Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-447 о нарушении антимонопольно... от 14 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 03 марта 2016 года

изготовлено 10 марта 2016 года                                                                      г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…>–  заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков,  <…> –  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум Комиссии имеется), рассмотрев дело №АА06-06/2015-447, о нарушении ООО «Удмуртские коммунальные системы» (426039, г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 11, ИНН 1833037470), ЗАО «Ижевский опытно-механический завод» (Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 12, ИНН 1832028112) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 04.02.2016

в присутствии:

представителя заявителя ООО «УК «Кедр» <…> по доверенности,

представителя ответчика ЗАО «Ижевский опытно-механический завод» <…>,

в отсутствии представителей ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление №426009 93 13216 8 от 08.12.2015,

на заседании Комиссии 03.03.2016

в присутствии:

представителя ответчика ЗАО «Ижевский опытно-механический завод» <…> по доверенности,

в отсутствии:

представителей заявителя ООО «УК «Кедр», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление №426009 95 14760 3 от 11.02.2016,

представителей ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление №426009 95 14763 4 от 11.02.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 29.09.2015 вх.№7826 поступило заявление ООО «УК «КЕДР» на действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в отключении горячей воды в период с 17.09.2015 по день написания заявления (28.09.2015) в отношении МКД г. Ижевска, расположенных по адресам: ул. Гагарина, д. 39, д. 43, д. 45, д. 47, ул. Леваневского, 100.

В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы», ЗАО «Ижевский опытно-механический завод» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 03.12.2015 №339 «О возбуждении дела №АА06-06/2015-447 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2015-447.

Определением от 04.12.2015 рассмотрение дела было назначено на 04.02.2016 в 09 часов 30 минут.

Определением от 04.02.2016 рассмотрение дела было отложено на 03.03.2016 в 10 часов 30 минут.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы Ответчика, Комиссия установила следующее.

Между ЗАО «ИОМЗ» и ООО «УКС» заключен договор горячего водоснабжения №14-002-15 от 11.02.2015 (далее – договор от 11.02.2015), согласно которому ЗАО «ИОМЗ» обязуется подавать ООО «УКС» через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а ООО «УКС» обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.

Согласно пп. «в» п. 13 договора от 11.02.2015, ЗАО «ИОМЗ» имеет право временно прекращать или ограничивать горячее водоснабжение в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с пп. «д» п. 14 договора от 11.02.2015, ООО «УКС» обязан производить оплату горячего водоснабжения в порядке, размере и сроки, определенные договором.

Согласно п. 30 договора от 11.02.2015, ЗАО «ИОМЗ» вправе временно прекратить или ограничить горячее водоснабжение абонента в случаях, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» при условии соблюдения установленного порядка.

В соответствии с п. 31 договора от 11.02.2015, ЗАО «ИОМЗ» в течение одних суток со дня временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения уведомляет о таком прекращении или ограничении ООО «УКС» и орган местного самоуправления – Администрацию Ленинского района г. Ижевска.

В соответствии с  п. 5 ч. 5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении»), условия прекращения или ограничения подачи воды являются существенными условиями договора водоснабжения.

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона «О водоснабжении», организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения за два расчетных периода, установленных этим договором и более.

Согласно ч. 5 ст. 21 Закона «О водоснабжении», в случае, предусмотренном п. 8 ч. 3 ст. 21, прекращение или ограничение водоснабжения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Согласно пп. «д» п. 87 Правил горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №642, прекращение или ограничение горячего водоснабжения может осуществлено в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчетных периода, установленных договором.

Согласно представленным документам (уведомление от 17.09.2015, требование от 11.09.2015,  письмо от 19.11.2015 вх.№9436 и др.), по состоянию на 17.09.2015  задолженность ООО «УКС» перед ЗАО «ИОМЗ» по договору от 11.02.2015 существует за семь расчетных периодов.

Согласно письму ООО «УКС» от 18.09.2015 №Т3153, ООО «УКС» просит ЗАО «ИОМЗ» согласовать график погашения задолженности по договору от 11.02.2015.

В соответствии с письмом ООО «УКС» от 21.09.2015 №Т3167, ООО «УКС» подтверждает существование задолженности  перед ЗАО «ИОМЗ» по договору от 11.02.2015 за семь расчетных периодов   (январь – июль 2015 г.)

Таким образом, ООО «УКС» не опровергает существование задолженности перед ЗАО «ИОМЗ» за семь расчетных периодов по договору от 11.02.2015. Следовательно, у ЗАО «ИОМЗ» имеются основания временно прекратить или ограничить подачу горячей воды в отношении ООО «УКС», т.к. период неоплаты ООО «УКС» по договору от 11.02.2015 превысил и период, установленный п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона «О водоснабжении» (два и более расчетных периода), и период, установленный пп. «д» п. 87 Правил горячего водоснабжения (три и более расчетных периода).

При этом, согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона «О водоснабжении», ЗАО «ИОМЗ» должно было уведомить ООО «УКС» и орган местного самоуправления не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения.

Уведомление в адрес ООО «УКС» было направлено 11.09.2015 (требование исх.№1647-15), которое было получено ООО «УКС» 11.09.2015, согласно отметке о получении. Уведомление в адрес органа местного самоуправления (Администрации Ленинского района г. Ижевска) было направлено ЗАО «ИОМЗ» 17.09.2015 исх.№1689-15.

Письмо ЗАО «ИОМЗ» от 26.08.2015 исх.№1581-15, направленное в адрес Администрации Ленинского района г. Ижевска, а также письмо ЗАО «ИОМЗ» от 28.08.2015 №1589-15 нельзя считать уведомлениями по смыслу п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона «О водоснабжении», т.к. данные письма содержат информацию о вероятной неподаче горячей воды, а не о запланированном, не содержат точной даты прекращения горячего водоснабжения (согласно данным письмам, ЗАО «ИОМЗ» не может гарантировать подачу горячей воды в отношении объектов ООО «УКС» в сентябре 2015 г.).

Подача горячей воды прекратилась с 17.09.2015, следовательно, уведомление в адрес Администрации Ленинского района г. Ижевска направлено с нарушением срока, установленного п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона «О водоснабжении», исходя из положений которого ЗАО «ИОМЗ» должно было направить уведомление до 15.09.2015 включительно.

Таким образом, ЗАО «ИОМЗ» нарушило установленный порядок уведомления о прекращении горячего водоснабжения. 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Нарушение ЗАО «ИОМЗ» установленного порядка уведомления о прекращении горячего водоснабжения нельзя считать нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», так как само по себе нарушение порядка уведомления о прекращении горячего водоснабжения (уведомления Администрации Ленинского района г. Ижевска как органа местного самоуправления) не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, интересов неопределенного круга потребителей.

Факт того, что ООО УК «Кедр» является управляющей организацией по отношению к многоквартирным домам г. Ижевска, расположенным по адресам: ул. Гагарина, д. 39, д. 43, д. 45, д. 47; ул. Леваневского, д. 100, подтверждается договорами управления, протоколами общих собраний собственников в многоквартирных домах, а также информацией, размещенной на официальном сайте ООО УК «Кедр».

Согласно представленным договорам управления, ООО УК «Кедр» обязано предоставлять коммунальную услугу по горячему водоснабжению в отношении собственников указанных многоквартирных домов г. Ижевска.

Между ООО «УКС» и ООО УК «Кедр» заключен договор горячего водоснабжения №Г1125 от 01.01.2015 (далее – договор от 01.01.2015), согласно которому ООО «УКС» обязуется подавать ООО УК «Кедр» через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, а ООО УК «Кедр» обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения, исправность приборов учета.

Согласно абз. 2 п. 1 договора от 01.01.2015, ООО УК «Кедр» является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении к договору.

Согласно Приложению №3 к договору от 01.01.2015, в число объектов горячего водоснабжения по договору от 01.01.2015 входят МКД №39, №43, №45, №47, №100.

В соответствии с пп. «б» п. 13 договора от 01.01.2015, ООО «УКС» обязано обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды в точке подключения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям многоквартирных домов (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.01.1998 №1, льготный порядок прекращения или ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов, предусмотренный в отношении объектов ЖКХ, распространяется на подачу электрической энергии и газа, с 28.08.2012 не распространяется на подачу тепловой энергии.

Согласно заявлению вх.№7826, у ООО УК «Кедр» нет задолженности перед поставщиками коммунальных ресурсов.

Согласно письму ЗАО «ИОМЗ», направленному, в том числе, в адрес ООО «УКС», ООО УК «Кедр», ЗАО «ИОМЗ» приглашает данные организации для обсуждения вопроса обеспечения стабильного горячего водоснабжения, с учетом имеющейся задолженности ООО «УКС» перед ЗАО «ИОМЗ».

Из представленных документов следует, что ЗАО «ИОМЗ» обращалось в адрес Администрации Ленинского района г. Ижевска, Правительства Удмуртской Республики, Прокуратуры Ленинского района, ООО «УКС», ООО УК «Кедр» с письмами, в которых говорилось об имеющейся задолженности ООО «УКС» перед ЗАО «ИОМЗ» по договору от 11.02.2015 и о невозможности гарантировать подачу горячей воды в связи с наличием данной задолженности.

Таким образом, ЗАО «ИОМЗ» предпринимало необходимые меры для того, чтобы предупредить управляющую компанию, органы власти, ООО «УКС» о возможном прекращении подачи горячей воды в связи с наличием задолженности. 

Представленные письма ООО «УКС», адресованные ЗАО «ИОМЗ», не были направлены на согласование подачи ресурса в адрес добросовестных потребителей горячей воды.

Документов, подтверждающих выполнение действий со стороны ООО «УКС», направленных на обеспечение горячей водой добросовестных потребителей (жильцов многоквартирных домов №39, №43, №45, №47 по ул. Гагарина, №100 по ул. Леваневского); от ООО «УКС» в установленные сроки в Удмуртское УФАС России не представлено.

Со стороны ООО «УКС» также не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении достаточных мер, направленных на подачу горячей воды в адрес добросовестных приобретателей горячей воды.

Письма ООО «УКС» от 18.09.2015 №Т3153, письмо ООО «УКС» от 22.09.2015 №Т3170, касающиеся урегулирования задолженности ООО «УКС» перед ЗАО «ИОМЗ», направлены после фактического прекращения подачи горячей воды (17.09.2015).

Письмо ООО «УКС» от 01.09.2015 №51404-10-18-196 содержит лишь просьбу не прекращать подачу горячей воды, но не содержит намерения ООО «УКС» совершить какие-либо действия для предотвращения прекращения подачи горячей воды со стороны ЗАО «ИОМЗ» (не ставится вопрос о согласовании графика погашения задолженности, не передается информация о добросовестных потребителях и т.д.).

Таким образом, ООО «УКС» было известно о наличии задолженности, возникшей за семь расчетных периодов, перед ЗАО «ИОМЗ» по договору горячего водоснабжения. ООО «УКС» было также известно, что в договоре от 11.02.2015 предусмотрено право ЗАО «ИОМЗ» временно прекращать или ограничивать горячее водоснабжение в случаях, предусмотренных законодательством РФ (пп. «в» п. 13 договора от 11.02.2015), в том числе, в случае существования задолженности ООО «УКС» перед ЗАО «ИОМЗ» по данному договору.

Согласно схеме границ ответственности (приложение к договору от 11.02.2015), прекращение подачи горячей воды по договору от 11.02.2015 приведет к неполучении горячей воды, в том числе, многоквартирными домами №39, №43, №45, №47 по ул. Гагарина, №100 по ул. Леваневского г. Ижевска.

Следовательно, ООО «УКС» знало, что прекращение подачи горячей воды по договору от 11.02.2015 приведет к тому, что в адрес МКД №39, №43, №45, №47, №100 горячая вода не поступит.

Согласно письму ООО «УК «Кедр» от 21.01.2016 №09, задолженности ООО «УК «Кедр» перед ООО «УКС» не имелось.

Согласно письму ЗАО «ИОМЗ» от 19.11.2015 вх.№9436, временное прекращение подачи горячей воды действовало с 09 часов 00 минут 17.09.2015 по 09 часов 00 минут 05.10.2015, что подтверждается отчетом о потреблении тепловой энергии за октябрь 2015 г. (тип прибора ТСРВ-022, № прибора 802356).

На заседании Комиссии представитель ЗАО «ИОМЗ» пояснила, что 05.10.2015 подача горячей воды со стороны ЗАО «ИОМЗ» в адрес ООО «УКС» по договору от 11.02.2015 была возобновлена.

Согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

В соответствии с п. 4 Приложения №1 к Правилам, должно осуществляться бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно.

В соответствии с Определением ВАС РФ от 03.09.2012 №ВАС-10923/12 по делу №А53-5885/2011, систематическая неоплата поставляемой обществом тепловой энергии, реализуемой лицам, чьи энергопринимающие устройства имеют технологическое присоединение к тепловым сетям предприятия, что привело к приостановлению отпуска добросовестным потребителям тепловой энергии в необходимом температурном режиме, является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

ООО «УКС» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995, услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Согласно аналитическому отчету от 01.02.2016, ООО «УКС» занимает 100% доли рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ООО «УКС» в г. Ижевске, присоединенных к многоквартирным домам, расположенным по адресам: ул. Гагарина, д. 39, д. 43, д. 45, д. 47; ул. Леваневского, д. 100. Потребители в силу технологического присоединения не имеют иной технической и экономической возможности получения тепловой энергии иначе как через присоединенные тепловые сети.

Таким образом, положение ООО «УКС» на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии является доминирующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Бездействие ООО «УКС», выразившееся в непогашении задолженности перед ЗАО «ИОМЗ» по договору от 11.02.2015, непринятии мер по передаче в адрес ЗАО «ИОМЗ» сведений о добросовестных потребителях, оплачивающих ГВС, непринятии иных мер, направленных на подачу горячей воды в адрес добросовестных приобретателей горячей воды, в итоге привело к неподаче горячей воды в адрес добросовестных потребителей горячей воды, являющихся жильцами МКД №39, №43, №45, №47, №100, нарушает интересы жильцов МКД №39, №43, №45, №47, №100 (на бесперебойное горячее водоснабжение); а также интересы ООО «УК «Кедр» в сфере предпринимательской деятельности (как исполнителя коммунальных услуг по отношению к данным МКД), так как в период с 17.09.2015 по 05.10.2015 ООО «УК «Кедр» как исполнитель коммунальных услуг не могло со своей стороны исполнить обязательство по договорам управления в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении жильцов МКД №39, №43, №45, №47, №100.  

Указанное бездействие ООО «УКС» является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ООО «УКС» на рынке услуг по передаче тепловой энергии в г. Ижевске.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г., т.к. в отношении МКД №39, №43, №45, №47, №100 подача горячей воды была прекращена 17.09.2015, возобновлена 05.10.2015.

Продуктовые границы определены как услуга по передаче тепловой энергии, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественным мопонолиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы определены территорией пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ООО «УКС» в г. Ижевске, технологически присоединенных к МКД, расположенным по адресам: ул. Гагарина, 39, 43, 45, 47; ул. Леваневского, 100. На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (тепловых сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), жильцы данных МКД  не имели возможности получить горячую воду от других хозяйствующих субъектов.

 

Кроме этого, содержание схемы  границ ответственности (приложение к договору от 11.02.2015) было известно также ЗАО «ИОМЗ», следовательно, ЗАО «ИОМЗ» также знало о том, что прекращение подачи горячей воды в отношении ООО «УКС» по договору от 11.02.2015 приведет в конечном счете к тому, что жильцы МКД №39, №43, №45, №47, №100 не получат горячую воду.

Как указано выше, потребители  (жильцы МКД №39, №43, №45, №47, №100) в силу технологического присоединения не имеют иной технической и экономической возможности получения тепловой энергии иначе как через присоединенные тепловые сети.

Прекращение подачи горячей воды со стороны ЗАО «ИОМЗ» привело в конечном счете к тому, что ООО «УК «Кедр» не могло в период с 17.09.2015 по 05.10.2015 исполнить обязательство по договорам управления в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении жильцов МКД №39, №43, №45, №47, №100.

Согласно п. 121 Правил, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.

Довод ЗАО «ИОМЗ» (содержащийся в пояснениях ЗАО «ИОМЗ» от 20.02.2016 вх.№1313) о том, что действия ЗАО «ИОМЗ» не являются нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» так как ЗАО «ИОМЗ» не оказывает гражданам коммунальную услугу по горячему водоснабжению, не заключает соответствующие договоры с гражданами, является необоснованным. Как указывалось выше, ЗАО «ИОМЗ» было известно, что прекращение подачи горячей воды в отношении ООО «УКС» приведет в конечном счете к тому, что жильцы МКД №39, №43, №45, №47, №100 не получат горячую воду. При принятии решения Комиссией принимаются во внимание действия ЗАО «ИОМЗ», направленные на урегулирование конфликта с ООО «УКС», связанного с неоплатой горячей воды, в рамках переговорного процесса, принятие мер воздействия на должника.

На основании вышеизложенного, прекращение подачи горячей воды со стороны ЗАО «ИОМЗ» в конечном счете привело к тому, что горячая вода в адрес МКД №39, №43, №45, №47, №100 17.09.2015 прекратила поступать.

ЗАО «ИОМЗ» осуществляет горячее водоснабжение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях», водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.

Согласно аналитическому отчету от 01.02.2016, ЗАО «ИОМЗ» занимает 100% доли рынка горячего водоснабжения в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ЗАО «ИОМЗ» в  г. Ижевске, присоединенных к сетям инженерно-технического обеспечения ООО «УКС» (присоединенных к многоквартирным домам г. Ижевска, расположенным по адресам: ул. Гагарина, 39, 43, 45, 47; ул. Леваневского, 100).

На основании вышеизложенного, положение ЗАО «ИОМЗ» на рынке горячего водоснабжения является доминирующим.

Прекращение подачи горячей воды со стороны ЗАО «ИОМЗ»  является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», ущемляет права жильцов МКД №39, №43, №45, №47, №100 (на бесперебойное горячее водоснабжение), а также интересы ООО «УК «Кедр» в сфере предпринимательской деятельности (как исполнителя коммунальных услуг по отношению к данным МКД), так как ООО «УК «Кедр» в период с 17.09.2015 по 05.10.2015 не могло исполнить обязательство по договорам управления в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении жильцов МКД №39, №43, №45, №47, №100.

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ЗАО «ИОМЗ» на рынке горячего водоснабжения в г. Ижевске.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г., т.к. в отношении МКД №39, №43, №45, №47, №100 подача горячей воды была прекращена 17.09.2015, возобновлена 05.10.2015.  

Продуктовые границы определены как услуга по горячему водоснабжению, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественным мопонолиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы определены территорией пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ЗАО «ИОМЗ» в г. Ижевске, присоединенных к сетям инженерно-технического обеспечения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (присоединенных к многоквартирным домам г. Ижевска, расположенным по адресам: ул. Гагарина, 39, 43, 45, 47; ул. Леваневского, 100). На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (тепловых сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), жильцы данных МКД  не имели возможности получить горячую воду от других хозяйствующих субъектов.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «УКС», ЗАО «ИОМЗ» и виновных должностных лиц ООО «УКС», ЗАО «ИОМЗ».

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем бездействия, выразившегося в непогашении задолженности перед ЗАО «ИОМЗ» по договору горячего водоснабжения №14-002-15 от 11.02.2015, непринятии мер по передаче в адрес ЗАО «ИОМЗ» сведений о добросовестных потребителях, оплачивающих ГВС, непринятии иных мер, направленных на подачу горячей воды в адрес добросовестных потребителей горячей воды.

2. Признать ЗАО «Ижевский опытно-механический завод» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем прекращения подачи горячей воды, результатом которого является невозможность исполнения ООО «УК «Кедр» договоров управления многоквартирными домами в части оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

3. Выдать ООО «УКС» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Выдать ЗАО «ИОМЗ» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «УКС», ЗАО «ИОМЗ» и виновных должностных лиц ООО «УКС», ЗАО «ИОМЗ».

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

  Председатель Комиссии  

<…>

 

  Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны