Заключение б/н заключение об обстоятельствах дела от 3 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела 018/01/17-1076/2023

 

04 апреля 2024 года                                                                                                        г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ***, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: ***, начальник отдела антимонопольного контроля; ***, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует); ***, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; ***, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

*** – представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по доверенности,

***,

в отсутствие иных лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 018/01/17-1076/2023, возбужденного в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Министерство) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России из Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике поступили материалы (исх.№201/2-12302940016002573-2023 от 15.11.2023, вх.№8777/23 от 20.11.2023), свидетельствующие об ограничении конкуренции в результате действий должностного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и риелтора *** при проведении закупочных процедур по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с выявлением в действиях Министерства признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России приказом №112/23 от 14.12.2023 возбуждено дело №018/01/17-1076/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 22.12.2023 дело было назначено к рассмотрению на 05.02.2024. Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, проведения анализа состояния конкуренции на рынке рассматриваемых торгов. Определением от 05.03.2024 рассмотрение дела было отложено и назначено на 03.04.2024.

03.04.2024, рассмотрев имеющиеся материалы и доказательства, проанализировав пояснения сторон, Комиссией установлены следующие имеющие значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.

1. Министерством в целях лоббирования интересов риелтора *** были организованы процедуры объявления аукционов на приобретение квартир в населенных пунктах, в которых к моменту объявления аукционов находились квартиры ***, соответствующие всем требованиям технического задания, что установлено из следующего.

28.09.2021 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000121013614 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Можга).

 Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 189 604,88 руб.

На участие в аукционе поступила 1 заявка. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 07.10.2021 победителем аукциона признана ***, предложившая квартиру по адресу: г. Можга, ул. Фрунзе, 27-15.

В данной закупке ***, являясь риэлтором – торговым посредником, действовала в интересах собственника жилого помещения – ***.

По результатам закупочной процедуры №0813500000121013614 между *** и Министерством заключен государственный контракт от 18.10.2021 на приобретение квартиры по адресу: г. Можга, ул. Фрунзе, 27-15.  Контракт заключен по начальной максимальной цене.

При этом ранее, незадолго до объявления аукциона, в мессенджере «WhatsApp» между начальником управления жилищной политики Министерства *** и риелтором *** велась переписка относительно организации аукциона по приобретению квартиры в г. Можге:

01 сентября 2021 года:

***: Сейчас по Глазову и Можге решим (время отправки сообщения 11.06)

***: Хоть 1 может получиться? 1шт готовая прям есть (время отправки сообщения 11.06)

***:  «ответ на сообщение: ***: Хоть 1 может получиться? 1шт готовая прям есть» Это Можга? (время отправки сообщения 11.06)

***:  «ответ на сообщение: ***: Это Можга?» Да (время отправки сообщения 11.06)

***: Хорошо (время отправки сообщения 11.06)

06 сентября 2021 года:

***:  Добрый день, ***, когда нам ждать публикацию Воткинск, Можга, Глазов? (время отправки сообщения 12.19)

***: Можга есть сейчас 1 (время отправки сообщения 12.31)

***: Через неделю (время отправки сообщения 12.32)

***:  Хорошо. Спасибо) (время отправки сообщения 12.35)

***: Сейчас одна в Можге есть, там подведение итогов, мы в ней участвовали. А еще одна будет? (время отправки сообщения 12.40)

***: Да, хорошо (время отправки сообщения 12.41)

***:  Спасибо, очень ждем (время отправки сообщения 12.41)

08 сентября 2021 года:

***: ***, добрый день, сделала служебку- Воткинск, Глазов по 2 и 1 Можгу. Коммерческие, пожалуйста, ***!!!! (время отправки сообщения 15.37)

***:  Добрый день. Хорошо. Сейчас делаю. Спасибо (время отправки сообщения 15.38)

Вышеназванная переписка отражена в представленном протоколе осмотра предметов Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике от 22.10.2022.

28.09.2021 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000121013613 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Воткинск).

 Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 451 999,88 руб.

На участие в аукционе поступила 1 заявка. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 07.10.2021 победителем аукциона признан ***, предложивший квартиру по адресу: г. Воткинск, ул. Крайняя, 41-9.

В данной закупке ***, являясь риэлтором – торговым посредником, действовала в интересах собственника жилого помещения – ***.

По результатам закупочной процедуры №0813500000121013613 между *** и Министерством заключен государственный контракт от 18.10.2021 на приобретение квартиры по адресу: г. Воткинск, ул. Крайняя, 41-9.  Контракт заключен по начальной максимальной цене.

28.09.2021 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000121013612 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Воткинск).

 Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 451 999,88 руб.

На участие в аукционе поступила 1 заявка. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 07.10.2021 победителем аукциона признана ***, предложившая квартиру по адресу: г. Воткинск, ул. Рубиновая, 2 «а»-31.

В данной закупке ***, являясь риэлтором – торговым посредником, действовала в интересах собственника жилого помещения – ***.

По результатам закупочной процедуры №0813500000121013612 между *** и Министерством заключен государственный контракт от 18.10.2021 на приобретение квартиры по адресу: г. Воткинск, ул. Рубиновая, 2 «а»-31.  Контракт заключен по начальной максимальной цене.

При этом ранее, незадолго до объявления аукциона, в мессенджере «WhatsApp» между начальником управления жилищной политики Министерства *** и риелтором *** велась переписка относительно организации аукциона по приобретению 2 квартир в г. Воткинске, а также стоимости 1 кв.м. квартиры в г. Воткинске:

06 сентября 2021 года:

***:  Добрый день, ***я, когда нам ждать публикацию Воткинск, Можга, Глазов? (время отправки сообщения 12.19)

***: Через неделю (время отправки сообщения 12.32)

07 сентября 2021 года:

***:  Здравствуйте, ***, по Уве 2 лота пустые остались, так как там мало квартир на продажу, сейчас у нас появилась одна, нужны ли там еще квартиры? (время отправки сообщения 14.53)

***: Добрый день, Уву не нужно. Воткинск Глазов на неделе заявку отправим (время отправки сообщения 15.09)

***:  «ответ на сообщение: ***: Добрый день, Уву не нужно. Воткинск Глазов на неделе заявку отправим» Хорошо) (время отправки сообщения 15.47)

08 сентября 2021 года:

***: Оксана, добрый день, сделала служебку- Воткинск, Глазов по 2 и 1 Можгу. Коммерческие, пожалуйста, ***!!!! (время отправки сообщения 15.37)

***:  Добрый день. Хорошо. Сейчас делаю. Спасибо (время отправки сообщения 15.38)

15 сентября 2021 года:

***:  Здравствуйте, *** можно узнать примерные цены за 1м по Глазов и Воткинск? (время отправки сообщения 10.40)

***: Добрый день! Сейчас подскажу. (время отправки сообщения 10.41)

***: По ним вернули заявки, цена поменяется, будет ниже были 45 т.р. и 44 т.р. (время отправки сообщения 10.48)

***:  Известно на сколько примерно ниже? (время отправки сообщения 10.49)

***: нет, ищем объявления (время отправки сообщения 10.53)

***:  Хорошо, спасибо большое (время отправки сообщения 10.53)

Вышеназванная переписка отражена в представленном протоколе осмотра предметов Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике от 22.10.2022.

03.03.2022 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение №0813500000122002135 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с. Якшур-Бодья).

 Заказчик – Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Организатор закупки – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики», НМЦК составила 1 193 000,04 руб.

На участие в аукционе поступила 1 заявка. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 15.03.2022 победителем аукциона признан ***, предложивший квартиру по адресу: с. Якшур-Бодья, ул. Школьная, 19-11.

В данной закупке ***, являясь риэлтором – торговым посредником, действовала в интересах собственника жилого помещения – ***.

По результатам закупочной процедуры №08135000001222002135 между *** и Министерством заключен государственный контракт от 25.03.2022 на приобретение квартиры по адресу: с. Якшур-Бодья, ул. Школьная, 19-11.  Контракт заключен по начальной максимальной цене.

При этом ранее, незадолго до объявления аукциона, в мессенджере «WhatsApp» между начальником управления жилищной политики Министерства *** и риелтором *** велась переписка относительно организации аукциона, включая формирование НМЦК посредством направления коммерческих предложений, по приобретению квартиры в с. Якшур-Бодья:

10 февраля 2022 года:

***:  Здравствуйте, ***. Предложения эти по Бодье *** Отправляю? (время отправки сообщения 14.42)

***: Добрый день (время отправки сообщения 15.33)

***: Подождите, пожалуйста, немного. Не подписывайте. По ценам еще разберемся (время отправки сообщения 15.34)

***:  Хорошо. В том году 34-35 тр были, я по контракту посмотрела (время отправки сообщения 16.16)

18 февраля 2022 года:

***:  Здравствуйте, *** «улыбающийся смайлик» скажите пожалуйста когда выйдут Можга Воткинск Як-Бодья? (время отправки сообщения 18.10)

***: Все в графике выложено, РЦЗ должны разместить до среды (время отправки сообщения 18.13)

***: Добрый вечер! (время отправки сообщения 18.13)

***:  Спасибо «улыбающийся смайлик»  (время отправки сообщения 18.14)

Вышеназванная переписка отражена в представленном протоколе осмотра предметов Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике от 22.10.2022.

Указанное свидетельствует о том, что процедуры объявления аукционов на приобретение квартир были организованы в тех населенных пунктах (г. Можга, г. Воткинск, с. Якшур-Бодья), в которых к моменту объявления аукционов находились квартиры, представляемые ***, соответствующие всем требованиям технического задания, то есть готовые к реализации на момент объявления публичных процедур.

Помимо названных населенных пунктов, предоставленная переписка в мессенджере «WhatsApp» между начальником управления жилищной политики Министерства *** и риелтором *** за период с 23.12.2020 по 22.09.2022 свидетельствует о предоставлении *** в преимущественном порядке информации о размещении закупок в иных населенных пунктах, таких как г. Ижевск, г. Глазов, г. Сарапул, с. Яр, п. Кез, п. Игра, с. Ува, п. Балезино.

Так, например, в переписке в мессенджере «WhatsApp» между начальником управления жилищной политики Министерства *** и риелтором ***, отраженной в представленном протоколе осмотра предметов Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике от 22.10.2022, зафиксировано намерение Министерства проводить конкурентные процедуры заведомо в тех районах, где уже имеются готовые квартиры риелтора ***, в целях лоббирования интересов последней:

15 июля 2021 года:

***:  Понятно. Воткинск Можга Яр будут? Какое количество хоть примерно известно? «улыбающийся смайлик» (время отправки сообщения 12.40)

***:  Глазов? (время отправки сообщения 12.40)

***: Яр 2, Кез 2 по городам пока не думала. (время отправки сообщения 13.28)

28 июля 2021 года:

***:  Здравствуйте «улыбающийся смайлик». ***, что-то по срокам, по Яру известно, когда публикация планируется? (время отправки сообщения 16.19)

***: По Яру 3 августа. Добрый день. (время отправки сообщения 16.35)

***: 2 лота (время отправки сообщения 16.35)

11 ноября 2021 года:

***:  Здравствуйте (время отправки сообщения 16.20)

***:  Вы звонили? (время отправки сообщения 16.20)

***: Добрый день, да, у Вас есть готовые квартиры в Сарапуле? (время отправки сообщения 16.21)

***:  «ответ на сообщение: ***: Добрый день, да, у Вас есть готовые квартиры в Сарапуле?» Есть, только там цены выросли. «улыбающийся смайлик» (время отправки сообщения 16.22)

 ***:  Сарапул 3 (время отправки сообщения 16.22)

О лоббировании интересов *** свидетельствует в том числе переписка в мессенджере «WhatsApp» от 11.11.2021, 15.11.2021, 15.12.2021, 23.12.2021, 13.01.2022, 28.01.2022, 02.02.2022, 14.02.2022, 18.02.2022, 05.03.2022, 26.04.2022, 18.05.2022, 02.06.2022, 23.06.2022, 01.09.2022.

Помимо всего прочего Министерством на регулярной основе сообщалось риелтору *** о намерении направить заявки в ГКУ УР «РЦЗ УР» для объявления аукционов на приобретение квартир в конкретных населенных пунктах.

Вышеуказанная переписка свидетельствует об организации и проведении закупочных процедур на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под объекты, которые заведомо приобретались *** и отвечали всем требованиям технического задания.

Таким образом, риелтору *** в приоритетном порядке была предоставлена информация о размещении вышеуказанных закупок, о планируемой стоимости квартир, что предоставляло последней преимущество при подготовке и последующей реализации имеющихся в распоряжении данного риелтора квартир.

2. До размещения закупок на приобретение жилых помещений Министерством риелтору *** неоднократно сообщались (уточнялись) сведения о технических характеристиках, применимых к квартирам, имеющимся в распоряжении риелтора, которые она намеревалась реализовать на торгах (на регулярной основе риелтор согласовывала технические параметры квартир с Министерством). 

Так, например, в переписке в мессенджере «WhatsApp» между начальником управления жилищной политики Министерства *** и риелтором ***, отраженной в представленном протоколе осмотра предметов Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике от 22.10.2022, зафиксированы неоднократные обращения риелтора к должностному лицу Министерства в целях согласования квартир, уточнения вопроса о том, будет ли принята конкретная квартира, будут ли согласованы заказчиком конкретные технические параметры квартир:

26 ноября 2021 года:

***:  Такая квартира в Глазове подойдет? (время отправки сообщения 10.45)

***:  «фотоизображение» (время отправки сообщения 10.46)

***:  Или может у опеки местной спросить? (время отправки сообщения 10.46)

***: Добрый день. Часть жилого помещения не подойдет. Должна быть квартира (время отправки сообщения 10.52)

***:  «фотоизображения» (время отправки сообщения 10.53)

***:  Другая ЕГРН (время отправки сообщения 10.53)

***:  У них всех пишут жилое помещение. (время отправки сообщения 10.53)

***:  И метры определены и тех паспорт с границами есть (время отправки сообщения 10.54)

***:  «фотоизображение» (время отправки сообщения 10.56)

***: Вышлите все документы. Я посмотрю. (время отправки сообщения 10.58)

***:  Хорошо (время отправки сообщения 10.58)

***: «ответ на сообщение: ***:  «фотоизображение» тут все хорошо. (время отправки сообщения 10.58)

***:  «фотоизображения» (время отправки сообщения 11.05)

***: Так то квартира хорошая….Министерство точно не пропустит. (время отправки сообщения 11.08)

15 марта 2022 года:

***:  «фотоизображение» (время отправки сообщения 13.37)

***:  «фотоизображение» (время отправки сообщения 13.37)

***:  Здравствуйте (время отправки сообщения 13.37)

***:  Можно на Ялтинской 53 деревянные оставить Окна? Маляр их зашпаклюет и покрасит (время отправки сообщения 13.38)

***: Добрый вечер. Да.(время отправки сообщения 17.06)

Вышеуказанные закупки осуществлялись Министерством в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку стоимость приобретаемых жилых помещений для детей-сирот не превышает трехсот миллионов рублей, срок подачи заявок на участие в данных закупках составляет – не менее 7 дней.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Поскольку техническим заданием к жилому помещению установлен ряд технических требований, которые предполагают некую «предпродажную подготовку» (окрашивание стен и потолков в светлые цвета, наличие кафеля/плитки/керамогранита в санузлах,  и др), а срок подачи заявки составляет всего 7 дней, участнику закупки – риелтору за указанное время необходимо подобрать подходящую под заданные параметры квартиру, запросить выписку из ЕГРН, в случае участия в закупке от своего имени - подготовить нотариально заверенную доверенность от собственника жилого помещения, а в случае подачи заявки от собственника – выпустить на него сертификат ЭЦП, зарегистрировать его в ЕИС и на ЭП, либо оформить право собственности на себя. 

Указанный объем действий крайне сложно уложить в семидневный срок, однако, если участник закупки – риелтор заранее осведомлен о планирующихся закупках жилых помещений, то еще до размещения извещения в ЕИС он может подобрать квартиру и подготовить необходимые документы.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (пункт 9 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Совокупность вышеуказанных обстоятельств свидетельствует о том, что между Министерством и риелтором *** возникли нетипичные для государственного заказчика и исполнителя отношения, характеризующиеся преимущественным допуском последнего к информации о закупочных процедурах, их объектах и технических требованиях, что впоследствии обеспечило реализацию объектов, представляемых ***

Удмуртским УФАС России проведен анализ закупок по приобретению жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2021-2022 годов.

На участие в данных торгах поступали заявки от хозяйствующих субъектов, физических лиц, риелторов, в частности, от следующих лиц:

- Вахрушева А.С.;

- Зорилэ А.И.;

- Сабитова Т.В.;

- ООО «КАПИТАЛ»;

- Иванова М.А.;

- Бродников Н.С.;

- Возмищева Е.А.;

- Торохова Н.П.;

- Глазырина И.С.;

- Кулькин М.В.;

- Бакеев Д.Р.;

- Тишкина Е.Н.;

- Попова Т.С.;

- Бекмансурова Н.М.;

- Базуева Л.П.

и другие субъекты (анализ состояния конкуренции проведен в отношении части закупок с идентичным предметом на территории Удмуртской Республики).

Как видно даже из частичного анализа торгов, рынок рассматриваемых услуг является высококонкурентным, принять участие в электронных торгах может каждый желающий субъект рынка.

В закупочных процедурах №0813500000121013614, 0813500000121013613, 0813500000121013612 срок подачи заявок составил:

с 28.09.2021 по 06.10.2021 по закупке №0813500000121013614;

с 28.09.2021 по 06.10.2021 по закупке №0813500000121013613;

с 28.09.2021 по 06.10.2021 по закупке №0813500000121013612

и является довольно коротким.

Установление короткого срока подачи заявок во взаимосвязи с характеристиками предмета закупки, предполагающего совершение действий по предпродажной подготовке жилых помещений и оформлению необходимой документации, требующих значительных затрат времени, способно привести к ограничению состава хозяйствующих субъектов – риелторов, участвующих в торгах.

Состав хозяйствующих субъектов, принявших участие в данных торгах, представлен единственными участниками – собственниками квартир, интересы которых представлены посредником - риелтором ***

При этом, как установлено выше, рассматриваемый рынок является конкурентным, электронные торговые процедуры являются конкурентным способом осуществления закупки, известны неопределенному кругу потенциальных участников закупки.

Поступление единственной заявки на участие в вышеназванных торгах в совокупности с имеющейся перепиской между должностным лицом Министерства и риелтором *** свидетельствует о преимущественном информировании последней о проведении торгов, об особенностях предмета торгов (в частности, о месте расположения планируемых к покупке квартир), что не позволило иным потенциальным участникам приведенных закупок конкурировать с данным риелтором на равных условиях.

Об этом свидетельствует отсутствие иных заявок хозяйствующих субъектов.

Учитывая установленную высококонкурентную среду на рынке торгов по приобретению жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимая во внимание совокупность фактов преимущественного информирования риелтора *** о проведении конкурентных процедур, случаев поступления единственной заявки на участие в закупках именно от собственников квартир, посредником и риелтором которых являлась ***, - указанное свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке рассматриваемых электронных торгов.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и закрепляет в статье 17 антимонопольные требования к торгам. Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение при проведении торгов любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи  4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом  17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предполагает взаимосвязанные цели и задачи, а действия заказчика, уполномоченного органа при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны соответствовать не только требованиям Закона о контрактной системе, но и требованиям Закона о защите конкуренции с точки зрения не только фактического, но и возможного негативного влияния на конкурентную среду при проведении торгов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Факты преимущественного информирования риелтора *** о проведении конкурентных процедур в совокупности с установленными случаями поступления единственной заявки на участие в закупках именно с предложением квартир, представляемых последней, свидетельствуют об ограничении конкуренции (возможности ее ограничения) на рынке рассматриваемых электронных торгов.

Принимая во внимание совокупность вышеперечисленных фактов, действия Министерства по преимущественному информированию риелтора *** о реализуемых жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о проводимых конкурентных процедурах, в целях реализации жилых помещений, представляемых риелтором в интересах собственников квартир, необходимо квалифицировать как нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия привели либо могли привести к ограничению конкуренции на рассматриваемых торгах.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии                                                                                                  

***

***

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны