Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-561 от 25 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 02 февраля 2016 года

изготовлено 04 февраля 2016 года                                                                г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется),

рассмотрев дело №АА06-06/2015-561, о нарушении ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» (426076, УР, г.Ижевск, ул.Пушкинская, д.148, ИНН 1835038790) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - Правила),

на заседании Комиссии 02.02.2016г.

в присутствии:

представителя ответчика – «СУ №8102» ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» – <…> (доверенность №49/16-78 от 11.01.2016г.), <…> (доверенность от 26.01.2016г. №49/16-1086),

представителя заинтересованного лица - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»: <…> (доверенность от 01.12.2015г.),

в отсутствии:

представителя заявителя – ГК «Индустриальный» (Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Индустриальная,6), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №АА06-06/2015-561, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600993199178,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России от Министерства энергетики жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Министерство) поступило заявление Председателя ГК «Индустриальный» <…> вх. №8539 от 22.10.2015г. на действия «СУ №8102» ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» (далее – СУ №8102), выразившиеся в незаконном понуждении ГК «Индустриальный» к исполнению договора №101/3-CУ-13 от 30.12.2013г. в части оплаты услуг по содержанию, ремонту и обслуживанию электросетевого хозяйства. В письме Министерства было указано, что СУ №8102, не являясь сетевой организацией, осуществило препятствие перетоку электрической энергии в отношении электросетевого хозяйства ГК «Индустиальный».

 

В связи с наличием в действиях СУ №8102 признаков нарушения п.6 Правил, на основании приказа Удмуртского УФАС России от 28.12.2015г. №353 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с п.62 Правил, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2015-561. Определением о назначении дела №АА06-06/2015-561 к рассмотрению от 28.12.2015г. дело назначено к рассмотрению на 02.02.2016г. в 13 часов 00 минут.

 

В ходе рассмотрения дела представители СУ №8102 доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержали. Пояснили, что ГК «Индустриальный» технологически присоединен к ТП-3. В акте разграничения балансовой эксплуатационной ответственности сторон от 17.12.2013г. допущены опечатки в п.3, в части указания границы ответственности «на нижних контактах отходящего автомата в РУ-0,4 кВ ячейка №2 ТП-1» следует читать «на нижних контактах отходящего автомата в РУ-0,4 кВ ячейка №2 ТП-3», в п.6.1 схема относится к ТП-3. Также представители СУ №8102 пояснили, что содержание кабельной линии, ТП-3, осмотр, профилактика, обслуживание и ремонт наружных систем энергоснабжения, указанные в договоре №101/3-СУ-13 от 30.12.2013г., осуществляется исключительно в отношении электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный», в соответствии с актом разграничения балансовой эксплуатационной ответственности сторон от 17.12.2013г.

Представитель ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержала. Указала, что действия СУ №8102 являются нарушением п.6 Правил и приводят к нарушению прав потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству СУ №8102 и к нарушению прав ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в части невозможности исполнения обязанностей по договорам энергоснабжения, заключенным с такими потребителями.

 

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

30.12.2013г. между ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» и ГК «Индустриальный» был заключен договор №101/3-СУ-13 (далее - Договор) на возмещение эксплуатационных затрат. В соответствии с Договором, исполнитель (СУ №8102) производит содержание кабельной линии, ТП-3, осмотр, профилактику, обслуживание и ремонт наружных систем энергоснабжения, согласно актов разграничения балансовой принадлежности, по 3 категории надежности, для функционирования энергоснабжения ГК «Индустриальный», расположенному по адресу: г.Сарапул, ул.Индустриальная,6, а ГК «Индустриальный» в свою очередь обязуется возместить понесенные исполнителем затраты.

В заявлении <…> указывает на незаконное понуждение исполнения Договора, в связи с тем, что в тарифе на электроэнергию уже учтены эксплуатационные затраты, а акты проводимых работ на ТП-3 в адрес ГК «Индустриальный» не предъявляются.

В соответствии с п.2.1 Договора, СУ №8102 обязано:

- производить осмотр, профилактику, обслуживание и ремонт наружных систем энергоснабжения, проведение планово-предупредительного ремонта, электроизмерений, оперативных переключений;

- ежемесячно вести учет потребляемой электрической энергии, передавать показания группы учета в энергосбытовую компанию;

- ежемесячно выставлять счет для оплаты эксплуатационных затрат;

- при просрочке платежа более 10 дней или при предписании энергосбытовой компании, вводить ограничения энергоснабжения либо отключение.

Вместе с тем, в Договоре не определена обязанность СУ №8102 предъявлять ГК «Индустриальный» акты выполненных работ, проведенных в соответствии с условиями договора, в том числе акты проводимых работ на ТП-3.

В соответствии с письменными пояснениями Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов от 22.10.2015г. вх.№8539, СУ №8102 не является сетевой организацией, не оказывает услуги по передаче электрической энергии и не имеет установленного тарифа на передачу электрической энергии, что также подтверждается письменными пояснениями СУ №8102 от 16.11.2015г. вх.№9084.

03.08.2015г. исх.№48/21-2587 СУ №8102 направило в адрес ГК «Индустриальный» письмо, в котором уведомило, что в соответствии с графиком планово-предупредительных работ (далее - график ППР) распределительное устройство трансформаторной подстанции ТП-3 выводится в ремонт с 06.08.2015г., в связи с этим электропитание ГК «Индустриальный» будет прекращено и просило найти альтернативные точки подключения электроэнергии.

Согласно письменным пояснениям СУ №8102, при выполнении графика планово-предупредительных работ выяснилось, что из-за повышенного потребления электроэнергии (более 30кВт), либо неисправного электросетевого хозяйства в ГК «Индустриальный», на что указывает сгоревший выключатель на 100А и отводящий кабель АВВГ 4*25, вышла из строя ячейка 2.3 распределительного устройства ТП-3. Состояние питающих кабелей ААБЛ 3*120 на 6кВ идущих от РП-25 до ТП-1 протяженностью 940 метров каждый: один подвергающийся ремонту 9 раз и имеющий 9 соединительных муфт не пригоден к восстановлению, второй на основании протокола №14 испытания силового кабеля в критическом состоянии, так как ток утечки более 1000мкА. СУ №8102 взяла на себя все расходы по перекладке питающих кабелей в сумме 1126985 рублей, что подтверждается «Рабочим проектом» кабельной ЛЭП-2*6,0кВ, и локальным сметным расчетом.

Вместе с тем, документы, подтверждающие доводы СУ №8102 о повышенном потреблении электроэнергии (более 30кВт), либо неисправном электросетевом хозяйстве в ГК «Индустриальный» представлены не были.

Фотографии, представленные СУ №8102 на рассмотрение дела не свидетельствуют о том, что электросетевое хозяйство ГК «Индустриальный» привело к возникновению повреждений на сетях СУ №8102.

К письму от 21.01.2016г. вх.№449, СУ №8102 был приложен Акт от 18.06.2014г., в соответствии с которым комиссия в составе: главный энергетик, энергетик и электромонтер филиала «СУ №8102» составили акт о том, что в гаражном кооперативе «Индустриальный» из-за повышенной мощности и не исправной изоляции вышел из строя кабель АВВГ 4*25.

Схожий акт был составлен 24.07.2015г. В нем указано, что в ГК «Индустриальный» из-за неисправной электропроводки вышел из строя автоматический выключатель АЕ-2053-100-00 УЗ, 100А и контактор АВМ 40В заводской №255 (трехполюсный разъединитель) в ячейке 2.3 распределительного устройства ТП-3.

Вместе с тем, акт от 18.06.2014г. и акт от 24.07.2015г. не были подписаны представителем ГК «Индустиальный». Также из содержания актов невозможно установить, тот факт, что причины «повышенной мощности», неисправной изоляции и неисправной электропроводки именно в ГК «Индустриальный» способствовали выходу из строя вышеперечисленного электросетевого оборудования.

В соответствии с актом разграничения балансовой эксплуатационной ответственности сторон от 17.12.2013г., граница электросетевого хозяйства между ГК «Индустриальный» и СУ №8102 установлена на нижних контактах отходящего автомата в РУ-0,4кВ ТП-3.

У питающих кабелей ААБЛ 3*120 на 6кВ, идущих от РП-25 до ТП-1, протяженностью 940 метров каждый, отсутствует непосредственный контакт с электросетевым хозяйством ГК «Индустриальный». Между собой они соединены через ТП-4, ТП-3 и сетевыми кабелями, проложенными между ними.

Таким образом, факт выхода из строя оборудования СУ №8102 по причине ненадлежащего содержания электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный», представителями СУ №8102 не подтвержден.

Документы и пояснения, подтверждающие необходимость отключения ТП-3 по причине сгоревшего выключателя на 100А и отводящего кабеля АВВГ 4*25, представлены не были, как и документы, указывающие на аварийное состояние питающих кабелей ААБЛ 3*120 на 6кВ идущих от РП-25 до ТП-1 протяженностью 940 метров каждый.

Кроме того, исходя из заключения к Протоколу №14 испытания силового кабеля, расположенного на линии ТП РП-25-ТП №1, напряжением 6кВ от 05.03.2014г., следует, что данный кабель годен к работе.

Согласно схеме электроснабжения от 01.05.2014г., электросетевое хозяйство ГК «Индустриальный» технологически присоединенное к ТП-3, последовательно присоединено через ТП-4, ТП-1, к РП-25. Таким образом, в случае возникновения аварийной ситуации на питающем кабеле, идущем от РП-25, введение ограничения режима потребления будет введено, в том числе, в отношении ГК «Индустриальный».

В соответствии с письмом от 20.10.2015г. исх.№49/21-3697, СУ №8102 проинформировало ГК «Индустриальный» о том, что на распределительном устройстве ТП-3 произведен ремонт, электроснабжение ГК «Индустриальный» восстановлено с 09.10.2015г.

Согласно пояснениям представителей СУ №8102 на заседании Комиссии, у СУ №8102 имелась возможность проведения части ремонтных работ без прекращения перетока электрической энергии в отношении электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный», в т.ч. по замене кабелей, идущих от РП-25 до ТП-1, поскольку помимо ПС «Молодежная» 110/6кВ, СУ №8102 также технологически присоединено к ТП-199.

В соответствии с годовым планом графиком ППР на 2015г. Сарапульского участка, представленным СУ №8102, ремонтные работы на ТП-3 проводились с августа по сентябрь, но установить точные сроки проведения ремонтных работ в соответствии с данным графиком, не представляется возможным.

В соответствии с п.1.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973г. №279, система планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых в соответствующем плановом порядке.

Учитывая, что в соответствии с письмом СУ №8102 от 03.08.2015г. исх.№48/21-2587 ремонтные работы проводились в соответствии с графиком ППР, это исключает возможность проведения работ в связи с возникновением аварийной ситуации на ТП-3.

В соответствии с пп. «з» п.2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. №442 (далее - Правила №442), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

Таким образом, СУ №8102 было вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ГК «Индустриальный» в связи с проведением ремонтных работ.

В соответствии с п.30 Правил №442, в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

В соответствии с п.2.2.2 Договора №101/3-СУ-13 от 30.12.2013г., СУ №8102 обязуется сообщать ГК «Индустриальный» о предстоящих отключениях или увеличениях потребляемой мощности.

Учитывая вышеизложенное, СУ №8102 в письме от 03.08.2015г. исх.№48/21-2587 должно было уведомить ГК «Индустриальный» о сроках ограничения режима потребления, однако в письме было сказано лишь о том, с какого дня будет введено ограничение режима потребления электрической энергии.

В соответствии с п.1.1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 09.07.2002г. №204 (далее –ПУЭ), ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 ПУЭ.

Требования ПУЭ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

В соответствии с п.1.2.18 ПУЭ, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В соответствии с п.1.2.21 ПУЭ, для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

Согласно п.1.3 акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 23.01.2012г., ГК «Индустриальный» технологически присоединен к электросетевому хозяйству СУ №8102 по третьей категории надежности электроснабжения суммарной мощностью до 20кВт.

Таким образом, СУ №8102 должно было провести ремонтные работы с отключением электрической энергии в отношении ГК «Индустриальный» в период, не превышающий 1 суток.

Между СУ №8102 и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор энергоснабжения №Р6077 от 07.05.2015г.

Между ГК «Индустриальный» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (в настоящее время - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») заключен договор энергоснабжения №С2747 от 26.12.2013г.

В соответствии с данными договорами, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно письменным пояснениям ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», СУ №8102 не уведомляло общество о введении ограничения в отношении ГК «Индустриальный», а также не согласовывало с обществом составленный график ППР, в связи с исполнением которого было введено ограничение в отношении ГК «Индустриальный». Таким образом, действия СУ №8102 нарушили законные права ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в части невозможности исполнения договора энергоснабжения №С2747 от 26.12.2013г., заключенного с ГК «Индустиальный», по причине отсутствия информации о введенном ограничении режима потребления СУ №8102 в отношении ГК «Индустриальный».

В соответствии с п.6 Правил, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Выше было установлено, что у СУ №8102 отсутствует тариф на передачу электрической энергии, следовательно, оно не является сетевой организацией, однако СУ №8102 осуществляет переток электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства к энергопринимающим устройствам ГК «Индустриальный». Письмом от 03.08.2015г. исх.№48/21-2587 СУ №8102 уведомило ГК «Индустриальный» о проведении ремонтных работ и отключении подачи электрической энергии с 06.08.2015г., но не указало срок возобновления подачи электрической энергии. Учитывая письмо СУ №8102 от 20.10.2015г. исх.№49/21-3697, в котором сообщено о возобновлении подачи электрической энергии с 09.10.2015г. (перерыв в электроснабжении составил 64 дня), максимальный срок прекращения электроснабжения в отношении потребителей, подключенных по 3 категории надежности, установленный ПУЭ и не превышающий 1 суток, не был соблюден.

Таким образом, прекращение подачи электрической энергии в отношении ГК «Индустриальный» в период с 06.08.2015г. по 09.10.2015г. противоречит п.6 Правил в части препятствования перетоку электрической энергии, нарушает законные права ГК «Индустриальный» и иных потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству СУ №8102, а также приводит к нарушению прав ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в части невозможности исполнения обязанностей по договорам энергоснабжения, заключенным с такими потребителями.

На основании установленных обстоятельств, действия СУ №8102 ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России», выразившиеся препятствии перетоку электрической энергии на 64 дня, являются нарушением п.6 Правил.

В соответствии с письменными пояснениями, электроснабжения ГК «Индустриальный» было восстановлено с 09.10.2015г., то есть нарушение п.6 Правил было прекращено.

В соответствии с письмом от 16.11.2015г. вх.№9084, СУ №8102 пояснило, что ремонт электросетевого оборудования, принадлежащего СУ №8102 был выполнен за счет средств СУ №8102, однако в последующем все расходы будут предъявлены потребителям ТП-1 в равных долях. Также СУ №8102 указало, что в случае отказа от оплаты ГК «Индустриальный» будет отключен от ТП-1.

Согласно пояснениям представителей СУ №8102, возмещение эксплуатационных затрат по Договору осуществляется в связи с проведением работ за границей балансовой принадлежности в сторону электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный». Однако, в п.1.1 Договора, указано, что СУ №8102 производит содержание, в том числе ТП-3. Таким образом, СУ №8102 возлагает обязанность по содержанию и эксплуатации своего электросетевого хозяйства на ГК «Индустриальный».

Учитывая, что в случае отказа ГК «Индустриальный» от оплаты понесенных СУ №8102 затрат на ремонт электросетевого оборудования, принадлежащего СУ №8102, перед ГК «Индустриальным» будет стоять угроза введения ограничения поставки электрической энергии, Комиссия считает необходимым выдать СУ №8102 предписание о недопустимости нарушения Правил, в части препятствия перетоку электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный» и иных потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» и взиманию платы за содержание и ремонт объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России».

 

Руководствуясь пунктами 62, 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861, подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 23, статьей 41 Закона «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» нарушившим п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861.

2. Выдать ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» предписание о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, в части препятствия перетоку электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный» и иных потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» и взиманию платы за содержание и ремонт объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России».

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                              <…>

 

Члены Комиссии:                                                                          <…>

 

                    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны