Решение б/н Решение и предписание по делу № АА 06-06/2015-58 о нарушении... от 6 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № АА 06-06/2015-58

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

принято 19 июня 2015 года

изготовлено 01 июля 2015 года                                                           г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует),  <…> –  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист 1 разряда отдела контроля закупок (кворум комиссии соблюден), рассмотрев дело № АА 06-06/2015-58, о нарушении МУП ЖКХ г.Можги (Вокзальная ул., д.11, г. Можга, Удмуртская Республика, 427790, ИНН 1830003056) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 19.06.2015 г.

в присутствии:

представителя ответчика – МУП Жилищно-коммунального хозяйства г.Можги – <…>, доверенность от 18.05.2015г.,

в отсутствии:

заинтересованного лица – гражданина <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600986201116,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) по подведомственности от Можгинской межрайонной прокуратуры поступили материалы проверки действий муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Можги, по факту включения в условия договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям №3 от 23.01.2015г и в технических условиях №1 от 19.01.2015г требований не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила).

В связи с наличием в действиях МУП ЖКХ г.Можги признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 08.05.2015г. №157 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА 06-06/2015-58. Определением о назначении дела №АА 06-06/2015-58 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.05.2015г. дело назначено к рассмотрению на 19.06.2015 г. в 09 часов 30 минут.

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

12.01.2015г. в адрес МУП ЖКХ г.Можги была направлена заявка гражданина <…> на присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150кВт. К заявлению были приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права на здание торгового павильона от 24.11.2010г. и поэтажный план торгового павильона №6, расположенного по адресу: ул. Наговицына, 164/6, г. Можга, Удмуртская Республика.

19.01.2015г. МУП ЖКХ г.Можги направило в адрес гражданина <…> два подписанных экземпляра договора №3 от 19.01.2015г. и технические условия №1 от 19.01.2015г.

В договоре №3 от 19.01.2015г. отсутствовало указание расстояния, на котором располагается точка присоединения от границы участка заявителя.

Из представленных Можгинской межрайонной прокуратурой УР материалов, а именно из расчетов потерь электроэнергии в линиях, составленных МУП ЖКХ г.Можги и схемы электрических сетей, представленной МУП ЖКХ г.Можги письмом от 04.06.2015 исх№712 следует, что расстояние от точки присоединения до границы участка заявителя составило около 179м, что противоречит пп. «а» п. 25.1 Правил.

В письменных пояснениях МУП ЖКХ г.Можги от 29.04.2015г. исх. №524 указало, что в связи с непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок и наличием в МУП ЖКХ последних данных о расположении объекта заявителя по адресу г.Можга, ул. Наговицына, д.164 точка присоединения определена в соответствии с пп. «а» п. 25.1 Правил и располагается на расстоянии не более 25м от границы участка заявителя.

В соответствии с п.15 Правил при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

В течение 6 рабочих дней МУП ЖКХ г.Можги не уведомило об отсутствии недостающих сведений о нахождении присоединяемых объектов заявителя, соответственно все необходимые данные были предоставлены гражданином <…>, что исключает возможность ошибочного определения расстояния от точки присоединения до границы участка (иного недвижимого объекта), на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, что свидетельствует о намеренном нарушении пп «а» п. 25.1 Правил, где указано, что точки присоединения не могут располагаться дальше 25 метров от границы участки, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, при этом объект электросетевого хозяйства который будет определен как точка присоединения должен принадлежать сетевой организации, либо в отношении данного объекта, в случае его принадлежности третьему лицу, сетевая организация должна урегулировать вопрос опосредованного присоединения энергопринимающего устройства заявителя.

Согласно постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта "а" пункта 25.1 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Согласно устным пояснениям представителя МУП ЖКХ г.Можги, присутствующего на рассмотрении дела №АА06-06/2015-58 в Удмуртском УФАС России 19.06.2015г. – <…> (доверенность №12 от 18 мая 2015 года), граница балансовой принадлежности между МУП ЖКХ г.Можги и гражданином <…>, установлена на штыревых изоляторах на опоре №2 ВЛ-0,4кВ (от РП-3 фидер10 и фидер20 п/ст «Можга»), а не на штыревых изоляторах на опоре №6 ВЛ-0,4кВ в связи с отсутствием на балансе МУП ЖКХ г.Можги данной электрической сети. Несмотря на то, что гражданину <…> эта сеть также не принадлежит, МУП ЖКХ г. Можги при составлении актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности отнесло данное электросетевое хозяйство в собственность гражданина <…>, включив в расчет объема потерь в электрических сетях, принадлежащих заявителю, данную электрическую сеть.

В связи с расположением точки присоединения на расстоянии 179 метров от границы участка заявителя, и последующим составлением акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также в связи с тем, что прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей заявителя, объем потерь в электрических сетях составил 1,3% от общего объема поставленной заявителю электрической энергии.

Согласно п. 16.1. Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам, под границей участка заявителя понимается подтверждаемая правоустанавливающими документами граница земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, в составе которого находятся принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства заявителя.

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей №10 от 09.02.2015г. граница балансовой принадлежности установлена на штыревых изоляторах на опоре №2 ВЛ-0,4кВ (от РП-3 фидер10 и фидер20 п/ст «Можга»). Гражданин <…> не подавал обращения в сетевую организацию для установления границы балансовой принадлежности за пределами границы принадлежащего ему на праве собственности торгового модуля №6, что свидетельствует о нарушении МУП ЖКХ г.Можги п. 16.1. Правил в части разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между МУП ЖКХ г.Можги и <…>.

Кроме того, в технических условиях №1 от 19.01.2015г., выданных гражданину <…>, указано полное возложение обязательств по технологическому подключению энергопринимающих устройств на заявителя, что выражено в проведении работ по разработке проектной документации, монтажу ответвлений, прокладке кабеля, согласованию осуществляемых работ с владельцами торговых павильонов и МУП ЖКХ г.Можги, проведению испытаний подключенного оборудования. При этом основная часть работ по исполнению обязательств, согласно указанных технических условий, была проведена за пределами границы участка заявителя.

Сетевая организация, согласно данных технических условий, осуществляла лишь мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к точке присоединения после выполнения заявителем всех перечисленных обязательств, что противоречит п.16.3. Правил, где указано, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия МУП ЖКХ г.Можги, выразившиеся во включении в условия договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от №3 от 23.01.2015г и в технические условия №1 от 19.01.2015г требований не предусмотренных Правилами, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

МУП ЖКХ г.Можги осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП ЖКХ г.Можги занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории пролегания электрических сетей в городе Можге.

Комиссия признает, что нарушение МУП ЖКХ г.Можги допущено на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории пролегания электрических сетей в городе Можге.

Комиссией было установлено, что поскольку нарушение совершено в январе 2015 года, и согласно пункта 2.1 порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, установленном приказом от 28.04.2010 года №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» наименьший временной интервал анализа рынка состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет меньше чем один год, временные границы товарного рынка, на котором было совершено правонарушение, определен с июня 2014г. по июнь 2015г.

Продуктовые границы определены как услуги по передаче электрической энергии в силу настоящих Правил, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в п. 1 ст. 4 Закона «О естественных монополиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг другими услугами.

Географические границы определены территорией пролегания электрических сетей в городе Можге. На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между МУП ЖКХ г.Можги и гражданином <…>, гражданин <…> имеет технологическое присоединение к электрическим сетям МУП ЖКХ г.Можги и, согласно письменных пояснений МУП ЖКХ г.Можги не имеет возможности (технической, экономической) для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям других сетевых организаций.

Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств устранения нарушений и его последствий, в связи с установлением фактов нарушения МУП ЖКХ г.Можги требований Закона о защите конкуренции и в соответствии с полномочиями, определенными п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать МУП ЖКХ г.Можги предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем прекращения включения в технические условия и в условия договора об осуществлении технологического присоединения требований и обязательств, не предусмотренных Правилами.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ г.Можги и виновного должностного лица.

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП ЖКХ г.Можги субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Можги, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

2. Признать МУП ЖКХ г.Можги нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем включения в договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям №3 от 23.01.2015г и в технические условия №1 от 19.01.2015г. требований, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организация и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

3. Выдать МУП ЖКХ г.Можги предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

 

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № АА 06-06/2015-58

 

принято 19 июня 2015 года

изготовлено 01 июля 2015 года                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> –  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист 1 разряда отдела контроля закупок (кворум комиссии соблюден), рассмотрев дело № АА 06-06/2015-58,

руководствуясь пунктом «е» пункта 2 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на основании своего решения, принятого 24.06.2015г. по делу № АА 06-06/2015-58 о нарушении МУП ЖКХ г.Можги (Вокзальная ул., д.11, г. Можга, Удмуртская Республика, 427790, ИНН 1830003056) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП ЖКХ г.Можги с момента получения настоящего Предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем прекращения включения в технические условия и в условия договора об осуществлении технологического присоединения требований и обязательств не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организация и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", в частности:

- возложение обязанностей на заявителя по монтажу и прокладке электросетевого оборудования за пределами границ участка;

- возложение обязанностей на заявителя по согласованию проводимых работ для осуществления технологического присоединения с сетевой организацией и третьими лицами;

- установление точки присоединения далее 25 метров от границы участка заявителя;

- не указание в договоре на осуществление технологического присоединения расстояния от точки присоединения до границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

2. Срок исполнения настоящего предписания – до 01.09.2015г.

3. О выполнении настоящего предписания с представлением документального подтверждения выполнения предписания, проинформировать Удмуртское УФАС России до 04.09.2015г.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии     

      <…>

 

Члены Комиссии:

 

      <…>

 

      <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны