Решение б/н Арбитражный суд УР признал законными решение и предписание У... от 10 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Ижевск
Дело № А71-9736/2012
24 сентября 2012 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2012 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи «…» при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания «…», рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Ижевска к Управлению федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевска о признании незаконными решения и предписания по делу №ТГ 08-02/2012-03 от 27.06.2012,
при участи третьих лиц:
1. Удмуртская Республиканская общественная организация «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства», г. Ижевск,
2. Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска,
3. Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска,
4. Администрация Ленинского района г. Ижевска,
5. Администрация Октябрьского района г. Ижевска,
6. Администрация Первомайского района г. Ижевска,
7. Администрация Устиновского района г. Ижевска,
8. Администрация Индустриального района г. Ижевска,
9. индивидуальный предприниматель Фоносейна Найля Сибагатовна, г. Ижевск
при участии представителей:
от заявителя: «…» по доверенности от 12.12.2011;
от ответчика: «…» по доверенности от 16.01.2012;
от 3-их лиц:
1. не явился, уведомлен надлежащим образом;
2. «…» по доверенности от 23.01.2012;
3. не явился, уведомлен надлежащим образом; 

4. «…» по доверенности от 19.09.2012;
5. «…» по доверенности от 11.01.2012;
6. не явился, уведомлен надлежащим образом;
7. не явился, уведомлен надлежащим образом;
8. не явился, уведомлен надлежащим образом;
9. не явился, уведомлен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ижевска обратилась в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по делу №ТГ 08-02/2012-03 от 27.06.2012.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, настаивает на их удовлетворении. Считает ошибочными выводы антимонопольного органа о нарушении Администрацией г. Ижевска п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку администрацией было издано распоряжение №88 от 04.05.2007, которым утвержден план развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории города Ижевска (третьей очереди). Указанный План включает в себя 103 нестационарных торговых объектов на территории г.Ижевска, которые подлежат сносу и 143 нестационарных торговых объектов, которые подлежат модернизации. Распоряжение №88 не является основанием для сноса нестационарных торговых объектов. Снос нестационарных торговых объектов осуществляется на основании судебных решений. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках на праве аренды. Данные договора заключены на неопределенный срок. Прекращение арендных отношений производится в рамках действия гражданского законодательства по инициативе арендодателя земельных участков – Администрации г. Ижевска (ст.610 Гражданского кодекса РФ). Учитывая изложенные обстоятельства, заявитель полагает, что препятствий в осуществлении деятельности указанным хозяйствующим субъектам создано не было. Таким образом Администрация г.Ижевска, действуя в интересах большинства населения города, принимает меры по улучшению благоустройства города и его озеленения в границах территорий общего пользования, совершенствования улично-дорожной сети с организацией остановок общественного транспорта соответствующих облику столичного центра. Издание и реализация распоряжения №88 направлено на улучшение существующей градостроительной ситуации в г. Ижевске, формирования городской застройки, соответствующей современным условиям развития города. Принимаемые меры по улучшению облика городской застройки не могут осуществляться без пересмотра решений, принятых ранее в условиях целостного развития объектов торговли. Так в случае, если имеется 

 

необходимость улучшения только внешнего облика объекта торговли, то в отношении таких торговых объектов было принято решение о модернизации, а в случае если земельный участок, занятый нестационарным торговым объектом необходим для организации городского пространства с учетом новой концепции благоустройства города и перспективного развития торговой и общественной инфраструктуры, то в отношении указанных торговых объектов принято решение о сносе.
Возражая против, Удмуртское УФАС считает решение законным и обоснованным, указав при этом, что решение о сносе нестационарных торговых объектов Администрацией г. Ижевска принято в отношении не всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска. В частности, нестационарные торговые объекты ИП Фонасеиной Н.С., ИП Сафарова И.И., ИП Ипатова Е.Н. подлежали сносу, в то время, как нестационарные торговые объекты ИП Фахрутдинова Р.Ш., ИП Куранова Л.Г., ИП Шамшурина В.В. подлежали модернизации с сохранением за данными предпринимателями права аренды земельных участков.
Тем самым Администрацией г. Ижевска созданы дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении указанных выше хозяйствующих субъектов. Результатом действия Распоряжения № 88 количество нестационарных торговых объектов в г. Ижевске и, как следствие, количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов подлежит сокращению, т.е. необоснованному прекращению деятельности. Более того, дискриминационные условия деятельности выражаются в создании неравных условий для хозяйствующих субъектов - одним хозяйствующим субъектам было предложено модернизировать нестационарные торговые объекты, а другим было предписано снести нестационарные торговые объекты. При этом, не было дано объяснений по какому принципу Администрация г. Ижевска определяла какие нестационарные торговые объекты подлежат сносу, а какие модернизации. Следствием включения нестационарных торговых объектов в перечень объектов подлежащих сносу явился или может явиться в будущем неправомерный отказ в заключении и продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов до утверждения схемы размещения таких объектов и в дальнейшем невключении их в указанную схему.
Таким образом, Администрацией г. Ижевска хозяйствующим субъектам, чьи нестационарные торговые объекты подлежали сносу, созданы непредусмотренные действующим законодательством Российской Федерации препятствования, что, является административным барьером в осуществлении предпринимательской деятельности, что привело и может

привести в дальнейшем к невозможности осуществления предпринимательской деятельности.
Представители третьих лиц, явившиеся в судебное заседание, поддержали позицию заявителя.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04 мая 2007г. Администрацией г. Ижевска было издано распоряжение №88 «Об утверждении плана развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории г. Ижевск (третьей очереди)».
В соответствии с Распоряжением № 88, в 2007, 2008, 2009 годах 103 нестационарных торговых объекта на территории г. Ижевска подлежат сносу, 143 нестационарных торговых объекта подлежат модернизации, а также, в соответствии с указным актом поручено организовать выполнение плана развития объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания в лёгких конструкциях на территории г.Ижевска.
Во исполнение указанного распоряжения № 88 часть нестационарных торговых объектов в г.Ижевске была снесена.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 02.03.2009 №141 «О приостановлении рассмотрения вопросов по вновь предоставляемым земельным участкам для размещения временных объектов торговли и бытового обслуживания на территории города Ижевска» рассмотрение вопросов по вновь предоставляемым земельным участкам для размещения временных объектов торговли и бытового обслуживания до разработки и утверждения схемы размещения указанных объектов на территории город Ижевска приостановлено.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 17.06.2009 № 534 «О временном приостановлении действия постановлений от 15.08.2002 № 370, от 24.06.2004 №277, распоряжения от 04.05.2007 №88 в части сноса киосков», действие Распоряжения № 88 было приостановлено, в части сноса киосков, до 01.01.2011.
14.07.2011 распоряжением Администрации г. Ижевска №298 «О внесении дополнения в распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 №88» было дополнено пунктом следующего содержания - «начальнику Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска обеспечить подготовку исковых заявлений об освобождении земельных участков после прекращения договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения указанных в настоящем распоряжении объектов».
Кроме того, 31.03.2011 распоряжением Администрации г. Ижевска №106 внесены изменений и дополнения в распоряжение Администрации г. Ижевска №88 от 04.05.2007, согласно которому с целью приведения ул. Пушкинской в соответствие с архитектурным обликом центральной улицы столичного города, принимая во внимание достижение нормативов обеспеченности населения города площадью торговых объектов,
дополнительно, еще 14 легких конструкций (киоски, торгового – остановочные комплексы) на территории г. Ижевска подлежали сносу в 2011 году.
С целью повышения уровня благоустройства улиц города, учитывая достижение нормативов обеспеченности населения города площадью торговых объектов, распоряжением Администрации г. Ижевска от 28.10.2011 №430 был утвержден План реконструкции нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска на 2011-2013 годы, согласно которому 106 нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска подлежали сносу в 2011, 2012, 2012 годах.
Распоряжением Администрации г. Ижевска №22 от 02.02.2012 признаны утратившими силу распоряжения Администрации г. Ижевска №106 от 31.03.2011 и №430 от 28.10.2011.
Однако, указанные распоряжения №106 и №430 действовали в период с 31.03.2011 по 02.02.2012, и в период с 28.10.2011 по 02.02.2012 соответственно.
Издание указанных распоряжений привело и могло привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, в том числе в результате последующего утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, то есть привело и могло привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции.
Комиссией Удмуртского УФАС России в ходе рассмотрения дела, установлено и представителями Администрации г. Ижевска, Управления земельных ресурсов землеустройства Администрации г. Ижевска, представителями администраций районов г. Ижевска подтверждено действие распоряжения № 88 до настоящего времени, которым в обязательном порядке руководствуются отраслевые органы Администрации г. Ижевска.
Так, 11.11.2011 администрацией Первомайского района г. Ижевска на обращение ИП Фонасеиной Н.С. о продлении договора аренды земельного участка №89/05 от 07.04.2005 подготовлен ответ №01-18-910, в соответствии с которым предпринимателю отказано в согласовании продления договора аренды, со ссылкой на пункт 95 Распоряжения № 88 - указанный нестационарный торговый объект расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Воровского, 152 подлежит сносу.
Решение о сносе нестационарных торговых объектов Администрацией г. Ижевска принято в отношении не всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска. В частности, нестационарные торговые объекты ИП Фонасеиной Н.С., ИП Сафарова И.И., ИП Ипатова Е.Н. подлежали сносу, в то время, как нестационарные торговые объекты ИП Фахрутдинова Р.Ш., ИП Куранова Л.Г., ИП Шамшурина В.В. подлежали модернизации с 

 

сохранением за данными предпринимателями права аренды земельных участков.
Таким образом, Администрацией г. Ижевска созданы дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении указанных выше хозяйствующих субъектов. Результатом действий распоряжений №№88, 106, 430 количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов подлежит сокращению, т.е. необоснованному прекращению деятельности.
Посчитав, действия Администрации г. Ижевска по отказу в продлении договора аренды Удмуртская Республиканская общественная организация «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» (далее УРОО «ЗРИП») обратилась в УФАС по УР с заявлением на неправомерные действия Администрации г. Ижевска по принятию распоряжений № 88 от 04.05.2007 года и № 430 от 28.10.2011 года, в соответствии с которыми на территории г. Ижевска не выдаются и не продлеваются разрешения на установку нестационарных торговых объектов, а также не заключаются и не продлеваются договоры аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.
По мнению УРОО «ЗРИП», указанные действия Администрации г. Ижевска создают препятствия осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам в основном субъектам малого и среднего предпринимательства, приводят к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения заявления УРОО «ЗРИП», на основании п. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 12.04.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по признакам нарушения п. 1 ч. 2 ст. 15 Федерального закон №135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в отношении Администрации г. Ижевска возбуждено дело №ТГ 08-02/2012-03.
Решением от 27.06.2012 по делу № ТГ 08-02/2012-03 УФАС по УР:
1. признало факт нарушения Администрацией г.Ижевска п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии Распоряжения от 04.05.2007 №88 об утверждении Плана развития объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории города Ижевска (третьей очереди), действием которого 103 нестационарных торговых объектов на территории г.Ижевска, которые подлежат сносу, что приводит к препятствию осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам в основном субъектам малого и среднего предпринимательства, приводят к ограничению конкуренции на

рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска.
2. Признало Администрацию г. Ижевска нарушившей ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части действия с 01.02.2010 распоряжения Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 №88 «Об утверждении Плана развития объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории города Ижевска (третьей очереди)», действием которого 103 нестационарных торговых объектов на территории г.Ижевска, которые подлежат сносу, что привело и может привести в дальнейшем к установлению на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска правил осуществления торговой деятельности отличающихся от аналогичных правил, установленных законодательством о торговле Российской Федерации.
3. Признало Администрацию г. Ижевска, нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и действия до даты отмены Распоряжения Администрации г. Ижевска от 31.03.211 №106 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 №88», действием которого 14 нестационарных торговых объектов подлежали сносу, что является необоснованным препятствием осуществлению предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска.
4. Признало Администрацию г. Ижевска нарушившей ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и действия до даты отмены Распоряжения Администрации г. Ижевска от 31.03.211 №106 «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 №88», действием которого 14 нестационарных торговых объектов подлежали сносу, что привело или могло привести к установлению на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска правил осуществления торговой деятельности отличающихся от аналогичных правил, установленных законодательством о торговле Российской Федерации.
5. Признало Администрацию г. Ижевска нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и действия до даты отмены Распоряжения Администрации г. Ижевска от 28.10.211 №430 «Об утверждении Плана реконструкции нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска на 2011 – 2013 годы», действием которого 106 нестационарных торговых объектов подлежали сносу, что является необоснованным препятствием осуществлению предпринимательской деятельности отдельным

 

хозяйствующим субъектам, привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска.
6. Признало Администрацию г. Ижевска нарушившей ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и действия до даты отмены Распоряжения Администрации г. Ижевска от 28.10.211 №430 «Об утверждении Плана реконструкции нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска на 2011 – 2013 годы», действием которого 106 нестационарных торговых объектов подлежали сносу, что привело или могло привести к установлению на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска правил осуществления торговой деятельности отличающихся от аналогичных правил, установленных законодательством о торговле Российской Федерации.
Предписанием по делу №ТГ 08-022012-03 от 27.06.2012 Администрации г. Ижевска предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства и отменить Распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении плана развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории г. Ижевска (третьей очереди)», предусматривающее снос 103 нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска.
Не согласившись с указанными ненормативными актами антимонопольного органа, Администрация г. Ижевска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы заявителя и отзыва на них, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)

государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке 

 

воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Для квалификации действий субъекта права по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
Согласно п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Согласно п.п. «д» п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №381-ФЗ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, 

осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона №381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 5 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ).
В соответствии с ч.6 ст. 10 указанного Федерального закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов (ч.4 ст. 19 ФЗ № 381-ФЗ).
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что Законом № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация такого объекта начаты дол указанных изменений.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Администрации г. Ижевска от 12.05.2011 №177 «О разработке схемы размещения

 

нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска» Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска предписано организовать разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска в срок до 01.10.2011.
В настоящее время, схема не разработана, ведутся работы по ее разработке.
04 мая 2007г. Администрацией г. Ижевска было издано распоряжение №88 «Об утверждении плана развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории г. Ижевск (третьей очереди)».
В соответствии с Распоряжением № 88, в 2007, 2008, 2009 годах 103 нестационарных торговых объекта на территории г. Ижевска подлежат сносу, 143 нестационарных торговых объекта подлежат модернизации, а также, в соответствии с указным актом поручено организовать выполнение плана развития объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания в лёгких конструкциях на территории г.Ижевска.
Во исполнение указанного распоряжения № 88 часть нестационарных торговых объектов в г.Ижевске была снесена.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 02.03.2009 №141 «О приостановлении рассмотрения вопросов по вновь предоставляемым земельным участкам для размещения временных объектов торговли и бытового обслуживания на территории города Ижевска» рассмотрение вопросов по вновь предоставляемым земельным участкам для размещения временных объектов торговли и бытового обслуживания до разработки и утверждения схемы размещения указанных объектов на территории город Ижевска приостановлено.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 17.06.2009 № 534 «О временном приостановлении действия постановлений от 15.08.2002 № 370, от 24.06.2004 №277, распоряжения от 04.05.2007 №88 в части сноса киосков», действие Распоряжения № 88 было приостановлено, в части сноса киосков, до 01.01.2011.
Кроме того, 31.03.2011 распоряжением Администрации г. Ижевска №106 внесены изменений и дополнения в распоряжение Администрации г. Ижевска №88 от 04.05.2007, согласно которому с целью приведения ул. Пушкинской в соответствие с архитектурным обликом центральной улицы столичного города, принимая во внимание достижение нормативов обеспеченности населения города площадью торговых объектов, дополнительно, еще 14 легких конструкций (киоски, торгового – остановочные комплексы) на территории г. Ижевска подлежали сносу в 2011 году.
С целью повышения уровня благоустройства улиц города, учитывая достижение нормативов обеспеченности населения города площадью торговых объектов, распоряжением Администрации г. Ижевска от 28.10.2011 №430 был утвержден План реконструкции нестационарных 

торговых объектов на территории города Ижевска на 2011-2013 годы, согласно которому 106 нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска подлежали сносу в 2011, 2012, 2012 годах.
Распоряжением Администрации г. Ижевска №22 от 02.02.2012 признаны утратившими силу распоряжения Администрации г. Ижевска №106 от 31.03.2011 и №430 от 28.10.2011.
Однако, указанные распоряжения №106 и №430 действовали в период с 31.03.2011 по 02.02.2012, и в период с 28.10.2011 по 02.02.2012 соответственно.
Из материалов дела следует, что между Администрациями районов г. Ижевска и организациями (индивидуальными предпринимателями) в период с 2003-2009 годы были заключены договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы. Согласно указанным договорам арендаторы осуществляли на территории г. Ижевска торговую деятельность через нестационарные объекты.
До окончания срока действия договоров аренды земельных участков, арендаторы (организации и индивидуальные предприниматели) обратились в Администрации районов г. Ижевска с заявлениями о продлении либо о переоформлении указанных договоров (т. 2).
Данные заявления были рассмотрены Администрациями районов г. Ижевска и по каждому заявлению был дан ответ, одним хозяйствующим субъектам было предложено модернизировать нестационарные торговые объекты, а другим было предписано снести нестационарный торговый объект (т.2).
В дальнейшем Администрации районов г. Ижевска, хозяйствующие субъекты, которым было предписано снести нестационарный торговый объект, письменно извещали об отказе в продлении договора аренды со ссылкой на Распоряжение №88, согласно которому указанный нестационарный торговый объект подлежит сносу.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено и представителями Администрации г.Ижевска, Управления земельных ресурсов землеустройства Администрации г.Ижевска, представителями администраций районов г.Ижевска подтверждено действие распоряжения №88 до настоящего времени, которым в обязательном порядке руководствуются районные Администрации г.Ижевска (т. 2).
Решение о сносе нестационарных торговых объектов Администрацией г. Ижевска принято в отношении не всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Ижевска. В частности, нестационарные торговые объекты ИП Фонасеиной Н.С., ИП Сафарова И.И., ИП Ипатова Е.Н. подлежали сносу, в то время, как нестационарные торговые объекты ИП Фахрутдинова Р.Ш., ИП Куранова Л.Г., ИП Шамшурина В.В. подлежали модернизации с 

 

сохранением за данными предпринимателями права аренды земельных участков.
Тем самым Администрацией г. Ижевска созданы дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении указанных выше хозяйствующих субъектов. Результатом действия распоряжения №88 количество нестационарных торговых объектов в г. Ижевске и, как следствие, количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов подлежит сокращению, т.е. необоснованному прекращению деятельности.
Более того, дискриминационные условия деятельности выражаются в создании неравных условий для хозяйствующих субъектов – одним хозяйствующим субъектам было предложено модернизировать нестационарные торговые объекты, а другим было предписано снести нестационарный торговый объект. При этом, объяснения по какому принципу Администрация г. Ижевска определила какие нестационарные торговые объекты подлежат модернизации, а какие сносу, даны не были.
С момента вступления Федерального закона №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в силу с 01.02.2010 в распоряжение №88 изменения по сохранению мест размещения нестационарных торговых объектов при утверждении схемы размещения в целях применения акта органа местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства не вносились.
Распоряжения №88, 106, 430, которыми предусмотрено снос 103, 14 и 106 нестационарных торговых объектов (соответственно), в настоящее время действует и применяется районным администрациями г. Ижевска, в результате чего нарушает нормы ст.ст. 10, 15, 19 Закона №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которым предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов даже в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, если строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита

конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона «О защите конкуренции»).
Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Издание и действие указанных распоряжений Администрации г. Ижевска создает для поименованного в нем круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих и намеренных осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, невозможность в последующем ее вести, что является необоснованным препятствием осуществления предпринимательской деятельности и запрещено ст. 15 Закона «О защите прав потребителей».
Следствием включения нестационарных торговых объектов в перечень объектов подлежащих сносу явился или может явиться в бедующем неправомерный отказ в заключении и продлении договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов до утверждения схемы размещения таких объектов и в дальнейшем не включении их в указанную схему.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что, фактически хозяйствующие субъекты имели намерение продолжить эксплуатацию нестационарных торговых объектов путем заключения или продления договоров аренды земельных участков на новый срок с целью включения данных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска. Между тем, Администрацией г. Ижевска хозяйствующим субъектам, чьи нестационарные торговые объекты подлежали сносу, созданы не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации препятствия, что, по сути является административным барьером в осуществлении предпринимательской деятельности, а также привело и может привести в дальнейшем в невозможности осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи ссылки заявителя на положения статей 621 и 622 Гражданского кодекса РФ, судом не принимаются, поскольку не соответствуют действующему законодательству.
Выводы антимонопольного органа в оспариваемом решении о создании препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующим субъектам посредством необоснованных отказов в заключении (продлении) договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на новый срок, следует признать обоснованными. Данные действия верно квалифицированы как нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.06.2012 по делу №ТГ08-02/2012-03, не имеется, в удовлетворении заявленных

 

Администрацией г. Ижевска требований, следует отказать.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, судом не принимаются, поскольку противоречат материалам дела и не соответствуют толкованию действующего законодательства.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. В порядке ст. 333.37. НК РФ заявитель и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г.Ижевск от 27.06.2012 по делу №ТГ08-02/2012-03, вынесенных в отношении Администрации города Ижевск Удмуртской Республики, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья                                          «…»
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны