Решение б/н Решение № АА 08-12/2016-137 Ж по результатам рассмотрения жа... от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20 декабря 2016 года                                                                           г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России – <...> члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля закупок, <...> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <...> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует), <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует),

рассмотрев дело № АА 08-12/2016-137 Ж по жалобе ООО «Трейдаэро» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «Ижавиа» (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку самоходного пассажирского трапа Sovam SPS 9.19 (номер извещения в единой информационной системе 31604353922, далее – Конкурс),

в присутствии:

представителей Заказчика – <...> (доверенность от 29.06.2016 года № 70), <...> (доверенность от 16.12.2016 года № 121), <...> (доверенность от 16.12.2016 года № 120);

в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом, уведомление от 13.12.2016 года по делу № АА 08-12/2016-137Ж),

 

у с т а н о в и л а:

 

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а именно, действия Заказчика по закупке самоходного пассажирского трапа с указанием на определенную марку, определенного производителя закупаемого товара является ограничением конкуренции и противоречит принципам Закона о закупках.

Заказчиком представлены пояснения письменно, согласно которым Заказчик не согласен с доводами жалобы, в связи со следующим. По мнению Заказчика, согласно положениям Закона о закупках целями регулирования данного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное расходование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для удовлетворения потребности заказчиков. Одной из основных задач данного закона является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика. Также Заказчик указывает на то, что требования Закона о защите конкуренции, Закона о закупках не содержат запрета на осуществление закупки товара с указанием на товарный знак, модель, место производства, наименование производителя.

Устно представители Заказчика пояснили, что необходимость закупки самоходного пассажирского трапа Sovam SPS 9.19 обусловлена, в том числе, наличием у Заказчика аналогичного трапа, для обслуживания которого закуплен резерв запасных частей, сотрудники Заказчика обучены требованиям к использованию трапа Sovam SPS 9.19, следовательно, при закупке идентичного самоходного пассажирского трапа у Заказчика отсутствует необходимость закупки запасных частей для вновь приобретенного трапа, обучения сотрудников.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «Трейдаэро», пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

1. 24.11.2016года Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг размещено извещение об осуществление закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку самоходного пассажирского трапа Sovam SPS 9.19, Конкурсная документация.

Согласно приложению 6 к Конкурсной документации Заказчику к поставке требуется самоходный пассажирский трап SOVAM SPS 9.19 с характеристиками, содержащимися в таблице «Технические характеристики товара».

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Решением совета директоров ОАО «Ижавиа» от 29.03.2012 года (Протокол № 37 от 29 марта 2012 г.) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг Акционерным обществом «Ижавиа» (последняя редакция от 18 октября 2016 года, далее - Положение).

Согласно пункту 3.1.2 Положения при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам должны соблюдаться следующие требования:

- устанавливаемые требования к товарам, работам, услугам должны быть понятными и полными, обеспечивать четкое и однозначное изложение требований к качеству и иным показателям товаров, работ, услуг;

- должны учитываться действующие на момент закупки требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации по видам товаров об обязательной сертификации;

- требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики;

- устанавливаемые требования к предмету закупки должны, по возможности, обеспечивать представление участниками закупки предложений о поставке инновационных товаров и энергосберегающих технологий.

 В документации о закупке должны быть указаны, как минимум следующие сведения:

-  установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 3.4 Положения).

Закон о закупках, Положение не содержат запрета на указание  заказчиком в документации о закупке товарного знака, торговой марки, наименования производителя при описании требований, установленных к закупаемому товару.

В материалы дела Заказчиком представлены три заявки, поданные для участия в Конкурсе: ЗАО «Инфраструктурный проект», ООО «ТД Эйрфлот техникс», ООО «ССТ-Сервис». Заявки ООО «ТД Эйрфлот техникс», ООО «ССТ-Сервис» содержат предложение о поставке самоходного пассажирского трапа SOVAM SPS 9.19.

Заявителем в материалы дела не представлено сведений и документов, подтверждающих отсутствие у ООО «Трейдаэро» возможности поставки самоходного пассажирского трапа, соответствующего потребности Заказчика.

С учетом изложенного, жалоба Заявителя на действия Заказчика является необоснованной.

2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 13 Конкурсной документации порядок получения Участниками закупки разъяснений положений настоящей Документации, размещенной на ЭТП, определяется регламентом данной ЭТП.

Любой участник размещения заказа вправе направить в адрес Заказчика в форме электронного документа, запрос о разъяснении положений документации о закупке. В течение двух рабочих дней Заказчик обязан направить в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил Заказчику не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений документации о закупке по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено Заказчиком на ЭТП и официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.

Иной информации относительно предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке Конкурсная документация не содержит.

С учетом изложенного, Конкурсная документация не содержит дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, что является нарушением пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

С учетом того, что период подачи заявок для участия в Конкурсе запросов на разъяснение положений документации о закупке не поступало, Комиссией Удмуртского УФАС России принято решение об отсутствии оснований для выдачи предписания по указанному факту нарушения.

3. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 7.24.1. Положения договор с победителем конкурса заключается в десятидневный срок с момента окончания конкурса.

Срок подписания договора победителем, иным участником, с которым заключается договор не должен превышать срока, указанного в документации о закупке (пункт 13.4 Положения).

Согласно пункту 23.1 Конкурсной документации договор с победителем открытого конкурса заключается в десятидневный срок с момента окончания открытого конкурса.

Из изложенного следует, что договор между победителем Конкурса и Заказчиком подлежит заключения до истечения 10 дней с момента подведения итогов торгов, что не соответствует положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как, исключает административное вмешательство, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки на защиту в административном порядке, которая предоставлена им законом.

Действия Заказчика в части установления срока заключения договора по итогам осуществления закупки менее десяти дней со дня подведения итогов торгов являются нарушением части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Трейдаэро» на действия заказчика – АО «Ижавиа», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку самоходного пассажирского трапа Sovam SPS 9.19 (номер извещения в единой информационной системе 31604353922) необоснованной.

 

2. Признать заказчика – АО «Ижавиа», нарушившим часть 10 статьи 3, пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

3. Выдать заказчику – АО «Ижавиа», предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка заключения договоров по результатам торгов.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                               <...>

 

Члены Комиссии                                                          <...>

 

<...>

 

Настоящее решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны