Решение №АА 08-12/2017-47 Ж Решение № АА 08-12/2017-47 Ж по результатам рассмотрения жал... от 2 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17 мая 2017 года                                                                                                      г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует); <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,  <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок), кворум соблюден;

представителей Заказчика - автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  (далее – Заказчик): <…> (Приказ Минсоцполитики УР от 29.04.2016г. №278-к); <…> (доверенность от 16.05.2017г.), <…> (доверенность от 16.01.2017г.), <…> (доверенность от 16.05.2017г.);

членов закупочной комиссии автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  (далее – Закупочная комиссия): <…>, <…>.

представителя заявителя ООО СК «СитиДомСтрой» (далее – Заявитель): <…> (доверенность от 11.01.2017г.);

рассмотрев дело № АА 08-12/2017-47 Ж по жалобе ООО СК «СитиДомСтрой» на действия закупочной комиссии автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  (далее – Закупочная комиссия) при проведении открытого запроса предложений «Ремонт корпуса №1» (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31705048767, далее – Закупка),

 

у с т а н о в и л а:

 

05.05.2017г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступила жалоба Заявителя (вх. № 3669). Заявитель указывает, что в закупочной документации установлено требование относительно срока выполнения работ – в течение 30 календарных дней с момента заключения договора. В заявке ООО «СК Триумф» указан срок выполнения работ – 30 рабочих дней, в связи с чем, Заявитель считает, что закупочная комиссия неправомерно признала заявку участника закупки ООО «СК Триумф» соответствующей требованиям закупочной документации.

На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Члены закупочной комиссии с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях. На заседании Комиссии пояснили, что поскольку заявки оценивались по критериям «ценовое предложение» и «срок предоставления гарантии качества», то предложение в отношении срока выполнения работ закупочная комиссия не оценивала.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

24.04.2017г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки № 31705048767 и закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 896745,72 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 02.05.2017г., 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 02.05.2017г., 10:00.

Дата и время подведения итогов – 03.05.2017г., 13:00.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов и рассмотрения заявок от 04.05.2017г. для участия в Закупке подано 6 заявок от следующих участников: ООО «СК «Триумф», ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО СК «СДС», ООО «РСК», ООО «СК Инком». Участник Закупки ООО «СК «Триумф» признан победителем, участник закупки ООО «РСК» занял второе место. В отношении заявок, поданных ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО «РСК», ООО «СК Инком» Закупочная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в Закупке по следующим основаниям:

- заявка ООО «КомСтройУрал»: заявка не соответствует требованиям документации и отсутствует п.3 п.п 3.9, п.п. 3.11, нет локального сметного расчета;

- заявка ООО «Партнер-А»: заявка не соответствует требованиям документации и отсутствует п.3 п.п 3.9, п.п. 3.11;

-   заявка ООО «РСК»: заявка не соответствует требованиям документации и отсутствует п.3 п.п 3.9, п.п. 3.11, нет локального сметного расчета;

- заявка ООО «СК Инком»: заявка не соответствует требованиям документации и отсутствует п.3 п.п 3.9, нет локального сметного расчета.

11.05.2017г. Заказчик заключил договор с победителем Закупки - ООО СК «Триумф».

1. Рассмотрев довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  регламентируется Положением о закупке товаров работ, услуг для нужд автономного учреждения «Синтекский психоневрологический интернат», утвержденным протоколом от 08.02.2017г. №1 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 5.6.3 Положения о закупках Комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и документации о проведении запроса коммерческих предложений отказать в допуске участнику в случаях, установленных п. 1.10.1 настоящего Положения.

Согласно пункту 1.10.1 Положения о закупках комиссия по закупкам обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен хотя бы один из следующих фактов:

1) несоответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;

2) несоответствие участника закупки и (или) его заявки требованиям документации о закупке, а в случае осуществления закупки у единственного Поставщика (подрядчика, исполнителя), требованиям договора, а также настоящего Положения;

3) проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;

4) приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки или конверта с заявкой от участника закупки;

5) наличие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом N 223-ФЗ и Законом N 44-ФЗ;

6) наличие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении Поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) наличие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение вотношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

8) наличие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, заместитель руководителя Заказчика, главный бухгалтер Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

9) непредставление участником закупки документов, предусмотренных документацией о закупке и настоящим Положением, либо наличие в таких документах или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.

Согласно пункту 5.4.1.Положения о закупках заявка на участие в запросе коммерческих предложений должна содержать:

1) документ, содержащий сведения об участнике закупок, подавшем такую заявку: фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

2) копии учредительных документов;

3) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

4) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона, либо нотариально заверенную копию такой выписки, либо выписку, представленную налоговым органом в электронном виде с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации;

5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя согласно законодательству соответствующего государства (для иностранных лиц). Документы должны быть получены не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса коммерческих предложений;

6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (его копия), если требование о необходимости такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупок поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, предоставление обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Если указанные действия не являются крупной сделкой, участник закупки представляет соответствующее письмо;

7) документ, декларирующий соответствие участника закупки единым обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 1.9.1  настоящего Положения;

8) коммерческое предложение о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги, работы и иные предложения по удовлетворению потребностей Заказчика в товаре, работе, услуге;

9) документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупок требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и документацией о проведении запроса коммерческих предложений;

10) документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким товарам, работам, услугам, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о проведении запроса коммерческих предложений, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством;

11) документы (их копии) и сведения, необходимые для оценки заявки по критериям, содержащимся в документации о проведении запроса коммерческих предложений;

12) другие документы, установленные в документации о проведении запроса коммерческих предложений в соответствии с требованиями законодательства.

Требования к содержанию и форме заявки установлены в пункте 5 и Форме заявки закупочной документации:

1) документ, содержащий сведения об участнике закупок, подавшем такую заявку: фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

2) копии учредительных документов;

3) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

4) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона, либо нотариально заверенную копию такой выписки, либо выписку, представленную налоговым органом в электронном виде с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации;

5) документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким товарам, работам, услугам, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о проведении запроса коммерческих предложений, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из закупочной документации, форма заявки на участие в запросе коммерческих предложений является рекомендуемой и содержит в себе требование о заполнении сведений относительно наименования участника Закупки, сведений о поставщике, общей цены заявки, цены за единицу работы (руб.), сумма (руб.), а также условия выполненных работ. При этом в форме заявки отсутствует требование об указании срока выполненных работ, в отношении которого участник Закупки должен сделать конкретное предложение.

В Приложении № 4 установлены следующие критерии оценки:

Наименование критерия

Вес критерия

Ценовое предложение

100

Срок предоставления гарантии качества работ 

100

 

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что поскольку Заказчик не установил в закупочной документации требования к содержанию и форме заявки относительно указания в ней условия о сроке выполненных работ, которое также не является критерием оценки, то оснований для отклонения заявки участника Закупки ООО «СК «Триумф», указавшего срок выполненных работ - 30 рабочих дней, у Закупочной комиссии отсутствовало.

2. В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы по существу комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

2.1. В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующие нарушения в действиях Закупочной комиссии при проведении Закупки.

В силу части 1 статьи 2  Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В подпункте 5.6.3 со ссылкой на подпункт 1.10.1 Положения о закупках регламентирован порядок рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений, о чем изложено выше.

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в подпунктах 3.9, 3.11, 3.14 пункта 3 закупочной документации указаны следующие условия поставки товара: минимальный срок предоставления гарантии качества работ (услуг) составляет  не менее 3 лет (п.п. 3.9), допуск к строительным работам только на основании СРО (п.п. 3.11); победитель согласовывает Локально сметный расчет на ремонт корпуса № - 1 с Министерством, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (п.п. 3.14). 

Условие о сроке предоставления гарантии качества работ является одним из критериев оценки, при этом необходимо отметить, что в Приложении №4 закупочной документации содержится следующее пояснение: «при отсутствии сведений, по какому либо критерию (подкритерию) – по данному критерию (подкритерию) присваивается балл равный нулю».

Также в перечне документов, входящих в состав заявки, указанных в пункте 5 закупочной документации, отсутствуют требования относительно предоставления участниками закупки локального сметного расчета и допуска к строительным работам, выданного Саморегулируемой организацией (далее - свидетельство СРО). Как следует из подпунктов 3.11, 3.14 пункта 3 закупочной документации указанные требования предъявляются к подрядной организации на стадии исполнения договора.

Поскольку в перечне требований к составу и содержанию заявки, указанных в пункте 5 Закупочной документации отсутствуют какие-либо требования относительно рассматриваемых сведений и документов (сроке предоставления гарантии качества, локального сметного расчета и  свидетельства СРО), вывод Закупочной комиссии о несоответствии  заявок участников Закупки ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО «РСК», ООО «СК Инком» не основан на требованиях Закупочной документации, Положения о закупках, регламентирующих правила закупки, что является нарушением подпункта 5.6.3 пункта 5.6 Положения о закупках, части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона ο закупках.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На заседании Комиссии представитель Заявителя также указал, что действия Закупочной комиссии относительно отклонения заявок участников Закупки ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО «РСК», ООО «СК Инком» по основаниям, не предусмотренным Положением о закупках влекут за собой ограничение конкуренции.

Рынок по выполнению работ по проведению ремонта помещения на территории с. Кияик Завьяловского района Удмуртской Республики, является конкурентным, так как минимум шесть субъектов рынка – ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО «РСК», ООО «СК Инком», ООО «СК «Триумф», ООО «РСК» имели возможность в период с 11.05.2017г. по 10.06.2017г. выполнять ремонтные работы.

Таким образом, Закупочная комиссия не усмотрев в заявках ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО «РСК», ООО «СК Инком» соответствие требованиям закупочной документации нарушила порядок рассмотрения заявок при проведении Закупки, что повлекло ограничение, недопущение, устранение конкуренции на рынке выполнения ремонтных работ, а также повлекло нарушение прав ООО «КомСтройУрал», ООО «Партнер-А», ООО «РСК», ООО «СК Инком», что является нарушением части 1 статьи 17 Закона ο защите конкуренции. Указанное нарушение имеет признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

С учетом того, что договор с ООО «СК «Триумф» заключен, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии возможности выдать предписание для устранениия выявленных нарушений.

2.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В подпункте 5.6.14 пункта 5.6 Положения о закупках указано: по результатам запроса коммерческих предложений Заказчик вправе заключить договор с победителем запроса коммерческих предложений либо отказаться от его заключения независимо от рекомендаций комиссии. В случае отказа от заключения договора с победителем запроса коммерческих предложений право заключить договор к остальным участникам процедуры не переходит. В этом случае Заказчик размещает в единой информационной системе уведомление об отказе от заключения договора.

В подпункте 6.5.6. пункта 6 Положения о закупках указано: по результатам запроса котировок Заказчик вправе заключить договор с победителем запроса котировок либо отказаться от его заключения независимо от рекомендаций комиссии. В случае отказа от заключения договора с победителем запроса котировок право заключить договор к остальным участникам процедуры не переходит. В этом случае Заказчик размещает в единой информационной системе уведомление об отказе от заключения договора.

Рассмотрев в совокупности указанные подпункты Положения о закупках, Комиссия Удмуртского УФАС России считает данные положения нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи со следующим.

В силу части  1  статьи  2  Закона  о  закупках,  положение  о  закупках  не  является  единственным  правовым  актом, регламентирующим деятельность Заказчика. В  этой  связи  разрабатываемые  заказчиками  со  специальной  правосубъектностью положения  о  закупках  не  могут  и  не  должны  противоречить  действующему законодательству,  а  право  заказчиков  устанавливать  особенности  проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское  законодательство  основывается  на  признании  равенства  участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Установленный  ГК  РФ  принцип  свободы  договора (статья 421 ГК РФ) не  устраняет  необходимость соблюдения иных требований гражданского и антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно части 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

Поскольку  Положение  о  закупках  не  является  нормативным  правовым  актом,  следует  признать,  что  оно  должно  применяться  в  той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование,  установленное  нормами  ГК  РФ,  Положение  о  закупках  не  может.

Установленное в Положении о закупках  право  Заказчика на немотивированный отказа от заключения договора с участником закупки не свидетельствует о соблюдении принципа равноправия по отношению к участникам закупки.

Основания  для отказа  от заключения договора  должны  быть  мотивированы  и  связаны  с  объективным несоответствием  участника закупки  требованиям  Заказчика либо отсутствием потребности Заказчика. 

При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что подпункт 5.6.14 пункта 5.6,  подпункт 6.5.6 пункта 6.5 Положения о закупках в  части  наделения  Заказчика правом отказаться от заключения договора без объяснения причин противоречат требованиям статей 1, 10, 447 ГК РФ,  пункта  2  части  1  статьи  3  Закона  о  закупках, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта  2  части  1  статьи  3  Закона  о  закупках, пункта 1 части 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с выявленным нарушением, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу ο необходимости выдачи Заказчику - автономному стационарному учреждению социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат» предписания об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в подпункты 5.6.14, 6.5.6 Положения о закупках.

2.3 Согласно подпунктам 1.11.3, 1.11.5 пункта 1.11 Положения о закупке договор может быть заключен  в течение 8 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Комиссия Удмуртского УФАС России полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое и утвержденное Заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, должно быть призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что сокращение Заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии противоречит положениям части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, что является нарушением части 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом установленного нарушения Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание о внесении в Положение о закупках изменений (дополнений) в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен, не менее установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО СК «СитиДомСтрой» на действия закупочной комиссии автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  при проведении открытого запроса предложений «Ремонт корпуса №1»  (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31705048767), необоснованной.

2. Признать Заказчика - автономное стационарное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  при проведении открытого запроса предложений «Ремонт корпуса №1»  (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31705048767) нарушившим подпункты 5.6.14, 6.5.6, 1.11.3, 1.11.5 Положения о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3, часть 10 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Признать Закупочную комиссию автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат»  при проведении открытого запроса предложений «Ремонт корпуса №1»  (извещение в Единой информационной  системе в сфере закупок № 31705048767)  нарушившей подпункт 5.6.3 Положения о закупках, часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Выдать Заказчику - автономному стационарному учреждению социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о

закупках, Закона о защите конкуренции путем внесения изменений в подпункты 5.6.14, 6.5.6, 1.11.3, 1.11.5 Положения о закупке товаров работ, услуг для нужд автономного учреждения «Синтекский психоневрологический интернат».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административной ответственности в отношении виновных должностных лиц автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Синтекский психоневрологический интернат» по части  6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                              <…>

 

                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны