Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АА06-06/2014-190 от 6 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                 г. Ижевск

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября 2015 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется),

 

в присутствии <…> – представителя ОАО «Ижавиа» по доверенности, <…> - представителя ООО «КОМОС ГРУПП» по доверенности,

 

рассмотрев дело № АА06-06/2014-190 в заседаниях 25.02.2015 г., 02.04.2015 г., 07.05.2015 г., 29.06.2015 г., 09.09.2015 г. и 16.09.2015 г., возбужденное в отношении ООО «КОМОС ГРУПП» (ИНН 1831089218, г. Москва, переулок Октябрьский, 9, 127018) по признакам нарушения пунктов 1 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) 13.10.2014г. из Удмуртской транспортной прокуратуры (далее – транспортная прокуратура) поступила информация исх. № 14-2014/3505 от 10.10.2014г. для проведения проверки законности действий должностных лиц ООО «КОМОС ГРУПП» при установлении цены реализации авиатоплива ОАО «Ижавиа» в истекший период 2014г.

01.12.2014г. в Удмуртское УФАС России поступило заявление (вх.№11582) ОАО «Ижавиа» на незаконные действия ООО «КОМОС ГРУПП» по установлению и поддержанию высокой цены реализации авиатоплива для авиатопливообеспечения пассажирских перевозок ОАО «Ижавиа», а также об одностороннем внесении изменений в действующий договор поставки авиатоплива, заключенный между ООО «КОМОС ГРУПП» и ОАО «Ижавиа», и введение с 01.12.2014г. 100% предоплаты за поставляемое авиатопливо, ввиду наличия задолженности ОАО «Ижавиа» перед ООО «КОМОС ГРУПП» за поставленное топливо.

 

Из представленных транспортной прокуратурой сведений следует, что рост цены на авиатопливо, поставляемое ООО «КОМОС ГРУПП» в ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2014г. по 01.10.2014г. составил 6,5%, при этом закупочная цена снизилась на 1,28%. Также рост цены на авиатопливо, поставляемое ООО «КОМОС ГРУПП» в ОАО «Ижавиа» в период с 01.09.2014г. по 01.10.2014г. составил 1,19%, при этом закупочная цена выросла на 0,15%.

Согласно информации, предоставленной ОАО «Ижавиа», стоимость тонны авиатоплива, приобретаемого у ООО «КОМОС ГРУПП», за период с октября 2013г. по ноябрь 2014г., увеличилась на 2478 рублей.

По данным мониторинга цен на услуги по заправке и хранению авиатоплива в аэропорту ОАО «Ижавиа», проводимого Удмуртским УФАС России, установлено, что в период с 01.01.2014г. по 30.11.2014г. при снижении закупочной цены авиатоплива с 33020,00 руб./тонна до 32605 руб./тонна, ООО «КОМОС ГРУПП» увеличил цену реализации с 37760,00 руб./тонна до 40238,00 руб./тонна.

Согласно еженедельному мониторингу цен на авиатопливо в некоторые периоды времени в течение 2014г., ООО «КОМОС ГРУПП» при повышении закупочной цены на авиатопливо повышает цену реализации, однако при снижении закупочной цены на авиатопливо цена реализации не изменяется в сторону уменьшения.

Так в периоды снижения закупочной цены на авиатопливо:

с 16.02.2014г. по 09.03.2014г. (с 33500 руб./тонна до 32290 руб./тонна),

с 06.04.2014г. по 11.05.2014г. (с 33500 руб./тонна до 29650 руб./тонна),

с 25.05.2014г. по 15.06.2014г. (с 33500 руб./тонна до 30300 руб./тонна) цена реализации составляла 38940 руб./тонна.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно статье 6 ФЗ «О защите конкуренции»  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно информации, предоставленной ООО «КОМОС ГРУПП» на запросы Удмуртского УФАС России:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара (увеличение эксплуатационных, управленческих расходов несоразмерно увеличению цены реализации авиатоплива);

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным (ООО «КОМОС ГРУПП» является единственным поставщиком авиатоплива в аэропорту ОАО «Ижавиа», состав покупателей не изменился);

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Закупочная цена авиатоплива за период с 01.01.2014г. по 01.11.2014г.  уменьшилась, однако цена реализации увеличилась, при этом увеличение расходов несоразмерно увеличению цены товара.

Анализ представленных документов указывает на наличие в действиях ООО «КОМОС ГРУПП» признаков нарушения п.1 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены на авиатопливо в аэропорту ОАО «Ижавиа».

Из заявления ОАО «Ижавиа» (вх.№11582) следует, что между ООО «КОМОС ГРУПП» и ОАО «Ижавиа» заключен договор поставки авиационных ГСМ № ТУ02-18-00367 (827/07) от 27.12.2007г. (далее – Договор).

Согласно п. 4.1. Договора, базисная цена на топливо устанавливается в размере 1 (одной) метрической тонны, с учетом НДС, и согласовывается сторонами в дополнительном соглашении к настоящему договору.

Согласно пункту 4.3. Договора, Покупатель (ОАО «Ижавиа») по согласованной к поставке партии Топлива должен произвести поставщику (ООО «КОМОС ГРУПП») авансовый платеж, исходя из цен и тарифов, согласованных сторонами в дополнительном соглашении, если другой порядок оплаты не предусмотрен дополнительным соглашением. Счет на предоплату Топлива действителен в течении 5 банковских дней с момента подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения.

Согласно пункту 5.1. Договора, в случае ненадлежащего выполнения Покупателем условий по оплате поставки, предусмотренных настоящим договором, Поставщик имеет право прекратить (приостановить) отгрузку Топлива по данному договору до полного погашения Покупателем возникшей задолженности за уже поставленное ему Топливо, а также дополнительным соглашением от 11.01.2014г. к Договору, предусмотрено, что покупатель в случае нарушения сроков осуществления платежа за поставленное топливо, оплачивает поставщику пени в размере 0,7% от стоимости поставленного топлива.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 28.11.2014г. к Договору, стороны определили, что в случаях, когда в дополнительном соглашении будет предусмотрено условие об отсрочке платежа, такая отсрочка не может быть предоставлена на срок, превышающий 60 (шестьдесят) календарных дней с момента поставки.

Последнее дополнительное соглашение к Договору, на условиях отсрочки, не превышающей 60 (шестьдесят) календарных дней с момента поставки, подписано сторонами 18.09.2014г.

ООО «КОМОС ГРУПП» направило в адрес ОАО «Ижавиа» письмо № 24-10-1359 от 27.11.2014г., указав, что в связи с неурегулированностью вопроса о погашении задолженности за поставленные нефтепродукты вводится 100% предоплата за поставляемое авиатопливо, а также направило счет на оплату №ТУ14000817 от 27.11.2014г. в сумме предоплаты за поставляемое авиатопливо в декабре 2014 г. и проект дополнительного соглашения от 27.11.2014г. к договору поставки авиационных ГСМ № ТУ02-18-00367 (827/07) от 27.12.2007г., указав в пункте срок оплаты: предоплата 100%.

Как следует из заявления, ОАО «Ижавиа» имеет задолженность перед ООО «КОМОС ГРУПП» за период с 30.06.2014г. по 01.12.2014 г., при этом, согласно условий дополнительных соглашений, учитывая срок отсрочки оплаты в течении 60 календарных дней с момента отгрузки продукции, срок оплаты за топливо, поставленное в октябре-ноябре 2014 г., истекает в декабре 2014г. и январе 2015г. Счета на оплату за ноябрь 2014 г. в адрес ОАО «Ижавиа» еще не поступали. Таким образом, фактическая задолженность имеется за период с 30.06.2014г. до октября 2014г.

Введение 100% предоплаты, по мнению ОАО «Ижавиа», несет угрозу прекращения поставки авиатоплива и невозможность выполнения авиаперевозок ОАО «Ижавиа».

В силу того, что ООО «КОМОС ГРУПП» является единственным поставщиком авиатоплива для авиатопливообеспечения ОАО «Ижавиа» и занимает доминирующее положение на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа», в действиях ООО «КОМОС ГРУПП» по изменению условий действующего договора и возможному прекращению поставки авиатоплива имеются признаки нарушения п.4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, приказом Удмуртского УФАС России от 25.12.2014 г. № 753 «О возбуждении дела и создании Комиссии» было возбуждено дело № АА06-06/2014-190.

 

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представитель ОАО «Ижавиа» заявленные требования поддержал. Пояснил, что цены на авиакеросин ООО «КОМОС ГРУПП» являются монопольно высокими. Введение ООО «КОМОС ГРУПП» 100% предоплаты несет угрозу прекращения поставки авиатоплива и невозможность выполнения авиаперевозок ОАО «Ижавиа». ОАО «Ижавиа» был заключен договор по авиатопливообеспечению воздушных судов с ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз».

Представитель ООО «КОМОС ГРУПП» в заседаниях Комиссии изложенные письменные пояснения поддержал в полном объеме, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Цены, установленные ООО «КОМОС ГРУПП», являются обоснованными. Установление более низкой цены приводит к убыткам. Снижение цен на авиакеросин в 2015 году обусловлено снижением объема реализации топлива, при этом топливо реализуется в убыток.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

 

Согласно статье 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Комиссией Удмуртского УФАС России в ходе рассмотрения дела не установлено рынков сопоставимых с рынком поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики по составу покупателей, продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок.

Удмуртским УФАС России подготовлен аналитический отчет о результатах анализа состояния конкуренции на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года и период с 01.01.2014 года по 30.09.2014 года. Согласно данному аналитическому отчету, ООО «КОМОС ГРУПП» занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей 100%.

ООО «КОМОС ГРУПП» представлены сведения о валовом доходе, расходах, прибыли и рентабельности от реализации авиатоплива за период с 01.10.2013 года по 31.12.2014 года.

По результатам анализа указанных сведений Удмуртским УФАС России установлено следующее.

В период с 01.10.2013 г. по 31.12.2014 г. авиакеросин реализовывался по средневзвешенной цене 37760 руб. за тонну с НДС, при этом произошел рост средневзвешенной закупочной цене с 31372 до 33270 рублей за тонну с НДС. Рентабельность с учетом прямых эксплуатационных расходов и управленческих расходов снизилась с 2% до -3% (убыток). С 01.01.2014 г. ООО «КОМОС ГРУПП» повысило цену реализации до 38253 рублей за тонну с НДС, в феврале 2014 г. до 338940 рублей за тонну с НДС. Средневзвешенная закупочная цена авиатоплива в январе 2014 г. составила 33005 рублей за тонну с НДС, в феврале 2014 г. 33435 рублей за тонну с НДС, в марте 2014 г. 32262 рубля за тонну с НДС, в апреле 2014 г. 32503 рубля за тонну с НДС, в мае 2014 г. 29991 рубль за тонну с НДС, в июне 2014 г. 30350 рублей за тонну с НДС в июле 2014 г. 30272 рубля за тонну с НДС. Цена реализации в период с февраля 2014 г. по июль 2014 г. не изменялась. Рентабельность от реализации в указанный период времени составила: в январе -2% (убыток), в феврале -1% (убыток), в марте 2%, в апреле 1%, в мае 8%, в июне 7%, в июле 8%. В августе 2014 г. произошел рост средневзвешенной закупочной цене авиакеросина – до 31968 рублей за тонну с НДС, цена реализации также повысилась до 39316 рублей за тонну с НДС, рентабельность при этом снизилась до 3%. В сентябре 2014 г. средневзвешенная закупочная цена повысилась до 32778 рублей за тонну с НДС, средневзвешенная цена реализации повысилась до 39917 рублей за тонну с НДС, уровень рентабельности не изменился. В октябре 2014 г. средневзвешенная закупочная цена снизилась до 32686 рублей за тонну с НДС, средневзвешенная цена реализации повысилась до 40238 рублей за тонну с НДС, уровень рентабельности повысился до 4%. В ноябре 2014 г. средневзвешенная закупочная цена повысилась до 32832 рубля за тонну с НДС, средневзвешенная цена и уровень рентабельности не изменились. В декабре 2014 г. средневзвешенная закупочная цена снизилась до 32603 рублей за тонну с НДС, средневзвешенная цена реализации снизилась до 38505 рублей за тонну с НДС, уровень рентабельности составил 0%. Средний уровень рентабельности за указанный период составил 3%.

В период с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г., согласно информации, представленной ООО «КОМОС ГРУПП», средневзвешенная закупочная цена авиакеросина снизилась с 32298 рублей до 31744 рубля с НДС, средневзвешенная цена реализации снизилась с 38995 рублей до 36462 рублей с НДС, уровень рентабельности упал с -7% (убыток) до -13% (убыток). Снижение рентабельности обусловлено снижением объема реализации авиатоплива в результате отказа ОАО «Ижавиа», являющего основным покупателем ООО «КОМОС ГРУПП», от его приобретения, повышением расходов по хранению топлива, необходимостью уплаты процентов по кредитам за приобретенное на условиях предоплаты топливо.

Согласно результатам мониторинга цен на авиакеросин в крупнейших городах Приволжского федерального округа Российской Федерации за 2014 год, проводимого ИАЦ «Кортес», цена авиакеросина в аэропорту г. Самары в период с августа 2014 г. по декабрь 2014 г. выросла с 38645 до 38763 рублей за тонну с НДС; в аэропорту г. Уфы выросли с 38066 до 39246 рублей за тонну с НДС; в аэропорту г. Казань выросли с 38867 до 40283 рублей за тонну с НДС; в аэропорту г. Оренбург выросли с 38149 до 40774 рублей за тонну с НДС; в аэропорту г. Нижний Новгород выросли с 39495 до 39613 рублей за тонну с НДС; в аэропорту г. Перми выросли с 39259 до 39377 рублей за тонну с НДС. Таким образом, в период с августа 2014 г. по декабрь 2014 г. произошел рост цен на авиатопливо у большинства хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию авиакеросина. Цены на авиакеросин, установленные ООО «КОМОС ГРУПП», не превышают цены, сложившиеся в Приволжском федеральном округе Российской Федерации.

Учитывая, что средний уровень рентабельности от реализации авиакеросина за 2014 год составил 3%, а снижение цены реализации ООО «КОМОС ГРУПП» приводило к убыткам, Удмуртским УФАС России не установлено, что цена на авиакеросин, установленная обществом, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Таким образом, цена на авиакеросин, установленная ООО «КОМОС ГРУПП», не может быть признана монопольно высокой, а, следовательно, в указанных действиях ООО «КОМОС ГРУПП» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Удмуртским УФАС России не установлено, что введение ООО «КОМОС ГРУПП» 100% предоплаты за поставку авиатоплива направлено на прекращение или сокращение реализации авиатоплива в адрес ОАО «Ижавиа». Согласно условиям Договора, ООО «КОМОС ГРУПП» имеет право прекратить (приостановить) поставку авиатоплива в адрес ОАО «Ижавиа» при ненадлежащем исполнении со стороны указанного общества условий по оплате товара. ОАО «Ижавиа» не отрицает факт наличия задолженности перед ООО «КОМОС ГРУПП» за поставленное топливо. Направление ООО «КОМОС ГРУПП» в адрес ОАО «Ижавиа» письма № 24-10-1359 от 27.11.2014г. о введении 100% предоплаты свидетельствует о намерении ООО «КОМОС ГРУПП» урегулировать вопрос погашения задолженности за поставленные нефтепродукты. При этом ООО «КОМОС ГРУПП» действовало в соответствии с заключенным между сторонами Договором. Прекращение поставки авиатоплива в адрес ОАО «Ижавиа» могло произойти не в результате необоснованных действий ООО «КОМОС ГРУПП», а в результате бездействия ОАО «Ижавиа» по погашению образовавшейся задолженности за поставленное авиатопливо и внесению авансовых платежей за поставляемое топливо. Напротив, ООО «КОМОС ГРУПП» впоследствии направляло в адрес ОАО «Ижавиа» предложения о снижении цены на топливообеспечение воздушных судов от 21.01.2015 г., 25.02.2015 г., 31.03.2015 г., что подтверждает намерение ООО «КОМОС ГРУПП» поставлять товар в адрес ОАО «Ижавиа». Таким образом, нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «КОМОС ГРУПП» не установлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Рассмотрев материалы дела и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Удмуртское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ООО «КОМОС ГРУПП» отсутствует нарушение пунктов 1 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Дело в отношении ООО «КОМОС ГРУПП» (ИНН 1831089218, г. Москва, переулок Октябрьский, 9, 127018) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
  2. Дело в отношении ООО «КОМОС ГРУПП» (ИНН 1831089218, г. Москва, переулок Октябрьский, 9, 127018) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии:                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                        <…>

 

                                                                                    <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны