Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-446 о нарушении антимонопольно... от 4 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 27 января 2016 года

изготовлено 29 января 2016 года                                                                    г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется), рассмотрев дело № АА06-06/2015-446, о нарушении ЗАО «ТСК «Воткинский завод» (427430, Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, 2, ИНН 1828025599) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 09.12.2015

в присутствии:

представителей заявителя ООО «Новый дом» - <…> по доверенности, <…> по доверенности,

представителей ответчика ЗАО «ТСК «Воткинский завод» - <…> по доверенности, <…> по доверенности, <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 20.01.2016

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Новый дом» - <…> по доверенности,

законного представителя заявителя ООО «Новый дом» <…>,

представителя ответчика ЗАО «ТСК «Воткинский завод» - <…> по доверенности,

гражданина <…>,

на заседании Комиссии 27.01.2016

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Новый дом» - <…> по доверенности,

представителей ответчика ЗАО «ТСК «Воткинский завод» - <…> по доверенности, <…> по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России 25.09.2015 вх.№7754 поступила жалоба ООО «Новый дом» на действия ЗАО «ТСК «Воткинский завод», выразившиеся в отказе от оказания услуги по теплоснабжению по договору №К577 от 01.10.2014 в отношении жилого дома №3, расположенного на  границе ул. Серова,  ул. Шпалозаводская г. Воткинска.

В связи с наличием в действиях ЗАО «ТСК «Воткинский завод» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 23.10.2015 №297  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА 06-06/2015-446.

Определением от 23.10.2015 рассмотрение дела №АА06-07/2015-446 было назначено на 09.12.2015 в 13 часов 00 минут.

Определением от 10.12.2015 рассмотрение дела №АА06-06/2015-446 было отложено на 20.01.2016 в 10 часов 00 минут.

Определением от 20.01.2016 срок рассмотрения дела №АА06-06/2015-446 был продлен до 23.07.2016.

Определением от 20.01.2016 рассмотрение дела №АА06-06/2015-446 было отложено на 27.01.2016 в 13 часов 00 минут.

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

Согласно жалобе ООО «Новый дом», 01.10.2014 ООО «Новый дом» и ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заключили договор теплоснабжения №К577, к данному договору было заключено дополнительное соглашение от 30.04.2015, к моменту написания заявления теплоснабжение жилого дома №3 (по поводу которого заключалось дополнительное соглашение от 30.04.2015) не осуществляется. ЗАО «ТСК «Воткинский завод» принуждает ООО «Новый дом» заключить другой договор теплоснабжения.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Воткинска от 21.04.2015 №762, в зоне действия ТЭЦ ОАО «Воткинский завод» (микрорайоны  г. Воткинска: Центральный, Привокзальный, Березовка) присвоен статус единой теплоснабжающей организации ЗАО «ТСК «Воткинский завод».

Между ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и ООО «Новый дом» заключен договор теплоснабжения №К577 от 01.10.2014 (далее – договор от 01.10.2014), согласно которому ЗАО «ТСК «Воткинский завод» через присоединенную сеть подает тепловую энергию в горячей воде и горячую воду, а ООО «Новый дом» принимает и оплачивает тепловую энергию и горячую воду, соблюдает режим потребления и обеспечивает безопасность сетей и исправность приборов оборудования.

30.04.2015 ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и ООО «Новый дом» заключили дополнительное соглашение №1 к договору от 01.10.2014 (далее – дополнительное соглашение), согласно которому в дислокацию договора от 01.10.2014 был включен жилой строящийся дом №3, находящийся по адресу: г. Воткинск, границы ул. Серова, Шпалозаводская. Дополнительное соглашение №1 вступает в силу с момента подписания, действует по 05.05.2015 и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 30.04.2015.

Таким образом, 06.05.2015 дополнительное соглашение перестает действовать. Следовательно, с 06.05.2015 утрачивает силу положение дополнительного соглашения.

Согласно письму ООО «Новый дом» от 25.08.2015 №53 (далее – письмо №53), ООО «Новый дом» просит ЗАО «ТСК «Воткинский завод» направить договор теплоснабжения в отношении жилого дома №3 по ул. Серова.

Согласно письму ЗАО «ТСК «Воткинский завод» от 17.09.2015 №00409, в связи с непредставлением документов (расчет объема тепловых потерь тепловой энергии  в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией, сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики; документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения, разрешение на ввод в эксплуатацию, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, акты готовности теплопотребляющих установок к отопительному сезону) ЗАО «ТСК «Воткинский завод» просит ООО «Новый дом» представить недостающие документы для заключения договора теплоснабжения.

Согласно письму ООО «Новый дом» от 11.09.2015 №61, ООО «Новый дом» просит ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заключить договор теплоснабжения.

Согласно письму ЗАО «ТСК «Воткинский завод» от 16.09.2015 №000397, в связи с непредставлением документов (расчет объема тепловых потерь тепловой энергии  в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией, сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики; документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения, разрешение на ввод в эксплуатацию, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, акты готовности теплопотребляющих установок к отопительному сезону) ЗАО «ТСК «Воткинский завод» просит ООО «Новый дом» представить недостающие документы для заключения договора теплоснабжения.

В соответствии с письмом ООО «Новый дом» от 18.09.2015 №62, так как дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора от 01.10.2014, то условия договора распространяются на соглашение в части, не противоречащей договору. Заявлений о расторжении дополнительного соглашения либо о заключении нового соглашения не поступало, соответственно, отношения между сторонами считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях. В связи с чем ООО «Новый дом» просит ЗАО «ТСК «Воткинский завод» возобновить теплоснабжение жилого дома №3, расположенного по адресу: г. Воткинск, границы ул. Серова, Шпалозаводская в срок до 21.09.2015 в соответствии с договором от 01.10.2014.

В соответствии с п. 35 Правил организации теплоснабжения в РФ (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012, для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

место нахождения организации (место жительства физического лица);

место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

срок действия договора;

сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

банковские реквизиты;

сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

В соответствии с п. 36 Правил, к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, просьба ЗАО «ТСК «Воткинский завод» представить ООО «Новый дом» документы, указанные в п. 35, п. 36 Правил, является законной.

ООО «Новый дом» признает в письме от 18.09.2015 №62, а также в жалобе, что дополнительное соглашение действует по 05.05.2015, все условия договора от 01.10.2014, не затронутые дополнительным соглашением, остаются неизменными.

06.05.2015 дополнительное соглашение перестает действовать. Следовательно, с 06.05.2015 в том числе утрачивает силу положение п. 1 дополнительного соглашения, по которому в перечень объектов теплоснабжения включается строящийся жилой дом №3.

Согласно жалобе, письму №62 заявлений о заключении нового соглашения не поступало.

Таким образом, с 06.05.2015 у ЗАО «ТСК «Воткинский завод» отсутствует обязательство подавать тепловую энергию в отношении дома №3. ООО «Новый дом» имеет право либо обратиться в адрес ЗАО «ТСК «Воткинский завод» с просьбой заключить дополнительное соглашение, либо заключить договор теплоснабжения, по которому ЗАО «ТСК «Воткинский завод» обязуется подавать тепловую энергию в отношении дома №3, приложив все документы, предусмотренные п. 35, п. 36 Правил.

12.10.2015 ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и ООО «Новый дом» заключили дополнительное соглашение №2 к договору №К577 от 01.10.2014, которым пролонгируется действие договора №К577 в отношении жилого строящегося дома №3 по ул. Шпалозаводской до 07.12.2015.

В соответствии с п. 39 Правил, в случае отсутствия в заявке сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов.

 Заявка ООО «Новый дом» от 25.08.2015 №53 о заключении договора теплоснабжения поступила в адрес ЗАО «ТСК «Воткинский завод» 26.08.2015 (вх.№00234). Согласно п. 39 Правил ЗАО «ТСК «Воткинский завод» должно было до 31.08.2015 включительно направить в адрес ООО «Новый дом» предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Письмо № 00409 (содержащее просьбу представить недостающие сведений и информацию) с ответом на заявку вх.№00234 было направлено в адрес ООО «Новый дом» 17.09.2015. В заголовке к данному письму указано, что оно является ответом на письмо №53 от 25.08.2015.

Следовательно, ЗАО «ТСК «Воткинский завод» нарушило срок, составляющий три рабочих дня, установленный п. 39 Правил, для направления заявителю предложения о представлении недостающих сведений и (или) информации.

Между МУП г. Воткинска «Коммунальные тепловые сети» и ЗАО «ТСК «Воткинский завод» был заключен договор аренды №01КД/2014 от 22.08.2014 (далее – договор аренды), согласно которому МУП г. Воткинска «КТС» передает, а ЗАО «ТСК «Воткинский завод» принимает во временное владение и пользование имущество – объекты теплоснабжения, горячего водоснабжения г. Воткинска.

Согласно п. 1.2. договора аренды, целевое назначение передаваемого в аренду имущества: объекты теплоснабжения, участвующие в транспортировке тепловой энергии, для реализации услуг отопления, горячего водоснабжения потребителям г. Воткинска.

Согласно п. 2 Приложения 1 к договору аренды, по данному договору в аренду ЗАО «ТСК «Воткиснкий завод» переданы тепловые сети.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», тепловая сеть – совокупность устройств (включая ЦТП, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с заключением по формированию тарифа на 2015 г. на тепловую энергию (далее – заключение), отпускаемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод», основной вид деятельности организации – передача пара и горячей воды.

В п. 5 заключения указана разновидность регулируемой деятельности – передача тепловой энергии. В п. 20 Приложения 9 к заключению в числе затрат указан тариф на услуги по передаче тепловой энергии.

Исходя из вышеизложенного, ЗАО «ТСК «Воткинский завод» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995, услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Согласно аналитическому отчету от 18.01.2016, ЗАО «ТСК «Воткинский завод» занимает 100% доли на рынке оказания услуги по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в г. Воткинске, присоединенных к строящемуся дому №3 на границе ул. Серова, ул. Шпалозаводской.

Таким образом, положение ЗАО «ТСК «Воткинский завод» является доминирующим.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Нарушение ЗАО «ТСК «Воткинский завод» срока, составляющего три рабочих дня, установленного п. 39 Правил, для направления заявителю предложения о представлении недостающих сведений и (или) информации, является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», ущемляет права ООО «Новый дом» в сфере предпринимательской деятельности, так как в случае направления предложения о представлении недостающих сведений и (или) информации в более поздний срок (по сравнению с установленным в п. 39 Правил) происходит затягивание процесса заключения договора теплоснабжения в отношении строящегося дома №3. ООО «Новый дом» не имело возможности до получения указанного предложения представить в адрес ЗАО «ТСК «Воткинский завод» недостающие документы и сведения, следовательно, ООО «Новый дом» не имело возможности своевременно заключить с ЗАО «ТСК «Воткинский завод» договор теплоснабжения в отношении строящегося дома №3 в границах ул. Серова, ул. Шпалозаводской г. Воткинска.

Довод ЗАО «ТСК «Воткинский завод» о том, что письмо №53 не следует понимать как заявку на заключение договора теплоснабжения, согласно п. 35 Правил, противоречит представленным доказательствам (резолюция на письме №53 (о подготовке ответа на письмо, согласно требованиям Постановления №808), письмо ЗАО «ТСК «Воткинский завод» от 17.09.2015 №437, письмо ЗАО «ТСК «Воткинский завод» от 15.10.2015 вх.№8286).

Действия ЗАО «ТСК «Воткинский завод», выразившиеся в нарушении срока, установленного п. 39 Правил, являются нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на рынке оказания услуги по передаче тепловой энергии.

Комиссия установила, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г. (согласно п. 39 Правил, ЗАО «ТСК «Воткинский завод» должно было до 31.08.2015 включительно направить в адрес ООО «Новый дом» предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов).

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по передаче тепловой энергии, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественным мопонолиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Учитывая специфику и назначение услуги, географические границы рынка оказания услуги по передаче тепловой энергии определены как географические границы пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в г. Воткинске, присоединенных к строящемуся дому №3 на границе ул. Серова, ул. Шпалозаводской.

В связи с установлением факта нарушения со стороны ЗАО «ТСК «Воткинский завод» требований Закона «О защите конкуренции» (ч. 1 ст. 10), в соответствии с полномочиями, определенными п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает необходимым выдать ЗАО «ТСК «Воткинский завод» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем рассмотрения заявок на заключение договоров теплоснабжения с безусловным выполнением положений Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и виновных должностных лиц ЗАО «ТСК «Воткинский завод».

 Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ЗАО «ТСК «Воткинский завод» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем нарушения срока, составляющего три рабочих дня, установленного п. 39 Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012, для направления заявителю предложения о представлении недостающих сведений и (или) информации.

2. Выдать ЗАО «ТСК «Воткинский завод» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и виновных должностных лиц.

Решение и предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  Председатель Комиссии  

<…>

 

  Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны