Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-434 о нарушении антимонопольно... от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 15 декабря 2015 года

изготовлено 16 декабря 2015 года                                                                            г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель Управления,

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> –  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум Комиссии имеется), рассмотрев дело №АА06-06/2015-434, о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 15.12.2015

в присутствии:

заявителя <…>,

представителя заявителя <…>,

представителя ответчика ПАО «МРСК Центра и Приволжья» <…> по доверенности от 15.07.2015,

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России 10.09.2015 вх.№7342 поступило заявление <…>  на действия филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в выдаче трудновыполнимых технических условий и договора о технологическом присоединении к электрическим сетям.

В связи с наличием в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 12.11.2015 №323 «О возбуждении дела №АА06-06/2015-434 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2015-434.

Определением от 13.11.2015 рассмотрение дела №АА06-06/2015-434 было назначено на 15.12.2015 в 09 часов 00 минут.

Приказом от 10.12.2015 №345 в Приказ Удмуртского УФАС России от 12.11.2015 №323 были внесены изменения, касающиеся состава Комиссии.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы Ответчика, Комиссия установила следующее.

Как следует из заявления вх.№7342, <…> обратился в адрес филиала «Удмуртэнерго» с заявкой от 08.07.2015 о присоединении энергопринимающих устройств объекта – строящегося дома на земельном участке, расположенном по адресу: <…>

В ответ на заявку от филиала «Удмуртэнерго» был направлен проект договора, по которому <…> вместо 550 руб. необходимо было заплатить 1 542 665, 80 руб. Исходя из представленных документов и технических условий, точка подключения к филиалу «Удмуртэнерго» расположена в д. Башур (КТП №880) на расстоянии 1,6 км. При этом у филиала «Удмуртэнерго» имеется фид. №8 с напряжением 10 кВ, расположенный в д. Красный Кустарь на расстоянии 372 метра до объекта <…>

В соответствии с абз. 1 п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, в адрес заявителей, указанных в п. 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.

В п. 14 Правил указана категория заявителей – физические лица, обратившиеся с заявкой в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.

Согласно техническим условиям от 14.07.2015, п. 1 договора от 14.07.2015, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств <…> составляет 15 кВт, класс напряжения – 0,4 кВ.

Следовательно, в силу положения абз. 1 п. 15 Правил, филиал «Удмуртэнерго» должен был направить в адрес <…> проект договора о технологическом присоединении в срок до 23.07.2015 включительно.

Сопроводительным письмом от 14.07.2015 №12-2-1-1-23/2707 филиал «Удмуртэнерго» направил в адрес <…> проект договора №12-2-1-12015-1/1281-л от 14.07.2015 (далее – проект договора от 14.07.2015), согласно которому ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (в настоящее время – ПАО «МРСК Центра и Приволжья») принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения к источнику питания КТП №880 фид.№4 ПС Завьялово энергопринимающих устройств объекта <…> – жилого дома с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 15 кВт, класс напряжения – 0,4 кВ.

Согласно письму филиала «Удмуртэнерго» от 01.10.2015 вх.№7908, объектом электросетевого хозяйства филиала «Удмуртэнерго» (требуемого класса и напряжения) для технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> является ВЛ-0,4 кВ КТП-880 фидер 4 ПС Завьялово. Расстояние от границ участка заявителя до ближайших объектов электросетевого хозяйства филиала «Удмуртэнерго» (с учетом указанного в заявке класса напряжения), составляет около 1,6 км. Подключить объекты <…> к объекту ВЛ-10 кВ фидер 8 ПС Завьялово, находящемуся на расстоянии около 400 м. до границы участка <…>, не представляется возможным, т.к. данный объект филиала «Удмуртэнерго» имеет класс напряжения 10 кВ, тогда как в заявке <…> указан класс напряжения 0,4 кВ. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств с классом напряжения 0,4 кВ к объектам электросетевого хозяйства напряжением технически невозможно, т.к. повлечет ущерб присоединяемым электроустановкам и иному имуществу <…> (перегорание электрооборудования, возникновение пожара), а также создаст реальные риски причинения вреда жизни или здоровью граждан. Расчет платы по договору с <…> производился исходя из тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики (Постановление от 05.12.2014 №25/3).

Доказательств того, что подключение объекта <…> к источнику питания ВЛ-10 кВ фидер 8 ПС Завьялово технически невозможно, повлечет ущерб присоединяемым электроустановкам и иному имуществу <…> со стороны филиала «Удмуртэнерго» представлено не было.

В соответствии с абз. 1 п. 17 Правил, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно абз. 5 Письма ФСТ России от 15.07.2014 №ЕП-7582/12, плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 рублей.

В соответствии с абз. 4 п. 2 Письма ФСТ России от 26.06.2015 №ЕП-7333/12, под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, класс напряжения которых составляет до 20 кВ (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

<…> относится к категории заявителей, указанных в п. 14 Правил.

Следовательно, довод филиала «Удмуртэнерго» о том, что подключить объект <…> к источнику питания ВЛ-10 кВ фидер 8 ПС Завьялово не представляется возможным, является необоснованным.

Таким образом, филиал «Удмуртэнерго» должен был при обращении <…> с заявкой направить в его адрес проект договора о технологическом присоединении к объекту ВЛ-10 кВ фидер 8 ПС Завьялово, находящемуся на расстоянии около 400 м. до границы участка <…>, несмотря на то, что в заявке указан класс напряжения 0,4 кВ, а класс напряжения объекта составляет 10 кВ, исходя из этого рассчитать плату за технологическое присоединение (в размере не более 550 руб.).

Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.08.2014 по делу №А50-18963/2013.

Вместо этого филиал «Удмуртэнерго», направив проект договора от 14.07.2015, фактически предложил <…> осуществить технологическое присоединение к КТП №880 фид.№4 ПС Завьялово (находящемуся на расстоянии около 1,6 км), вследствие чего плата за технологическое присоединение составила 1 542 665,80 руб.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995, услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Составление филиалом «Удмуртэнерго» проекта договора о технологическом присоединении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка <…>, влечет за собой установление платы за технологическое присоединение в размере, превышающем 550 рублей (а именно -  1 542 665,80 руб.) ведет к ущемлению интересов <…>. Указанное действие филиала «Удмуртэнерго» является нарушением, предусмотренным  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г., т.к. составление проекта договора №12-2-2-1-1-2015-1/1281-л о технологическом присоединении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка <…> имело место в 2015 г. (14.07.2015), проект договора направлен в адрес  <…> 14.07.2015 (сопроводительным письмом №12-2-1-1-23/2707). На момент обращения в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с заявкой у <…> не имелось иной возможности осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям. Согласно абз. 1, 2 п. 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 Продуктовые границы определены как услуги по передаче электрической энергии, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы определены территорией пролегания электрических сетей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в Завьяловском районе Удмуртской Республики, т.к. объекты ВЛ-0,4 кВ КТП №880 фид.№4 ПС Завьялово (который указан в проекте договора №12-2-2-1-1-2015-1/1281-л), ВЛ-10 кВ фид.№8 ПС Завьялово (который располагается на меньшем расстоянии от земельного участка <…> по сравнению с ВЛ-0,4 кВ КТП №880 фид.№4 ПС Завьялово), а также земельный участок <…> располагаются в Завьяловском районе Удмуртской Республики.

Вместе с тем, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представило в Удмуртское УФАС России измененный договор №12-2-1-1-2015-1/1281-л об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в котором указана плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей. Данный договор подписан <…> 24.11.2015.

На заседании Комиссии 15.12.2015 заявитель <…> и представитель заявителя <…> сообщили, что к настоящему моменту между <…> и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащий плату за подключение – 550 рублей.

На заседании Комиссии 15.12.2015 представитель ответчика <…> подтвердила, что договор, содержащий плату за подключение в размере 550 рублей, с <…> уже заключен; производство по делу просит прекратить.

То обстоятельство, что проект договора о технологическом присоединении ранее содержал условие о подключении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка заявителя, приводило к нарушению прав <…>, т.к. в данном случае плата за технологическое присоединение к электрическим сетям составляла 1 542 665,80 руб. вместо 550 рублей. На данный момент плата за технологическое присоединение по измененному договору скорректирована и составляет 550 рублей.

Согласно пояснениям ПАО «МРСК Центра и Приволжья», рассматриваемое в рамках дела №АА06-06/2015-434 нарушение следует переквалифицировать с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» на п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно письму ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 07.12.2015 вх.№9918, от <…> никаких мотивированных возражений, писем претензий в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не поступало.

Довод ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о переквалификации является необоснованным, т.к. доказательств того, что <…> направлял возражения в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» для урегулирования вопроса о размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, в Удмуртское УФАС России не представлено.

Комиссией Удмуртского УФАС России признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не установлено.

Комиссия, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, приходит к выводу, что нарушение и его последствия устранены в добровольном порядке.

В соответствии со ст. 48 Закона «О защите конкуренции», данное обстоятельство является основанием для прекращения дела в связи с устранением нарушения и его последствий.

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ПАО «МРСК  Центра и Приволжья» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем составления проекта договора о технологическом присоединении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка заявителя.

2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  Председатель Комиссии  

<…>

 

  Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны