Решение №АА06-06/2016-224 Решение по делу №АА06-06/2016-224 от 21 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «30» мая 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «01» июня 2017 г.                                                    

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля,

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует),

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев дело № АА06-06/2016-224, возбужденное в отношении ПАО «Т Плюс» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 16.09.2016

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Аргон 19» <…> по доверенности,

представителя ответчика ПАО «Т Плюс» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 21.03.2017

представителя заявителя ООО «Аргон 19» <…> по доверенности,

представителя ответчика ПАО «Т Плюс» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 26.04.2017

в присутствии:

представителя ответчика ПАО «Т Плюс» <…> по доверенности,

в отсутствии:

представителей заявителя ООО «Аргон 19», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление №426072 09 15513 3),

на заседании Комиссии 30.05.2017

в присутствии:

представителя ответчика ПАО «Т Плюс» <…> по доверенности,

в отсутствии:

представителей заявителя ООО «Аргон 19», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство ООО «Аргон 19» о рассмотрении дела в отсутствии представителей ООО «Аргон 19»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 20.06.2016 вх.№4627 поступило заявление ООО «Аргон 19» на действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в уклонении от заключения договора теплоснабжения в отношении многоквартирных домов г. Ижевска, расположенных по адресам: ул. Петрова, д. 12, д. 20, д. 28, д. 34; ул. Автозаводская, д. 20, д. 22; ул. Союзная, д. 1, д. 29, д. 33, д. 47, д. 77, д. 99, д. 101а, д. 125, д. 133; ул. Труда, д. 40, д. 48, д. 48а, д. 50, д. 50а, д. 74, д. 76, д. 78, д. 80; ул. Т. Барамзиной, д. 2, д. 4; ул. Барышникова, д. 1, д. 23, д. 79; ул. Молодежная, д. 1, д. 2, д. 4, д. 8, д. 10, д. 11, д. 12, д. 13, д. 14, д. 16, д. 16а, д. 16б, д. 17, д. 18, д. 22, д. 22а, д. 23, д. 24, д. 24а, д. 33, д. 34, д. 35, д. 36, д. 37, д. 38, д. 40, д. 42, 42а, д. 44, д. 46, д. 48, д. 50, д. 50а, д. 52, д. 53, д. 57, д. 59, д. 81, д. 91а, д. 99, д. 100, д. 101; ул. Первомайская, д. 22, д. 24, д. 26, д. 28, д. 30, д. 32;  ул. 40 лет Победы, д. 50, д. 52, д. 54, д. 56, д. 56а, д. 64, д. 66, д. 72, д. 78; ул. Ворошилова, д. 33а; а также в навязывании условий договора №К2682 от 26.05.2016, противоречащих законодательству.

В связи с наличием в действиях ПАО «Т Плюс» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 17.08.2016 №137 «О возбуждении дела №АА06-06/2016-224 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2016-224.

Определением от 18.08.2016 рассмотрение дела №АА06-06/2016-224 назначено на 16.09.2016 в 09:30.

Определением от 16.09.2016 рассмотрение дела №АА06-06/2016-224 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по судебному делу №А71-9634/2016.

Определением от 02.03.2017 рассмотрение дела №АА06-06/2016-224 возобновлено, рассмотрение назначено на 21.03.2017 в 09:30.

Приказом от 13.03.2017 №69 в состав Комиссии внесены изменения.

Определением от 21.03.2017 рассмотрение дела №АА06-06/2016-224 отложено на 26.04.2017 в 09:30.

26.04.2017 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела №АА06-06/2016-224.

Определением от 26.04.2017 срок рассмотрения дела №АА06-06/2016-224 продлен до 04.11.2017.

Определением от 26.04.2017 рассмотрение дела №АА06-06/2016-224 отложено на 30.05.2017 в 09:00.

 Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

ООО «Аргон 19» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ПАО «Т Плюс» о понуждении к заключению договора теплоснабжения в отношении многоквартирных домов г. Ижевска, расположенных по вышеуказанным адресам. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2016 по делу №А71-12802/2015 заявление ООО «Аргон 19» удовлетворено. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 по делу №А71-12802/2015 Решение от 19.02.2016 оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», единство судебной системы РФ обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Судебными актами по делу №А71-12802/2015 установлено, что ООО «Аргон 19» является управляющей организацией, обязанной предоставлять собственникам помещений в МКД коммунальной услуги по теплоснабжению (т.е. исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению), по отношению к вышеуказанным многоквартирным домам.

Согласно заявлению вх.№4627, 18.05.2015 ООО «Аргон 19» обратилось в адрес ПАО «Т Плюс» с заявлением о заключении договора теплоснабжения, 22.05.2015 ПАО «Т Плюс» приостановило рассмотрение заявления. 10.06.2015 ПАО «Т Плюс» отказало в рассмотрении заявки. 03.07.2015 ООО «Аргон 19» повторно был направлен полный пакет документов, 08.07.2015 ПАО «Т Плюс» направило письмо о прекращении рассмотрения заявки. Таким образом, ПАО «Т Плюс» уклонялось от заключения договора с ООО «Аргон 19».

К заявлению вх.№4627 приложена копия договора теплоснабжения №К2682 от 26.05.2016, в приложении №3 к данному договору указаны многоквартирные дома г. Ижевска, расположенные по адресам: ул. Петрова, д. 12, д. 20, д. 28, д. 34; ул. Автозаводская, д. 20, д. 22; ул. Союзная, д. 1, д. 29, д. 33, д. 47, д. 77, д. 99, д. 101а, д. 125, д. 133; ул. Труда, д. 40, д. 48, д. 48а, д. 50, д. 50а, д. 74, д. 76, д. 78, д. 80; ул. Т. Барамзиной, д. 2, д. 4; ул. Барышникова, д. 1, д. 23, д. 79; ул. Молодежная, д. 1, д. 2, д. 4; ул. 40 лет Победы, д. 64, д. 66, д. 72, д. 78.

В приложении №3 к договору №К2682 не указан многоквартирный дом №33а по ул. Ворошилова г. Ижевска, который был указан в заявлении ООО «Аргон 19» от 18.05.2015.

Согласно письму ООО «Аргон 19» от 06.07.2016 вх.№5192, ПАО «Т Плюс» не является поставщиком тепловой энергии в отношении многоквартирного дома №33а по ул. Ворошилова, так как данный МКД запитан от сетей ООО «Автокотельная».

Таким образом, не указание в договоре №К2682 в качестве объекта теплоснабжения многоквартирного дома №33а по ул. Ворошилова не является нарушением со стороны ПАО «Т Плюс».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения, в том числе, п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, при выявлении признаков нарушения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», предусмотрено направление предупреждения о прекращении нарушения (в данном случае путем направления ПАО «Т Плюс» проекта договора теплоснабжения в адрес ООО «Аргон 19»). Как следует из представленных материалов (в том числе, из заявления вх.№4627, а также из приложенной ООО «Аргон 19» копии проекта договора теплоснабжения №К2682), ПАО «Т Плюс» уже направляло в адрес ООО «Аргон 19» проект договора теплоснабжения, который был получен ООО «Аргон 19». Следовательно, оснований для выдачи предупреждения ПАО «Т Плюс» или возбуждения дела по данному факту не имеется.

Согласно заявлению вх.№4627, ПАО «Т Плюс» направило ООО «Аргон 19» проект договора теплоснабжения №К2682, содержащего условия, противоречащие действующему законодательству.

В соответствии с письмом ООО «Аргон 19» от 06.07.2016 вх.№5192, противоречащими законодательству условиями договора №К2682 являются следующие пункты: абз. 2, абз. 3 п. 2.2.2; п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3.

Договор №К2682 подписан ООО «Аргон 19» с протоколом разногласий.

В соответствии с письмом ПАО «Т Плюс» от 08.07.2016 вх.№5271, 01.07.2016 в ПАО «Т Плюс» поступил протокол разногласий к договору теплоснабжения №К2682, на который ПАО «Т Плюс» 08.07.2016 подготовило протокол урегулирования разногласий.

Согласно протоколу урегулирования разногласий от 08.07.2016, ПАО «Т Плюс» предлагает оставить абз. 2, абз.3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 в редакции ПАО «Т Плюс» (указанной в договоре №К2682).

Согласно абз. 2 п. 2.2.2 договора №К2682, ПАО «Т Плюс» осуществляет прием показаний общедомовых приборов учета.

В соответствии с абз. 3 п. 2.2.2 договора №К2682, ПАО «Т Плюс» осуществляет расчеты, изготовление и доставку платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений.

Согласно п. 4.4.1 договора №К2682, оплата производится собственникам и пользователям жилых помещений в составе многоквартирного дома за коммунальную услугу отопления (стоимости тепловой энергии в составе услуги горячего водоснабжения в случае самостоятельного производства ООО «Аргон 19» коммунальной услуги по горячему  водоснабжению) непосредственно в адрес ПАО «Т Плюс» в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Денежные средства, поступившие от собственников и пользователей жилых помещений засчитываются в счет оплаты ООО «Аргон 19» по договору.

В соответствии с п. 4.4.2 договора №К2682, в случае если размер денежных средств, перечисленных собственниками и пользователями жилых помещений в соответствии с п. 4.4.1 договора, недостаточен для полной оплаты стоимости тепловой энергии за расчетный месяц, оставшаяся сумма оплачивается ООО «Аргон 19» до 15-го числа месяца, следующего за расчетным в адрес ПАО «Т Плюс».

Согласно п. 4.4.3 договора №К2682, оплата производится ООО «Аргон 19» до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, путем внесения в адрес ПАО «Т Плюс» платы за тепловую энергию, использованную для представления коммунальных услуг в месте общего пользования и в нежилые помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с письмом ООО «Аргон 19» вх.№5192, вышеуказанные условия договора №К2682 свидетельствуют о том, что ПАО «Т Плюс» пытается осуществить самостоятельно функции по начислению и сбору платы за коммунальную услугу по отоплению с жильцов МКД. Данная обязанность возлагается на исполнителя коммунальных услуг  - ООО «Аргон 19». ПАО «Т Плюс» заложило в договор №К2682 двойное предъявление к оплате тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды: сначала собственнику (так как данный расход уже заложен в нормативы и тарифы по отоплению), а затем ООО «Аргон 19», при том, что отдельное выделение данной услуги действующим законодательством не допускается.

Согласно абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с п.67 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно пп. «г» п. 31 Правил, исполнитель коммунальных услуг обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Следовательно, на исполнителе коммунальных услуг лежит обязанность, в силу п. 67, пп. «г» п. 31 Правил, предъявлять потребителям платежные документы за коммунальные услуги, а также производить расчеты размера платы за коммунальные услуги. 

При этом в абз. 3 п. 2.2.2 договора №К2682 указано, что изготовление и доставка платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений в МКД, а также осуществление расчетов осуществляется ПАО «Т Плюс».

Следовательно, условие, установленное в абз. 3 п. 2.2.2 договора №К2682, не соответствует положению п. 67 Правил. Данное условие договора не позволяет ООО «Аргон 19» исполнить обязанность (как исполнителя коммунальной услуги по теплоснабжению) по предъявлению потребителям платежных документов за коммунальную услугу по теплоснабжению.

Согласно пп. «е» п. 31 Правил, исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В абз. 2 п. 2.2.2 договора №К2682 говорится, что прием показаний общедомовых приборов учета осуществляется ПАО «Т Плюс».

Следовательно, условие, указанное в абз. 2 п. 2.2.2 договора №К2682, не соответствует положению пп. «е» п. 31 Правил, так как обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета возлагается на исполнителя коммунальной услуги (то есть на ООО «Аргон 19» как на исполнителя коммунальной услуги по теплоснабжению).

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключен договор отопления (теплоснабжения), в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ.

В ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ установлен случай, когда на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с письмом ООО «Аргон 19» от 06.07.2016 вх.№5192, собственники помещений в МКД, находящихся под управлением ООО «Аргон 19», решения, указанного в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не принимали.

В ст. 171 ЖК РФ говорится об уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, так как исключения (ч. 7.1 ст. 155, ст. 171 ЖК РФ) в данном случае не применяются, то действует положение ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, по которому собственники помещений в МКД вносят плату за коммунальные услуги в адрес управляющей организации (ООО «Аргон 19»).

В п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 сказано, что оплата за коммунальную услугу по теплоснабжению вносится собственниками жилых помещений в МКД непосредственно в адрес ПАО «Т Плюс».

Таким образом, условия п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 противоречат положению ч. 7 ст. 155 ЖК РФ. Данные условия не позволяют ООО «Аргон 19» осуществлять принятие платы за коммунальную услугу по теплоснабжению.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с аналитическим отчетом от 24.04.2017 года о результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах г. Ижевска за период с 01.01.2016 года до 31.12.2016 года, ПАО «Т Плюс» занимает долю на рынке в размере 74,68%.

Таким образом, положение ПАО «Т Плюс» на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах г. Ижевска является доминирующим.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения, в том числе, п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно п. 1.4 Приказа ФАС России от 22.01.2016 №57/16 (далее – Приказ от 22.01.2016), принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с п. 3.4 Приказа от 22.01.2016, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В связи с наличием в действиях ПАО «Т Плюс» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», Удмуртское УФАС России выдало ПАО «Т Плюс» предупреждение от 19.07.2016 №ММ01-17-06/6090 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ПАО «Т Плюс» необходимо направить в адрес ООО «Аргон 19» подписанный протокол урегулирования разногласий к договору №К2682 от 26.05.2016, в котором абз.2, абз. 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682 от 26.05.2016 приняты в редакции ООО «Аргон 19».

Данное предупреждение необходимо было выполнить в течение десяти дней с момента получения предупреждения, о выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение от 19.07.2016 было получено ПАО «Т Плюс» 28.07.2016, следовательно, срок для выполнения предупреждения составлял до 08.08.2016 (включительно), срок для информирования Удмуртского УФАС России составлял до 11.08.2016 (включительно).

В указанный срок в Удмуртское УФАС России не поступили доказательства, свидетельствующие о выполнении предупреждения от 19.07.2016.

Ходатайств о продлении срока выполнения предупреждения от 19.07.2016 от ПАО «Т Плюс» в Удмуртское УФАС России к настоящему моменту не поступило.

Следовательно, предупреждение от 19.07.2016 ПАО «Т Плюс» в установленный срок не выполнило.

Согласно представленным ООО «Аргон 19» и ПАО «Т Плюс» документам, ООО «Аргон 19» не согласилось с условиями договора №К2682 (абз. 2, 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п.4.4.3), направив в ПАО «Т Плюс» протокол разногласий с предложением исключить данные условия. При этом ПАО «Т Плюс» в направленном протоколе урегулирования разногласий предложил данные условия договора оставить без изменения.

Таким образом, вышеуказанные действия ПАО «Т Плюс» следует расценивать как навязывание условий, не предусмотренных законодательством и являющихся невыгодными для ООО «Аргон 19».

Данный вывод подтверждается судебными актами по судебному делу №А71-9634/2016.

В соответствии с Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу №А71-9634/2016, ПАО «Т Плюс», игнорируя требования действующего законодательства, регулирующие правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, направляет ООО «Аргон 19» протокол урегулирования разногласий с условиями договора, явно не соответствующими требованиям действующего законодательства, о чем ПАО «Т Плюс» как профессиональному участнику рынка теплоснабжения должно быть известно. Не соответствующие требованиям законодательства условия договора очевидно являются невыгодными для контрагента, обязанного, в свою очередь, соблюдать требования законодательства. Настойчивое и последовательное поведение ресурсоснабжающей организации, занимающей доминирующее положение, по предложению условий, явно противоречащих требованиям законодательства, при заключении публичного договора, свидетельствуют о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно письму ПАО «Т Плюс» от 13.02.2017 вх.№1256, ПАО «Т Плюс» сообщает, что предупреждение от 19.07.2016 №ММ01-17-06/6090 выполнено.

В соответствии с соглашением от 06.02.2017 к договору №К2682 от 26.05.2016, из договора исключены: абз.2, абз. 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2 (данное соглашение подписано с обеих сторон).

Оставление в договоре №К2682 п. 4.4.3 при отсутствии п. 4.4.1, п. 4.4.2 договора не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства, так как денежные средства, полученные от собственников помещений в МКД, ООО «Аргон 19» должно в конечном счете передать в ПАО «Т Плюс» за поставленную тепловую энергию.

При этом выполнение предупреждения после истечения срока, установленного для его выполнения, не свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, не приводит к прекращению антимонопольного дела (как указывалось выше, сроки для выполнения предупреждения и для информирования Удмуртского УФАС России о выполнении истекали в августе 2016 г., при этом соглашение об исключении абз.2, абз. 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2 составлено 06.02.2017, то есть по истечении более чем 5 месяцев после истечения сроков выполнения предупреждения и информирования Удмуртского УФАС России).

Действия ПАО «Т Плюс», выразившееся в навязывании ООО «Аргон 19» условий договора (абз. 2, абз. 3 п. 2.2.2, п. 4.4.1, п. 4.4.2, п. 4.4.3 договора №К2682), невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных действующим законодательством), ущемляют интересы ООО «Аргон 19» в сфере предпринимательской деятельности, являются нарушением, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ПАО «Т Плюс» на рынке теплоснабжения.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2016 г., так как навязывание невыгодных условий договора совершалось ПАО «Т Плюс» в 2016 г.

Продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению, в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы рынка определены территорией г. Ижевска в пределах территориального расположения технологической инфраструктуры.

С учетом установленных обстоятельств дела (в том числе, заключения ООО «Аргон 19» и ПАО «Т Плюс» соглашения от 06.02.2017 к договору №К2682) Комиссия приняла решение не выдавать ПАО «Т Плюс» предписание.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать ПАО «Т Плюс» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем навязывания невыгодных или не относящихся к предмету (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных действующим законодательством) условий договора.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия либо в ФАС России в течение одного месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                            <…>

 

Члены Комиссии:                                                                      <…>

                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны