Решение б/н Нарушение требований п.п. 7 - 8, ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5... от 18 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 018/05/5-393/2024

Резолютивная часть оглашена 11 июня 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2024 года г. Ижевск

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя

Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике члены Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден; в присутствии:

  • представителя лица, в отношении которого возбуждено дело: ООО «БестКонсалт» - <…> (доверенность от 04.06.2024);
  • представителя заявителя: Отделения – Национальный банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного Управления Центрального Банка РФ –

<…> (доверенность от 04.08.2021); рассмотрев дело, возбужденное в отношении ООО «Бест Консалт» по признакам нарушения п.п. 7 - 8 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

25.03.2024 в Удмуртское УФАС России поступило заявление из Отделения – Национальный банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного Управления Центрального Банка РФ (исх. № Т494-12-5/1374 от 22.03.2024, вх. № 2233-м/24) (далее – Заявитель) по факту распространения в сети Интернет рекламы сайта «Ижевск.банкротство-мфц.рф» следующего содержания: «Банкротство в Ижевске бесплатно. Узнайте за 1 минуту подходите ли вы под списание долгов через МФЦ. Узнать «Ижевск.банкротство-мфц.рф». При переходе на указанный сайт размещаются изображения Государственного герба Российской Федерации и товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги», что по мнению Заявителя, содержит несоответствующие действительности сведения и вводит потребителей в заблуждение.

В обоснование своих доводов Заявитель указал, что Товарный знак «Мои документы государственные и муниципальные услуги» зарегистрирован за номером 533439 от 02.02.2015. Правообладателем является Министерство экономического развития Российской Федерации. К заявлению приложены фотографии рекламы и страницы сайта.

В ходе рассмотрения заявления Удмуртским УФАС России было установлено следующее.

В сети Интернет распространяется реклама следующего содержания: «Банкротство в Ижевске бесплатно. Узнайте за 1 минуту подходите ли вы под списание долгов через МФЦ. Узнать «Ижевск.банкротство-мфц.рф». При переходе по ссылке на сайт «Ижевск.банкротство-мфц.рф» размещаются изображения Государственного герба Российской Федерации и товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги».

Удмуртским УФАС России 17.04.2024 осуществлен осмотр сайта https://ижевск.банкротство-мфц.рф/ и составлен акт.

Актом установлен факт распространения в единой сети Интернет на сайте https://ижевск.банкротство-мфц.рф/ информации следующего содержания.

В левом верхнем углу сайта размещается Государственный герб Российской Федерации и изображение товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги»:

 

В правом верхнем углу сайта размещается следующая информация: «Ижевск 8 800 300 48 12».

Посередине страницы размещается текст со следующим содержанием: «По закону 127-ФЗ каждый гражданин может списать свои долги по кредитам бесплатно через МФЦ. Ответьте на 3 вопроса и узнайте можно ли вам списать свои долги. Укажите сумму задолженности: до 300000 рублей; от 300000 до 500000 рублей; от 1000000 до 2000000 рублей; свыше 2000000 рублей. Виртуальные кнопки «назад» и «далее». При переходе по виртуальной кнопке «далее» открывается следующий вопрос: «Есть ли просроченная задолженность: нет; да (до 3х месяцев); да (более 3х месяцев); да (более 1 года). Виртуальные кнопки «назад» и «далее». При переходе по виртуальной кнопке «далее» открывается следующий вопрос: «Есть ли автокредит или ипотека: ничего нет; автокредит; ипотека; автокредит и ипотека. Виртуальные кнопки «назад» и «далее». При переходе по виртуальной кнопке «далее» открывается следующий текст: «Введите номер, на который вам отправить заключение и инструкцию».

На основании представленной ООО «Яндекс» информации установлено, что рассматриваемая реклама сайта «ижевск.банкротство-мфц.рф» распространялась в сети Интернет на площадке «Яндекс.Директ» через сервис «eLama», который предоставляет ООО «АДВ-сервис». Территория показа: Удмуртская Республика.

ООО «АДВ-сервис» пояснило, что заказчиком рассматриваемой рекламы являлось ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» (ИНН 1840094214, ОГРН 1201800000511) по договору № 2022/06/03-641577-adv. Реклама размещалась обществом с использованием сервиса «eLama» в аккаунте «Яндекс.Директ» с 01.09.2022 по настоящее время.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ общество ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» зарегистрировано за ОГРН 1201800000511 от 17.01.2020, ИНН 1840094214. Код и наименование основного вида деятельности – 69.10 Деятельность в области права.

22.05.2024 на основании представленных документов и сведений Удмуртское

УФАС России возбудило в отношении ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» дело № 018/05/5393/2024 по признакам нарушения требований п.п. 7 - 8 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Определением от 22.05.2024 дело было назначено к рассмотрению на

11.06.2024.

07.06.2024 в материалы дела поступили письменные пояснения от ООО «БЕСТ КОНСАЛТ».

11.06.2024 на заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» пояснил, что Общество согласно с нарушением частично по той причине, что сайт, на котором размещался герб России и товарный знак «Мои документы государственные и муниципальные услуги» не принадлежит обществу, а принадлежит гр. Золотареву Л.А. Общество не проконтролировало надлежащим образом, что на сайте размещаются данные изображения. При этом в рекламе отсутствует указание на ООО «БЕСТ КОНСАЛТ». В настоящее время рассматриваемая реклама и сайт удалены.

Из письменных пояснений Общества следует, что в рекламе не использовался товарный знак «Мои документы государственные и муниципальные услуги», так как слова «государственные и муниципальные услуги» являются неохраняемыми элементами товарного знака и их использование не является нарушением интеллектуальной собственности. Фраза «мои документы» является очень распространенной и часто используется участниками гражданско-правовых отношений.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав лиц, присутствующих на заседании Комиссии, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, распространённая в сети Интернет на площадке «Яндекс.Директ», адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (оказание услуг по банкротству), формирование и поддержание интереса к нему, его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой. Территория распространения рекламы: Удмуртская Республика.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п.п. 7, 8 ч.3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  1. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности иприравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  2. о правах на использование официальных государственных символов (флагов,гербов, гимнов) и символов международных организаций.

Установлено, что товарный знак «Мои документы государственные и муниципальные услуги» зарегистрирован за номером 533439 от 02.02.2015. Правообладателем является Министерство экономического развития Российской Федерации.

На официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности (https://new.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet) размещено изображение товарного знака:

 

Сравнив изображение товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги», размещенного на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности и в рекламе ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» на сайте https://ижевск.банкротство-мфц.рф/ установлена их схожесть до степени смешения.

При этом использованы не только слова «Мои документы государственные и муниципальные услуги», но и заимствован стиль написания, расположение слов и символ документа над словами.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действиями ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» нарушено требование пункта 7 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» не обладает правом использования средства индивидуализации юридического лица - товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги».

Установлено, что в спорной рекламе ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» было использовало изображение Государственного герба Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действиями ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» нарушено требование пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» не обладает правом использования в рекламе официального государственного символа - государственного герба Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В содержании текста рекламы и текста, размещенного на сайте https://ижевск.банкротство-мфц.рф/ отсутствуют сведения о наименовании хозяйствующего субъекта, который оказывает юридические услуги по банкротству. Вместе с тем, размещенные на странице сайта https://ижевск.банкротство-мфц.рф/ изображения государственного герба Российской Федерации и товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги» могут вызвать у потребителя стойкую ассоциацию о том, что услуги оказываются с участием государства либо в государственных интересах, что может вводить потребителей рекламы в заблуждение и восприниматься ими как предоставление государственных услуг.

Для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

  • наличие конкурентных отношений между субъектами, а также наличиесоперничества, состязательности между ними на данном рынке;
  • совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц);
  • быть направлены на получение преимуществ в предпринимательскойдеятельности;
  • противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям деловогооборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинить или быть способным причинить убытки другому хозяйствующемусубъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

При рассмотрении дела установлено следующее.

ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» осуществляет деятельность на рынке оказания юридических услуг в сфере банкротства. Рынок оказания юридических услуг в сфере банкротства является конкурентным. В действиях ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» имеется направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, выразившейся во введении в заблуждение потребителей рекламы путем размещения на сайте изображения государственного герба Российской Федерации и товарного знака «Мои документы государственные и муниципальные услуги», и, как следствие, получение необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления об оказании услуг не самим хозяйствующим субъектом, а под видом официальной государственной или муниципальной службы, что противоречит ч. 3 ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкуренту вследствие оттока потребителей из-за введения их в заблуждение.

Довод представителя Общества о том, что на сайте отсутствовала информация о хозяйствующем субъекте - ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» является несостоятельным, поскольку объектом рекламирования в данном случае выступает не юридическое лицо, а услуги, которые оно оказывает. Более того, в материалах дела имеются доказательства того, что ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» является непосредственным заказчиком размещения рекламы (договор № 2022/06/03-641577-adv с ООО «АДВсервис», акты принятых услуг по размещению Интернет-рекламы с 30.09.2022 по 31.03.2024).

Довод представителя Общества о том, что сайт не принадлежит Обществу, а принадлежит гр. Золотареву Л.А. является необоснованным, поскольку материалами дела установлено, что реклама содержала действующую ссылку на сайт, то есть сайт являлся неотъемлемой частью рекламы по продвижению услуг ООО «БЕСТ КОНСАЛТ».

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» содержится нарушение п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:

  1. рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
  2. рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 10.4 и 12 статьи 5 настоящего закона.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» является рекламодателем рассматриваемой рекламы, о чем свидетельствует договор № 2022/06/03-641577-adv, заключенный с ООО «АДВ-сервис».

Сведения о рекламопроизводителе в материалах дела отсутствуют.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что ссылка на сайт https://ижевск.банкротство-мфц.рф/ не дает возможность перейти на сайт, то есть является недействующей. Представитель Общества также подтвердил на заседании Комиссии, что сайт удален.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, размещенную в сети «Интернет» следующего содержания: «Банкротство в Ижевске бесплатно. Узнайте за 1 минуту подходите ли вы под списание долгов через МФЦ. Узнать «Ижевск.банкротство-мфц.рф», ненадлежащей, нарушающей требования п.п. 7, 8 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 018/05/5-393/2024 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «БЕСТ КОНСАЛТ» и виновного должностного лица производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны