Решение №АА 06-06/2017-159 Решение по делу № АА 06-06/2017-159 о нарушении антимонополь... от 8 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 24 октября 2017 года

изготовлено в полном объеме 07 ноября 2017 года                        г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; <…> - начальник отдела контроля закупок; <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует); <…> -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № АА 06-06/2017-159, возбужденного в отношении Администрации МО «Шарканский район» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)»,

на заседании Комиссии 06.06.2017 года:

в присутствии представителя Администрации МО «Шарканский район»: <…> (доверенность от 27.01.2017г.);

в отсутствие представителей заявителей ООО «РегионКарт», ООО «Регионсбыт» (уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, почтовое отправление № 42607211132337),

 на заседании Комиссии 19.07.2017 года:

в присутствии представителей Администрации МО «Шарканский район»: <…> (доверенность от 14.07.2017г.); <…> (доверенность №29 от 30.11.2016г.);

в отсутствие представителей заявителей ООО «РегионКарт», ООО «Регионсбыт» уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовые отправления № 42607212115643, 42607212115650),

          на заседании Комиссии 19.09.2017 года:

в присутствии представителей Администрации МО «Шарканский район»: <…> (доверенность от 14.07.2017г.); <…> (доверенность №29 от 30.11.2016г.);

в отсутствие представителей заявителей ООО «РегионКарт», ООО «Регионсбыт» (сведения о надлежащем уведомлении отсутствуют),

на заседании Комиссии 24.10.2017 года:

 в присутствии представителей Администрации МО «Шарканский район»: <…> (доверенность от 14.07.2017г.); <…> (доверенность №29 от 30.11.2016г.);

в отсутствие представителей заявителей ООО «РегионКарт», ООО «Регионсбыт» уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовые отправления № 42607215253595, № 42607215253588 вручены 03.10.2017г.),

 

у с т а н о в и л а:

 

03.04.2017г., 05.04.2017г. в Удмуртское УФАС России поступили жалобы ООО «РегионКарт» и ООО «Регионсбыт» на действия Администрации МО «Шарканский район» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона  «Поставка ГСМ» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 0313300106517000045, далее – Аукцион).   В указанных жалобах содержалась информация о признаках нарушения Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в установлении требования к поставке бензина автомобильного через сеть АЗС посредством использования топливных карт. Вместе с тем требование в отношении использования топливных карт ограничивает доступ к участию в торгах участникам рынка ООО «РегионКарт» и ООО «Регионсбыт», которые используют иную систему учета движения нефтепродуктов на АЗС.

По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки (решение № ОП 07-06/2017-48 З от 12.04.2017 года) в порядке Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в действиях Заказчика выявлено нарушение части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Также Комиссией Удмуртского УФАС России было принято решение о передаче материалов дела № ОП 07-06/2017-48 З уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Удмуртского УФАС России οт 02.05.2017г. №146 было возбуждено дело № АА 06-06/2017-159 в отношении Администрации Муниципального образования «Шарканский район» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

    

В ходе рассмотрения дела 06.06.2017г. представитель Администрации МО «Шарканский район» возражал против доводов жалобы, направил в материалы дела письменные пояснения (вх. №4447 от 01.06.2017г.), из которых следует, что Администрация МО «Шарканский район»  исполнила предписание, выданное в рамках рассмотрения дела № ОП 07-06/2017-48 З, в связи с чем, выявленные нарушения в том числе требование в отношении топливных карт были устранены, срок подачи заявок продлен. Для участия в Аукционе было подано 3 заявки, предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки. Также направили в материалы дела копии коммерческих предложений от потенциальных поставщиков: ООО «Регионсбыт» (вх. №105 от 07.03.2017г.), ООО «Башнефть-Розница» (вх. №107 от 07.03.2017г.),  ООО «Вид» (вх. №106 от 07.03.2017г.).

Представитель Администрации МО «Шарканский район» пояснил, что в данных коммерческих предложениях содержалась информация о возможности поставки бензина по топливным картам. В связи с чем, считают, что требование в отношении использования топливных карт не ограничивает доступ к участию в торгах участникам рынка.

 06.06.2017г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела №АА 06-06/2017-159 отложено на 19.07.2017г.

19.07.2017г. состоялось рассмотрение дела №АА 06-06/2017-159.  Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела. В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела Комиссия Удмуртского УФАС России отложила рассмотрение дела на 19.09.2017г. в 11 часов 00 минут.

В связи с необходимостью истребования дополнительной информации у ООО «Регионсбыт», ООО «РегионКарт» относительно возможности поставки бензина посредствам топливных карт в период с 01.01.2016г. по 03.04.2017г., Комиссия определением от 19.09.2017г. отложила рассмотрение дела №АА 06-06/2017-159 и назначила его на 24.10.2017 г. в 13 часов 00 минут.

В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения материалов дела № АА 06-06/2017-159, дополнительной информации и документов, представленных по запросам, иных материалов антимонопольного дела Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

22.03.2017г. Заказчик  разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере   388013,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 31.03.2017г. на участие в Аукционе было подано 2 заявки с порядковыми номерами 1 и 2. Участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в Аукционе. Заявка единственного участника Аукциона ООО «ВИД» признана соответствующей требованиям документации об Аукционе. Аукцион признан несостоявшимся.

Объектом  закупки является поставка ГСМ, о чем указано в извещении о проведении Аукциона, в пунктах 1.1, 1.3 проекта контракта. В Разделе IV «Описание объекта закупки» документации об Аукционе содержатся технические характеристики требуемого к поставке товара - бензин марки АИ-92  и  АИ-95.

В пунктах 1.1, 1.2 проекта муниципального контракта указано на необходимость поставки бензина через сеть АЗС посредством отпуска бензина по топливным картам.

Согласно пункту 1.2  проекта контракта «топливные карты – карты с электронным носителем информации, являющиеся средством учета отпуска горюче-смазочных материалов  посредством терминалов, установленных на АЗС.  Карты передаются Поставщиком Заказчику в пользование на возвратной основе, на срок действия   Контракта».

В пункте 3.9 проекта контракта указано: «поставщик на основании полученных данных с терминалов обобщает информацию об объемах ГСМ, отпущенных  Заказчику по  картам в отчетном месяце, и оформляет товарную накладную, а так же счет-фактуру на весь объем ГСМ, отпущенных по    картам в отчетном месяце. Заказчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения от Поставщика товарной накладной рассмотреть представленные документы, на основании которых  составить экспертное заключение.  На основании положительного экспертного заключения Заказчик  в течение 3 (трех)  рабочих дней     подписывает  и передает  по одному  экземпляру накладной и  экспертного заключения  Поставщику».

Из вышеизложенного следует, что топливная карта не является объектом закупки. Топливная карта является лишь способом учета количества и объема топлива, отпущенного Заказчику. Данная информация по итогам отчетного периода (календарного месяца) аккумулируется поставщиком, который направляет Заказчику единую накладную и счет-фактуру в отношении всего количества товара, отпущенного в течение отчетного периода. При этом топливная карта не является платежным инструментом. Оплата товара осуществляется безналичным перечислением денежных средств (пункт 2.7 проекта контракта).

Альтернативным способом учета в отношении топливной карты является топливная ведомость, которая оформляется на бумажном носителе и так же является инструментом учета отпуска бензина для заправки автотранспортных средств.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Согласно пункта 9 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118, изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе марку и класс этого бензина.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Таким образом, система учета движения нефтепродуктов на АЗС поставщика не является какой-либо характеристикой бензина марки АИ-92, АИ-95, приобретение которого зависит от использования топливных карт, вследствие чего применение поставщиком любой системы учета отпуска бензина на АЗС не может оказывать влияние на использование приобретаемого бензина в соответствии с его непосредственным назначением.

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования. По данным хозяйствующих субъектов, на территории Удмуртской Республики действует 162 АЗС.

Хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно сведениям, представленных Удмуртстатом, хозяйствующими субъектами, потребителями автомобильных бензинов на розничном рынке услуг, а также согласно собственных исследований Удмуртского УФАС России, на территории Удмуртской Республики выявлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках автомобильных бензинов, который представлен в таблице №1.

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Удмуртской Республики в период с 01.01.2016г. по 01.01.2017г.

 

Таблица №1

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес места нахождения хозяйствующего субъекта, ИНН

Принадлежность к группе лиц

1

ООО «БРАВЕРС»

426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Революционная, 217,

ИНН 1841015230

независимый

2

ООО «Лукойл – Пермнефтепродукт»

426033, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, 2, ИНН 5902182943

ПАО «Лукойл»

3

ООО «Башнефть-Розница»

426011, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 3,

ИНН 1831090630

ООО НК "Роснефть"

4

ООО «Финансово – промышленная компания «Радиозавод»

426035, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Восьмого марта, 16а,

ИНН 1833017522

ЗАО «Элком»

5

ООО «РНК»

426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 298, офис 39

ИНН 1838019820

независимый

6

ООО «ГЭС Розница»

426039, Удмуртская Республика, ул. Буммашевская, д. 5а,

ИНН 6164317329

ПАО «Газпром»

7

ООО «Татнефть-АЗС Центр» Челнинский филиал Удмуртский участок

426009, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Ленина, д.106

ИНН 1644040195

ПАО «Татнефть»

8

ООО «РегионКарт»

426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Телегина, д.30 оф. 1. ИНН 1832143066

независимый

9

ООО «Регионсбыт»

426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Телегина, д.30 оф. 8. ИНН 1832117595

независимый

 

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, следует, что любому хозяйствующему субъекту гарантировано право на участие в торгах.

В материалы дела Заказчик направил письменные пояснения, из содержания которых следует, что Заказчик не предъявлял требование к указанию информации в аукционной заявке о наличии топливных карт, следовательно, не ограничил количество участников закупки. Условия контракта о системе учета посредством топливных карт были направлены на удовлетворение потребности Заказчика в части эффективного и современного учета ГСМ.

11.09.2017г. Администрацией МО «Шарканский район» приобщены к материалам дела дополнительные документы (вх. №7187 от 11.09.2017г.) по проведенным закупкам на поставку бензина с использованием топливных карт по следующим номерам закупок, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок: №0113100005817000003, №0113100007516000034, №0113100006417000001, №0113300014215000251, № 313100002117000029, №0513500000317000005, №0313200016916000001, №0113300011817000059, №0113100006415000081, №0113100006416000151, №31604627009, №31704981331, а также копии актов приема-передачи топливных карт переданных ООО «Регионсбыт» в Администрацию МО «Шарканский район» в связи с поставкой бензина по ранее заключенным договорам.

На заседании комиссии представители Администрации МО «Шарканский район» пояснили, что направленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что в период 2016 - 2017 г.г. организации ООО «БРАВЕРС», ООО «Лукойл – Пермнефтепродукт», ООО «Башнефть-Розница», ООО «РНК», ООО «ГЭС Розница», ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «РегионКарт», ООО «Регионсбыт» принимали участие в закупках и поставляли бензин посредством топливных карт. Также пояснили, что ООО «Регионсбыт» ранее сотрудничал с Администрацией МО «Шарканский район», и поставлял ГСМ по топливным картам, о чем свидетельствуют акты приемки-передачи пластиковых карт от 11.07.2017г., от 26.07.2016г., от 23.05.2016г.

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в период с 2016 по 2017г.г. ООО «Регионсбыт» заключило  и исполнило контракты на поставку бензина посредствам топливных карт (номера закупок в Единой информационной системы в сфере закупок: 0113100005817000003, 0113100007516000034, 0113100006417000001), ООО «РегионКарт» в  июне 2017 года заключило контракт на поставку бензина посредствам топливных карт (номер закупки в Единой информационной системы в сфере закупок – 0113300011817000059).

10.10.2017г. в Удмуртское УФАС России поступил ответ от ООО «Регионсбыт» (вх. №7937э), из содержания которого следует, что организация имеет возможность осуществлять поставки ГСМ посредством топливных карт. При этом выбор поставки по топливным картам или по талонам определяется только экономической составляющей.

10.10.2017г. в Удмуртское УФАС России поступил ответ от ООО «РегионКарт» (вх. №7943э), из содержания которого следует, что организация в первом квартале 2017г. организация не имела возможности поставки ГСМ по топливным картам. При этом на сегодняшний день организация имеет такую возможность.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Заказчик в проекте контракта установил требования о поставке ГСМ посредством топливных карт к исполнителю контракта, при этом указал срок поставки товара – 2 квартал 2017 года (п. 3.1 проекта контракта).    

На момент размещения извещения и документации об Аукционе на поставку ГСМ - 22.03.2017г., ООО «РегионКарт» не обладало возможностью поставлять  ГСМ посредством топливных карт. Вместе с тем, данное обстоятельство не являлось препятствием для участия в закупке. Также материалы дела свидетельствуют о том, что условия контракта о поставке ГСМ посредством топливных карт во 2 квартале 2017 года не приводят к ограничению конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов на территории Удмуртской Республики, в том числе в отношении ООО «РегионКарт», ООО «Регионсбыт», поскольку указанные организации имели возможность поставлять ГСМ посредством топливных карт.

Таким образом, действия Администрации МО «Шарканский район» по включению в проект контракта требования к системе учета движения нефтепродуктов на АЗС поставщика посредством топливных карт не влечет невозможности исполнения контракта участниками рынка ООО «РегионКарт» и ООО «Регионсбыт», следовательно, преимущественные условия участия в торгах иным участникам рынка Заказчиком не были созданы, в связи с чем отсутствует нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действий (бездействии).

Учитывая, что Комиссией Удмуртского УФАС России не установлен факт нарушения Администрацией МО «Шарканский район» пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, дело № АА 06-06/2017- 159 подлежит прекращению.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России

 

р е ш и л а:

 

Производство по делу № АА 06-06/2017-159 в отношении Администрации МО «Шарканский район», возбужденному по пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев с момента его вынесения.         

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны