Решение б/н Решение от 8 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 018/01/14.2-429/2023

Резолютивная часть оглашена 29 августа 2023 года

Изготовлено в полном объёме 07 сентября 2023 года г. Ижевск

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – < >, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: < >, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; < > . старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует); < >., ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; < > специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует),

рассмотрев дело № 018/01/14.2-429/2023, возбужденное по материалам Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в отношении ООО < > (ИНН < >, ОГРН < > ) по признакам нарушения пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии:

- представителя заявителя Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике – < > по доверенности №30-15/29541 от 25.08.2023,

- представителя ответчика ООО «Принцип» – < >. по доверенности от 01.11.2022,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Удмуртского УФАС России 09.02.2023 поступили материалы из Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (исх.№08-15/02112 от 08.02.2023, вх. №997-ЭП/23) на действия ООО < > выразившиеся в распространении 18.01.2023 в сети Интернет на сайте < > информации о списании долгов.

Сотрудниками Удмуртского УФАС России 03.03.2023 проведен осмотр Интернет-сайта < >..

При осмотре сайта https< > сотрудниками Удмуртского УФАС России установлено размещение следующей информации: «НЕТКРЕДИТУ. Помогаем списать долги по закону. +< > Ижевск, Советская, 10. Спишем по закону долги, кредиты, микрозаймы».

В разделе сайта https:// < > «Что мы сделаем» установлено размещение следующей информации: «Сократим выплаты по кредиту или спишем долг».

Далее в разделе сайта https://нет-кредиту.рф «Гарантируем» установлено размещение следующей информации:

- «Заявление о банкротстве будет принято … Арбитражный суд признает заявление обоснованным»,

- «Сопровождение финансового управляющего»,

- «Фиксированная стоимость …»,

- «Качественные услуги и поддержка ….»,

- «Вас признают банкротом и долг будет списан …»,

- «Всю работу возьмем на себя»,

- «Сохранение имущества. Защитим имущество от продажи с молотка»,

- «От консультации до результата …»,

- «Рассрочка до 2 лет …».

В конце страницы сайта https://нет-кредиту.рф размещена следующая информация: «ООО < > ОГРН < >».

Таким образом, в общем доступе в единой сети Интернет на сайте: https:// < > установлено размещение информации ООО < >

На основании сведений, представленных ООО < >», установлено, что администратором доменного имени < > является < >.

Из предоставленной 15.03.2023 < >. информации следует, что на сайте < > размещается информация, исключительно предоставленная ООО «< >».

ООО «< >» предоставило письменные пояснения, согласно которым основным видом деятельности общества является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10). Рекламируемые услуги общество оказывает на основании Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Какую либо противоправную деятельность или деятельность, нарушающую законные права и интересы иных лиц, компания ООО «< >» не ведет.

В связи с установлением в действиях ООО «< >» (адрес: < > ИНН < > 7, ОГРН < >) признаков нарушения пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 03.05.2023, согласно которому ООО «< >» надлежало прекратить распространение на сайте < > информации следующего содержания: «Спишем по закону долги, кредиты, микрозаймы», «… спишем долг», «Заявление о банкротстве будет принято», «Арбитражный суд признает заявление обоснованным», «Вас признают банкротом и долг будет списан», «Сохранение имущества». Предупреждение надлежало исполнить в течение 10 рабочих дней с момента его получения. В установленный срок предупреждение исполнено не было.

В виду неисполнения предупреждения и в связи с установлением в действиях ООО «< >» (адрес: < > ИНН < >, ОГРН < >) признаков нарушения пункта 4 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции приказом Удмуртского УФАС России №42/23 от 06.06.2023 возбуждено настоящее дело.

До рассмотрения настоящего дела от ответчика – ООО «< >» поступили письменные пояснения (вх. № 4869/23 от 30.06.2023), согласно которым ООО «< >» не имело возможности по техническим причинам устранить нарушения. Как только появилась такая возможность администратором сайта все нарушения устранены, внесены соответствующие изменения. В связи с устранением всех нарушений просят прекратить производство по делу.

Представители заявителя Управления Федеральной налоговой службы по УР поддержали доводы, изложенные в представленных материалах.

Представитель ООО «< >» пояснил, что с возбуждением дела не согласен, так как у общества не было технической возможности устранить нарушение: внести изменения, так как администратор сайта заболел, с ним невозможно было связаться, ему были направлены все документы, разъяснено какие изменения внести: переформулировать, что убрать, он как смог все исправил. 2023-4374

Представителем ООО «< >» было заявлено ходатайство об отложении заседания Комиссии для представления документов, подтверждающих отсутствие технической возможности устранить нарушение в срок, указанный в предупреждении.

Ходатайство удовлетворено. Рассмотрение дела было отложено на 15.08.2023. В целях определения наличия конкурентных отношений на рынке юридических услуг в период с 01.06.2022 по 01.06.2023 в территориальных границах города Ижевска 15.08.2023 проведен анализ рынка, по результатам которого составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на указанном рынке, согласно которому рынок юридических услуг является конкурентным, на рынке действуют также иные организации, оказывающие услуги в области банкротства граждан.

На рассмотрении дела 15.08.2023 представитель заявителя поддержал доводы, приведенные ранее.

Доказательства, подтверждающие, что у ООО «< >» отсутствовала техническая возможность устранить нарушения, представителем ответчика представлены не были.

Дополнительных пояснений, ходатайств участниками дела в заседании Комиссии не представлено.

В связи с установлением в действиях ООО «< >» признаков нарушения пункта 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия на заседании приняла заключение об обстоятельствах дела.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 018/01/14.2-429/2023 руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение данного дела было отложено на 29.08.2023.

Копия аналитического отчета и заключения об обстоятельствах дела направлены лицам, участвующим в деле.

Дополнительных пояснений в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела от сторон не поступило.

Комиссия, рассмотрев дело, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

03.03.2023 в сети Интернет на сайте https:// < > установлено распространение информации ООО «< >» об оказании услуг по сопровождению процедуры банкротства следующего содержания: «НЕТКРЕДИТУ. Помогаем списать долги по закону. < > Ижевск, Советская, 10. Спишем по закону долги, кредиты, микрозаймы». «Сократим выплаты по кредиту или спишем долг». «Заявление о банкротстве будет принято … Арбитражный суд признает заявление обоснованным». «Сопровождение финансового управляющего». «Фиксированная стоимость». «Качественные услуги и поддержка». «Вас признают банкротом и долг будет списан». «Всю работу возьмем на себя». «Сохранение имущества». «От консультации до результата». «Рассрочка до 2 лет».

В соответствии с пунктом 7) статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 9) статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам–конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами-конкурентами (группой лиц);

- быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъектуконкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.

Рассматриваемая информация содержит сведения: «Спишем по закону долги, кредиты, микрозаймы», «… спишем долг».

Данная информация является недостоверной, вводит в заблуждение потенциальных потребителей, поскольку действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) определен порядок принятия решение о списании долгов и кредитов при наличии на то, предусмотренных законом оснований. Закон о банкротстве не гарантирует полное списание задолженности. После прохождения процедуры «банкротства» у граждан могут оставаться неисполненные обязательства.

Действующим законодательством, в том числе ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определены государственные органы, которые уполномочены принимать решение о списании долгов и кредитов при наличии, предусмотренных законом оснований.

Следовательно, информация «спишем долг» является недостоверной.

Утверждение, что «Заявление о банкротстве будет принято», «Арбитражный суд признает заявление обоснованным», также не соответствует действительности по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве установлено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;

о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

В соответствии с частью 5 статьи 223.2. Закона о банкротстве, заявление гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке может быть возвращено гражданину многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней с указанием причин возврата, если в банке данных в исполнительном производстве не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", или при наличии сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения об исполнительном производстве, возбужденном после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченном или не прекращенном на момент проверки сведений.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством заявление о банкротстве не подлежит безусловному принятию и признанию обоснованным и может быть оставлено без рассмотрения, возращено заявителю. При этом решение о принятии заявления и признания его обоснованным принимается арбитражным судом либо многофункциональным центром, что означает невозможность гарантии «Заявление о банкротстве будет принято. Арбитражный суд признает заявление обоснованным» со стороны юридической компании.

Вместе с тем, указанные формулировки безосновательно могут создать у потребителей впечатление, что юридическая компания ООО «< >» гарантирует признания заявления о банкротстве обоснованным.

Информация, размещенная на сайте https:// < >, содержит выражение: «Вас признают банкротом и долг будет списан».

Пунктом 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если:

гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;

арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;

производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 настоящего Федерального закона;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, существует определенный ряд условий, на которых гражданин будет признан банкротом, следовательно, выражение «Вас признают банкротом и долг будет списан» не соответствует действительности.

Кроме того, как было указано выше, решение о банкротстве принимает арбитражный суд либо многофункциональный центр, из чего следует, что ООО «< >» не может гарантировать потребителям принятие решения о признании банкротом.

Рассматриваемая информация содержит фразу: «Сохранение имущества».

В соответствии с частью 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что взыскание по исполнительному документу невозможно в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Согласно пункту 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве, в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Следовательно, выражение «Сохранение имущества» вводит в заблуждение потребителей, так как данной утверждение касается исключительно имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

Таким образом, информация, размещенная ООО «< >» на сайте https:// < > следующего содержания: «Спишем по закону долги, кредиты, микрозаймы», «… спишем долг», «Заявление о банкротстве будет принято», «Арбитражный суд признает заявление обоснованным», «Вас признают банкротом и долг будет списан», «Сохранение имущества», вводит в заблуждение потребителей, так как является недостоверной относительно условий признания граждан банкротами, что нарушает требования пункта 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции».

Действия, выразившиеся в распространении информации, содержащей недостоверные сведения об условиях списания долгов и признания гражданами банкротами, являются недобросовестной конкуренцией, поскольку противоречат ФЗ «О защите конкуренции», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, принципам разумности, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам в виде оттока потребителей.

ООО «< >» (ИНН < >, ОГРН < >) является хозяйствующим субъектом, оказывающим юридические услуги на территории г. Ижевска. Размещенная на сайте https:// < > информация вводит потребителей в заблуждение и является недостоверной.

В указанных действиях ООО «< >» содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

1. Действия ООО «Принцип» направлены на получение преимущества, поскольку способствуют привлечению внимания к услугам, оказываемым обществом. Непосредственным преимуществом, получаемым ООО «< >» при недобросовестном поведении, в частности, при распространение информации на сайте https://нет-кредиту.рф с вводящими в заблуждение сведениями относительно условий списания долгов и признания граждан банкротами, является получение дополнительной прибыли за счет притока потребителей, которые при выборе юридической компании оказывающей услуги по проведению процедуры банкротства, учитывали условия, указанные ООО «< >» и предпочли данную компанию другим, имея при этом недостоверную (неполную) информацию.

2. Такие действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота.

3. Распространение недостоверной, вводящей в заблуждение потребителей информации может привести к перераспределению потребительского спроса на рынке оказания юридических услуг. Действия ООО «< >» способны нанести убытки иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке юридических услуг, ввиду перераспределения спроса на оказываемые услуги, и, как следствие, уменьшения уровня дохода по отношению к уровню дохода при воздержании их от указанных действий.

На основании изложенного, ООО «< >», нарушая требования законности, добропорядочности, разумности и справедливости, допускает распространение на сайте https://неткредиту.рф недостоверных сведений об условиях списания задолженности граждан и признания их банкротами, вводят в заблуждение потребителей, в том числе в отношении условий, на которых данные услуги предлагаются.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела №018/01/14.2-429/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, включая акты осмотра Интернет-сайта от 03.03.2023, 01.06.2023 аналитический отчет от 15.08.2023 о состоянии конкурентной среды на рынке юридических услуг на территории г. Ижевска Удмуртской Республики, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «< >» нарушения требований пункта 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлено, что содержание сайта https:// < > изменено. Сотрудниками Удмуртского УФАС России 29.08.2023 проведен осмотр Интернет-сайта https:// < >. В ходе осмотра установлено размещение на сайте следующей информации:

- «НЕТКРЕДИТУ. Работаем по всей России 88006004175. Хотите законно списать долги с гарантией по договору?»;

- «Узнайте за 2 минуты, как избавится на 100% от ваших долгов законно и навсегда без рисков». «Сохраним имущество и работу. Переведем общение с коллекторами на себя. Останови списание денег со счетов»;

Далее установлено размещение на страницах сайта сайта https:// < > следующей информации:

в разделе «Чем полезны?» установлено размещение информации:

- «Мы – юридическая компания, 2011 года помогаем в спорах с банками, коллекторами и кредиторами. Избавляем граждан от долгов по закону о банкротстве с 2015 года» Далее в разделе размещены вкладки: «Потребительские кредиты», «Займы в МФО», «Кредитные карты», «Пени и штрафы по кредитам», «Долги по ЖКХ», «Долги по распискам», «Штрафы ГИБДД», «Долги в ФНС и ПФР»;

ниже размещен раздел сайта https://нет-кредиту.рф: «Самое сложное для вас- решиться»;

далее размещена вкладка: «78% граждан думают- процедура банкротства им не по карману», ниже размещена кнопка «получить детальный расчет»;

далее, размещен раздел сайта «5700 человек сравнили все юридические компании и выбрали нас»;

ниже размещен раздел сайта https:// < >: «До жизни с чистого листа-4 шага», указанный раздел сайта содержит следующие вкладки: « Бесплатная консультация. Разбираем ситуацию и разрабатываем стратегию», «Берем всю работу на себя. Избавляем вас от звонков коллекторов и банков. Собираем пакет документов и подаем в суд», «Судебная работа. Защищаем права в суде. Без вашего личного участия», «Списываем долги на 100%. Вы полностью свободны от долгов и кредитов»;

далее размещены разделы сайта https://нет-кредиту.рф: «Последствия – минимальны», «Получите 5 инструкций бесплатно»;

ниже размещена вкладка: «Примеры завершенных дел»; далее размещен раздел сайта https:// < > «Появилсь вопросы сомнения?.... Напишите нам на urzasita @ yandex. ru, в мессенджер или звоните кредитному юристу < > …»

На последней странице сайта https://нет-кредиту.рф размещена следующая информация: «ООО «< >» ОГРН < >».

Несмотря на изменение содержания сайта https://нет-кредиту.рф, нарушение антимонопольного законодательства обществом продолжаются. На момент принятия решения размещение на сайте https://нет-кредиту.рф информации, нарушающей требований пункта 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не прекращено, в связи с чем, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО «< >» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

На основании части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации является поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40.

Ответственность за действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией, предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ.

Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для передачи материалов дела № 018/01/14.2-429/2023 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «< >» и его виновного должностного лица производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.33 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 14.2, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «< >» (адрес: < > ИНН < >, ОГРН < >) по распространению на сайте https:// < > информации об оказании услуг по сопровождению процедуры банкротства с гарантиями по списанию долгов, признанию судом заявления о банкротстве обоснованным, сохранением имущества при банкротстве нарушающими требование пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела № 018/01/14.2-429/2023 отсутствуют.

3. Выдать ООО «< >» (адрес: < > ИНН < > 7, ОГРН < >) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

4. Передать материалы дела № 018/01/14.2-429/2023 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «< >» и его виновного должностного лица производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.33 КоАП РФ.

Председатель Комиссии: < >

Члены Комиссии: < > . < >

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня принятия, в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны