Решение б/н Решение по делу № АА 06-06/2015-376 о нарушении антимонополь... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть оглашена 24 сентября 2015 года

В полном объёме решение изготовлено 28 сентября 2015 года    г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии – заместитель руководителя, <…> – член Комиссии – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,

рассмотрев материалы дела № АА 06-06/2015-376, возбужденного в отношении ООО «Хлебозавод №5», ИП «…» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

на заседании Комиссии в присутствии представителя ответчика по делу ООО «Хлебозавод №5» – <…> (доверенность от 21.09.2015 года),

в отсутствии представителей

ответчика ИП <…>, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении №42600989204084),

заинтересованного лица БУЗ УР «Республиканская офтальмологическая клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении № 42600989204091),

заинтересованного лица БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении №42600989204107),

заинтересованного лица БУЗ УР «Городская клиническая больница №8 имени Однопозова Ильи Борисовича Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении №42600989204114),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Удмуртское УФАС России поступила информация от ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – торговая площадка) (вх. № 1086 от 11.02.2015 года и № 6181 от 29.07.2015 года), свидетельствующая о наличии признаков нарушения статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

 

Приказом №244 от 10.08.2015 года было возбуждено дело № АА06-06/2015-376 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» при участии в открытых аукционах в электронной форме № 0113200000114000610, 0113200000114001424, 0113200000114001528 на осуществление закупки хлеба

Определением от 10.08.2015 года о назначении дела № АА06-06/2015-376 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела было назначено на 24.09.2015 года.

 

24.09.2015 года на заседании Комиссии представитель ООО «Хлебозавод №5» поддержал ранее представленные письменные пояснения, а также устно сообщил, что ИП <…> в 2014 году предложила ООО «Хлебозавод №5» совместно принимать участие в электронных аукционах на закупку хлеба. Подготовкой заявок от обоих участников занимался работник ООО «Хлебозавод №5» <…> по адресу места регистрации ООО «Хлебозавод №5».

 

Комиссия Удмуртского УФАС России на основании рассмотренных документов и информации установила следующее.

24.04.2014 года на официальном сайте закупок в сети «Интернет» zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113200000114000610 предметом, которого являлось осуществление закупки продуктов питания (хлеб). Заказчиком являлось бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканская офтальмологическая клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики». Начальная максимальная цена (далее НМЦ) контракта составляет: 299040,00 рублей.

31.05.2014 года на официальном сайте закупок в сети «Интернет» zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113200000114001424 предметом, которого являлось осуществление закупки хлеба. Заказчиком являлось бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики». НМЦ контракта составляет: 381772,76 рублей.

16.06.2014 года на официальном сайте закупок в сети «Интернет» zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113200000114001528 предметом, которого являлось осуществление закупки хлеба пшеничного. Заказчиком являлось бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 8 имени Однопозова Ильи Борисовича Министерства здравоохранения Удмуртской Республики». НМЦ контракта составляет: 313542,30 рублей.

 

Участниками аукционов № 0113200000114000610, 0113200000114001424 и 0113200000114001528, являлись ООО «Хлебозавод № 5» и ИП <…>.

Заявки и ценовые предложения подавались ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> с одного IP адреса.

 

Участник закупки

Дата и время подачи заявки

IP-адрес, с которого осуществлялся вход в личный кабинет

№ 0113200000114000610

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-04-25 15:43:32

<...>

ИП <…>

2014-05-13 14:57:10

<...>

№ 0113200000114001424

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-06-09 17:20:52

<...>

ИП <…>

2014-06-10 13:45:12

<...>

№ 0113200000114001528

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-06-23 11:31:33

<...>

ИП <…>

2014-06-23 11:39:58

<...>

 

Торги по вышеназванным аукционам проходили по принципу минимального снижения цены, следующим образом:

Номер извещения

Участник

Дата подачи ценового предложения

Предложенная цена

Статус предложения

IP адрес

Пользователь

0113200000114000610

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-05-26 10:25:34.620

297544.80

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114000610

ИП <…>

2014-05-26 10:29:04.737

296049.60

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114001424

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-07-07 13:45:28.643

379863.90

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114001424

ИП <…>

2014-07-07 13:46:06.930

377243.45

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114001424

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-07-07 13:46:41.310

375334.59

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114001424

ИП <…>

2014-07-07 13:47:23.610

373425.73

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114001528

ИП <…>

2014-06-30 09:01:28.837

311974.59

Ставка принята

<...>

<…>

0113200000114001528

ООО «Хлебозавод № 5»

2014-06-30 09:02:11.463

310406.88

Ставка принята

<...>

<…>

 

В аукционах № 0113200000114000610 и 0113200000114001424 победителем была признана ИП <…> со снижением 1% от НМЦ и 2% от НМЦ соответственно, в аукционе № 0113200000114001528 – ООО «Хлебозавод №5» со снижением в 1% от НМЦ.

 

Следует заметить, что предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IР-адреса. Данная особенность организации доступа к сети интернет свидетельствует о наличии единой физической точки доступа в сеть интернет у ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…>.

 

Фактическим адресом расположения участников, указанным на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» являются: ООО «Хлебозавод № 5» – 426008, г. Ижевск, пер. Раздельный, д.20, ИП <…> – <…>.

 

В первых частях заявки участниками были поданы следующие файлы:

Имя файла

Участник, подавший файл на площадку

Имя пользователя, который создал и сохранил файл

Дата и время последнего сохранения

№ 0113200000114000610

5eaaf723-09da-486f-9d49-ba9576a30d4c-1 ЧастьОфтальм2014.doc

ООО «Хлебозавод № 5»

<…>

24.04.2014 15:09

c693f3ba-cbf2-4c5f-bb24-315cc5b191b4-1 ЧастьОфтальм2014_Р.doc

ИП <…>

<…>

06.05.2014 18:06

№ 0113200000114001424

f466db6e-9e69-4c5c-8270-adee693eed28-1ЧастьНаркология 2п2014.doc

ООО «Хлебозавод № 5»

<…>

09.06.2014 17:55

a8b3f8ee-9dea-4df2-8efc-9d5ed793d18b-1ЧастьНаркология 2п2014.doc

ИП <…>

<…>

09.06.2014 17:55

№ 0113200000114001528

c07e6dae-d515-454c-ad95-b76e0e375828-1Часть_Однопоз 2014 1с.doc

ООО «Хлебозавод № 5»

<…>

17.06.2014 11:03

742cdda2-beaa-4e24-88f1-9888269823c9-1Часть_Однопоз 2014 1с.doc

ИП <…>

<…>

20.06.2014 12:28

 

Как видно из таблицы все документы были созданы и сохранены пользователем: <…>.

В соответствии с Приказом №24 от 05.11.2004 года ООО «Хлебозавод №5» приняло на работу <…> в должности начальника планово-экономического отдела.

05.11.2004 года между ООО «Хлебозавод №5» и <…> был заключен трудовой договор.

ООО «Хлебозавод №5» в своих пояснениях подтвердило, что между обществом и ИП <…> было заключено устное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах № 0113200000114000610, 0113200000114001424 и 0113200000114001528. Заявки на участие в рассматриваемых аукционах подавались с одного и того же компьютера, расположенного в здании ООО «Хлебозавод №5» для обоих участников: общества и ИП <…> по заранее выработанной устной договоренности.

 

При этом файлы: f466db6e-9e69-4c5c-8270-adee693eed28-1ЧастьНаркология 2п2014.doc и a8b3f8ee-9dea-4df2-8efc-9d5ed793d18b-1ЧастьНаркология 2п2014.doc, не просто созданы одним пользователем, но и являются одним и тем же файлом. О чем свидетельствуют контрольные суммы MD5 вычисленные с помощью программы MD5 Checksum Tool:

Имя файла

Контрольная сумма MD5

Размер файла, Кб

f466db6e-9e69-4c5c-8270-adee693eed28-1ЧастьНаркология 2п2014.doc

319042C85109BB2794AF02CF5EEDB63E

41,0

a8b3f8ee-9dea-4df2-8efc-9d5ed793d18b-1ЧастьНаркология 2п2014.doc

319042C85109BB2794AF02CF5EEDB63E

41,0

 

В связи с тем, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, а имя пользователя, создавшего все документы, является одинаковым, данные факты, в совокупности свидетельствуют о том, что участие ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…>, было скоординировано и осуществлялось в целях допуска всех участников до аукциона.

 

В качестве контактов у участников закупок ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> указана электронная почта <…>, при этом на официальном сайте ООО «Хлебозавод №5» (izh-hleb.ru) в разделе контакты, в качестве электронного почты для связи указана office@izhhleb.ru, что говорит о принадлежности домена izhhleb.ru ООО «Хлебозавод №5», таким образом можно прийти к выводу, что электронная почта <…> находится под контролем ООО «Хлебозавод №5».

 

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> осуществляли совместную подготовку и/или координирование своих действий по участию в аукционах № 0113200000114000610, 0113200000114001424, 0113200000114001528, что подтверждается вышеизложенными фактами, а также пояснениями ООО «Хлебозавод №5».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Пунктом 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определено, что соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Изложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…>. возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Вышеуказанное поведение хозяйствующих субъектов позволило ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> выигрывать торги по аукционам с приемлемой для себя ценой контракта.

 

Оснований для признания ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> входящими в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», не имеется.

 

Из анализа антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов, квалифицирующее значение для вменяемого нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлены действия, которые совершены различными участниками рынка относительно единообразно при отсутствии на то объективных причин для достижения цели, не предполагающей честную конкуренцию при участии в аукционах, влекущую поддержание цен на торгах.

В результате достижения антиконкурентного соглашения ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка и замещающей конкурентные отношения между субъектами рынка.

Хозяйствующие субъекты совместно реализовывали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата – победы в конкретных аукционах ООО «Хлебозавод №5» или ИП <…> в зависимости от договоренности обществ с ценой контракта близкой к НМЦ.

Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ними устного соглашения; соответствующие действия ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…> привели к поддержанию цен на аукционах.

Действия участников размещения заказа были направлены на поддержание цены на торгах. В момент проведения процедуры аукциона, участники имели возможность реализации достигнутого между хозяйствующими субъектами соглашения относительно порядка участия в аукционах каждого из них и контроля за действиями других участников.

 

Указанная позиция также подтверждается судебными актами по делам №А50-16090/2012, №А40-89729/2014 и иными.

 

Таким образом, учитывая пояснения ООО «Хлебозавод №5»,  а также все вышеустановленные факты в совокупности, Удмуртским УФАС России установлен факт заключения договоренности в устной форме (устное картельное соглашение) между хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…>, которое привело к поддержанию цен на торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

 

В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статьи 23 и статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» считает необходимым выдать ИП <…> предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пояснениями ООО «Хлебозавод №5», общество осознало противоправность своих действий и добровольно отказалось от дальнейшего участия и согласования действий с ИП <…>. В 2015 году ООО «Хлебозавод №5» осуществляет участие в аукционах самостоятельно в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. Общество обязуется в дальнейшем исключить из своей практики заключение картельных соглашений. В связи с чем, Комиссия Удмуртского УФАС России считает возможным предписание ООО «Хлебозавод №5» не выдавать.

 

Вышеуказанные действия, выразившиеся в заключении картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…>.

В соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 14.32 КоАП РФ, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Руководствуясь примечанием к статье 14.32 КоАП РФ, Комиссия Удмуртского УФАС России считает возможным материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хлебозавод №5» и виновных должностных лиц общества не передавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.147 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ООО «Хлебозавод №5» и ИП <…>  нарушившими  пункт 2) части 1  статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения (картеля) и участии в нем, которое привело к поддержанию цен на торгах.

2. Выдать ИП <…> предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…>.

4. Руководствуясь примечанием к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хлебозавод №5» и виновных должностных лиц не передавать.

 

Председатель Комиссии                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                      <…>

 

                                                                                                  <…>

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны