Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-24 о нарушении антимонопольног... от 21 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 17 сентября 2015 года

изготовлено 21 сентября 2015 года                                                                          г. Ижевск

 

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> –  заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> –  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется), рассмотрев дело № АА06-06/2015-24, о нарушении ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» (ул. Коммунаров, 359, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426008, ИНН 1826000260) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании комиссии 24.06.2015

в присутствии:

представителя ответчика ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» - <…>,

в отсутствии:

заявителя <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №АА 06-06/2015-24, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 03.06.2015 №42600986175448,

заинтересованного лица ИП <…>, информации о надлежащем извещении которого получено не было,

на заседании комиссии 22.07.2015

в присутствии:

представителя ответчика ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» - <…>,

в отсутствии:

заявителя <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №АА 06-06/2015-24, о чем свидетельствует лист отслеживания почтовых отправлений Почты России,

заинтересованного лица ИП <…>, информации о надлежащем извещении которого получено не было,

на заседании комиссии 17.09.2015

в отсутствии:

заявителя <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600988157718 от 04.08.2015,

представителей ответчика ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600988157701 от 29.07.2015,

заинтересованного лица ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600988157725 от 31.07.2015,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 16.02.2015 вх.№1210 поступило заявление <…>, содержащее информацию об отказе со стороны ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» подключения дома к сетям газораспределения.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства были направлены запросы информации в адрес ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», <…>, ИП <…>.

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), Удмуртское УФАС России выдало предупреждение от 16.04.2015 №АА01-17-06/3036, согласно которому ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» необходимо было прекратить действия по отказу в заключении с <…> договора о подключении к сетям газораспределения путем направления в срок до 30.04.2015 включительно в адрес <…> подписанного договора о подключении и выполнении при этом требований Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Правила подключения), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314. Срок информирования Удмуртского УФАС России о выполнении предупреждения был установлен до 05.05.2015 включительно.

В установленный предупреждением срок информации от ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» о выполнении предупреждения, либо ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения Удмуртским УФАС России получено не было. Предупреждение было обжаловано ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.06.2015 по делу №А71-4602/2015, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу №А71-4602/2015 предупреждение Удмуртского УФАС России от 16.04.2015 признано законным. В связи с невыполнением предупреждения, согласно п. 3.5. Приказа ФАС России №874 от 14.12.2011, наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределения Ижевск» признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа №156 от 08.05.2015 «О возбуждении дела №АА06-06/2015-24 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2015-24.

Определением о назначении от 12.05.2015 рассмотрение дела было назначено на 24.06.2015 в 09 часов 30 минут.

Определением об отложении от 24.06.2015 рассмотрение дела было отложено на 22.07.2015 в 13 часов 00 минут.

Определением об отложении от 22.07.2015 рассмотрение дела было отложено на 17.09.2015 в 10 часов 00 минут.

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

Заявлением от 12.01.2015 <…> обратился в адрес ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» с заявкой (офертой) на заключение договора подключения к сетям газораспределения дома.

ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес <…> письмо от 19.01.2015 г. №01-09/29 (далее – письмо от 19.01.2015) о невозможности заключения с ним договора подключения к сети газораспределения дома  в связи с необходимостью получения <…> письменного разрешения от ИП <…>. Данное требование основано на письменном заявлении ИП <…>.

Согласно п. 59 Правил подключения, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пп. «а» п. 61 Правил подключения, заявка о подключении (технологическом присоединении) подается в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 62 Правил подключения, договор о подключении является публичным.

В соответствии с п. 63 Правил подключения, для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия.

Технические условия от 27.12.2012 №1013-«З» были выданы <…> РОАО «Удмуртгаз». Согласно решению Собрания акционеров от 17.06.2014, фирменное название Общества изменено на ОАО «Газпром газораспределение Ижевск».

Следовательно, для заключения договора о подключении <…> должен был обратиться с заявлением в ОАО «Газпром газораспределение Ижевск».

Согласно абз. 1 п. 73 Правил подключения, в случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

Сведений от ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» о том, что <…> документы представлены не в полном объеме, не поступало. Письмо о возвращении документов в связи с представлением документов не в полном объеме в Удмуртское УФАС России не представлено.

В соответствии с абз. 2 п. 73 Правил подключения, отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не допускается.

Согласно п. 69 Правил подключения, к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, прилагаются следующие документы:

а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);

в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя;

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);

д) копии заключений газотранспортной организации и газораспределительной организации, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя (при наличии такой сети), о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (в случае, когда максимальный часовой расход газа превышает 300 куб. метров);

е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).

Следовательно, ОАО «Газпром газораспределение» не имело права отказывать <…> в заключении договора о подключении, так как разрешение третьего лица не указано среди документов, прилагаемых к заявке о подключении, поэтому требовать данное разрешение у ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» не было нормативно-правовых оснований.

В письме от 19.01.2015 в качестве основания требования разрешения на подключение к сетям газораспределения указано получение письменного заявления ИП <…>, данное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении договора о подключении к сетям газораспределения.

По абз. 1 п. 74 Правил подключения, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

Заявление <…> было получено ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» 13.01.2015, о чем имеется отметка на заявлении, следовательно, так как оснований для возвращения документов не имелось, то ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» должно было направить в адрес <…> подписанный со своей стороны проект договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах в срок до 12.02.2015 включительно, вместо этого ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» направило <…> письмо от 19.01.2015, в котором содержался необоснованный отказ от подключения дома к сетям газораспределения.

Доказательств направления <…> со стороны ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» подписанного проекта договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах в Удмуртское УФАС России представлено не было.

ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» осуществляет транспортировку газа по трубопроводам.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), транспортировка газа по трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действие ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», выразившееся в необоснованном отказе <…> в заключении договора о подключении к сетям газораспределения является нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» на рынке транспортировки газа по трубопроводам.

Комиссия установила, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г. (период времени с 13.02.2015), так как до 12.02.2015 включительно ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» должно было направить в адрес <…> подписанный проект договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах.

Продуктовые границы определены как услуги по транспортировке газа по трубопроводам, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественным мопонолиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы определены территорией пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Газпром газораспределение Ижевск». На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей газораспределения), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям), <…> не имеет возможности обратиться за подключением к сетям газораспределения в иные организации, помимо ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», кроме этого, обратиться с заявлением о подключении к сетям газораспределения к иной организации <…> не мог в силу п. 63 Правил подключения, так как ранее <…> получал технические условия в РОАО «Удмуртгаз» (в настоящее время – ОАО «Газпром газораспределение Ижевск»).

В связи с установлением фактов нарушения ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» требований Закона «О защите конкуренции» (п. 5 ч. 1 ст. 10), в соответствии с полномочиями, определенными п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем направления в адрес <…> подписанного проекта договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» и виновных должностных лиц ОАО «Газпром газораспределение Ижевск».

 Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона «О естественных монополиях».

2. Признать ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем экономически или технологически необоснованного отказа от заключения с <…> договора о подключении жилого дома к сетям газораспределения.

3. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» и виновных должностных лиц ОАО «Газпром газораспределение Ижевск».

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии    

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны