламного баннера, содержащий условия предоставления ипотеки, но ИП (ФИО)
изготовила и разместила рекламу с другим содержанием, которое не было согласовано с
рекламодателем.
ИП (ФИО) в своих письменных пояснениях также подтвердила факт
изготовления и размещения рекламного баннера, содержащего не согласованный с
(ФИО) текст.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что согласованный с
рекламодателем дизайн-макет рекламного баннера не соответствовал той информации,
которая была размещена 01.12.2022 на рекламной конструкции.
С учетом вышеизложенного Комиссия установила, что ИП (ФИО) является
рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы, размещенной на
рекламной конструкции NoО-00368 по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Удмуртская, 10
лет Октября следующего содержания: «Ипотека за рубль 243-143. Данная ипотечная
программа разработана ПАО «Сбербанк» совместно со специализированными
застройщиками на базе основной программы «Ипотека с господдержкой 2020».
Обстоятельства дела и имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что
вышеуказанная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает пункты 4, 20 части 3
статьи 5, часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». При этом выявленное нарушение произошло
по вине рекламопроизводителя – ИП (ФИО).
Таким образом, ИП (ФИО) несет ответственность за нарушение требований
пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку материалами
дела доказано, что нарушение произошло по её вине.
В действиях гр. (ФИО) не установлено нарушений пунктов 4, 20 части 3
статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку размещенный макет рекламы не
согласовывался с рекламодателем.
Таким образом, на основании пункта «а» части 40 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.11.2020 No1922 (далее – Правила), в связи с
неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе рассмотрение дела в отношении гр. (ФИО)
подлежит прекращению.
Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать
рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для
исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
Комиссией установлен факт прекращения нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии
необходимости выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона
«О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным
органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России,

РЕШИЛА:


1. Признать рекламу, размещенную 01.12.2022 на рекламной конструкции NoО-00368
по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Удмуртская, 10 лет Октября следующего
содержания: «Ипотека за рубль 243-143. Данная ипотечная программа разработана ПАО
«Сбербанк» совместно со специализированными застройщиками на базе основной
программы «Ипотека с господдержкой 2020» ненадлежащей, нарушающей требования
пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Признать ИП (ФИО) (ИНН 183104245540, ОГРН
318183200023218) рекламопроизводителем и рекламораспространителем, нарушившим
требования пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
3. Прекратить рассмотрение дела в отношении гр. (ФИО).
4. Передать материалы дела No 018/05/28-104/2023 уполномоченному должностному
лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении
виновных лица производство по делу об административном правонарушении,
ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в
течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны