Решение б/н Решение по делу № АА 06-06/2015-193 о нарушении антимонополь... от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Принято 01 декабря 2015 года

Изготовлено 14 декабря 2015 года                                                            г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> – председатель Комиссии, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков;

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков;

рассмотрев дело № АА 06-06/2015-193 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» (ИНН 1834021673, зарегистрировано по адресу: г. Ижевск, ул. Серова, 79) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

на заседании Комиссии 25.11.2015 года

в присутствии:

представителя Заявителя ООО «ГазСпецМонтаж-М» - <...>, (доверенность №2 от 01.03.2015 года),

представителей ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» - <...> (доверенность №74 от 07.04.2014 года), <...> (доверенность №39 от 13.02.2014 года),

представителя АО «Газпром газораспределение Ижевск» - <...> (доверенность №12-11/245 от 06.07.2015 года),

лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - <...> (паспорт),

в отсутствии:

заявителей <...>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые конверты с почтовыми идентификаторами №42600990108326, №42600990108333),

лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - <...>,

на заседании Комиссии 01.12.2015 года

в присутствии:

представителя Заявителя ООО «ГазСпец-Монтаж-М» - <...>, (доверенность №2 от 01.03.2015 года),

представителей ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» - <...>. (доверенность №39 от 13.02.2014 года),

представителя АО «Газпром газораспределение Ижевск» - <...> (доверенность №12-11/245 от 06.07.2015 года),

лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - <...> (паспорт),

в отсутствии:

заявителей <...>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые конверты с почтовыми идентификаторами №42600990108326, №42600990108333),

лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступили заявления ООО «ГазСпецМонтаж-М» (вх.№4462 от 03.06.2015 года, №4858 от 18.06.2015 года, №5440 от 07.07.2015 года, №6164 от 29.07.2015 года) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в отказе от принятия заявлений граждан на опломбировку приборов учета газа, установленных ООО «ГазСпецМонтаж-М», и отказе осуществлять опломбировку, в том числе, без осмотра приборов техническим надзором АО «Газпром газораспределение Ижевск».

В Удмуртское УФАС России также поступило заявление <...> (вх.№5974э от 23.07.2015 года) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». Согласно заявлению общество потребовало направить в АО «Газпром газораспределение Ижевск» схему установки счетчика и паспорт на счетчик. 24.06.2015 года представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» отказал в опломбировании прибора учета газа и устно пояснил, что общество осуществляет опломбирование приборов учета, установленных только АО «Газпром газораспределение Ижевск».

30.07.2015 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданки <...> (вх.№6190), согласно которому ООО «ГазСпецМонтаж-М» установил прибор учета газа, после чего она обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» для опломбирования счетчика. Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» отказал в опломбировке прибора учета газа, а также пояснил, что подлежат опломбировке только счетчики, установленные АО «Газпром газораспределение Ижевск». <…> была вынуждена обратиться в АО «Газпром газораспределение Ижевск» за установкой прибора учета газа. Вместе с заключением договора гражданке были навязаны «консультационные услуги по перемонтажу газопровода» стоимостью 300 рублей, хотя перемонтаж и консультация осуществлены не были. 17.07.2015 года слесарь АО «Газпром газораспределение Ижевск» осмотрел установленный ранее счетчик, монтаж прибора учета газа не производил. Кроме того, не являясь работником ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», слесарь АО «Газпром газораспределение Ижевск» осуществил опломбирование прибора учета газа. По мнению Заявителя, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» намеренно не осуществляет опломбирование приборов учета газа, установленных ООО «ГазСпецМонтаж-М», для понуждения к обращению в АО «Газпром газораспределение Ижевск».

Приказом №240 от 06.08.2015 года было возбуждено дело № АА06-06/2015-193 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по факту злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Определением от 10.08.2015 года рассмотрение дела№АА06-06/2015-193 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 22.09.2015 года.

Определением от 22.09.2015 года рассмотрение дела было отложено на 25.11.2015 года.

25.11.2015 года в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 01.12.2015 года.

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представитель ООО «ГазСпецМонтаж-М» поддержал доводы, изложенные в заявлениях.

Представители ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» поддержали письменные пояснения, а также указали, что нарушение сроков опломбирования приборов учета газа, установленных ООО «ГазСпецМонтаж-М» происходило в связи с большим объемом работы в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». Кроме того, сообщили, что в обществе отсутствуют квалифицированные сотрудники, обладающие познаниями для проведения комплекса работ по опломбированию приборов учета газа, в связи с чем, данные работы осуществляли сотрудники АО «Газпром газораспределение Ижевск».

Представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» поддержала письменные пояснения, а также сообщила, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» не имеет право устанавливать приборы учета газа. Представитель также пояснила, что до заключения договора на проведение технического надзора с ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» общество взимало денежные средства с граждан за проведение технического надзора.

Комиссия Удмуртского УФАС России на основании рассмотренных документов и информации установила следующее.

25.06.2015 года в АО «Газпром газораспределение Ижевск» обратилась <...> с просьбой внести изменения в договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) в связи с установкой газового счетчика по адресу: <...>.

26.06.2015 года в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» поступило заявление <...> на опломбирование прибора учета газа, расположенного по адресу: <...>.

03.07.2015 года АО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес <...> письмо, согласно которому к заявлению гражданина не приложены документы, подтверждающие статус специализированной организации, установившей прибор учета газа, документы о наличии у организации допусков, необходимых для проведения работ по монтажу газового оборудования, не представлена проектная документация, согласованная с газоснабжающей организацией. Для решения вопроса о внесении изменений в договор на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО необходимо представить вышеуказанные документы.

21.07.2015 года <...> обратился в АО «Газпром газораспределение Ижевск» с просьбой оказать консультационные услуги и осуществить выход техника на замер для монтажа счетчика по адресу: <...>.

21.07.2015 года между АО «Газпром газораспределение Ижевск» и <...> был заключен договор подряда №2-3170-23/2015 на проведение работ по установке (замене) и вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета газа по адресу: <...>.

В соответствии с отчетом об установке номерных пломб у абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» 23.07.2015 года по адресу: <...>, была установлена пломба.

12.08.2015 года ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» направило в адрес <...> письмо, согласно которому начисления за потребленный природный газ производятся на основании показаний установленного и опломбированного прибора учета газа (СГМ-1,6 заводской №305723).

25.06.2015 <...> обратился в АО «Газпром газораспределение Ижевск» с просьбой внести изменения в договор на ТО ВДГО в связи с установкой прибора учета газа по адресу: <...>.

03.07.2015 года АО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес <...> письмо, согласно которому к заявлению гражданина не приложены документы, подтверждающие статус специализированной организации, установившей прибор учета газа, документы о наличии у организации допусков, необходимых для проведения работ по монтажу газового оборудования, не представлена проектная документация, согласованная с газоснабжающей организацией. Для решения вопроса о внесении изменений в договор на оказание услуг по ТО ВДГО необходимо представить вышеуказанные документы.

03.07.2015 года <...> обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с просьбой опломбировать прибор учета газа, установленный по адресу: <...>.

В соответствии с актами от 07.07.2015 года, от 03.08.2015 года, от 06.08.2015 года, составленным ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», доступ в помещение по адресу: <...>, отсутствует, лица, проживающие в указанном помещении, также отсутствовали.

04.07.2015 года ООО «ГазСпецМонтаж-М» был установлен прибор учета газа <...> по адресу: <...>.

06.07.2015 года <...> обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с заявлением на опломбирование прибора учета газа, расположенного по адресу: <...>.

14.07.2015 года <...> вновь обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с заявлением на опломбирование прибора учета газа.

15.07.2015 года в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступила претензия от гражданина <...>, согласно которой обществом был установлен прибор учета газа по адресу: <...>. После установки счетчика гражданин обратился с заявлениями от 06.07.2015 года и 14.07.2015 года в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», в котором <…> сообщили о необходимости осмотра прибора учета технадзором АО «Газпром газораспределение Ижевск» и оплаты данных услуг в размере 700 рублей. 15.07.2015 года гражданин позвонил в АО «Газпром газораспределение Ижевск», где ему сказали, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» не предоставляло документы в АО «Газпром межрегионгаз Ижевск», не сдавало работу обслуживающей организации и техническому надзору. В связи с чем, <...> просил ООО «ГазСпецМонтаж-М» направить требуемые документы в АО «Газпром газораспределение Ижевск».

20.07.2015 года в АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступило заявление <...> с просьбой произвести осмотр установленной группы учета по адресу: <...>, в связи с тем, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» отказывают в опломбировании прибора учета газа без оформления акта о проведении технического надзора АО «Газпром газораспределение Ижевск».

29.07.2015 года <...> вновь обратился в АО «Газпром газораспределение Ижевск» с просьбой провести технический надзор прибора учета газа.

31.07.2015 года АО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес <...> письмо, согласно которому работы по проведению технического надзора не входят в перечень работ на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО. Работы на проведение технического надзора осуществляются по заявке абонента и оплачиваются в соответствии с «Прейскурантом цен на услуги газового хозяйства».

05.08.2015 года <...> обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с просьбой провести опломбирование прибора учета газа, расположенного по адресу: <...>.

13.08.2015 года представителем АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> был составлен акт на проведение технического надзора прибора учета газа, установленного по адресу: <...>.

В соответствии с актом от 13.08.2015 года, составленным представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <...>, прибор учета введен в эксплуатацию.

24.06.2015 года <...> обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с просьбой опломбировать прибор учета газа, расположенный по адресу: <...>.

25.06.2015 года в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступила претензия от гражданина <...>, согласно которой 23.06.2015 года обществом был установлен прибор учета газа. После установки счетчика 24.06.2015 года гражданин обратился в  ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», в котором <...> было отказано в опломбировке прибора учета, в связи с тем, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» не обладает лицензией на осуществление деятельности по установке приборов учета газа. Гражданину было предложено провести осмотр установленного счетчика представителем технического надзора АО «Газпром газораспределение Ижевск». В вызове технического надзора было отказано с мотивировкой «решение по собственникам, воспользовавшимся услугами ООО «ГазСпецМонтаж-М» руководством ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» еще не принято».

Согласно акту от 25.06.2015 года, составленному представителем ООО «Газпром межерегионгаз Ижевск» <...> по адресу: <...>, было произведено опломбирование прибора учета газа.

В соответствии с актом от 25.06.2015 года в помещении, принадлежащем <...>, расположенному по адресу: <...>, представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <...> было произведено опломбирование прибора учета газа.

06.07.2015 года <...> обратился в АО «Газпром газораспределение Ижевск» с заявкой №2311 на неисправность газового оборудования, расположенного по адресу: <...>.  В содержании заявки указано «т/н на установленный счетчик».

07.07.2015 года представителем АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> был составлен акт переустройства сети газопотребления, в котором сделана запись «счетчик над ПГ, плиту отодвинуть нет возможности, от демонтажа счетчика хозяин отказался, от подписи хозяин отказался».

В вышеуказанных заявке и акте переустройства отсутствуют подписи <...>.

Согласно письменным пояснениям <...> гражданин заявку на неисправность газового оборудования не подавал и не подписывал. Газовая плита соединена со счетчиком гибким шлангом. Представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» необоснованно указывает в акте на необходимость переустройства сети газопотребления. Переустройство не требовалось и не производилось при опломбировании счетчика представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <...>.

30.06.2015 года <...> обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с заявлением о проведении опломбирования прибора учета газа, установленного по адресу: <...>.  В заявлении отсутствует отметка ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о принятии заявления.

30.06.2015 года в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступило заявление от гражданки <...>, согласно которому 29.06.2015 года обществом был установлен прибор учета газа. Для опломбировки установленного прибора учета газа 30.06.2015 года <...> обратилась с заявлением в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», представитель которого принял заявление, но пояснил, что опломбирование счетчика не будет произведено, пока гражданка не обратиться в технадзор АО «Газпром газораспределение Ижевск». Обратившись в АО «Газпром газораспределение Ижевск» по телефону гражданке пояснили, что стоимость услуг по техническому надзору составляет 720 рублей.

В соответствии с актом от 01.07.2015 года в помещении, принадлежащем <...>, расположенном по адресу: <...>, представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <...> было произведено опломбирование прибора учета газа.

06.07.2015 года в АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступила заявка №2312 на неисправность газового оборудования по адресу: <...>, от <...>. В содержании заявки указано «т/н на установленный счетчик».

06.07.2015 года представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> составил акт переустройства сети газопотребления, расположенной по адресу: <...>, заказчика <...> Согласно акту «счетчик над горелкой Вар.пан., счетчик демонтирован».

07.07.2015 года в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступила претензия от гражданина <...>, согласно которой 28.05.2015 года обществом был установлен прибор учета газа по адресу: <...>. 06.07.2015 года представителем АО «Газпром газораспределение Ижевск» был составлен акт переустройства сети газопотребления, счетчик был демонтирован.

13.07.2015 года между АО «Газпром газораспределение Ижевск» и <...> был заключен договор подряда №2-3010-23/2015 на выполнение работ по установке (замене) и вводу в эксплуатацию индивидуального  прибора учета газа.

В соответствии с отчетом об установке номерных пломб у абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» 14.07.2015 года по адресу: <...>, была установлена пломба.

06.07.2015 года в АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступила заявка №2309 на неисправность газового оборудования по адресу: <...>, от <...>. В содержании заявки указано «т/н на установленный счетчик».

07.07.2015 года представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> составил акт переустройства сети газопотребления, расположенной по адресу: <...> заказчика <...>. Согласно акту «счетчик установлен над ПГ, ПГ отодвинуть нет возможности, счетчик демонтирован».

08.07.2015 года в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступила претензия от гражданки <...>, согласно которой 06.07.2015 года обществом был установлен прибор учета газа. 07.07.2015 года представителем надзора <...> был составлен акт, согласно которому был произведен монтаж газового счетчика, счетчик был демонтирован.

29.06.2015 года ООО «ГазСпецМонтаж-М» произвел установку прибора учета газа <...> по адресу: <...>.

06.07.2015 года <...> обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с заявлением на опломбирование прибора учета газа, расположенного по адресу: <...>.

07.07.2015 года в АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступила заявка <...> №2333 на неисправность газового оборудования, расположенного по адресу: <...>. В содержании заявки было указано «т/н на установленный счетчик».

В соответствии с актом переустройства сети газопотребления от 09.07.2015 года по адресу: <...>, представителем АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> было установлено, что «счетчик установлен над ПГ на высоте 500 мм, не выдержана глубина согласно паспорту на счетчик».

09.07.2015 года в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступила претензия от гражданки <...>, согласно которой 29.06.2015 года обществом был установлен прибор учета газа. После установки счетчика <...> обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», в котором ей сообщили о необходимости вызвать технадзор АО «Газпром газораспределение Ижевск». Представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» составил заключение о нарушениях в установке прибора учета газа.

04.09.2015 года ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» сообщило <...>, что на основании информации, представленной АО «Газпром газораспределение Ижевск», прибор учета газа по адресу: <...>, установлен с нарушением требований по размещению и не соответствует схеме монтажа. Данное несоответствие является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. Гражданке указали на необходимость обеспечения демонтажа или перемонтажа прибора. 

В адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступила претензия от гражданки <...>, согласно которой 11.06.2015 года обществом был установлен прибор учета газа. После установки счетчика <...> обратилась в  ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», в котором 30.06.2015 года ей было отказано в опломбировке прибора учета, в связи с тем, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» не обладает лицензией на осуществление деятельности по установке приборов учета газа. Гражданке было предложено провести  осмотр установленного счетчика представителем технического надзора АО «Газпром газораспределение Ижевск». В вызове технического надзора было отказано с мотивировкой «решение по собственникам, воспользовавшимся услугами ООО «ГазСпецМонтаж-М» руководством ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» еще не принято».

19.06.2015 года <...> обратилась в ООО «Газпром межерегионгаз Ижевск» с заявлением на опломбирование прибора учета газа, установленного по адресу: <...>.

В соответствии с актом от 22.06.2015 года в помещении, принадлежащем <...>, расположенном по адресу: <...>, представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <...> было произведено опломбирование прибора учета газа.

26.06.2015 года АО «Газпром газораспределение Ижевск» была принята заявка гражданки <...> №2078 на неисправность газового оборудования, расположенного по адресу: <...>. В содержании заявки указано «т/н на установленный счетчик».

30.06.2015 года представителем АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> был составлен акт переустройства сети газопотребления, расположенной по адресу: <...>, в котором сделана запись «тех.надзор не пройден. Наруш. нормативн. расстояние. Счетчик находится над плитой 45 см».

28.05.2015 года ООО «ГазСпецМонтаж-М» произвело установку прибора учета газа <...> по адресу: <...>.

16.06.2015 года в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» поступило заявление <...> на опломбирование прибора учета газа, расположенного по адресу: <...>.

В адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступило заявление гражданина <...>, согласно которому 28.05.2015 года обществом был установлен прибор учета газа. Для опломбировки установленного счетчика гражданин обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», в котором в опломбировке ему было отказано.

27.08.2015 года АО «Газпром газораспределение Ижевск» провело технический надзор газового счетчика, установленного по адресу: <...>, абонента <...>.

В соответствии с отчетом об установке номерных пломб у абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» 27.08.2015 года по адресу: <...>, была установлена пломба.

В соответствии с договором №1-1296-26/2015/56-7-4700 от 03.08.2015 года ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» поручает АО «Газпром межрегионгаз Ижевск» осуществить технический надзор за монтажом бытового прибора учета газа.

В соответствии с материалами дела, некоторым гражданам, в частности <...>, при обращении в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» за опломбированием приборов учета газа выдавалась листовка, на которой было указано, что гражданам необходимо обратиться в специализированную организацию (газораспределительную организацию – ГРО) для внесения изменений по перечню обслуживаемого оборудования в договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО). При наличии подтверждающих документов, выданных или заверенных специализированной организацией, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» просит оформить заявку на выход контролера общества. Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» указало, что расчет начислений по прибору учета газа возможен только при наличии пломбы поставщика газа.

В соответствии со свидетельством о допуске к видам работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №ДМ-Ч01-2014-16-1488 от 08.08.2015 года, выданным Саморегулируемой организацией Некоммерческим партнерством «Первое поволжское строительное объединение», ООО «ГазСпецМонтаж-М» допущено, в том числе, к работам по устройству и демонтажу системы газоснабжения; к работам по установке узлов учета.

В соответствии с протоколом №1 заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда ООО «ГазСпецМонтаж-М» проверку знаний прошли 11 сотрудников.

В материалах дела имеются удостоверения сотрудников ООО «ГазСпецМонтаж-М» - слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования, в которых содержится оттиск печати Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

21.07.2015 года между <...> и представителем АО «Газпром газораспределение Ижевск» <...> состоялся телефонный разговор, согласно которому <...> сообщает о том, что сделал заявку в организацию «ГазСпецМонтаж», а также спрашивает, возникнут ли у него проблемы, если он «установит» в данной организации. <...> указала, что у гражданина в связи с этим возникнут проблемы, и сказала устанавливать в АО «Газпром газораспределение Ижевск». <...> поинтересовался, вправе ли «ГазСпецМонтаж» устанавливать. <…> сообщила, что они могут устанавливать, но гражданину придется платно вызвать технадзор АО «Газпром газораспределение Ижевск», и только потом гражданину произведут опломбирование.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Удмуртским УФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг поставки природного газа по газораспределительной сети для обеспечения коммунально-бытовых нужд в территориальных границах муниципального образования «город Ижевск» за период 2014 год и 1 полугодие 2015 года, по результатам которого был составлен аналитический отчет от 09.11.2015 года.

В соответствии с аналитическим отчетом, на вышеуказанном рынке действовал один хозяйствующий субъект ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с долей на исследуемом товарном рынке в размере 100%.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг поставки природного газа по газораспределительной сети для обеспечения коммунально-бытовых нужд в географических границах МО «город Ижевск» за период 2014 год и 1 полугодие 2015 года.

Согласно пункту 12 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила поставки газа), утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, обязанность по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа лежит на заявителе, если иное не установлено договором.

В соответствии с подпунктом к) пункта 15 Правил поставки газа, в договоре поставки газа, в том числе, указывается тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу.

Пунктом 16 Правил поставки газа установлено, что в договоре помимо сведений, указанных в пункте 15 Правил поставки газа, должны быть отражены договоренности сторон по следующим существенным условиям:

а) порядок определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа);

б) случаи и порядок определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа;

в) порядок определения размера платы за потребленный газ;

г) порядок, срок и форма оплаты потребленного газа;

д) периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования (далее - проверка).

В пункте 24 Правил поставки газа, указано, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Исходя из анализа вышеуказанных норм права, следует, что услуги по опломбированию приборов учета газа не образуют самостоятельного товарного рынка и являются составной частью рынка поставки газа, поскольку услуги по опломбированию приборов учета газа не имеют самостоятельной  потребительской ценности, потребитель не имеет заинтересованности в получении данной услуги при отсутствии поставки газа, опломбирование приборов учета необходимо исключительно для обеспечения исполнения обязательств сторон по договору поставки газа.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пунктам 5, 6 Правил поставки газа, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Пунктом 19, подпунктом б) пункта 22 Правил поставки газа установлено, что права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и настоящими Правилами. При этом поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Согласно пункту 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

В соответствии с пунктом 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены основания для отказа в принятии заявлений на опломбирование приборов учета газа, отказа в опломбировании приборов учета газа по иным основаниям, кроме указанных в пункте 27 Правил поставки газа и пункте 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (в том числе за газ) предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон об энергосбережении).

В силу части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

При этом законодательством не предусматривается исключительное право газоснабжающих или газораспределительных организаций устанавливать приборы учета газа.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отсутствие четкой регламентации требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к организациям, имеющим право осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса, ООО «ГазСпецМонтаж-М» осуществляет деятельность по установке приборов учета газа на основании Свидетельства №ДМ-Ч01-2014-16-1488 от 08.08.2014 года, выданного Саморегулируемой организацией Некоммерческим партнерством «Первое поволжское строительное объединение», о допуске к видам работ, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Слесари ООО «ГазСпецМонтаж-М» имеют квалификацию слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования с допуском к обслуживанию по эксплуатации и ремонту газового оборудования с правом выполнения газоопасных работ.

Учитывая требования подпункта б) пункта 22, подпункта б) пункта 25, пункта 27 Правил поставки газа, пункта 81 (4) Правил предоставления коммунальных услуг, поставщик газа должен самостоятельно определить исправность прибора учета и опломбировать прибор.

В силу пункта 81 (5) Правил предоставления коммунальных услуг несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4), выявленное исполнителем в ходе проверки, может являться основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. Именно это правило обеспечивает безопасность абонентов при вводе в эксплуатацию приборов учета газа независимо от того, какой организацией они установлены.

АО «Газпром газораспределение Ижевск» осуществляет деятельность по установке приборов учета газа. Следовательно, ООО «ГазСпецМонтаж-М» и АО «Газпром газораспределение Ижевск» действуют на одном товарном рынке по установке приборов учета газа, что свидетельствует о наличии между субъектами конкурентных отношений.

Из материалов дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» при обращении граждан за опломбированием приборов учета газа отказывал им в опломбировке по мотиву их установки не АО «Газпром газораспределение Ижевск, а ООО «ГазСпецМонтаж-М», а также в связи с отсутствием у ООО «ГазСпецМонтаж-М» лицензий на право осуществления рассматриваемых действий.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в отказе в принятии заявлений на опломбирование приборов учета газа, а также в отказе от опломбирования, не отвечают требованиям действующего законодательства.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, руководителем ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и АО «Газпром газораспределение Ижевск» является одно лицо – <...>. В связи с чем, на основании статьи 9 Закона «О защите конкуренции» общества образуют группу лиц.

Материалами дела также подтверждается, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» сообщало гражданам, что им будет отказано в  опломбировании приборов учета газа без прохождения технического надзора АО «Газпром газораспределение Ижевск».

В соответствии с устными пояснениями представителей ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», в штате общества отсутствуют квалифицированные сотрудники, способные провести опломбирование приборов учета газа, в связи с чем, для осуществления таких работ общество привлекает АО «Газпром газораспределение Ижевск», сотрудники которого располагают достаточными знаниями для осуществления работ по опломбированию приборов учета газа.

Действующее законодательство устанавливает, что опломбирование приборов учета газа производится поставщиком газа, вместе с тем, не содержит запрета на привлечение организаций и граждан в рамках гражданско-правовых отношений для оказания таких услуг.

Однако, привлечение сторонних организаций не должно налагать на граждан, обратившихся за опломбированием приборов учета газа, и организации, действующие на рынке услуг по установке газовых счетчиков, не предусмотренные законодательством обязанности.

В связи с чем, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по направлению граждан, обратившихся за опломбированием приборов учета газа, в АО «Газпром газораспределение Ижевск» за прохождением технического надзора установленных счетчиков и их монтажа (вне зависимости от того, является эта услуга возмездной или безвозмездной) не соответствуют требованиям действующего законодательства.  

Кроме того, АО «Газпром газораспределение Ижевск» является участником рынка по установке приборов учета газа и является конкурентом ООО «ГазСпецМонтаж-М», что может повлиять на объективность действий общества при проведении технического надзора приборов учета газа, установленных его конкурентом – ООО «ГазСпецМонтаж-М».

Материалами дела установлено следующее.

Заявление <...> на опломбирование прибора учета газа поступило в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» 26.06.2015 года, пломба была установлена 23.07.2015 года.

Заявление <...> на опломбирование прибора учета газа поступило в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» 06.07.2015 года, пломба была установлена 13.08.2015 года.

Заявление <...> на опломбирование прибора учета газа поступило в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» 16.06.2015 года, пломба была установлена 27.08.2015 года.

Приняв заявления граждан <...> ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» обязано было в течение срока, предусмотренного подпунктом б) пунктом 22 Правил, а именно – 5 рабочих дней, произвести опломбирование приборов учета газа граждан.

В соответствии с действующим законодательством, приборы учета газа  <...> должны были быть опломбированы не позднее 03.07.2015 года, 13.07.2015 года, 23.06.2015 года соответственно. ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» нарушило сроки опломбирования приборов учета газа потребителей <...> на 14 рабочих дней, 23 рабочих дня и 47 рабочих дней соответственно.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Несоблюдение ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» требований, установленных Правилами поставки газа, накладывает на <...> неразумное ограничение возможности получения услуги по опломбированию приборов учета газа в установленные сроки и невозможность определения объема потребленного газа по показаниям прибора учета.

 

Таким образом, вышеуказанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» не только ущемляют права потребителей на опломбировку приборов учета газа, но и затрагивают отношения конкуренции между АО «Газпром газораспределение Ижевск» и ООО «ГазСпецМонтаж-М», поскольку, используя доминирующее положение, отказывая в опломбировке приборов учета газа, установленных ООО «ГазСпецМонтаж-М», и понуждая потребителей провести их перемонтаж в АО «Газпром газораспределение Ижевск», ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» тем самым понуждает потребителей отказаться от услуг ООО «ГазСпецМонтаж-М» по установке приборов учета газа, чем нарушает отношения равноправной конкуренции.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» направлены на ограничение круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере установки приборов учета газа.

Вышеуказанное подтверждается, в том числе, претензиями граждан в адрес ООО «ГазСпецМонтаж-М» по вопросу возникших затруднений при обращении в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» за опломбированием приборов учета газа. Претензии к качеству оказанных услуг ООО «ГазСпецМонтаж-М» возникли у граждан, в том числе, в связи с вышеуказанными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск».

Выводы Удмуртского УФАС России подтверждаются многочисленной судебной практикой, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.07.2015 № Ф09-4763/15 по делу № А34-5349/2014, Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110 по делу № А53-4991/2014, Постановление Верховного Суда РФ от 02.02.2015 по делу № 302-АД14-5362, А33-1036/2014 и других.

Доводы АО «Газпром газораспределение Ижевск» о необходимости проведения технического надзора установленных приборов учета газа в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 54961-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», не относятся к рассмотрению настоящего дела, ввиду следующего.

В определении Верховного Суда РФ от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110 по делу №А53-4991/2014, указано, что требования ГОСТ Р 54961-2012 не отменяют действие части 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении».

В соответствии с пунктом 1.2 ГОСТ Р 54961-2012 требования стандарта распространяются:

- на внутридомовое газовое оборудование многоквартирных и жилых домов, включая газопроводы и газоиспользующее оборудование помещений общественного назначения;

- газопроводы и газоиспользующее оборудование общественных и административных зданий;

- внутриплощадочные газопроводы и пункты редуцирования газа, внутренние газопроводы и газоиспользующее оборудование промышленных предприятий;

- газопроводы и газоиспользующие установки тепловой мощностью от 100 до 360 кВт включительно, установленные в производственных помещениях, тепловых пунктах, отопительных помещениях пунктов редуцирования газа и т.д.

Указание на то, что требования данного ГОСТа распространяются на внутриквартирное газооборудование, отсутствует.

Кроме того, сама по себе процедура проведения опломбирования приборов учета газа не зависит и не связана с требованиями ГОСТ Р 54961-2012. Требования, указанные ГОСТе, представляют собой самостоятельную процедуру по переустройству сетей газопотребления и не являются необходимым условием процедуры опломбирования приборов учета газа.

Довод ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о пломбировании приборов учета газа и без проведения технического надзора АО «Газпром газораспределение Ижевск» не свидетельствуют о том, что обществом не было допущено нарушение законодательства, поскольку само по себе направление на прохождение технического надзора в АО «Газпром газораспределение Ижевск», не отвечает требованиям действующих норм права.

В отношении некоторых граждан, опломбирование приборов учета газа было осуществлено лишь после проведения технического надзора АО «Газпром газораспределение Ижевск» (например, в отношении граждан <...>).

Факт направления на технический надзор подтверждается заявлениями и претензиями граждан, а также фактическими документами, подтверждающими прохождение гражданами технического надзора. В соответствии со сведениями, указанными гражданами, действия по обращению в АО «Газпром газораспределение Ижевск» за проведением технического надзора были осуществлены гражданами по указанию ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск».

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке установления приборов учета газа, приводят к ущемлению интересов ООО «ГазСпецМонтаж-М» и граждан, приборы учета которых установлены ООО «ГазСпецМонтаж-М», нарушение срока установки пломб на местах присоединения приборов учета газа к газопроводам, что привело к ущемлению интересов <...>, являются действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, и нарушают часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Решение принимается Комиссией с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление ВАС РФ №30 от 30.06.2008 года «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В связи с установлением фактов нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» требований Закона «О защите конкуренции» и в соответствии с полномочиями, определенными пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает необходимым выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

р е ш и л а:

  1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг поставки природного газа по газораспределительной сети для обеспечения коммунально-бытовых нужд в территориальных границах муниципального образования «город Ижевск» за период 2014 год и 1 полугодие 2015 года.

2. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления действий (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                 <...>

 

Члены Комиссии                                                             <...>

 

<...>

                                                                                                                             

                                                                                        <...>

                                                                                                         

Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны