Решение б/н Решение по делу №АА06-06/2015-561 от 25 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFпринято 02 февраля 2016 года
изготовлено 04 февраля 2016 года г. Ижевск
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется),
рассмотрев дело №АА06-06/2015-561, о нарушении ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» (426076, УР, г.Ижевск, ул.Пушкинская, д.148, ИНН 1835038790) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - Правила),
на заседании Комиссии 02.02.2016г.
в присутствии:
представителя ответчика – «СУ №8102» ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» – <…> (доверенность №49/16-78 от 11.01.2016г.), <…> (доверенность от 26.01.2016г. №49/16-1086),
представителя заинтересованного лица - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»: <…> (доверенность от 01.12.2015г.),
в отсутствии:
представителя заявителя – ГК «Индустриальный» (Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Индустриальная,6), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №АА06-06/2015-561, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600993199178,
УСТАНОВИЛА:
В Удмуртское УФАС России от Министерства энергетики жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Министерство) поступило заявление Председателя ГК «Индустриальный» <…> вх. №8539 от 22.10.2015г. на действия «СУ №8102» ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» (далее – СУ №8102), выразившиеся в незаконном понуждении ГК «Индустриальный» к исполнению договора №101/3-CУ-13 от 30.12.2013г. в части оплаты услуг по содержанию, ремонту и обслуживанию электросетевого хозяйства. В письме Министерства было указано, что СУ №8102, не являясь сетевой организацией, осуществило препятствие перетоку электрической энергии в отношении электросетевого хозяйства ГК «Индустиальный».
В связи с наличием в действиях СУ №8102 признаков нарушения п.6 Правил, на основании приказа Удмуртского УФАС России от 28.12.2015г. №353 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с п.62 Правил, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2015-561. Определением о назначении дела №АА06-06/2015-561 к рассмотрению от 28.12.2015г. дело назначено к рассмотрению на 02.02.2016г. в 13 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела представители СУ №8102 доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержали. Пояснили, что ГК «Индустриальный» технологически присоединен к ТП-3. В акте разграничения балансовой эксплуатационной ответственности сторон от 17.12.2013г. допущены опечатки в п.3, в части указания границы ответственности «на нижних контактах отходящего автомата в РУ-0,4 кВ ячейка №2 ТП-1» следует читать «на нижних контактах отходящего автомата в РУ-0,4 кВ ячейка №2 ТП-3», в п.6.1 схема относится к ТП-3. Также представители СУ №8102 пояснили, что содержание кабельной линии, ТП-3, осмотр, профилактика, обслуживание и ремонт наружных систем энергоснабжения, указанные в договоре №101/3-СУ-13 от 30.12.2013г., осуществляется исключительно в отношении электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный», в соответствии с актом разграничения балансовой эксплуатационной ответственности сторон от 17.12.2013г.
Представитель ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержала. Указала, что действия СУ №8102 являются нарушением п.6 Правил и приводят к нарушению прав потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству СУ №8102 и к нарушению прав ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в части невозможности исполнения обязанностей по договорам энергоснабжения, заключенным с такими потребителями.
Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
30.12.2013г. между ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» и ГК «Индустриальный» был заключен договор №101/3-СУ-13 (далее - Договор) на возмещение эксплуатационных затрат. В соответствии с Договором, исполнитель (СУ №8102) производит содержание кабельной линии, ТП-3, осмотр, профилактику, обслуживание и ремонт наружных систем энергоснабжения, согласно актов разграничения балансовой принадлежности, по 3 категории надежности, для функционирования энергоснабжения ГК «Индустриальный», расположенному по адресу: г.Сарапул, ул.Индустриальная,6, а ГК «Индустриальный» в свою очередь обязуется возместить понесенные исполнителем затраты.
В заявлении <…> указывает на незаконное понуждение исполнения Договора, в связи с тем, что в тарифе на электроэнергию уже учтены эксплуатационные затраты, а акты проводимых работ на ТП-3 в адрес ГК «Индустриальный» не предъявляются.
В соответствии с п.2.1 Договора, СУ №8102 обязано:
- производить осмотр, профилактику, обслуживание и ремонт наружных систем энергоснабжения, проведение планово-предупредительного ремонта, электроизмерений, оперативных переключений;
- ежемесячно вести учет потребляемой электрической энергии, передавать показания группы учета в энергосбытовую компанию;
- ежемесячно выставлять счет для оплаты эксплуатационных затрат;
- при просрочке платежа более 10 дней или при предписании энергосбытовой компании, вводить ограничения энергоснабжения либо отключение.
Вместе с тем, в Договоре не определена обязанность СУ №8102 предъявлять ГК «Индустриальный» акты выполненных работ, проведенных в соответствии с условиями договора, в том числе акты проводимых работ на ТП-3.
В соответствии с письменными пояснениями Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов от 22.10.2015г. вх.№8539, СУ №8102 не является сетевой организацией, не оказывает услуги по передаче электрической энергии и не имеет установленного тарифа на передачу электрической энергии, что также подтверждается письменными пояснениями СУ №8102 от 16.11.2015г. вх.№9084.
03.08.2015г. исх.№48/21-2587 СУ №8102 направило в адрес ГК «Индустриальный» письмо, в котором уведомило, что в соответствии с графиком планово-предупредительных работ (далее - график ППР) распределительное устройство трансформаторной подстанции ТП-3 выводится в ремонт с 06.08.2015г., в связи с этим электропитание ГК «Индустриальный» будет прекращено и просило найти альтернативные точки подключения электроэнергии.
Согласно письменным пояснениям СУ №8102, при выполнении графика планово-предупредительных работ выяснилось, что из-за повышенного потребления электроэнергии (более 30кВт), либо неисправного электросетевого хозяйства в ГК «Индустриальный», на что указывает сгоревший выключатель на 100А и отводящий кабель АВВГ 4*25, вышла из строя ячейка 2.3 распределительного устройства ТП-3. Состояние питающих кабелей ААБЛ 3*120 на 6кВ идущих от РП-25 до ТП-1 протяженностью 940 метров каждый: один подвергающийся ремонту 9 раз и имеющий 9 соединительных муфт не пригоден к восстановлению, второй на основании протокола №14 испытания силового кабеля в критическом состоянии, так как ток утечки более 1000мкА. СУ №8102 взяла на себя все расходы по перекладке питающих кабелей в сумме 1126985 рублей, что подтверждается «Рабочим проектом» кабельной ЛЭП-2*6,0кВ, и локальным сметным расчетом.
Вместе с тем, документы, подтверждающие доводы СУ №8102 о повышенном потреблении электроэнергии (более 30кВт), либо неисправном электросетевом хозяйстве в ГК «Индустриальный» представлены не были.
Фотографии, представленные СУ №8102 на рассмотрение дела не свидетельствуют о том, что электросетевое хозяйство ГК «Индустриальный» привело к возникновению повреждений на сетях СУ №8102.
К письму от 21.01.2016г. вх.№449, СУ №8102 был приложен Акт от 18.06.2014г., в соответствии с которым комиссия в составе: главный энергетик, энергетик и электромонтер филиала «СУ №8102» составили акт о том, что в гаражном кооперативе «Индустриальный» из-за повышенной мощности и не исправной изоляции вышел из строя кабель АВВГ 4*25.
Схожий акт был составлен 24.07.2015г. В нем указано, что в ГК «Индустриальный» из-за неисправной электропроводки вышел из строя автоматический выключатель АЕ-2053-100-00 УЗ, 100А и контактор АВМ 40В заводской №255 (трехполюсный разъединитель) в ячейке 2.3 распределительного устройства ТП-3.
Вместе с тем, акт от 18.06.2014г. и акт от 24.07.2015г. не были подписаны представителем ГК «Индустиальный». Также из содержания актов невозможно установить, тот факт, что причины «повышенной мощности», неисправной изоляции и неисправной электропроводки именно в ГК «Индустриальный» способствовали выходу из строя вышеперечисленного электросетевого оборудования.
В соответствии с актом разграничения балансовой эксплуатационной ответственности сторон от 17.12.2013г., граница электросетевого хозяйства между ГК «Индустриальный» и СУ №8102 установлена на нижних контактах отходящего автомата в РУ-0,4кВ ТП-3.
У питающих кабелей ААБЛ 3*120 на 6кВ, идущих от РП-25 до ТП-1, протяженностью 940 метров каждый, отсутствует непосредственный контакт с электросетевым хозяйством ГК «Индустриальный». Между собой они соединены через ТП-4, ТП-3 и сетевыми кабелями, проложенными между ними.
Таким образом, факт выхода из строя оборудования СУ №8102 по причине ненадлежащего содержания электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный», представителями СУ №8102 не подтвержден.
Документы и пояснения, подтверждающие необходимость отключения ТП-3 по причине сгоревшего выключателя на 100А и отводящего кабеля АВВГ 4*25, представлены не были, как и документы, указывающие на аварийное состояние питающих кабелей ААБЛ 3*120 на 6кВ идущих от РП-25 до ТП-1 протяженностью 940 метров каждый.
Кроме того, исходя из заключения к Протоколу №14 испытания силового кабеля, расположенного на линии ТП РП-25-ТП №1, напряжением 6кВ от 05.03.2014г., следует, что данный кабель годен к работе.
Согласно схеме электроснабжения от 01.05.2014г., электросетевое хозяйство ГК «Индустриальный» технологически присоединенное к ТП-3, последовательно присоединено через ТП-4, ТП-1, к РП-25. Таким образом, в случае возникновения аварийной ситуации на питающем кабеле, идущем от РП-25, введение ограничения режима потребления будет введено, в том числе, в отношении ГК «Индустриальный».
В соответствии с письмом от 20.10.2015г. исх.№49/21-3697, СУ №8102 проинформировало ГК «Индустриальный» о том, что на распределительном устройстве ТП-3 произведен ремонт, электроснабжение ГК «Индустриальный» восстановлено с 09.10.2015г.
Согласно пояснениям представителей СУ №8102 на заседании Комиссии, у СУ №8102 имелась возможность проведения части ремонтных работ без прекращения перетока электрической энергии в отношении электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный», в т.ч. по замене кабелей, идущих от РП-25 до ТП-1, поскольку помимо ПС «Молодежная» 110/6кВ, СУ №8102 также технологически присоединено к ТП-199.
В соответствии с годовым планом графиком ППР на 2015г. Сарапульского участка, представленным СУ №8102, ремонтные работы на ТП-3 проводились с августа по сентябрь, но установить точные сроки проведения ремонтных работ в соответствии с данным графиком, не представляется возможным.
В соответствии с п.1.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973г. №279, система планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых в соответствующем плановом порядке.
Учитывая, что в соответствии с письмом СУ №8102 от 03.08.2015г. исх.№48/21-2587 ремонтные работы проводились в соответствии с графиком ППР, это исключает возможность проведения работ в связи с возникновением аварийной ситуации на ТП-3.
В соответствии с пп. «з» п.2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. №442 (далее - Правила №442), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.
Таким образом, СУ №8102 было вправе ввести ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ГК «Индустриальный» в связи с проведением ремонтных работ.
В соответствии с п.30 Правил №442, в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
В соответствии с п.2.2.2 Договора №101/3-СУ-13 от 30.12.2013г., СУ №8102 обязуется сообщать ГК «Индустриальный» о предстоящих отключениях или увеличениях потребляемой мощности.
Учитывая вышеизложенное, СУ №8102 в письме от 03.08.2015г. исх.№48/21-2587 должно было уведомить ГК «Индустриальный» о сроках ограничения режима потребления, однако в письме было сказано лишь о том, с какого дня будет введено ограничение режима потребления электрической энергии.
В соответствии с п.1.1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 09.07.2002г. №204 (далее –ПУЭ), ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 ПУЭ.
Требования ПУЭ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
В соответствии с п.1.2.18 ПУЭ, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В соответствии с п.1.2.21 ПУЭ, для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
Согласно п.1.3 акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 23.01.2012г., ГК «Индустриальный» технологически присоединен к электросетевому хозяйству СУ №8102 по третьей категории надежности электроснабжения суммарной мощностью до 20кВт.
Таким образом, СУ №8102 должно было провести ремонтные работы с отключением электрической энергии в отношении ГК «Индустриальный» в период, не превышающий 1 суток.
Между СУ №8102 и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор энергоснабжения №Р6077 от 07.05.2015г.
Между ГК «Индустриальный» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (в настоящее время - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») заключен договор энергоснабжения №С2747 от 26.12.2013г.
В соответствии с данными договорами, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно письменным пояснениям ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», СУ №8102 не уведомляло общество о введении ограничения в отношении ГК «Индустриальный», а также не согласовывало с обществом составленный график ППР, в связи с исполнением которого было введено ограничение в отношении ГК «Индустриальный». Таким образом, действия СУ №8102 нарушили законные права ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в части невозможности исполнения договора энергоснабжения №С2747 от 26.12.2013г., заключенного с ГК «Индустиальный», по причине отсутствия информации о введенном ограничении режима потребления СУ №8102 в отношении ГК «Индустриальный».
В соответствии с п.6 Правил, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Выше было установлено, что у СУ №8102 отсутствует тариф на передачу электрической энергии, следовательно, оно не является сетевой организацией, однако СУ №8102 осуществляет переток электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства к энергопринимающим устройствам ГК «Индустриальный». Письмом от 03.08.2015г. исх.№48/21-2587 СУ №8102 уведомило ГК «Индустриальный» о проведении ремонтных работ и отключении подачи электрической энергии с 06.08.2015г., но не указало срок возобновления подачи электрической энергии. Учитывая письмо СУ №8102 от 20.10.2015г. исх.№49/21-3697, в котором сообщено о возобновлении подачи электрической энергии с 09.10.2015г. (перерыв в электроснабжении составил 64 дня), максимальный срок прекращения электроснабжения в отношении потребителей, подключенных по 3 категории надежности, установленный ПУЭ и не превышающий 1 суток, не был соблюден.
Таким образом, прекращение подачи электрической энергии в отношении ГК «Индустриальный» в период с 06.08.2015г. по 09.10.2015г. противоречит п.6 Правил в части препятствования перетоку электрической энергии, нарушает законные права ГК «Индустриальный» и иных потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству СУ №8102, а также приводит к нарушению прав ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в части невозможности исполнения обязанностей по договорам энергоснабжения, заключенным с такими потребителями.
На основании установленных обстоятельств, действия СУ №8102 ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России», выразившиеся препятствии перетоку электрической энергии на 64 дня, являются нарушением п.6 Правил.
В соответствии с письменными пояснениями, электроснабжения ГК «Индустриальный» было восстановлено с 09.10.2015г., то есть нарушение п.6 Правил было прекращено.
В соответствии с письмом от 16.11.2015г. вх.№9084, СУ №8102 пояснило, что ремонт электросетевого оборудования, принадлежащего СУ №8102 был выполнен за счет средств СУ №8102, однако в последующем все расходы будут предъявлены потребителям ТП-1 в равных долях. Также СУ №8102 указало, что в случае отказа от оплаты ГК «Индустриальный» будет отключен от ТП-1.
Согласно пояснениям представителей СУ №8102, возмещение эксплуатационных затрат по Договору осуществляется в связи с проведением работ за границей балансовой принадлежности в сторону электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный». Однако, в п.1.1 Договора, указано, что СУ №8102 производит содержание, в том числе ТП-3. Таким образом, СУ №8102 возлагает обязанность по содержанию и эксплуатации своего электросетевого хозяйства на ГК «Индустриальный».
Учитывая, что в случае отказа ГК «Индустриальный» от оплаты понесенных СУ №8102 затрат на ремонт электросетевого оборудования, принадлежащего СУ №8102, перед ГК «Индустриальным» будет стоять угроза введения ограничения поставки электрической энергии, Комиссия считает необходимым выдать СУ №8102 предписание о недопустимости нарушения Правил, в части препятствия перетоку электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный» и иных потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» и взиманию платы за содержание и ремонт объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России».
Руководствуясь пунктами 62, 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861, подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 23, статьей 41 Закона «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» нарушившим п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861.
2. Выдать ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» предписание о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, в части препятствия перетоку электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства ГК «Индустриальный» и иных потребителей, технологически присоединенных к электросетевому хозяйству ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России» и взиманию платы за содержание и ремонт объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России».
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>