Решение б/н Решение по делу № АА 06-06/2015-56 о нарушении антимонопольн... от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № АА 06-06/2015-56

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

принято 26 июня 2015 года

изготовлено 01 июля 2015 года                                                                      г. Ижевск

 

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии  <…>  - заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> –  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, рассмотрев дело № АА 06-06/2015-56, о нарушении ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул. Буммашевская, 11, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 11.06.2015

в присутствии:

представителя ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…>,

заявителя  <…>,

представителя заинтересованного лица МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление» - <…>,

на заседании Комиссии 26.06.2015

в присутствии:

представителей ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…>, <…>,

заявителя <…>,

представителей заинтересованного лица МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление» - <…>, <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Управление) поступило заявление  от 05.02.2015 вх.№ 872 Совета дома №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в бездействии общества по устранению замечаний, указанных в акте забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 15.12.2014 года.

В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 24.04.2015 №143  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА 06-06/2015-56.

Определением о назначении дела № АА 06-06/2015-56 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  от 27.04.2015 рассмотрение дела назначено на 11.06.2015 в 11 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №АА 06-06/2015-56 от 11.06.2015 рассмотрение дела было отложено, назначено на 26.06.2015 в 14 часов 00 минут. 

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении»), до 01.07.2013 в отношении объектов, предусмотренных частями 5, 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 – 6.1. настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В ч. 5 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» указаны многоквартирные и жилые дома.

В ч. 9 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» указаны, в  том числе, организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

ООО «УКС» передает тепловую энергию в многоквартирный дом №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска, следовательно, относится к категории организаций, указанных в ч. 9 ст. 13 Закона «Об энергосбережении», поэтому на нее распространяется положение ч. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении».

Таким образом, ООО «УКС», в силу ч. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении», обязано было до 01.07.2013 оснастить вышеуказанный дом коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

На рассмотрении дела 26.06.2015 представители ООО «УКС» пояснили, что для выполнения работ по установке узлов учета тепловой энергии в многоквартирном доме №164 был заключен договор с ЗАО «ИЭК».

Согласно письму ООО «УКС» от 25.06.2015, 20.05.2013 между ООО «УКС» и ЗАО «ИЭК» заключен договор на выполнение работ по установке узла учета на доме №164 по ул. Пушкинская.

Согласно п. 1.1. договора №3800-FА051/02-010/0036-2013 от 20.05.2013 (далее – договор от 20.05.2013) на выполнение работ по установке (замене) узла учета тепловой энергии и теплоносителя, ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» принимает на себя обязательства по выполнению своими силами, за счет собственных средств и своих материалов комплекса работ по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (УУТЭ) на согласованных Сторонами Объектах и сдать результат ООО «УКС», а ООО «УКС» обязуется принять выполненные работы и уплатить обусловленную настоящим Договором цену.

  Согласно Приложению №2 к договору от 20.05.2013, в Адресный список объектов, подлежащих оснащению УУТЭ, входит объект №44 - «Жилой дом», расположенный по адресу: ул. Пушкинская, 164.

Согласно Приложению №4 к договору от 20.05.2013, график выполнения работ предполагает, что ввод узла учета в промышленную эксплуатацию и сдача смонтированных узлов учета будет произведена в октябре 2013 г. Срок окончания выполнения работ по данному договору составляет 31.10.2013.

Как пояснили представители ООО «УКС» на рассмотрении дела 26.06.2015, в связи с наличием у ООО «УКС» не в полном объеме документов, касающихся установки узлов учета тепловой энергии в многоквартирном доме №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска, восстановить в полной мере точную хронологию выполнения работ по установке узлов учета, в настоящее время не представляется возможным. Данные работы были выполнены во второй половине 2013 г.

Таким образом, представители ООО «УКС» не опровергают тот факт, что оснащение многоквартирного дома №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска приборами учета тепловой энергии фактически было осуществлено после 01.07.2013.

Таким образом, ООО «УКС» нарушило положение ч. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении», по которому ООО «УКС» должно было оснастить приборами учета тепловой энергии вышеуказанный дом в срок до 01.07.2013.

Согласно заявлению Совета дома №164 от 05.02.2015, 11.12.2014 представитель ООО «УКС» выдал акт забраковки узла учета тепловой энергии, но никаких работ по устранению замечаний не произвел.

В соответствии с абз. 1 п. 72 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – Правила коммерческого учета), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034, в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно акту забракования узла учета тепловой энергии от 15.12.2014, узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 164, в части отопления, не допускается к дальнейшей эксплуатации с 10 часов 30 мин. 11.12.2014 до устранения причины забракования и повторного допуска. В данном акте забракования указаны причины забракования узла учета тепловой энергии.

В соответствии с абз. 2 п. 72 Правил коммерческого учета, в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

К акту забракования от 15.12.2014 приложен перечень замечаний к рабочему проекту и перечень замечаний к монтажу.

Согласно акту устранения замечаний по узлу учета от 24.12.2014, замечания по узлу учета тепловой энергии, установленном в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, устранены. 

В соответствии с п. 62 Правил коммерческого учета, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

В соответствии с п. 67 Правил коммерческого учета, при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Согласно письму ООО «УКС» от 10.03.2015 №05-10 (далее – Письмо №05-10), узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 164, допущен в эксплуатацию с 06.02.2015.

Согласно акту допуска в эксплуатацию УУТЭ, узел учета тепловой энергии в части горячего водоснабжения допускается в эксплуатацию с 11.08.2014 по 19.03.2017.

Данный акт допуска подписан ответственным представителем монтажной организации и представителем ООО «УКС», но на нем отсутствует подпись представителя потребителя.

Согласно акту допуска в эксплуатацию, узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 164, в части отопления и горячего водоснабжения допускается в эксплуатацию с 15 часов 00 минут 06.02.2015 по 19.03.2017.

Данный акт допуска в эксплуатацию подписан представителем ООО «УКС», ответственным представителем монтажной организации, но не подписан ответственным представителем потребителя.

Так как представитель потребителя в силу п. 62 Правил коммерческого учета входит в состав комиссии, в силу п. 67 Правил коммерческого учета как член комиссии подписывает акт ввода в эксплуатацию узла учета, то отсутствие подписи потребителя делает данные акты допуска в эксплуатацию недействительными.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, не представлены акты допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленные в многоквартирном доме №164 по ул. Пушкинской г. Ижевск, подписанные всеми членами комиссии.

Следовательно, данный узел учета тепловой энергии в части горячего водоснабжения и отопления не введен в эксплуатацию по настоящий момент.

На заседании Комиссии 11.06.2015 лица, участвующие в деле, пояснили, что в марте 2015 г. у вышеуказанного узла учета тепловой энергии вновь были выявлены недостатки, препятствующие эксплуатации данного узла учета тепловой энергии.

На заседании Комиссии 26.06.2015 представители ООО «УКС» пояснили, что ООО «УКС» не направляло акты допуска в эксплуатацию, акт забракования приборов учета тепловой энергии, переписку вело с МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление».

На заседании Комиссии 11.06.2015 представитель МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление» сообщила, что в марте 2015 г. были выявлены замечания к приборам учета тепловой энергии. МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление» не обладает обязанностью участвовать в приемке работ, а  также в подписании актов допуска в эксплуатацию, актов забракования приборов учета тепловой энергии в связи с тем, что с 01.09.2013 ООО «УКС» в одностороннем порядке расторгло договор с МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление», поэтому подписывать данные акты имеют право собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ООО «УКС» выступает по отношению к многоквартирному дому №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска также как исполнитель коммунальных услуг. Плата за коммунальные услуг выставляется напрямую жильцам данного многоквартирного дома.

Действия ООО «УКС» нарушают права собственников помещений многоквартирного дома №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска, так как указанные собственники при наличии установленных приборов учета тепловой энергии фактически оплачивают потребленную тепловую энергию по нормативу, без учета показаний данных приборов учета.

Согласно п. 68 Правил коммерческого учета, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В соответствии с пп. «а» п. 4 Правил коммерческого учета, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется, в том числе, в целях осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии.

Таким образом, на настоящий момент времени узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска не допущен в эксплуатацию, показания данного узла учета не используются при расчете платы за потребленную тепловую энергию.  

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении», установленные в приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Следовательно, приборы учета тепловой энергии в многоквартирном доме №164 должны были быть введены в эксплуатацию не позднее 31.07.2013, в силу положения ч. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении».

Таким образом, ООО «УКС» нарушило положение ч. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении», так как приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирном доме №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска, должны были быть введены в эксплуатацию не позднее 31.07.2013.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно абз. 10 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных   монополиях»   (далее  –  Закон  «О естественных   монополиях»),

услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, положение ООО «Удмуртские коммунальные системы» на товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии признается доминирующим.

Таким образом, на ООО «Удмуртские коммунальные системы» распространяется действие положения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в неисполнении обязанности, установленной Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по оснащению приборами учета тепловой энергии многоквартирного дома №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска, к 01.07.2013; по введению в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии не позднее месяца, следующего за датой его установки, являются нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что вышеуказанные нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» допущены на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Комиссией было установлено, что временной интервал товарного рынка, на котором было совершено правонарушение, определен 2013 г., 2014 г., 2015 г., так как правонарушение совершалось в течении 2013 г. (с 01.07.2013 по 31.12.2013, так как до 01.07.2013 ООО «Удмуртские коммунальные системы» должно было оснастить многоквартирный дом №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска общедомовыми приборами учета тепловой энергии), в течении 2014 г. (с 01.01.2014 по 31.12.2014), в течении 2015 г. (с 01.01.2015 по настоящий момент времени, общедомовые приборы учета тепловой энергии не допущены в эксплуатацию и показания данных приборов учета не учитываются при начислении платы жильцам многоквартирного дома).

Продуктовые границы определены как услуги по передаче тепловой  энергии, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественных монополиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами. Географические границы определены территорией пролегания сетей инженерно-технического обеспечения. На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям), согласно письму МУП г. Ижевска «СпДУ» от 08.05.2015, возможность получать тепловую энергию от других организаций, помимо ООО «Удмуртские коммунальные системы», дом № 164 по ул. Пушкинской г. Ижевска не имеет, так как внутридомовая система теплоснабжения имеет присоединение только к тепловым сетям, принадлежащим на вещном праве ООО «Удмуртские коммунальные системы».  Согласно плану сетей теплоснабжения ООО «Удмуртские коммунальные системы», многоквартирный дом №164 присоединен к сетям теплоснабжения и ГВС ООО «Удмуртские коммунальные системы». Данных о технологическом присоединении данного дома к тепловым сетям других теплосетевых организаций Удмуртским УФАС России получено не было.

В связи с установлением фактов нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» требований Закона о защите конкуренции и в соответствии с полномочиями, определенными п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем направления в адрес представителя потребителей многоквартирного дома №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска актов допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии в части горячего водоснабжения и отопления; в случае наличия замечаний, препятствующих допуску приборов учета тепловой энергии – принять меры по урегулированию замечания к данным приборам учета.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновных должностных лиц ООО «Удмуртские коммунальные системы».

 Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
  2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем неисполнения обязанности, установленной Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по оснащению приборами учета тепловой энергии многоквартирного дома №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска, к 01.07.2013; по введению в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии не позднее месяца, следующего за датой его установки, что привело к ущемлению прав собственников помещений в многоквартирном доме №164 по ул. Пушкинской г. Ижевска. 

3. Выдать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновных должностных лиц.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии      

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны