Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №АА06-06/2016-265 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 22 декабря 2016 года

изготовлено 30 декабря 2016 года                                                                 г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, <…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует); <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (кворум комиссии имеется),

рассмотрев дело № АА06-06/2016-265, возбужденное в отношении ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» и ООО «Республиканский центр робототехники» по признакам нарушения пунктов 1, 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в заседаниях 15.09.2016 г., 22.09.2016 г., 27.10.2016 г., 06.12.2016 г.,

22.12.2016 г.:

в присутствии представителей ответчика – ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова»: <…> (доверенность № 183 от 15.12.2016), <…> (доверенность № 184 от 15.12.2016), <…> (доверенность № 40 от 01.04.2016),

в отсутствие представителей ответчика – ООО «Республиканский центр робототехники», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступили материалы Управления ФСБ России по Удмуртской Республике по факту проведения ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» (далее - ИжГТУ) аукционов и участия в них ООО «Республиканский центр робототехники» для их рассмотрения на предмет наличия (отсутствия) нарушений антимонопольного законодательства.

Указанные материалы свидетельствовали о наличии в действиях ИжГТУ и ООО «Республиканский центр робототехники» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ИжГТУ и ООО «Республиканский центр робототехники» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 29.07.2016 г. № 131 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2016-265.

Определением об отложении рассмотрения дела № АА06-06/2016-265 от 2.09.2016 г. в действиях ИжГТУ были доквалифицированы признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представители ИжГТУ в полном объеме поддержали представленные письменные пояснения. Нарушение антимонопольного законодательства в действиях учреждения не признали. Пояснили, что сотрудники ИжГТУ не оказывали содействия участию в конкурсах ООО «Республиканский центр робототехники».

Представители ООО «Республиканский центр робототехники» в полном объеме поддержали представленные письменные пояснения. Нарушение антимонопольного законодательства в действиях общества не признали.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В Удмуртское УФАС России поступили материалы Управления ФСБ России по Удмуртской Республике по факту проведения ИжГТУ аукционов и участия в них ООО «Республиканский центр робототехники» для их рассмотрения на предмет наличия (отсутствия) нарушений антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения представленных материалов от Управления ФСБ РФ по УР получен компьютер - ноутбук «Самсунг», изъятый в ИжГТУ по уголовному делу №91/45, а также Удмуртским УФАС России получены объяснения <…> - директора ООО «Республиканский центр робототехники», <…> - бывшей сотрудницы ИжГТУ, <…> - ведущего специалиста по организации гос. закупок ИжГТУ, <…> - начальника Управления научно-исследовательских работ ИжГТУ, и установлено следующее.

В 2013-2015г.г.  ИжГТУ заключило 11 договоров на выполнение научных исследований и проведение стажировок.

Договоры заключались по результатам проведенных ИжГТУ торгов:

  1. 26.08.2013 года проведен аукцион №ЭА – 23/2013 на право заключить контракт на оказание услуг по организации стажировок по программам повышения квалификации инженерных кадров в ведущих российских и зарубежных научных учреждениях для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 550 000 рублей. Участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт по максимальной цене.
  2. 26.08.2013 года проведен аукцион №ЭА – 22/2013 на право заключить контракт на оказание услуг по организации стажировок по программам повышения квалификации инженерных кадров в ведущих российских и зарубежных научных учреждениях для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 640 000 рублей. Участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт по максимальной цене.
  3. 25.08.2014г. проведен аукцион № ЭА-17/2014 на право заключить контракт на оказание услуг по организации стажировок по программам повышения квалификации инженерных кадров в ведущих российских и зарубежных научных учреждениях для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 400 000 рублей. Участниками аукциона являлись ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт, и ИП <…> (г.Ижевск, ул.Восточная, 75). В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ООО «Ресурсно-информационный центр» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 144), ООО «НАВА» (ИНН 1835048893), однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».
  4.  24.11.2014г. проведен аукцион № ЭА-94/2014 на выполнение патентных исследований по теме «Разработка и использование процессов (технологий) получения стальных конструкционных наноматериалов и изделий из них» для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 750 000 рублей. На первом этапе аукциона подано 3 заявки, все допущены. По вторым частям заявок рассматривалось 2 заявки: ООО «Республиканский центр робототехники» с которым заключен контракт и ООО «Царская привилегия» (г.Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 8, корп.В). В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения ООО «Научно- производственный инженерный центр «Качество» (г.Ижевск, ул. Студенческая, 7), ООО «Механик» (г.Ижевск, ул.Студенческая, 7), ООО «Научно-производственное объединение «Гидросистемы» (г. Ижевск, ул. К. Маркса, 437), однако указанные организации не принимали участие в торгах.
  5.  24.11.2014г. проведен аукцион №ЭА-95/2014 на выполнение исследований по теме «Определение области исследований технологических подходов к термодеформационному формированию наноразмерной структуры» для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 2 000 000 рублей. Участниками аукциона являлись ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер .Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт, и ООО «ИНФО» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 223а). В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ООО «Предприятие Штамп» (г.Ижевск, ул. Свободы, 171), ООО «СК «Капитал» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 226), однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».
  6.  11.12.2014г. проведен аукцион № ЭА-124/2014 на выполнение исследований по теме «Анализ научно-технической, нормативной и методической литературы при изготовлении стальной проволоки и калибровочной стали сортаментом от 0.5 до 20 мм» для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 400 000 рублей. Участниками аукциона являлись ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт, и ООО «ИНФО» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 223а). В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ЗАО «Стальбурмаш» (г.Ижевск, ул.Студенческая, 7), ООО «СК «Капитал» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 226), однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».
  7.  11.12.2014г. проведен аукцион № ЭА-129/2014 на выполнение работ по изготовлению и исследованию полимерных композитных материалов для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 2 400 000 рублей. Участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт, в целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ООО «СК «Капитал» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 226), ИП <…> (г.Воткинск, ул.Садовникова, 7-18а), однако указанные организации не принимали участие в торгах.
  8.  19.06.2015г. проведен аукцион № ЭА-07/2015/Б на выполнение работ по разработке методики экспериментальных исследований термодеформационного формирования наноразмерной структуры в конструкционных сталях и методики экспериментальных исследований конструктивной прочности в различных условиях эксплуатации конструкционных сталей и деталей изделий машиностроения для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 675 000 рублей. Участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт. В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ООО «ИННОВА» (г.Ижевск, ул.Студенческая, 42), ООО «СК «Капитал», однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».
  9.  19.06.2015г. проведен аукцион № ЭА-08/2015/Б на выполнение работ по исследованию полимерных композитных материалов для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 2 400 000 рублей. Участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт. В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ООО «Научно- производственный инженерный центр «Качество» (г.Ижевск, ул.Студенческая, д. 7), ООО «СК «Капитал» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 226), ООО «ИННОВА» (г.Ижевск, ул. Студенческая, 42), однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».
  10.  16.10.2015г. проведен аукцион № ЭА-23/2015/Б на оказание услуг по организации стажировок по программам повышения квалификации в России и за рубежом для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им.Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 350 000 рублей. Единственным участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт. В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ООО «Многоцелевые беспилотные комплексы», ООО «СК «Капитал», однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».
  11. 27.11.2015г. проведен аукцион № ЭА-36/2015/Б на выполнение работ по разработке эскизной конструкторской и технологической документации для изготовления экспериментальных образцов деталей изделий машиностроения для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова». Начальная максимальная цена контракта 1 775 000 рублей. Участником аукциона являлось ООО «Республиканский центр робототехники» (г.Ижевск, пер.Интернациональный, д. 1), с которым заключен контракт. В целях определения начальной максимальной цены контракта ИжГТУ были получены коммерческие предложения от ЗАО «Стальбурмаш» (г.Ижевск, ул.Студенческая, 7), ООО «СК «Капитал» (г.Ижевск, ул.Пушкинская, 226), однако указанные организации не принимали участие в торгах, а также от ООО «Республиканский центр робототехники».

Анализ проведенных аукционов показывает, что коммерческие предложения в целях определения начальной максимальной цены контракта были получены от нескольких коммерческих организаций, в т.ч. от ООО «Республиканский центр робототехники». Однако коммерческие организации, направившие коммерческие предложения не принимали участие в торгах, за исключением ООО «Республиканский центр робототехники».

Управлением ФСБ России по УР представлены протоколы допросов по уголовному делу №91/52 в качестве свидетелей <…> - заведующего кафедрой конструирования радиоэлектронной аппаратуры ИжГТУ, <…> - заместителя начальника Управления централизованного материально-технического обеспечения ИжГТУ.

Из показаний <…> следует:

Около 3 лет назад к нему обратился проректор ИжГТУ <…>, зная, что у него хорошие отношения с директором ООО «Республиканский центр робототехники», с предложением организовать участие ООО «Республиканский центр робототехники» в электронных торгах, проводимых ИжГТУ на проведение научных изысканий и предложил следующее: при проведении торгов для нужд ИжГТУ будут создаваться искусственные условия, при которых ООО «Республиканский центр робототехники» будет всегда побеждать, с ним будут заключаться контракты на оказание работ, но эти работы выполнять не надо, но результат работ будет предоставляться от имени ООО «Республиканский центр робототехники» для составления отчетности. Все денежные средства, которые будут перечисляться на расчетный счет общества со счета ИжГТУ, необходимо будет обналичить и 90 % от перечисленной суммы передавать ему - <…>. Остальные 10% оставались на возмещение затрат в ООО «Республиканский центр робототехники». <…> пояснял, что этими деньгами он будет рассчитываться с лицами, которые фактически будут выполнять работы. <…> согласился на эти условия, поскольку ИжГТУ являлось одним из учредителей ООО «Республиканский центр робототехники», а <…> был руководителем <…>. После этого, ООО «Республиканский центр робототехники» включали участником торгов, оно побеждало, и <…> - сотрудник ИжГТУ, приносил отчеты о выполненных работах, на отчетах стояли подписи <…> и других должностных лиц ИжГТУ, расписывался также <…>, затем отчеты передавались на подпись директору ООО «Республиканский центр робототехники» <…>, который не вникал в суть того выполнялись ли работы и кем. Также подписывались договоры и акты выполненных работ.

В 2014 г. <…> - заместитель начальника Управления централизованного материально-технического обеспечения ИжГТУ, обратился к <…> и попросил, чтобы ООО «Республиканский центр робототехники» изготовил электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП) на имя руководителя - <…>, и передал ему - <…>, чтобы ООО «Республиканский центр робототехники» могло участвовать в электронных торгах. <…> от имени ООО «Республиканский центр робототехники» обратился в ООО «Ижинформпроект», изготовил ЭЦП и передал ее <…>, ответственному за проведение торгов.

<…> просил <…> привлечь какие-нибудь организации для формальной оценки стоимости лотов, предстоящих торгов, в которых будет участвовать ООО «Республиканский центр робототехники».

<…> пояснил, что является директором ООО СК «Капитал», данное юридическое лицо не осуществляет деятельность. Но и не ликвидировано. Оттиск печати этого общества <…> проставлял по просьбе <…> на документы, которые он предоставлял по предварительной оценке стоимости лотов или отдавал печать для проставления.

Также один раз по просьбе <…> <…> передал ему чистый лист бумаги с оттиском печати ООО «Стальбурмаш», директором которого является зять <…> - <…> (он не знает об этом факте). Бланки этой организации он передал для того, чтобы <…> мог делать коммерческие предложения своим знакомым от имени этой организации.

 

Из показаний <…> следует:

В обязанности <…> входит организация и размещение торгов ИжГТУ. На одном из совещаний, на котором присутствовали в том числе <…>, <…>, <…>, <…> обсуждались вопросы и проблемы, что ИжГТУ напрямую не могло заключить договоры одновременно с несколькими ВУЗами и организациями. Примерно в 2012 году от  <…> поступило предложение, что данные услуги могло бы оказать ООО «Республиканский центр робототехники». Данный вариант всех устроил. Было принято решение о проведении аукциона, возможным победителем которого может стать ООО «Республиканский центр робототехники». <…> от имени ООО «Республиканский центр робототехники» уточнял у <…> порядок участия в аукционах. Через некоторое время <…> принес <…> ЭЦП и комплект документов от ООО «Республиканский центр робототехники». Поскольку <…> не имел познаний в процедуре регистрации на электронных площадках, он оставил ЭЦП и документы и просил зарегистрировать Общество. Сотрудница ИжГТУ <…> зарегистрировала ООО «Республиканский центр робототехники» на электронной площадке Сбербанка на своем компьютере.

Затем в течение недели был объявлен аукцион на повышение квалификации. <…> обратился к <…> с просьбой организовать подачу заявки от имени ООО «Республиканский центр робототехники». Подачу заявки от имени ООО «Республиканский центр робототехники» проводила сотрудница ИжГТУ <…> В дальнейшем, неоднократно <…> видел на столах <…> и <…> ЭЦП ООО «Республиканский центр робототехники».

Из объяснений <…>. - директора ООО «Республиканский центр робототехники», полученных Удмуртским УФАС России, следует:

ООО «Республиканский центр робототехники» (далее – ООО «РЦР») было создано в 2010 г., в качестве одного из учредителей выступало ИжГТУ. Создано было для целей выполнения научных работ и разработок и внедрения их в производство. Штат Общества составляет 2 человека. Для выполнения конкретных работ привлекались внештатные сотрудники, поскольку держать в штате постоянно большое количество сотрудников не выгодно. Тематика работ различна, необходимы различные специалисты.

В 2014-2015гг. ООО «РЦР» участвовало в аукционах, проводимых ИжГТУ. До проведения аукционов работы для нужд ИжГТУ не выполнялись.

<…> не знает, как было зарегистрировано на официальном сайте для участия в торгах ООО «РЦР», поскольку этими вопросами занимался <…> и <…>.

<…> по приказу ООО «РЦР» отвечал за всю работу и общение с ИжГТУ (при этом <…> является заведущим кафедрой в ИжГТУ).

Электронные ключи для участия в аукционе получал <…>, он руководил подачей заявок на сайт для участия в торгах.

После подписания контракта с ИжГТУ, <…> находил исполнителей, кто фактически оформлял и выполнял заказы для нужд ИжГТУ, <…> только подписывал контракты, акты выполненных работ, причем подписывал (с его слов) только после того, как их подпишет ИжГТУ. В качестве исполнителей выступали иные организации, которых находил <…>, они выполняли работы, <…> их принимал, результат передавался в ИжГТУ от имени ООО «РЦР».

Поступившие от ИжГТУ денежные средства перечислялись тем фирмам, которые фактически выполнили работы по акту выполненных работ, 2% от суммы заказа оставались на счетах ООО «РЦР».

Из объяснений <…> следует:

В обязанности <…> входило размещение информации об аукционах, подготовка документации, являлась членом аукционной комиссии.

Для ООО «Республиканский центр робототехники» <…>. (с ее слов) не помогала в осуществлении регистрации на сайте для участия в закупках, не помогала в оформлении документов - заявок на участие в аукционах в 2014-2015г.г. Никто из должностных лиц ИжГТУ к ней с такими вопросами не обращался.

Начальная максимальная цена определялась другим отделом, в отдел, где работала <…> передавалось техническое задание и рассчитанная максимальная цена закупки.

Из объяснений <…> следует:

В 2013 году во второй половине года было объявлено два аукциона на организацию стажировок в российские и зарубежные ВУЗы и предприятия. <…> - заведующий одной из кафедр, попросил <…> помочь в регистрации ООО «РЦР» на электронной площадке для участия в аукционах. Выяснилось, что ООО «РЦР» не имеет электронной цифровой подписи. <…> пришел через пару дней с электронной подписью ООО «РЦР», и <…> помогла ему с регистрацией на электронной площадке. На одном из аукционов, за день или за два до окончания приема заявок, не поступило ни одной заявки. Об отсутствии заявок <…> сообщила своему непосредственному начальнику - <…>. Он сообщил об этом вышестоящему начальству. Вечером в этот же день в отдел, где работает <…>, спустились <…> и <…>. <…> попросил помочь отправить заявку от имени ООО «РЦР» на участие в аукционе. <…> в присутствии <…> отправила заявки, для этого ей был передан электронный ключ. Это производилось с ноутбука. Со слов <…> в 2014 -2015годах были также объявлены закупки, просили, чтобы с отдела были отправлены заявки от имени ООО «РЦР», но <…> и <…> отказались. Со слов <…> подачей заявки от имени ООО «РЦР» занимался <…>.

Из объяснений <…> следует:

По части проведения аукционов по организации стажировок <…> ничего не известно <…> дал пояснения только по аукционам № ЭА-07/2015/Б, № ЭА-36/2015/Б, № ЭА-08/2015/Б, № ЭА-94/2014, № ЭА-129/2014, № ЭА-95/2014, № ЭА-124/2014.

По бюджетным программам руководителями являются <…>, <…>. В калькуляции к этим программам заложена статья затрат «услуги сторонних организаций». Чтобы израсходовать эти средства, составлялось техническое задание на выполнение части работ, указанных в федеральных бюджетных темах. Техзадание подписывали руководители тем (<…>, <…>). Затем тех. задание передавалось в Управление централизованного материально- технического обеспечения, которое занималось торговыми процедурами.

<…> пояснил, что документы - коммерческие предложения от ООО «СК «Капитал» приносил <…>.

Также из пояснений <…> следует, что проверка выполнения работ осуществлялась на бумаге. Все работы по аукционам — это бумажная работа - отчеты, анализы и т.п. По просьбе <…>, в интересах ООО «РЦР», <…> помогал и показывал как процедурно участвовать в торгах. В кабинете <…> стоял ноутбук, на котором и показывалось ООО «РЦР» как участвовать в торгах и направлять заявки.

Также в материалах дела имеются письменных объяснения <…> от 21.10.2016 г., согласно которым, в период, ориентировочно конец 2012 – начало 2013 года к нему обратился проректор ИжГТУ по научной работе <…> и директор ООО «РЦР» <…> с предложением организовать участие ООО «РЦР» в работах по стажировкам и научным изысканиям, а поскольку эти работы в то время начали выставляться на торги, то необходимо было организовать участие ООО «РЦР» в торгах.

По дружбе с <…> он помогал осуществлять участие в торгах ООО «РЦР».

С просьбой разъяснить процедуру проведения торгов, <…> обратился в отдел торгов, где ему разъяснили, что для начала нужно получить электронную цифровую подпись. После получения электронно-цифровой подписи для участия в торгах электронно–цифровая подпись была передана <…> и Третьякову.

Согласно отчету, об исследовании документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации ноутбука «Самсунг» NP3 00Е5С (серийный номер <...> HZ 1391QCB00551J) (далее – Отчет), в ходе визуального осмотра информации, содержащейся на исследуемом компьютере, установлено:

В пользовательской среде «C:\Users\DenD\», в папке «Рабочий стол» содержится папка «Торги», в которой в свою очередь содержатся папки:

1.      «92807627.000» - установлено что данная папка содержит файлы контейнера закрытого ключа, который содержит открытую часть электронной подписи на имя: <…>, при этом в качестве контактных данных субъекта указана электронная почта: kra_dept@istu.ru, период действия данной электронной подписи: с 21.09.2015 по 21.09.2016 г. (Приложение 2 Отчету стр. 1-3)

2.      «B2B-center», в данной папке содержатся файлы по участию ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» в торгах в качестве участника на электронной площадке «В2В», при этом в подпапке «РЦР», далее «Документы субподрядчика» содержатся документы ООО «Республиканский центр робототехники». Таким образом можно установить, что ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» привлекало или намеревалось привлечь ООО «Республиканский центр робототехники» в качестве субподрядчика, при этом в данных документах содержится Благодарность от имени ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», в адрес директора МИП ООО «Республиканский центр робототехники» (стр. 4 Приложения 2 к Отчету).

3.      «Сбербанк», в данной папке содержится файл «Логин и пароль PЦP.txt» содержащий имя пользователя и пароль для доступа к ЭТП «Сбербанк-АСТ» ООО «Республиканский центр робототехники» (стр. 5 Приложения 2 к Отчету). В подпапке «Торги РЦР 2014», содержится файл «sberbank-ast <…>.txt», содержащий имя пользователя и пароль для доступа к ЭТП «Сбербанк-АСТ» ООО «Республиканский центр робототехники» (стр. 6 Приложения 2 к Отчету). В подпапке «2015 стажировки» содержится файл «www.sberbank-ast.ru PurchaseRequest.pdf» (стр. 7-8 Приложения 2 к Отчету) созданный пользователем DenD (стр. 9 Приложения 2 к Отчету), в котором содержится снимок ЭТП «Сбербанк-АСТ», от лица <…>, со страницей по подаче заявки для участия в электронном аукционе с номером извещения 0313100008915000046, заказчиком которого является ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова».

 

С учетом изложенного, доводы ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова» и ООО «Республиканский центр робототехники» об отсутствии в их действиях ограничивающего конкуренцию соглашения, представленные в письменных пояснениях, являются несостоятельными.

 

В период проведения вышеуказанных аукционов Закон «О защите конкуренции» содержал следующие запреты:

в соответствии со статьей 16 - запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,

в соответствии с частью 1 статьи 17 - при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с уставом ИжГТУ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 г. № 160, учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных услуг, научных, социальных и культурных функций. Образовательная и научная деятельность осуществляется ИжГТУ в том числе в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг. Таким образом, ИжГТУ является организацией осуществляющей функции федерального органа исполнительной власти - Министерства образования и науки Российской Федерации. Финансирование проведения закупок ИжГТУ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Действия ИжГТУ и ООО «Республиканский центр робототехники» в период с 2013 по 2015г.г. содержали признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 16 Закона О защите конкуренции»  - заключение антиконкурентного соглашения, которое привело и могло привести к поддержанию цен, поскольку установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что для определения начальной максимальной цены аукционов ИжГТУ  не получал фактических коммерческих предложений от хозяйствующих субъектов, в том числе от ООО «РЦР», а коммерческие предложения оформлялись самостоятельно сотрудниками ИжГТУ от имени зарегистрированных организаций, но не осуществляющих деятельность, например, предложения ООО СК «Капитал», ООО «Стальбурмаш» и др.

Также действия ИжГТУ содержали признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании участнику торгов, преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, а именно предоставление преимущественных условий участия в торгах ООО «РЦР», поскольку сотрудники ИжГТУ осуществляли регистрацию ООО «РЦР» на электронной торговой площадке, а также подготовку и отправку заявок на участие в торгах от имени ООО «РЦР».

С 05.01.2016г. вступили в силу изменения в Закон «О защите конкуренции», при этом положения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» остались без изменения, однако действия организаторов торгов (заказчиков) и участников торгов, включая антиконкурентные соглашения между ними квалифицируются по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью, либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Указанная норма направлена на обеспечение действительной состязательности при проведении торгов, на выявление лучшего конкурсного предложения, что может быть достигнуто прежде всего при отсутствии какой-либо изначальной заинтересованности организатора торгов либо заказчика в определении победителя торгов, а также в условиях независимости конкурсной комиссии в процессе принятия того или иного решения.

Установленные обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что между ИжГТУ и ООО «РЦР» в период с 2013 по 2015г.г. было заключено антиконкурентное соглашение, целью которого являлось победа последнего в торгах.

Удмуртским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведены анализы рынков в необходимых для рассмотрения дела объеме по рассматриваемым в настоящем дела закупкам. По результатам проведенных анализов рынков установлено наличие конкуренции на них. Участниками данных рынков являются хозяйствующие субъекты, подавшие коммерческие предложения для определения начальной максимальной цены, а также лица, принявшие участие в закупках. Так в частности (помимо ООО «РЦР»):

1. участниками рынка услуг по организации стажировок по программам повышения квалификации инженерных кадров в ведущих российских и зарубежных научных учреждениях для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» являются ООО «Ресурсно-информационный центр», ООО «НАВА».

2. участниками рынка выполнения патентных исследований по теме «Разработка и использование процессов (технологий) получения стальных конструкционных наноматериалов и изделий из них» для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» являются ООО «Царская привилегия», ООО «Научно- производственный инженерный центр «Качество», ООО «Механик», ООО «Научно-производственное объединение «Гидросистемы»;

3. участниками рынка выполнения исследований по теме «Определение области исследований технологических подходов к термодеформационному формированию наноразмерной структуры» для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» являются ООО «Предприятие Штамп», ООО «ИНФО»;

4. участником рынка выполнения исследований по теме «Анализ научно-технической, нормативной и методической литературы при изготовлении стальной проволоки и калибровочной стали сортаментом от 0.5 до 20 мм» для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» является ООО «ИНФО»;

5. участниками рынка выполнения работ по изготовлению и исследованию полимерных композитных материалов для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» являются ИП Фоминых Т.В., ООО «ИННОВА», ООО «Научно- производственный инженерный центр «Качество»;

6. участником рынка выполнения работ по разработке методики экспериментальных исследований термодеформационного формирования наноразмерной структуры в конструкционных сталях и методики экспериментальных исследований конструктивной прочности в различных условиях эксплуатации конструкционных сталей и деталей изделий машиностроения для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» является ООО «ИННОВА»;

7. участником рынка оказания услуг по организации стажировок по программам повышения квалификации в России и за рубежом для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им.Калашникова» является ООО «Многоцелевые беспилотные комплексы»;

8. участником рынка выполнения работ по разработке эскизной конструкторской и технологической документации для изготовления экспериментальных образцов деталей изделий машиностроения является ООО Научно-производственный инженерный центр «Качество».

 

Согласно статье 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»  (далее – Закона о контрактной системе) начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦ) и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должна быть определена  и обоснована  заказчиком посредством применения методов, установленных статьей 22 Закона о контрактной системе.

Определение НМЦ является одним из этапов проведения закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и определения более точного рыночного уровня цен.

Установлено, что коммерческие предложения, на основании которых формировалась начальная максимальная цена, оформлялись самостоятельно сотрудниками ИжГТУ, в частности <…>, от имени зарегистрированных организаций, но не осуществляющих деятельность, например, предложения СК «Капитал», ООО «Стальбурмаш».

Таким образом, сформированная лицами, участвующими в соглашении, начальная максимальная цена, направлена на поддержание цен.

 Кроме того, ИжГТУ были созданы ООО «РЦР» как участнику торгов, преимущественные условия участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, поскольку сотрудники ИжГТУ осуществляли регистрацию ООО «РЦР» на электронной торговой площадке, а также подготовку и отправку заявок на участие в торгах от имени ООО «РЦР».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Из письменных пояснений, находящихся в материалах дела следует, что фактически само общество не участвовало в торгах, о чем свидетельствуют письменные пояснения сотрудников ИжГТУ, а также документы, обнаруженные на электронном носителе информации ноутбука «Самсунг» NP3 00E5C, который  был изъят сотрудниками Управления ФСБ РФ по УР.

Так, из письменных пояснений <…> – ведущего специалиста по организации государственных закупок ИжГТУ следует, что по двум аукционам по организации стажировок в российские и зарубежные ВУЗы и предприятия, объявленным во второй половине 2013 года подачей заявок  по данным аукционам занималась сама <…> в присутствии <…>, поскольку сам он не обладал навыками осуществления процедуры торгов. По данным аукционам контракты были заключены с ООО «РЦР» по максимальной цене.

Из письменных пояснений <…> – начальника Управления научно – исследовательских работ ИжГТУ следует, что относительно аукционов, проводимых ИжГТУ в 2014 – 2015 гг., а именно -  №ЭА-07/2015/БЪ, №ЭА – 36/2015/Б, №ЭА- 08/2015/Б, №ЭА-94/2014, №ЭА-129/2014, №ЭА-95/2014, №ЭА-124/2014 в интересах ООО «РЦР» и по просьбе <…> он показывал и помогал с участием в торгах на своем компьютере, который был изъят сотрудниками Управления ФСБ РФ по УР.

Непосредственно участие в торгах сотрудников ИжГТУ подтверждается документами и сведениями, содержащимися на электронном носителе информации - ноутбуке «Самсунг» NP3 00E5C. Так согласно информации, содержащейся на данном компьютере, следует, что на рабочем столе в папке «торги» обнаружены электронные ключи  с открытой частью электронной подписи, а также папка с наименованием «РЦР» с именными документами.

Также в материалах дела имеются трудовые договоры с сотрудниками ИжГТУ, фактически осуществлявших участие в торгах за ООО «РЦР».

Так, в материалах дела имеется приказ директора ООО «РЦР» от 13.09.2011 года №01 «О назначении на должность», согласно которому заведующий кафедрой конструирования радиоэлектронной аппаратуры ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им М.Т. Калашникова» <…> назначен ответственным исполнителем по всем заключаемым с ИжГТУ государственным контрактам, <…> предоставлено право на заключение договоров и право подписи финансовых документов по всем государственным контрактам с ИжГТУ.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о расторжении трудовых отношений с должностным лицом ИжГТУ, фактически осуществлявшим участие в торгах за ООО «РЦР», что свидетельствует о заинтересованности последних в результатах аукционов.

Действия ИжГТУ, как организатора торгов не отвечают принципам равноправия и соперничества хозяйствующих субъектов, а также могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и к нарушению публичных интересов, что свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в частности пунктов 1,4 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Согласно возражениям на заключение об обстоятельствах дела № АА06-06/2016-265 ИжГТУ № 53/5332 от 22.12.2016 г., ИжГТУ указывает на отсутствие в действиях учреждения нарушения статьи 16 и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции». Вместе с тем Удмуртское УФАС России в заключении квалифицировало действия ИжГТУ как нарушение пунктов 1,4 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Довод ИжГТУ о том, что вывод Удмуртского УФАС России о поддержании цен на торгах является необоснованным, поскольку НМЦ рассчитывалась учреждением на основании затратного метода, а коммерческие предложения собирались дополнительно в качестве обоснования цены, в связи с тем, что метод сопоставления рыночных цен является приоритетным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В материалах дела имеется информация о том, что коммерческие предложения оформлялись самостоятельно сотрудниками ИжГТУ от имени зарегистрированных организаций, но не осуществляющих деятельность, например, предложения СК «Капитал», ООО «Стальбурмаш». Указанные действия при определении НМЦ контракта свидетельствуют о поддержании цен ИжГТУ. Учитывая наличие ограничивающего конкуренцию соглашения между ИжГТУ и ООО «РЦР», контракты заключались с последним по НМЦ, то есть фактически осуществлялось поддержание цен на торгах.

Довод ИжГТУ о том, что действия сотрудника ИжГТУ <…> при подаче заявок ООО «РЦР» не являлись координацией и не ограничивали конкуренцию, является несостоятельным. Действия <…> были направлены на обеспечение участия ООО «РЦР» в аукционах, проводимых ИжГТУ. Таким образом, ИжГТУ создало данному обществу преимущественные условия участия в торгах, поскольку в противном случае ООО «РЦР» даже не осуществило бы подачу заявки. Осуществляя координацию деятельности ООО «РЦР», ИжГТУ ограничило конкуренцию при проведении аукционов.

Довод ИжГТУ о том, что осуществление <…> трудовой деятельности в качестве ответственного исполнителя по контрактам с ИжГТУ в ООО «РЦР» и в качестве заведующего кафедрой ИжГТУ предусмотрено статьей 37 Конституции РФ и Трудовым кодексом Российской Федерации, следовательно, не является нарушением, является несостоятельным. Законом «О защите конкуренции» предусмотрен прямой запрет на участие организаторов закупки и (или) работников организаторов торгов или заказчиков в проводимых ими торгах (пункт 4 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции»).

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ИжГТУ и ООО «РЦР» имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения на торгах, которое имело целью, привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «РЦР».

Кроме того, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ИжГТУ нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в участии работников ИжГТУ (<…>,<…>,<…>,<…>) в проводимых учреждением торгах от имени участника торгов – ООО «РЦР».

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение о выдаче ИжГТУ и ООО «РЦР» предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также выдаче ИжГТУ предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения частей 1 и 3 статьи 14.32 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 23, 41, 49, 50 Федерального закона от

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» (426069, УР, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, ИНН 1831032740) и ООО «Республиканский центр робототехники» (426069, УР, г. Ижевск, ул. Студенческая, 42, ИНН 1841011330) нарушившими пункт 1 части 1 статью 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения на торгах, которое имело целью, привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Республиканский центр робототехники».

2. Признать ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» нарушившим пункт 4 части 1 статью 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в участии работников ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» в торгах.

3. Выдать ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, в частности:

- прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» и ООО «Республиканский центр робототехники»;

- не допускать осуществления работниками ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» действий по обеспечению участия в закупках хозяйствующих субъектов путем подачи заявок, ценовых предложений, а также осуществления иных действий, результатами которых может являться нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции»;

- не допускать участия работников ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» в закупках для нужд ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» в качестве участника закупки.

4. Выдать ООО «Республиканский центр робототехники» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в частности:

- прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между ФГБОУ ВО «ИжГТУ им. Калашникова» и ООО «Республиканский центр робототехники»;

- при участии в торгах осуществлять самостоятельную подготовку документов, подачу заявок, ценовых предложений, и иные действия в целях участия в торгах.

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены Комиссии:                                                                          <…>

 

                                                                                                       <…>

 

                                                                                                       <…>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение также может быть обжаловано в ФАС России в течение месяца со для его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны