Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-464 о нарушении антимонопольно... от 21 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 21 декабря 2015 года

изготовлено 30 декабря 2015 года                                                                            г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший специалист 3 разряда финансово-административного отдела (кворум комиссии имеется),

рассмотрев дело №АА06-06/2015-464, о нарушении ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория Бизнес-центр «Рига-Ленд», строение 3, ООО «Удмуртские коммунальные системы» (426039, г. Ижевск, ул. Буммашевская, д. 11, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

представителя ответчика ПАО «Т Плюс» <…> по доверенности от 24.07.2015г. №51400-04-27/148,

представителя ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» <…> по доверенности от 30.04.2015 №51400-04-27/44,

в отсутствии:

заявителя <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 14.11.2015г. №42600992147057,

заинтересованного лица ТСЖ «К.Либкнехта,26», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 20.11.2015г. №42600992147088,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданина <…> от 08.10.2015 вх.№8072э на действия ПАО «Т Плюс», ООО «УКС», выразившиеся в отсутствии отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Карла Либкнехта ул., д.26, г. Ижевск, по состоянию на 07.10.2015г.

В связи с наличием в действиях ПАО «Т Плюс», ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 05.11.2015г. №316 «О возбуждении дела №АА06-06/2015-464 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2015-464.

Определением от 09.11.2015г. рассмотрение дела №АА06-06/2015-464 было назначено на 14.12.2015 в 16 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 14.12.2015г. был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 21.12.2015г.

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представитель ПАО «Т Плюс», ООО «УКС» - <…> доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержал. Также пояснил, что поставка отопления осуществлялась с ухудшенными параметрами качества. При определении даты начала подачи отопления в МКД, расположенный по адресу: г.Ижевск, ул.Карла Либкнехта, д.26, ПАО «Т Плюс» руководствовалось абз.1 п.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила).

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы Ответчика, Комиссия установила следующее.

Согласно заявлению гражданина <…>, в МКД, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Карла Либкнехта, д.26 (далее - МКД №26) по состоянию на 07.10.2015г. отсутствовало отопление.

Управление МКД №26 осуществляет ТСЖ «К.Либкнехта, 26», что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте организации по электронному адресу: http://тсж26.рф/ с указанием основания управления и протокола собрания собственников МКД о выборе управляющей организации, и в реестре, размещенном на официальном сайте Администрации г.Ижевска.

Между ТСЖ «К.Либкнехта, 26» и ОАО «Волжская ТГК» (ПАО «Т Плюс») был заключен договор теплоснабжения №К2338 от 01.01.2015г., в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.

В соответствии с письменными пояснениями ТСЖ «К.Либкнехта, 26», от 16.10.2015г. исх.№57, отсутствие отопления, связано с тем, что давление в системе отопления до вечера 07.10.2015г. составляло Рп-2,5 ат., Ро-1,5 ат. При норме ориентировочно: Рп-7-8 ат., Ро-5-6 ат. ООО «УКС» объясняло, что недостаточное давление связано с порывами на наружной теплотрассе. Кроме того, в пояснениях указано, что в соответствии с телефонограммой ООО «УКС», отопление запрещается включать до 09.10.2015г.

Согласно письму ПАО «Т Плюс» от 30.10.2015 вх.№8795 подача теплоносителя была осуществлена 08.10.2015г.

Данные сроки включения также подтверждаются письмом ТСЖ «К.Либкнехта, 26» от 16.10.2015г. исх. № 57, ведомостями учета параметров потребления тепла, представленными ТСЖ «К.Либкнехта, 26».

Согласно абз.1 п.5 Правил №354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

В соответствии с п.1 Приказа Администрации г. Ижевска от 08.09.2015 №917п «О начале отопительного периода в городе Ижевске» (далее – Приказ от 08.09.2015), разрешено начало подачи теплоносителя на объекты социальной инфраструктуры и жилищный фонд г. Ижевска не позднее 15.09.2015.

В соответствии с п. 2 Приказа от 08.09.2015, Единым теплоснабжающим организациям и ООО «УКС» приказано обеспечить циркуляцию теплоносителя по квартальным сетям от всех ЦТП и котельных г.Ижевска.

Таким образом, исходя из положений Приказа от 08.09.2015, началом отопительного сезона в г.Ижевске установлено 15.09.2015.

В соответствии с абз. 21 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), документально оформленное решение, принятое органом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, по иным вопросам, является обязательным для исполнения на территории муниципального образования.

Администрация г.Ижевска является органом местного самоуправления в силу абз.14 п.1 ст.2 Федерального закона №131-ФЗ.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в пункте 2.6.9 которых предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, Приказ от 08.09.2015 является обязательным для исполнения на территории г.Ижевска.

Администрация г.Ижевска имеет право установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем предусмотренные положением абз.1 п.5 Правил.

Данное положение подтверждается судебной практикой.

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 24.09.2013 по делу №А06-7603/2012, установление органом местного самоуправления более ранних сроков начала отопительного сезона в условиях нестабильной температуры наружного воздуха, то есть оказания услуг теплоснабжения в более ранние период по сравнению с установленными в пункте 5 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, направлено на защиту прав граждан - потребителей таких услуг, а также на обеспечение нормальной работы социальных организаций. Интересы населения имеют приоритет перед предпринимательскими интересами заявителя. Сама по себе подача теплоносителя в более ранние сроки по сравнению с установленными правилами оказания коммунальных услуг, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, не влечет нарушения экономических интересов теплоснабжающей организации ввиду возмездности договора теплоснабжения.

Согласно Определению ВАС РФ от 20.01.2014 № ВАС-19364/13 по делу №А06-7603/2012, пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг определены условия, при которых подача теплоносителя для нужд отопления является обязательной в силу внешних факторов. Муниципальный орган вправе, исходя из интересов потребителей, установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем сроки, установленные Правилами.

Следовательно, ПАО «Т Плюс» при определении срока подачи отопления в МКД должен был руководствоваться датой начала отопительного сезона, утвержденной Приказом от 08.09.2015г.

Таким образом, подача тепловой энергии в целях отопления в отношении МКД №26 поступила на 23 дня позже начала отопительного сезона в г.Ижевске.

Согласно письму ПАО «Т Плюс» от 30.10.2015 вх.№8795, основная причина отсутствия теплоснабжения в многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ «К.Либкнехта, 26», связана с систематическим возникновением аварийных ситуаций на теплоисточниках и тепловых сетях, а также необходимостью выполнения плановых профилактических и ремонтных работ. Все отключения, а также не включение теплоснабжения происходят ввиду возникновения порывов, а также продолжительные сроки отсутствия ресурса, вызваны большим процентом износа тепловых сетей в городе, возникновением повторных порывов, что приводит к необходимости дальнейшего отключения поврежденного участка и производства ремонтных работ.

Документов, подтверждающих проведение работ, ПАО «Т Плюс» не представило.

Таким образом, ПАО «Т Плюс» не смогло обеспечить подачу теплоносителя в МКД №26 в целях отопления в полном объеме в необходимый срок, указанный в Приказе от 08.09.2015г.

Между ООО «УКС» и ТСЖ «К.Либкнехта, 26» отсутствуют договорные отношения в части оказания услуг по теплоснабжению в целях отопления.

Переписка ПАО «Т Плюс» и ООО «УКС» по вопросу начала поставки отопления в МКД №26 с 15.09.2015г. не велась. Также ПАО «Т Плюс» не представило документы, подтверждающие невозможность оказания услуг по теплоснабжению в целях отопления МКД №26 по причине систематически возникающих аварийных ситуаций на тепловых сетях, принадлежащих на праве аренды ООО «УКС».

Учитывая тот факт, что ООО «УКС» не оказывает услуги теплоснабжения в отношении МКД №26, Удмуртским УФАС России не установлено нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «УКС» в части непоставки тепловой энергии в рассматриваемые многоквартирные дома.

В связи с необходимостью установления доминирующего положения ПАО «Т Плюс» на рынке теплоснабжения, Удмуртским УФАС России был проведен Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению (далее – рынок теплоснабжения) на территории г.Ижевска за период 01.01.2015-01.10.2015г.

По результатам проведенного анализа рынка, 09.12.2015г. Удмуртским УФАС России подготовлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению на территории г.Ижевска за период 01.01.2015-01.10.2015г.

Согласно аналитическому отчету, целью проведения анализа рынка теплоснабжения является: актуализация информации анализа рынка теплоснабжения в географических границах г.Ижевска за период 2013-2014гг. и установление доминирующего положения теплоснабжающих компаний (в том числе единых теплоснабжающих организаций), осуществляющих деятельность на территории г.Ижевска, в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных в отношении ПАО «Т Плюс и ООО «УКС».

Временной период исследования рынка теплоснабжения был определен с 01.01.2015 по 01.10.2015г.

Продуктовые границы установлены как услуги по теплоснабжению.

Географическими границами рынка теплоснабжения была определена территория г.Ижевска в пределах территориального расположения технологической инфраструктуры (сетей).

В соответствии разделом 5 аналитического отчета установлено, что ПАО «Т Плюс» занимает долю более 50% (72,80%) на рынке теплоснабжения в географических границах г.Ижевска.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Кроме того, в силу особенностей расположения технологической инфраструктуры в сфере теплоснабжения, потребители не могут получить услугу от иных источников теплоснабжения. Доля, занимаемая ПАО «Т Плюс» на локальном рынке теплоснабжения в географических границах отдельных МКД, в том числе в географических границах МКД №26 будет составлять 100%.

Таким образом, положение ПАО «Т Плюс» является доминирующим.

На основании изложенного, бездействие ПАО «Т Плюс», выразившееся в непоставке тепловой энергии в целях отопления в адрес многоквартирного дома №26 с 16.09.2015 года по 08.10.2015 года, является злоупотреблением доминирующим положением и нарушает часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Решение принимается Комиссией с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление ВАС РФ №30 от 30.06.2008 года «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Несоблюдение ПАО «Т Плюс» требований, установленных Правилами, накладывает на жильцов многоквартирного дома №26 неразумное ограничение возможности получения услуги теплоснабжения.

Комиссия, принимая во внимание, что теплоснабжение в отношении МКД №26 было восстановлено 08.10.2015 года, пришла к выводу, что нарушение и его последствия устранены в добровольном порядке.

В соответствии со статьей 48 Закона «О защите конкуренции», данное обстоятельство является основанием для прекращения дела в связи с устранением нарушения и его последствий.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Дело в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
  2. Признать ПАО «Т Плюс» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в неподаче тепловой энергии в целях отопления в отношении МКД, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул. К.Либкнехта, д.26, результатом которых явилось нарушение Приказа Администрации города Ижевска №917п от 08.09.2015г. «О начале отопительного периода в городе Ижевске» и ущемление прав конечных потребителей-граждан на получение тепловой энергии.

3. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Т Плюс» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                            <…>

 

Члены Комиссии:                                                                       <…>

 

        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны