Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела №АА06-06/2016-224 о нарушении ... от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

18 августа 2016 года                                                                                г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства ПАО «Т Плюс»,

в рамках осуществления контроля соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л:

 

В Удмуртское УФАС России 20.06.2016 вх.№4627 поступило заявление ООО «Аргон 19» на действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в уклонении от заключения договора теплоснабжения в отношении многоквартирных домов г. Ижевска, расположенных по адресам: ул. Петрова, д. 12, д. 20, д. 28, д. 34; ул. Автозаводская, д. 20, д. 22; ул. Союзная, д. 1, д. 29, д. 33, д. 47, д. 77, д. 99, д. 101а, д. 125, д. 133; ул. Труда, д. 40, д. 48, д. 48а, д. 50, д. 50а, д. 74, д. 76, д. 78, д. 80; ул. Т. Барамзиной, д. 2, д. 4; ул. Барышникова, д. 1, д. 23, д. 79; ул. Молодежная, д. 1, д. 2, д. 4, д. 8, д. 10, д. 11, д. 12, д. 13, д. 14, д. 16, д. 16а, д. 16б, д. 17, д. 18, д. 22, д. 22а, д. 23, д. 24, д. 24а, д. 33, д. 34, д. 35, д. 36, д. 37, д. 38, д. 40, д. 42, 42а, д. 44, д. 46, д. 48, д. 50, д. 50а, д. 52, д. 53, д. 57, д. 59, д. 81, д. 91а, д. 99, д. 100, д. 101; ул. Первомайская, д. 22, д. 24, д. 26, д. 28, д. 30, д. 32;  ул. 40 лет Победы, д. 50, д. 52, д. 54, д. 56, д. 56а, д. 64, д. 66, д. 72, д. 78; ул. Ворошилова, д. 33а; а также в навязывании условий договора №К2682 от 26.05.2016, противоречащих законодательству.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ПАО «Т Плюс», ООО «Аргон 19» направлялись запросы информации.

В ходе рассмотрения заявления ООО «Аргон 19» было установлено следующее.

Ранее ООО «Аргон 19» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ПАО «Т Плюс» о понуждении к заключению договора теплоснабжения в отношении многоквартирных домов г. Ижевска, расположенных по вышеуказанным адресам. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2016 по делу №А71-12802/2015 заявление ООО «Аргон 19» удовлетворено. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу №А71-12802/2015 Решение от 19.02.2016 оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», единство судебной системы РФ обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Судебными актами по делу №А71-12802/2015 установлено, что ООО «Аргон 19» является управляющей организацией, обязанной предоставлять собственникам помещений в МКД коммунальной услуги по теплоснабжению (т.е. исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению), по отношению к вышеуказанным многоквартирным домам.

Согласно заявлению вх.№4627, 18.05.2015 ООО «Аргон 19» обратилось в адрес ПАО «Т Плюс» с заявлением о заключении договора теплоснабжения, 22.05.2015 ПАО «Т Плюс» приостановило рассмотрение заявления. 10.06.2015 ПАО «Т Плюс» отказало в рассмотрении заявки. 03.07.2015 ООО «Аргон 19» повторно был направлен полный пакет документов, 08.07.2015 ПАО «Т Плюс» направило письмо о прекращении рассмотрения заявки. Таким образом, ПАО «Т Плюс» уклонялось от заключения договора с ООО «Аргон 19».

К заявлению вх.№4627 приложена копия договора теплоснабжения №К2682 от 26.05.2016, в приложении №3 к данному договору указаны многоквартирные дома г. Ижевска, расположенные по адресам: ул. Петрова, д. 12, д. 20, д. 28, д. 34; ул. Автозаводская, д. 20, д. 22; ул. Союзная, д. 1, д. 29, д. 33, д. 47, д. 77, д. 99, д. 101а, д. 125, д. 133; ул. Труда, д. 40, д. 48, д. 48а, д. 50, д. 50а, д. 74, д. 76, д. 78, д. 80; ул. Т. Барамзиной, д. 2, д. 4; ул. Барышникова, д. 1, д. 23, д. 79; ул. Молодежная, д. 1, д. 2, д. 4; ул. 40 лет Победы, д. 64, д. 66, д. 72, д. 78.

В приложении №3 к договору №К2682 не указан многоквартирный дом №33а по ул. Ворошилова г. Ижевска, который был указан в заявлении ООО «Аргон 19» от 18.05.2015.

Согласно письму ООО «Аргон 19» от 06.07.2016 вх.№5192, ПАО «Т Плюс» не является поставщиком тепловой энергии в отношении многоквартирного дома №33а по ул. Ворошилова, так как данный МКД запитан от сетей ООО «Автокотельная».

Таким образом, не указание в договоре №К2682 в качестве объекта теплоснабжения многоквартирного дома №33а по ул. Ворошилова не является нарушением со стороны ПАО «Т Плюс».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения, в том числе, п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, при выявлении признаков нарушения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», предусмотрено направление предупреждения о прекращении нарушения (в данном случае путем направления ПАО «Т Плюс» проекта договора теплоснабжения в адрес ООО «Аргон 19»). Как следует из представленных материалов (в том числе, из заявления вх.№4627, а также из приложенной ООО «Аргон 19» копии проекта договора теплоснабжения №К2682), ПАО «Т Плюс» уже направляло в адрес ООО «Аргон 19» проект договора теплоснабжения, который был получен ООО «Аргон 19». Следовательно, оснований для выдачи предупреждения ПАО «Т Плюс» или возбуждения дела по данному факту не имеется.

Согласно заявлению вх.№4627, ПАО «Т Плюс» направило ООО «Аргон 19» проект договора теплоснабжения №К2682, содержащего условия, противоречащие действующему законодательству.

В соответствии с письмом ООО «Аргон 19» от 06.07.2016 вх.№5192, противоречащими законодательству условиями договора №К2682 являются следующие пункты: абз. 2, абз. 3 п. 2.2.2; п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3.

Договор №К2682 подписан ООО «Аргон 19» с протоколом разногласий.

В соответствии с письмом ПАО «Т Плюс» от 08.07.2016 вх.№5271, 01.07.2016 в ПАО «Т Плюс» поступил протокол разногласий к договору теплоснабжения №К2682, на который ПАО «Т Плюс» 08.07.2016 подготовило протокол урегулирования разногласий.

Согласно протоколу урегулирования разногласий от 08.07.2016, ПАО «Т Плюс» предлагает оставить абз. 2, абз.3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 в редакции ПАО «Т Плюс» (указанной в договоре №К2682).

Согласно абз. 2 п. 2.2.2 договора №К2682, ПАО «Т Плюс» осуществляет прием показаний общедомовых приборов учета.

В соответствии с абз. 3 п. 2.2.2 договора №К2682, ПАО «Т Плюс» осуществляет расчеты, изготовление и доставку платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений.

Согласно п. 4.4.1 договора №К2682, оплата производится собственникам и пользователям жилых помещений в составе многоквартирного дома за коммунальную услугу отопления (стоимости тепловой энергии в составе услуги горячего водоснабжения в случае самостоятельного производства ООО «Аргон 19» коммунальной услуги по горячему  водоснабжению) непосредственно в адрес ПАО «Т Плюс» в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Денежные средства, поступившие от собственников и пользователей жилых помещений засчитываются в счет оплаты ООО «Аргон 19» по договору.

В соответствии с п. 4.4.2 договора №К2682, в случае если размер денежных средств, перечисленных собственниками и пользователями жилых помещений в соответствии с п. 4.4.1 договора, недостаточен для полной оплаты стоимости тепловой энергии за расчетный месяц, оставшаяся сумма оплачивается ООО «Аргон 19» до 15-го числа месяца, следующего за расчетным в адрес ПАО «Т Плюс».

Согласно п. 4.4.3 договора №К2682, оплата производится ООО «Аргон 19» до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, путем внесения в адрес ПАО «Т Плюс» платы за тепловую энергию, использованную для представления коммунальных услуг в месте общего пользования и в нежилые помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с письмом ООО «Аргон 19» вх.№5192, вышеуказанные условия договора №К2682 свидетельствуют о том, что ПАО «Т Плюс» пытается осуществить самостоятельно функции по начислению и сбору платы за коммунальную услугу по отоплению с жильцов МКД. Данная обязанность возлагается на исполнителя коммунальных услуг  - ООО «Аргон 19». ПАО «Т Плюс» заложило в договор №К2682 двойное предъявление к оплате тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды: сначала собственнику (так как данный расход уже заложен в нормативы и тарифы по отоплению), а затем ООО «Аргон 19», при том, что отдельное выделение данной услуги действующим законодательством не допускается.

Согласно абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с п.67 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно пп. «г» п. 31 Правил, исполнитель коммунальных услуг обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Следовательно, на исполнителе коммунальных услуг лежит обязанность, в силу п. 67, пп. «г» п. 31 Правил,  предъявлять потребителям платежные документы за коммунальные услуги, а также производить расчеты размера платы за коммунальные услуги. 

При этом в абз. 3 п. 2.2.2 договора №К2682 указано, что изготовление и доставка платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений в МКД, а также осуществление расчетов осуществляется ПАО «Т Плюс».

Следовательно, условие, установленное в абз. 3 п. 2.2.2 договора №К2682, не соответствует положению п. 67 Правил. Данное условие договора не позволяет ООО «Аргон 19» исполнить обязанность (как исполнителя коммунальной услуги по теплоснабжению) по предъявлению потребителям платежных документов за коммунальную услугу по теплоснабжению.

Согласно пп. «е» п. 31 Правил, исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В абз. 2 п. 2.2.2 договора №К2682 говорится, что прием показаний общедомовых приборов учета осуществляется ПАО «Т Плюс».

Следовательно, условие, указанное в абз. 2 п. 2.2.2 договора №К2682, не соответствует положению пп. «е» п. 31 Правил, так как обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета возлагается на исполнителя коммунальной услуги (то есть на ООО «Аргон 19» как на исполнителя коммунальной услуги по теплоснабжению).

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключен договор отопления (теплоснабжения), в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ.

В ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ установлен случай, когда на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с письмом ООО «Аргон 19» от 06.07.2016 вх.№5192, собственники помещений в МКД, находящихся под управлением ООО «Аргон 19», решения, указанного в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не принимали.

В ст. 171 ЖК РФ говорится об уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, так как исключения (ч. 7.1 ст. 155, ст. 171 ЖК РФ) в данном случае не применяются, то действует положение ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, по которому собственники помещений в МКД вносят плату за коммунальные услуги в адрес управляющей организации (ООО «Аргон 19»).

В п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 сказано, что оплата за коммунальную услугу по теплоснабжению вносится собственниками жилых помещений в МКД непосредственно в адрес ПАО «Т Плюс».

Таким образом, условия п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 противоречат положению ч. 7 ст. 155 ЖК РФ. Данные условия не позволяют ООО «Аргон 19» осуществлять принятие платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с аналитическим отчетом от 09.12.2015 года о результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах г. Ижевска за период с 01.01.2015 года до 01.10.2015 года, ПАО «Т Плюс» занимает долю на рынке в размере 72,8 %.

Таким образом, положение ПАО «Т Плюс» на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах г. Ижевска является доминирующим.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно представленным ООО «Аргон 19» и ПАО «Т Плюс» документам, ООО «Аргон 19» не согласилось с условиями договора №К2682 (абз. 2, 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п.4.4.3), направив в ПАО «Т Плюс» протокол разногласий с предложением исключить данные условия. При этом ПАО «Т Плюс» в направленном протоколе урегулирования разногласий предложил данные условия договора оставить без изменения.

Таким образом, вышеуказанные действия ПАО «Т Плюс» возможно расценить как навязывание условий, не предусмотренных законодательством и являющихся невыгодными для ООО «Аргон 19».

Действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в навязывании ООО «Аргон 19» условий договора №К2682 от 26.05.2016, являющихся невыгодными для ООО «Аргон 19», а также не предусмотренных законодательством, имеют признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 17.08.2016 года № 137 о возбуждении дела №АА06-06/2016-224 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

о п р е д е л и л:

 

         1. Назначить дело №АА06-06/2016-224 к рассмотрению на 16 сентября 2016 года на 09 часов 30 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

 

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя по делу – ООО «Аргон 19» (426072, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, д. 6, ИНН 1832096465).

 

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу – ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория Бизнес-центр «Рига-Ленд», строение 3, ИНН 6315376946).

 

4. Заявителю ООО «Аргон 19», ответчику ПАО «Т Плюс» в срок до 16:00 08.09.2016 представить следующие сведения и документы:

4.1. Письменные пояснения о том, урегулированы ли к моменту получения настоящего определения условия договора №К2682 (абз. 2, 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п.4.4.3), с приложением копий подтверждающих документов (протокол согласования разногласий и др.).

4.2. Письменные пояснения (возражения, дополнения) по информации, изложенной в настоящем определении с приложением копий подтверждающих документов.

4.3. Иные сведения и документы, способствующие рассмотрению дела (по усмотрению).

 

Представленные Комиссии УФАС России подлинные документы будут возвращены по минованию надобности.

При невозможности представления запрашиваемых документов, прошу в установленный срок проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если запрашиваемая Удмуртским УФАС России информация находится в открытом доступе, необходимо указать источник для ее получения, а также реквизиты документов (в таком случае предоставление копий документов не требуется).

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 315, согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <…>.

 

Председатель Комиссии                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны