Решение б/н Решение № АА 08-12/2017-24 Ж, № АА 08-12/2017-26 Ж по резуль... от 5 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30 марта 2017 года                                                                       г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует); <…> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует), <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден;

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России от 23.03.2017г. в присутствии:

представителей Заказчика - МАУ «Здоровое питание» (далее – Заказчик): <…> (доверенность № 10 от 22.03.2017г.), <…> (доверенность от 15.03.2017г.);

представителя заявителя - ООО «Перерабатывающий завод» (далее –Заявитель): <…> (протокол собрания учредителей от 15.10.2012г.);

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России от 30.03.2017г. в присутствии:

представителей Заказчика - МАУ «Здоровое питание» (далее – Заказчик): <…> (доверенность № 10 от 22.03.2017г.), <…> (доверенность от 15.03.2017г.); <…> (распоряжение №222/мп-лс от 19.10.2016г.), <…> (доверенность № 11 от 29.3.2017г.);

представителя заявителя - ООО «Перерабатывающий завод» (далее –Заявитель): <…> (протокол собрания учредителей от 15.10.2012г.);

члена Закупочной комиссии МАУ «Здоровое питание» (далее – Закупочная комиссия): <…> (приказ МАУ «Здоровое питание» №81 от 03.06.2014г.);

рассмотрев дело № АА 08-12/2017-24 Ж, № АА 08-12/2017-26 Ж по жалобам ООО «Перерабатывающий завод» на действия Заказчика и Закупочной комиссии при проведении запроса котировок «Колбаски «Детские» для детского питания (полиамид)» (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 31704871538, далее – Закупка),

 

у с т а н о в и л а:

14.03.2017г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступила жалоба Заявителя (вх. № 2084), жалобе присвоен № АА 08-12/2017-24 Ж. По мнению Заявителя, Заказчик в закупочной документации установил необоснованные требования к товару в части показателя веса изделия - 82 гр и 102 гр, несоответствующие ГОСТ 31498-2012, поскольку в названном ГОСТе отсутствует требование к калибровке сосисок по весу в 82 гр и 102 гр. Также в жалобе Заявитель указывает, что требование о соответствии товара СанПиН 2.4.5.2409-09 противоречит Российскому законодательству, поскольку указанный СанПиН действует на территории Приднестровской Молдавской Республики.

21.03.2017г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 2316). Жалобе присвоен № АА 08-12/2017-26 Ж. По мнению Заявителя, закупочная комиссия неправомерно приняла решение не заключать контракт с единственным участником запроса котировок ООО «Перерабатывающий завод». Также Заявитель указывает, что закупка должна была осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалоб в полном объеме.

Представители Заказчика, член Закупочной комиссии с доводами жалоб не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях. Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что показатели качества товара должны соответствовать требованиям ГОСТ 31498-2012 «Изделия колбасные вареные для детского питания. Технические условия», показатель веса «колбасок «Детских» для детского питания» - 82 гр и 102 гр установлен в соответствии с СанПиНом 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», действующим на территории Российской Федерации, в котором рассчитан норматив ежедневного питания школьников, в том числе относительно колбасных изделий. Для соблюдения указанных нормативов Заказчиком разработано примерное меню, согласованное Роспотребнадзором, в котором рассчитан готовый вес порции колбасных изделий (сосисок): 80гр и 100 гр. С учетом того, что при приготовлении вес сосисок уменьшается на 2 гр. В качестве доказательства Заказчик представил в материалы дела копии примерных меню. Также представители Заказчика пояснили, что в Закупочной документации  допущена техническая ошибка в последней цифре номера СанПиНа 2.4.5.2409-09, так как в Российской Федерации применяется СанПиН 2.4.5.2409-08.

По доводам жалобы № АА 08-12/2017-26 Ж член Закупочной комиссии пояснил, что  для участия в Закупке была подана только одна заявка от участника закупки ООО «Перерабатывающий завод», который был признан единственным участником закупки, в связи с чем Запрос котировок признан несостоявшимся. Факт признания несостоявшимся запроса котировок не порождает обязанности Заказчика заключить контракт с участником закупки ООО «Перерабатывающий завод». Заключение контракта с единственным поставщиком является правом, а не обязанностью Заказчика, что установлено в пункте 14.6.1.4 Положения о закупках МАО «Здоровое питание», следовательно,  принятое Закупочной комиссией решение об отказе заключения договора с Заявителем не противоречит требованиям Закона о закупках.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобы Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

09.03.2017г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Запроса котировок (закупка № 31704871538) и Закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 1 279 080,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 15.03.2017г., 09:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 20.03.2017г., 23:00.

Дата и время подведения итогов – 20.03.2017г., 23:00.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок №52544 от 16.03.2017г. для участия в Закупке была подана только одна заявка от ООО «Перерабатывающий завод», которая признана соответствующей требованиям Закупочной документации. Закупка признана несостоявшейся. Также в абзаце 2 пункта 15 Протокола указано, что Закупочная комиссия приняла решение не заключать контракт с единственным участником запроса котировок ООО «Перерабатывающий завод».

На дату рассмотрения жалоб, договор не заключен.

1. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик в закупочной документации установил необоснованные требования к товару в части показателя веса изделия - 82 гр и 102 гр, несоответствующие ГОСТ 31498-2012 и СанПиН 2.4.5.2409-09, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Неотъемлемой частью Закупочной документации является «Приложение №2: Техническое задание» (далее – Техническое задание). В Техническом задании Заказчик установил следующие требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара - колбаски «Детские» для детского питания (полиамид): «ГОСТ 31498-2012, Технический регламент Таможенного союза 034/2013. Внешний вид: батоны с чистой сухой поверхностью, без повреждения оболочки, наплывов фарша, слипов, бульонных и жировых отеков, консистенция: упругая. Вкус, запах- со слабовыраженным ароматом пряностей, слабосоленый, без посторонних привкуса и запаха.  Вид на разрезе: фарш равномерно перемешан, без пустот, светло розового цвета или с оранжевым оттенком. Без ГМО, срок годности на момент поставки не менее 80% срока годности потребления. Оболочка должна иметь маркировку, характеризующую продукцию изделия и соответствовать ТР ТС 022/2011. Колбаски должны быть калиброваны по весу в соответствии с СанПиНом 2.4.5.2409-09 в сыром виде по заявкам заказчика: 82гр.;102гр».

Согласно разделу 1 ГОСТ 31498-2012 (далее – Стандарт), стандарт распространяется на вареные мясные колбасные изделия [колбасы, колбаски (сосиски), сардельки], предназначенные для питания детей старше трех лет (далее - вареные колбасные изделия). Требования к качеству и требования, обеспечивающие безопасность, указаны в пункте 5.1 Стандарта.

В таблице 2 пункта 5.1 раздела 5 Стандарта установлены следующие показатели для колбасок (сосисок) «Детские», в том числе: 1) внешний вид: «Батончики с чистой поверхностью, без повреждения оболочки, наплывов фарша, слипов, бульонных и жировых отеков или батончики в оболочке или без нее, упакованные под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы. Допускается незначительное отделение бульона в упаковках»; 2)  консистенция: «Нежная, в разогретом виде – сочная»; 3) вид на разрезе: «Фарш равномерно перемешан, без пустот, светло-розового цвета или с оранжевым оттенком» 4) запах и вкус: «Свойственные данному виду продукта с выраженным ароматом пряностей, слабосоленый, без посторонних привкуса и запаха», 5) форма и размер: «Батончики прямые или изогнутые открученные, перевязанные в натуральной или искусственной оболочке, или закрепленные скобами в искусственной оболочке, длиной от 5 до 11 см, диаметром от 14 до 32 мм».

В таблице 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» рассчитаны рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе нормативы потребления  колбасных изделий: 15-20 гр в сутки в зависимости от возраста ребенка.

При этом норматив потребления колбасных изделий указанных в таблице 1 СанПиН 2.4.5.2409-08 (действующий на территории РФ) соответствует нормативу, указанному в Закупочной документации.

Данные нормативы заложены в основу примерного меню МАО «Здоровое питание», где Заказчиком рассчитан вес готового продукта в составе меню на  две недели, который составляет 80 гр для детей в возрасте 7-11 лет, и 100 гр для детей в возрасте 12-18 лет.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС  России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки в части требования к показателю веса сосисок носит объективный характер, не противоречит требованиям ГОСТ 31498-2012 и СанПиН 2.4.5.2409-08, Закону о закупках.

2. Рассмотрев довод Заявителя о том, что закупка должна была осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Организационно-правовой формой Заказчика является муниципальное автономное учреждение.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

В иных случаях закупки товаров, работ, услуг муниципальными автономными учреждениями осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о закупках (пункт 1 части 2 статьи  1 Закона о закупках).

Поскольку рассматриваемая Закупка не предусматривает МАО «Здоровое питание» осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

3. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Закупочная комиссия неправомерно приняла решение не заключать контракт с единственным участником запроса котировок ООО «Перерабатывающий завод», Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.

Закупочная деятельность МАО «Здоровое питание»  регламентируется Положением о закупках, утвержденным Наблюдательным советом МАУ «Здоровое питание» протокол №1 от 21.02.2017г. (далее – Положение о закупках).

Согласно абзацу 3 части 5.3 Положения о закупках комиссия по размещению заказов осуществляет рассмотрение, оценку, ранжирование предложений участников закупочных процедур и принимает решение по выбору победителя (победителей) закупочных процедур в соответствии с условиями закупки.

Рассмотрение и оценка котировочных заявок осуществляется в соответствии с частью 14.6 Положения о закупках, в том числе в подпункте 14.6.1.4 указано следующее: «В случае, если при проведении рассмотрения и оценки котировочная заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса котировок, такой участник считается единственным участником запроса котировок. Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, подавшим такую заявку на условиях документации о проведении запроса котировок, проекта договора и заявки, поданной участником. Такой участник не вправе отказаться от заключения договора с заказчиком».

Согласно подпункту 14.6.1.13 Положения о закупках Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора, не возмещая победителю или иному участнику понесенные им расходы в связи с участием в процедуре запроса котировок.

Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России для участия в Закупке была подана только одна заявка от ООО «Перерабатывающий завод», которая признана соответствующей требованиям Закупочной документации, что отражено в протоколе рассмотрения заявок №52544 от 16.03.2017г. Вместе с этим из протокола рассмотрения заявок №52544 от 16.03.2017г. следует, что Закупочная комиссия приняла решение об отказе заключения договора с ООО «Перерабатывающий завод».

Поскольку согласно Положению о закупках Закупочная комиссия не наделена полномочиями по принятию решения об отказе от заключения договора с победителем или иным участником закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что решение об отказе заключения договора с ООО «Перерабатывающий завод» принято Закупочной комиссией с нарушением частей 5.3, 14.6 Положения о закупках.

В связи с выявленным нарушением, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу ο необходимости выдачи Закупочной комиссии МАО «Здоровое питание» предписания об устранении выявленного нарушения путем исключения из протокола рассмотрения заявок №52544 от 16.03.2017г. абзаца 2 пункта 15.

4. В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае, если в ходе рассмотрения жалобы по существу комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В подпункте 14.6.1.13 Положения о закупках и пункте 19 Закупочной документации содержится положение о том, что Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора.

В пункте 20 Закупочной документации Заказчиком указано: «В случае, если победитель запроса котировок в течение пяти рабочих дней не направит Заказчику подписанный контракт, либо не предоставит протокол разногласий, победитель запроса котировок считается уклонившимся от заключения контракта».

Рассмотрев в совокупности указанные пункты Положения о закупках и Закупочной документации, Комиссия Удмуртского УФАС России считает данные положения нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи со следующим.

В  соответствии с частью  1  статьи  2  Закона  о  закупках  при  закупке  товаров,  работ,  услуг заказчики  руководствуются  Конституцией  Российской  Федерации,  Гражданским кодексом  Российской  Федерации,  названным  законом,  другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми  в  соответствии  с  ними  и  утвержденными  с  учетом  положений  части  3 статьи  2  Закона  о  закупках  правовыми  актами,  регламентирующими  правила  закупки.

Таким образом,  положение  о  закупках  не  является  единственным  правовым  актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В  этой  связи  разрабатываемые  заказчиками со специальной  правосубъектностью положения  о  закупках  не  могут  и  не  должны  противоречить  действующему законодательству,  а  право  заказчиков  устанавливать  особенности  проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское  законодательство  основывается  на  признании  равенства  участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Установленный  ГК  РФ  принцип  свободы  договора (статья 421 ГК РФ) не  устраняет  необходимость соблюдения иных требований гражданского и антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно части 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

В  соответствии  с  пунктом  2  части  1  статьи  3  Закона  о  закупках  при  закупке  товаров,  работ, заказчики  руководствуются  принципами  равноправия,  справедливости,  отсутствия дискриминации  и  необоснованных  ограничений  конкуренции  по  отношению  к участникам закупки.

Поскольку  Положение  о  закупках  не  является  нормативным  правовым  актом,  следует  признать,  что  оно  должно  применяться  в  той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование,  установленное  нормами  ГК  РФ,  Положение  о  закупках  не  может.

Возложение на участника закупки обязанности заключить договор, без ограничения права заказчика на немотивированный отказ от заключения договора с участником закупки не свидетельствует о соблюдении принципа равноправия по отношению к участникам закупки.

Основания  для отказа  от заключения договора  должны  быть  мотивированы  и  связаны  с  объективным несоответствием  участника закупки  требованиям  Заказчика либо отсутствием потребности Заказчика. 

При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что подпункт 14.6.1.13 Положения о закупках и пункт 19 Закупочной документации, в части наделения Заказчика правом отказаться от заключения договора без объяснения причин противоречат требованиям статей 1, 10, 447 ГК РФ,  и является нарушением пункта  2  части  1  статьи  3  Закона  о  закупках.

В связи с выявленным нарушением, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу ο необходимости выдачи Заказчику - МАО «Здоровое питание» предписания об устранении выявленного нарушения путем исключения из Положения о закупках подпункта 14.6.1.13 и завершения процедуры Закупки без учета  подпункта 14.6.1.13 Положения о закупках.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу по делу № АА 08-12/2017-24 Ж ООО «Перерабатывающий завод» на действия МАО «Здоровое питание» при проведении запроса котировок «Колбаски «Детские» для детского питания (полиамид)» (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31704871538), необоснованной.

2. Признать жалобу по делу № АА 08-12/2017-26 Ж ООО «Перерабатывающий завод» на действия Закупочной комиссии МАО «Здоровое питание» при проведении запроса котировок «Колбаски «Детские» для детского питания (полиамид)» (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31704871538) обоснованной.

3. Признать Заказчика - МАО «Здоровое питание» при проведении запроса котировок «Колбаски «Детские» для детского питания (полиамид)»  (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31704871538) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Признать Закупочную комиссию МАО «Здоровое питание» при проведении запроса котировок «Колбаски «Детские» для детского питания (полиамид)»  (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31704871538) нарушившей части 5.3, 14.6  Положения о закупках.

4. Выдать Закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем исключения из протокола  рассмотрения заявок №52544 от 16.03.2017г. абзац 2 пункта 15.

5. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем исключения из Положения о закупках подпункта 14.6.1.13 и завершения процедуры Закупки без учета подпункта 14.6.1.13 Положения о закупках.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                               <…>

 

                                                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны