Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-423 о нарушении антимонопольно... от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 06 октября 2015 года

изготовлено 08 октября 2015 года                                                                           г. Ижевск

 

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – старший специалист 3 разряда финансово-административного отдела, рассмотрев дело № АА06-06/2015-423, о нарушении МУП г. Воткинска «Водоканал» (Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Королева, д. 24, ИНН 1828000481) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 06.10.2015

в присутствии:

представителя ответчика МУП г. Воткинска «Водоканал» – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Приказом Удмуртского УФАС России №205 от 30.06.2015, была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП г. Воткинска «Водоканал» (г. Воткинск, ул. Королева, д. 24, ИНН 1828000481), предметом проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства МУП г. Воткинска «Водоканал» при осуществлении деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в том числе деятельности по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в период с 01.07.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 30.06.2015.

В связи с наличием в действиях МУП г. Воткинска «Водоканал» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 11.09.2015 №264 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № АА 06-06/2015-423.

Определением от 11.09.2015 рассмотрение дела №АА06-07/2015-423 было назначено на 06.10.2015 в 09 часов 30 минут.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы Ответчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктами 7, 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, правообладатель земельного участка вправе обратиться в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, с запросом о предоставлении технических условий.

Согласно пункту 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

 

14.05.2015 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступил запрос ООО «РСУ-Сервис» о предоставлении технических условий подключения объекта капитального строительства малоэтажной застройки «Южный» в г. Воткинске к сети водопровода.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» было обязано определить и предоставить технические условия до 03.06.2015 включительно.

03.07.2015 года ООО «РСУ-Сервис» были получены технические условия №172 на подключение к водопроводу и канализации объекта капитального строительства микрорайон малоэтажной застройки «Южный» г. Воткинск.

В соответствии с возражениями МУП г. Воткинска «Водоканал» от 27.08.2015 № 07-2060 (далее – возражения) на акт проверки №111 от 11.08.2015, срок выдачи ООО «РСУ-Сервис» технических условий увеличился не по вине МУП г. Воткинска «Водоканал», а в связи с поступившим от Заказчика заявлением с просьбой выдать технические условия в установленный им срок.

Согласно заявлению ООО «РСУ-Сервис» от 25.05.2015 №В-92, ООО «РСУ-Сервис» просит МУП г. Воткинска «Водоканал» выдать технические условия после 03.07.2015.

Таким образом, по просьбе ООО «РСУ-Сервис» момент выдачи технических условий был перенесен на более позднюю дату.

Технические условия №172 были утверждены 23.06.2015, хотя по п. 9 Правил МУП г. Воткинска «Водоканал» обязано было не только предоставить технические условия, но и определить их. Срок выдачи технических условий был перенесен по инициативе Заказчика, но срок определения технических условий составлял до 03.06.2015 включительно.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок определения технических условий в отношении ООО «РСУ-Сервис».

 

30.04.2015 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступило заявление <…> о предоставлении технических условий подключения жилого дома.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» было обязано определить и предоставить технические условия до 25.05.2015 включительно.

10.06.2015 года <…> были получены технические условия №149 на подключение объекта капитального строительства к канализации.

Согласно возражениям, при рассмотрении заявки <…> специалистами МУП г. Воткинска «Водоканал» было установлено, что по данному адресу находится автосервис, а не жилой дом, 15.05.2015 был направлен запрос в Администрацию г. Воткинска, после получения ответа (28.05.2015) были выданы технические условия.

Согласно письму Администрации г. Воткинска от 26.05.2015 №3298, проведено обследование земельного участка, установлено, что данный дом является жилым, используется по целевому назначению (для ведения личного хозяйства, обслуживания дома).

Таким образом, оснований для продления срока определения и предоставления технических условий не имелось.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок определения и предоставления технических условий в отношении <…>.

 

12.05.2015 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступило заявление <…> о предоставлении технических условий подключения жилого дома.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» было обязано определить и предоставить технические условия до 01.06.2015 включительно.

02.06.2015 года МУП г. Воткинска «Водоканал» были выданы технические условия №117 на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения.

Согласно возражениям, <…> было предложено для подключения канализации в частный канализационный колодец получить письменное согласие владельцев сети (ответственность за проведение процедуры согласования возлагается на заявителя), 25.05.2015 <…> был предоставлен лист согласования о подключении к канализационному колодцу, после чего 02.06.2015 МУП г. Воткинска «Водоканал» выдало технические условия №117.

В соответствии с п. 17 Правил, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее – основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, технические условия в случае подключения к существующим сетям, принадлежащим другому лицу, могут выдаваться либо данным лицом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, либо ресурсоснабжающей организацией и данным лицом по соглашению.

Исходя из положений Правил, на заявителя не возложено обязанности по осуществлению согласования с владельцами технологически связанных сетей.

Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 10.12.2013 по делу №А43-30597/2012, в соответствии с п. 14, п. 17 Правил №83, обязанность определять и предоставить технические условия, а также согласовать их с организациями, владеющими технологически связанными сетями, возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Исходя из изложенного, МУП г. Воткинска «Водоканал» самостоятельно должно было провести процедуру согласования, определив и предоставив технические условия <…> в установленный срок.

01.06.2015 технические условия были утверждены, поэтому срок определения технических условия <…> не нарушен.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок предоставления технических условий в отношении <…>.

 

21.04.2015 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступило заявление <…> на подключение объекта капитального строительства.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» было обязано определить и предоставить технические условия до 14.05.2015 включительно.

02.06.2015 года МУП г. Воткинска «Водоканал» были выданы технические условия №118 подключения объекта капитального строительства к сетям водоотведения.

Согласно возражениям, МУП г. Воткинска «Водоканал» предложило <…> для подключения канализации в частный канализационный колодец получить письменное согласие владельцев сети (ответственность за проведение данной процедуры согласования возлагается на заявителя), 25.05.2015 <…> представил лист ознакомления о подключении к канализационному колодцу, после чего 02.06.2015 МУП г. Воткинска «Водоканал» выдало технические условия №118.

Исходя из вышеизложенного, МУП г. Воткинска «Водоканал» самостоятельно должно было провести процедуру согласования, определив и предоставив технические условия <…> в установленный срок.

Технические условия были утверждены 01.06.2015.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок определения и предоставления технических условий в отношении <…>.

 

07.04.2015 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступило заявление <…> о предоставлении технических условий подключения жилого дома.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» было обязано определить и предоставить технические условия до 27.04.2015 включительно.

01.06.2015 года <…> были получены технические условия №120 подключения объекта капитального строительства к сетям водоотведения.

Согласно возражениям, МУП г. Воткинска «Водоканал» предложило <…> для подключения канализации в частный канализационный колодец получить письменное согласие владельцев сети (ответственность за проведение данной процедуры согласования возлагается на заявителя), 25.05.2015 <…> представила лист ознакомления о подключении к канализационному колодцу, после чего 01.06.2015 МУП г. Воткинска «Водоканал» выдало технические условия №120.

Исходя из вышеизложенного, МУП г. Воткинска «Водоканал» самостоятельно должно было провести процедуру согласования, определив и предоставив технические условия <…> в установленный срок.

Технические условия были утверждены 01.06.2015.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок определения и предоставления технических условий в отношении <…>.

 

06.04.2015 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступило заявление <…> о предоставлении технических условий подключения жилого дома.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» было обязано определить и предоставить технические условия до 24.04.2015.

01.06.2015 года <…> были получены технические условия №122 подключения объекта капитального строительства к сетям водоотведения.

Согласно возражениям, МУП г. Воткинска «Водоканал» предложило <…> для подключения канализации в частный канализационный колодец получить письменное согласие владельцев сети (ответственность за проведение данной процедуры согласования возлагается на заявителя), 25.05.2015 <…> представил лист ознакомления о подключении к канализационному колодцу, после чего 01.06.2015 МУП г. Воткинска «Водоканал» выдало технические условия №122.

Исходя из вышеизложенного, МУП г. Воткинска «Водоканал» самостоятельно должно было провести процедуру согласования, определив и предоставив технические условия <…> в установленный срок.

Технические условия были утверждены 01.06.2015.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок определения и предоставления технических условий в отношении <…>.

 

В соответствии с пунктом 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении.

Пунктом 94 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).

12.08.2014 года в МУП г. Воткинска «Водоканал» поступило заявление №71 <…> на подключение одноэтажного жилого дома к централизованной системе холодного водоотведения.

Следовательно, МУП г. Воткинска «Водоканал» должно было направить <…> договор о подключении к централизованной системе холодного водоотведения до 11.09.2014 включительно.

12.09.2014 года между МУП г. Воткинска «Водоканал» и <…> был заключен договор №71/14 о подключении указанного объекта к централизованной системе водоотведения. На приложениях №1 №5 стоит отметка об их подписании <…> 12.09.2014 года. Иные сведения о дате направления договора в адрес заявителя отсутствуют.

Согласно возражениям, указанный договор с приложениями в адрес <…> не направлялся, а был лично получен и подписан <…> 12.09.2014.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило 30-дневный срок направления заявителю подписанного договора о подключении к системе холодного водоотведения в отношении <…>.

 

В соответствии с п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Согласно договору №1 от 26.02.2009 (договор №1) о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, Управление муниципального имущества и земельных ресурсов г. Воткинска закрепляет за МУП г. Воткинска «Водоканал» муниципальное имущество.

Согласно п. 2.1. договора №1, закрепленное за МУП г. Воткинска «Водоканал» на праве хозяйственного ведения имущество в его владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных действующим законодательством, Уставом и договором.

В Перечне указано имущество, передаваемое по договору №1, в том числе, водопроводные сети, канализационные сети, здания, машины, техническое оборудование, скважины и иные объекты.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Воткинска №1435 от 08.06.2013, МУП г. Воткинска «Водоканал» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Воткинска. Зоной деятельности гарантирующей организации МУП г. Воткинска «Водоканал» определена территория МО «г. Воткинск». МУП г. Воткинска «Водоканал» обеспечивает холодное водоснабжение и водоотведение в случае, если абоненты (объекты капитального строительства) присоединены в установленном порядке к центральной системе холодного водоснабжения и водоотведения в пределах зоны деятельности.

Таким образом, МУП г. Воткинска «Водоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием системы коммунальной инфраструктуры г. Воткинска.

В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях», водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

На основании вышеизложенного, положение МУП г. Воткинска «Водоканал» является доминирующим.

МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушило срок определения и предоставления технических условий в отношении <…>, <…>, <…>, <…> срок определения технических условий в отношении ООО «РСУ-Сервис», срок предоставления технических условий в отношении <…>, а также срок направления подписанного договора о подключении к системе холодного водоснабжения, водоотведения в отношении <…>.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия МУП г. Воткинска «Водоканал», выразившиеся в нарушении сроков определения и предоставления технических условий, срока направления подписанного договора о подключении к системе холодного водоснабжения, являются нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено МУП г. Воткинска «Водоканал» на рынке водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2014 г. и 2015 г., так как ООО «РСУ-Сервис», <…>, <…>, <…>, <…> обращались в адрес МУП г. Воткинска «Водоканал» с заявлениями о выдаче технических условий в 2015 г., <…> обращалась с заявлением о подключении к системе водоснабжения в 2014 г.

Продуктовые границы определены как услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественным мопонолиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы определены территорией пролегания сетей инженерно-технического обеспечения МУП г. Воткинска «Водоканал». На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей водоснабжения), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), ООО «РСУ-Сервис», <…>, <…>, <…>, <…> не имели возможности обратиться с заявлением о получении технических условий в иные организации, помимо МУП г. Воткинска «Водоканал». <…> также не имела возможности обратиться с заявлением о подключении к системе холодного водоотведения в иные организации, помимо МУП г. Воткинска «Водоканал».

В связи с установлением фактов нарушения МУП г. Воткинска «Водоканал» требований Закона «О защите конкуренции» (ч. 1 ст. 10), в соответствии с полномочиями, определенными п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать МУП г. Воткинска «Водоканал» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем рассмотрения заявлений о выдаче технических условий, заявлений о подключении к системе холодного водоснабжения, водоотведения, с безусловным выполнением положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, а также Постановления Правительства РФ №83 от 13.02.2006.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на

рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МУП г. Воткинска «Водоканал» и виновных должностных лиц МУП г. Воткинска «Водоканал».

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МУП г. Воткинска «Водоканал» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием систем коммунальной инфраструктуры, централизованных систем в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
  2. Признать МУП г. Воткинска «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения срока, установленного Постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006, для определения и предоставления технических условий; а также срока, установленного Постановлением Правительства РФ №644 от 29.07.2013, для направления заявителю подписанного договора о подключении к системе холодного водоснабжения, водоотведения.
  3. Выдать МУП г. Воткинска «Водоканал» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП г. Воткинска «Водоканал» и виновных должностных лиц.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии    

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны