Решение б/н жалоба от 28 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 018/07/18.1-97/2019

по результатам рассмотрения жалобы

25 марта 2019 года г. Ижевск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) на заседании Комиссии 14.03.2019 в составе:

председатель Комиссии: <…> – руководитель Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок; <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;

в присутствии:

представителя Уполномоченного учреждения – ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее – Уполномоченное учреждение): <…> (доверенность от 09.01.2019); <…> (доверенность от 09.01.2019);

представителя Заявителя ООО «РОСА» (далее – Заявитель): <…> (доверенность от 16.03.2018);

представителя ООО «Санэпидсервис»: <…> (доверенность от 14.03.2019);

в отсутствие представителя Заказчика - Автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик): уведомлен надлежащим образом (уведомление исх. № ММ 01-17/05/1620э от 11.03.2019);

на заседании Комиссии 25.03.2019 в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок; <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;

в присутствии:

представителя Уполномоченного учреждения: <…> (доверенность от 09.01.2019); <…> (доверенность от 09.01.2019);

представителя Заявителя: <…> (доверенность от 16.03.2018);

представителя ООО «Санэпидсервис»: <…> (доверенность от 14.03.2019);

представителей Заказчика: <…> (доверенность от 13.03.2019); <…> (доверенность от 08.06.2018);

рассмотрев дело № 018/07/18.1-97/2019 по жалобе ООО «РОСА» на положения закупочной документации Автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуги по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация и дезинсекция) для нужд автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907529529, далее – Аукцион)

у с т а н о в и л а:

05.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба Заявителя (вх. № 1571). По мнению Заявителя, Заказчик в закупочной документации неправомерно установил требование о наличии в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности по видам работ (услуг): дезинфектология, что ограничивает количество участников закупки и является нарушением части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что деятельность по дезинсекции и дератизации в рамках оказания услуг Заказчику в соответствии с закупочной документацией не является медицинской помощью в понятии Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а относятся к услугам по содержанию и уборке зданий и помещений, которые предусмотрены «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», вид деятельности «Деятельность по обслуживанию зданий и территорий», подкласс 81.29.11 «Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации», следовательно, деятельность по дезинсекции и дератизации не подлежит лицензированию в порядке Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, представили в материалы дела письменные пояснения (вх. №№ 1769, 1766 от 13.03.2019).

Представитель ООО «Санэпидсервис» также не согласился с доводами жалобы.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

14.02.2019 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) извещение и закупочную документацию (номер извещения в ЕИС – 31907529529). Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 420 675,54 рублей.

27.02.2019 Заказчик внес изменения в закупочную документацию в части установления требования о наличии в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности по видам работ (услуг): дезинфектология. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 11.03.2019, 13:00.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.03.2019 для участия в Закупке подано 8 заявок, все участники допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 19.03.2019 заявки участников ФГУП «Профилактика» г.Ижевск, ООО «НПО «Лесное озеро» признаны соответствующими требованиям документации. Заявки участников ООО «Сонет», ООО «Дезпрофф», ООО «Роса» признаны несоответствующими требованиям закупочной документации в связи с отсутствием в составе заявок лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по видам работ (услуг): дезинфектология.

В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В качестве обоснования своего довода Заявитель указывает на нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в котором установлено требование о соблюдении при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Рассмотрев довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В пункте 13 Закупочной документации Заказчиком установлены требования к участникам конкурентной закупки и перечень документов, представляемых участниками конкурентной закупки во второй части заявки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по видам работ (услуг): дезинфектология.

В Разделе 4 «Описание объекта закупки» Заказчик установил требование о выполнении работ по дезинсекции и дератизации в зданиях и помещениях Заказчика.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ( далее - Закона N 323-ФЗ ) медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг; в свою очередь, медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона №52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Дезинфекция - работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (п. 3.6.1 Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»).

Дезинсекция - истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (п. 3.8.1 СП 3.5.1378-03).

Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (п. 3.9.1 СП 3.5.1378-03).

Таким образом, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии.

Из вышеизложенного следует, что выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по видам работ (услуг): дезинфектология, не противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации, следовательно, не нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «РОСА» на положения закупочной документации Автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуги по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизация и дезинсекция) для нужд автономного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский медицинский колледж имени героя Советского Союза Ф.А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907529529), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председатель Комиссии

___________ <…>

Члены Комиссии

____________ <…>

 

____________ <…>

____________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны