Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №АА06-06/2016-93 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 28 декабря 2016 года

изготовлено 30 декабря 2016 года                                                                 г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, <…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует) (кворум комиссии имеется),

рассмотрев дело № АА06-06/2016-93, возбужденное в отношении ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» по части 1 статьи 10, части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», в заседаниях 27.05.2016 г., 07.07.2016 г., 13.07.2016 г., 12.10.2016 г., 29.11.2016 г., 21.12.2016 г.,

28.12.2016 г.:

в присутствии <…> – представителя ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности; <…> – представителя ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности; <…> – представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности;

в отсутствие представителей ООО «РРСК», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике из прокуратуры Первомайского района г. Ижевска поступило заявление ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в отношении ПАО «Т Плюс». Согласно заявлению, ПАО «Т Плюс» совмещает деятельность по производству электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Удмуртской Республики в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». По мнению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «Т Плюс» искусственно выделило имущество (пристанционное оборудование ТЭЦ-2 и оборудование Сарапульской ТЭЦ) и передало его по договорам аренды ООО «РРСК» (№ 5300-FA041/01-004/0008-2014 от 17.04.2014 г. и № 5300-FA041/01-005/0006-2014 от 16.04.2014 г.) с целью оказания последним услуг по передаче электрической энергии, в то время как данное имущество по прежнему используется ПАО «Т Плюс» для производства и передачи электрической энергии, так как оно неотделимо от имущества, посредством которого производится электрическая энергия.

Согласно заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» также заключены дополнительные договоры аренды оборудования и недвижимости Ижевской ТЭЦ-1 от 14.04.2015 № 7G00-FA041/01-005/0007-2015 и № 7G00-FA041/01-005/0006-2015.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Из заявления ПАО «МРСК Центра и Приволжья» также следует, что ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» являются аффилированными лицами, соответственно, указанным лицам запрещено иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «РРСК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

ПАО «Т Плюс» осуществляет деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии.

Согласно заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», передача ООО «РРСК» в аренду электросетевого оборудования (в том числе пристанционного) направлено на получение ПАО «Т Плюс» доходов от указанной деятельности через получение ООО «РРСК» индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии, входящего в состав единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Цель данных сделок - необоснованное получение доходов ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» за счет потребителей Удмуртской Республики. Указанные доходы не могли бы быть получены указанными лицами в нормальных экономических условиях без создания вышеизложенной договорной конструкции.

Указанные материалы свидетельствовали о наличии в действиях ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а также статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

В связи с наличием признаков нарушения Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 11.04.2016 г. № 72 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №АА06-06/2016-93.

Определением об отложении рассмотрения дела № АА06-06/2016-93 от 27.05.2016 г. в действиях ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» были доквалифицированы признаки нарушения части 3 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

 

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в полном объеме поддержали требования, изложенные в заявлении, представленные в материалы дела пояснения.

Представитель ПАО «Т Плюс» в полном объеме поддержал представленные письменные пояснения. Нарушение антимонопольного законодательства в действиях общества не признал. Пояснил, что переданные по договорам аренды объекты электроэнергетики могут использоваться как для производства, так и для передачи электрической энергии. ПАО «Т Плюс» не совмещало деятельность по производству электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии.

Представители ООО «РРСК» в полном объеме поддержали представленные письменные пояснения. Нарушение антимонопольного законодательства в действиях общества не признали. ООО «РРСК» не совмещало деятельность по производству электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии.

Представитель Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указало, что заключение вышеуказанных договоров аренды между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» ущемляет права общества в сфере предпринимательской деятельности на основании следующего.

При формировании единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии учитывается необходимая валовая выручка (НВВ) всех территориально сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, в отношении которых установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, в т.ч. и НВВ ООО «РРСК».

НВВ ООО «РРСК» на 2015 год, используемая для расчета индивидуального тарифа, составляла 60,5 млн. руб. Указанные затраты по передаче электрической энергии ООО «РРСК» учтены в едином (котловом) тарифе на 2015г. и оплачены потребителями электрической энергии Удмуртской Республики в составе стоимости электрической энергии и/или услуги по ее передаче.

С 01.01.2016 года ПАО «Т Плюс» дополнительно передает в аренду ООО «РРСК» распределительные устройства Ижевской ТЭЦ-1, НВВ ООО «РРСК» увеличивается на 39 300 тыс. руб. При плановом объеме ООО «РРСК» на 2016 год в количестве 3251,978 млн.кВт.ч, сумма затрат, учитываемых в едином (котловом) тарифе составит ориентировочно 99,8 млн.руб.

В связи с чем, в 2016 ООО «РРСК» будет получено 99,8 млн.руб. за счет потребителей Удмуртской Республики, из которых основная сумма денежных средств будет передана ПАО «Т Плюс»,

В НВВ включаются затраты, связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии.

Так, в НВВ ООО «РРСК» включены арендная плата, уплачиваемая по договорам аренды (на 2015 - по договорам аренды 2014, на 2016г. дополнительно и по договорам аренды ТЭЦ-1). В 2015г. затраты ООО «РРСК» по аренде объектов электросетевого комплекса составили 11 640 928,56 руб. (без НДС), на 2016г. 40 997 716,80 руб. (без НДС).

В НВВ ООО «РРСК» также включены затраты по договору №8/1-117/2014 от 05.08.2014 г. о предоставлении услуг по содержанию, эксплуатации и ремонтам объектов электросетевого хозяйства в 2015г. в размере 9 031,07 тыс. руб. согласно Приложению № 2 к Протоколу № 27 заседания Правления РЭК УР от 12.12.2014. Поскольку фактически эксплуатацию осуществляет ПАО «Т Плюс», данные затраты являются оплатой ПАО «Т Плюс» за указанные услуги.

Итого затраты ООО «РРСК» и доходы ПАО «Т Плюс» по взаимосвязанным сделкам составляют: за 2015 - 20 671 998 руб.

За период январь - октябрь 2015 года ПАО «МРСК Центра и Приволжья» оплатило услуги по передаче электрической энергии ООО «РРСК» по договору оказания услуг по передаче электрической (мощности) № К-216 № от 10.03.2015 в размере 31 963 026,94 руб. (в т.ч. НДС 4 875 715,98 руб.), которые были получены от энергосбытовых компаний, которые в свою очередь получили их от потребителей Удмуртской Республики (при заключении договора энергоснабжения), либо непосредственно от потребителей Удмуртской Республики (при заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии).

Таким образом, передача в аренду электросетевого имущества ПАО «Т Плюс» с 2015 года ООО «РРСК», позволила ООО «РРСК» стать сетевой компанией и получать доход за счет потребителей Удмуртской Республики. При этом включение в необходимую валовую выручку для расчета единого (котлового) тарифа НВВ ООО «РРСК» и установление индивидуального тарифа для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «РРСК» перекладывает бремя содержания сетей производителя электроэнергии на потребителей Удмуртской Республики.

Кроме того, включение в «котловое» НВВ НВВ индивидуального тарифа ООО «РРСК» не дает возможности своевременной компенсации инвестиционных программ филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в результате чего происходит сокращение инвестиционных программ, что может повлиять на надежность и качественность энергоснабжения потребителей Удмуртской Республики. Таким образом, вышеописанные действия также нарушают интересы ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и могут причинить данному обществу ущерб.

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 19.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «РРСК» владеет электрическими сетями и оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть является субъектом естественной монополии, соответственно, в силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ положение общества ООО «РРСК» на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии в границах пролегания его сетей признается доминирующим.

Согласно пункту 3 статьи 25 Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов;

доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20 процентов.

Удмуртская Республика входит в границы зоны свободного перетока «Вятка».

Согласно результатам анализа состояния конкуренции на рынке производства электрической энергии в границах зоны свободного перетока «Вятка», ПАО «Т Плюс» занимает на данном рынке долю 52%, следовательно, занимает доминирующее положение.

Таким образом, на ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» распространяется действие части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» являются аффилированными лицами. Удмуртским УФАС России по результатам анализа информации, размещенной на сайтах данных хозяйствующих субъектов, и представленных перечней групп лиц, не установило, что ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» являются аффилированными лицами.

Согласно представленным пояснениям ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК», ПАО «Т Плюс» осуществляет деятельность по производству электрической энергии и не имеет тарифа на передачу электрической энергии, а ООО «РРСК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в соответствии с утвержденным тарифом, соответственно данные общества не совмещают деятельность по производству и передаче электрической энергии. ПАО «Т Плюс» не владеет имуществом, используемым для оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку данное имущество передано по договорам арены во владение ООО «РРСК». Заключение договоров аренды между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» не приводит к ущемлению интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности, в связи с тем, что деятельность ПАО «МРСК Центра и Приволжья» финансируется за счет тарифа, утвержденного для потребителей электрической энергии Удмуртской Республики.

Удмуртское УФАС России считает данные доводы ООО «РРСК» и ПАО «Т Плюс» необоснованными на основании следующего.

Филиалом АО «Системный оператор единой энергетической системы» «Региональное диспетчерское управление Пермского края, Удмуртской Республики и Кировской области» (далее - Пермское РДУ) по запросу Удмуртского УФАС России даны следующие пояснения (исх. № Р44-61-19-3140 от 11.11.2016 г.).

На Ижевской ТЭЦ-2 установлены турбогенератор 1Г установленной генерирующей мощностью 60 МВт и турбогенераторы 2Г, ЗГ, 4Г установленной генерирующей мощностью 110 МВт каждый. Присоединение указанных турбогенераторов осуществлено к открытому распределительному устройству (ОРУ) 110 кВ через трансформаторы 1T, 2Т, ЗТ и 4Т соответственно.

На Ижевской ТЭЦ-1 установлены турбогенераторы ТГ 1, ТГ 2, ТГ 3, ТГ 4, ТГ 7 установленной генерирующей мощностью 12 МВт каждый и Блок 1 установленной генерирующей мощностью 230,6 МВт. Присоединение ТГ 1, ТГ 2, ТГ 3, ТГ 4 и ТГ 7 осуществлено к генераторному распределительному устройству (ГРУ) 6 кВ, которое через трансформаторы Т-01, Т-02 присоединено к комплектному распределительному устройству элегазовому (КРУЭ) 110 кВ. Присоединение Блока 1 (Г-8, Г-9) осуществлено к КРУЭ-110 кВ через трансформаторы Т-03 и Т-04.

На Сарапульской ТЭЦ установлены турбогенератор ТГ-1 установленной генерирующей мощностью 4,7 МВт и турбогенератор ТГ-2 установленной генерирующей мощностью 6 МВт. Присоединение турбогенераторов осуществлено к РУ 6 кВ, которое через кабельную линию электропередачи КЛ 6 кВ Сарапульская ТЭЦ - Тепловая I,II цепи присоединено к ПС 110 кВ Тепловая, принадлежащей владельцу электростанции (ПАО «Т Плюс»).

При решении вопроса о том, может ли использоваться оборудование Ижевской ТЭЦ-1, Ижевской ТЭЦ-2, Сарапульской ТЭЦ, переданное по договору аренды ООО «РРСК», исключительно для осуществления деятельности по передаче электрической энергии и эксплуатироваться отдельно от генерирующего оборудования, и является ли данное оборудование частью генерирующего оборудования указанных электростанций и неразрывно связанным с деятельностью по производству электрической энергии, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами деятельность по производству электрической энергии, осуществляемая с использованием электростанций, не ограничивается исключительно генерацией электроэнергии и работой турбины и генератора, т.е. непосредственно генерирующего оборудования. Производство электрической энергии (мощности) - целый комплекс взаимосвязанных технологических процессов и действий, в осуществлении которых задействовано множество различного оборудования и результатом которых является преобразование иного вида энергии в электрическую энергию и выдача ее в электрическую сеть.

Так, согласно ГОСТ 19431-84, ГОСТ 24291-90 электростанция - энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование. Электрическая часть электростанции - это совокупность электрических устройств, входящих в состав электростанции.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), электростанция - электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств.

Согласно п. 31 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, электростанция является единым комплексом основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, технологически взаимосвязанных процессом производства электрической (электрической и тепловой) энергии и введенных в эксплуатацию в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, пусковой комплекс электростанции должен включать в себя обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энергообъекту в целом (без привязки к конкретным энергоустановкам). В него должны входить: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений, территория, средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные сооружения и т.д.

Указанные нормативные документы рассматривают основное и вспомогательное оборудование, здания и сооружения электростанции как комплекс, предназначенный для производства электрической энергии (электростанцию). Электрическая часть станции, включающая распределительное устройства и их схемы, а также электрические аппараты и устройства, служащие для управления этими элементами и их защиты, является необходимой составляющей частью производственно-технологического комплекса электростанции, участвующей и используемой при осуществлении деятельности по производству электрической энергии.

В отсутствие вышеуказанных сооружений, оборудования, систем и устройств защиты и управления, входящих в производственно-технологический комплекс электростанции, само по себе отдельно взятое генерирующее оборудование (генератор, турбина, энергоблок) функционировать не может. Осуществлять деятельность по производству электрической энергии, располагая только генерирующим оборудованием, невозможно.

Кроме того, необходимо учитывать, что отдельно взятые виды электротехнической продукции (например, трансформатор, выключатель, разъединитель и т.д.), могут, применяться как в составе электростанции и используемого для осуществления деятельности по производству электрической энергии оборудования, так и в составе других объектов электроэнергетики, с использованием которых осуществляются иные виды деятельности (например, трансформаторы, разъединители, выключатели, устанавливаемые на подстанциях сетевых организаций).

Тот факт, что отдельно взятая единица оборудования потенциально может, как техническая продукция, использоваться в составе других объектов электроэнергетики, с использованием которых осуществляются иные виды деятельности, не превращает конкретно взятую электростанцию или ее часть (включая сплавляющее их оборудование) из объекта по производству электрической энергии в объект, имеющий иное функциональное назначение.

Вышеуказанный подход относится и к деятельности по передаче электрической энергии и используемых для ее осуществления объектов электросетевого хозяйства.

Так, например, согласно ГОСТ 19431-84, ГОСТ 24291-90, ПТЭЭП электрическая подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.

Соответственно, в состав производственно-технического комплекса подстанции может входить, такое же оборудование (трансформатор, системы шин, коммутационные аппараты, устройства РЗА, СДТУ), которое входит в состав электростанции. Указанное обстоятельство не означает, что такое оборудование превратилось в самостоятельный объект электросетевого хозяйства, с использованием которого можно осуществлять деятельность по передаче электрической энергии.

Как и деятельность по производству электрической энергии, деятельность по передаче электрической энергии включает комплекс организационно, и технологически связанных действий и процессов, обеспечиваемых всей совокупностью оборудования, устройств и т.д. объекта электросетевого хозяйства.

По результатам анализа, проведенного Пермским РДУ на предмет того, является ли оборудование Ижевской ТЭЦ-1 и Ижевской ТЭЦ-2, переданное в аренду ООО «РРСК», частью электростанции и неразрывно связанным с деятельностью по производству электрической энергии, и может ли указанное оборудование эксплуатироваться как самостоятельный объект электросетевого хозяйства и использоваться для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, установлено следующее.

Распределительные устройства 110 кВ (включая входящее в их состав оборудование) Ижевской ТЭЦ-1 и Ижевской ТЭЦ-2 технологически связаны с основной частью данных электростанций и в настоящее время в силу реализованных технических решений предназначены и используются для осуществления указанными электростанциями деятельности по производству электрической энергии.

Организационно-техническая возможность нормальной эксплуатации Ижевской ТЭЦ-1, Ижевской ТЭЦ-2 (осуществления совокупности технологических процессов, составляющих деятельность по производству электрической энергии) в отсутствие указанного оборудования, равно как и эксплуатация ОРУ 110 кВ, КРУЭ-110 кВ, силовых трансформаторов как самостоятельных объектов электросетевого хозяйства в отсутствие остальной части электростанции невозможны.

Для обеспечения такой возможности требуется проектная проработка и реализация комплекса технических мероприятий, обеспечивающих исключение технологической взаимосвязи (в части систем собственных нужд, оперативного тока, РЗА, телемеханики и связи и т.д.) и их превращение в технологически независимые объекты электроэнергетики (электростанцию и подстанцию). Только после выполнения указанных условий переданное в аренду ООО «РРСК» электросетевое оборудование может с технической точки зрения рассматриваться как самостоятельные объекты электросетевого хозяйства, предназначенные и используемые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представлены копии актов о приеме-передаче объектов основных средств (№№ 03-63 от 01.01.2005 г., 03-45 от 01.01.2005 г., 03-47 от 01.01.2005 г., 02-79 от 01.01.2005 г., 02-295 от 01.01.2005 г.), переданных от ОАО «Удмуртэнерго» в ОАО «Удмуртская территориальная генерирующая компания» в процессе реформирования ОАО «Удмуртэнерго» в соответствии с Методическими рекомендациями по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики ФАС России, в целях исполнения статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». То есть ОАО «Удмуртэнерго» в целях соблюдения запрета на совмещение видов деятельности передало ОАО «Удмуртская территориальная генерирующая компания» оборудование, используемое для производства электрической энергии. Впоследствии данное оборудование было передано ПАО «Т Плюс» в аренду ООО «РРСК» для осуществления деятельности по передаче электрической энергии.

Также ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представлена копия письма ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» № Д51-19-2346 от 29.02.2016 г. «О критериях наличия возможности отчуждения распределительных устройств электростанций», в соответствии с которым КРЭУ 110 кВ, кабельные линии выводов в КРЭУ 110 кВ Ижевская ТЭЦ-1, ОРУ 110 кВ Ижевская ТЭЦ-2, ПС 110 кВ Тепловая, кабельные линии 6В СТЭЦ-Тепловая Сарапульская ТЭЦ, арендуемые ООО «РРСК», являются зависимыми от электростанций.

Согласно письменным пояснениям Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, в результате установления тарифа ООО «РРСК» на передачу электроэнергии, тарифная нагрузка на потребителей электроэнергии Удмуртской Республики выросла на 1%.

В результате заключения договоров аренды ПАО «Т Плюс» фактически имело одновременно на праве собственности имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству электрической энергии, поскольку переданное в аренду оборудование использовалось ООО «РРСК» для осуществления деятельности по передаче электрической энергии. Следовательно, действия ПАО «Т Плюс» являются нарушением статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». Учитывая, что ООО «РРСК» не владело на праве собственности, ином законном основании оборудованием, используемым для производства электрической энергии, соответственно, его действия не приводили к нарушению запретов статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

Учитывая, что в результате заключения вышеуказанных договоров аренды тарифная нагрузка на потребителей электроэнергии Удмуртской Республики выросла на 1%, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «РРСК» и ПАО «Т Плюс» привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей – потребителей электрической энергии Удмуртской Республики. Кроме того, действия ООО «РРСК» и ПАО «Т Плюс» по заключению договоров аренды, которые привели к нарушению ПАО «Т Плюс» законодательства об электроэнергетике, также привели к ущемлению интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» вынуждено было заключить с ООО «РРСК» договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и оплачивать услуги ООО «РРСК». Также ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указало на невозможность своевременной компенсации инвестиционных программ филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в связи с установлением тарифа ООО «РРСК», в результате чего происходит сокращение инвестиционных программ. Таким образом, действия ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

29.11.2016 г. Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № АА06-06/2016-93, которое направлено в адрес всех лиц, участвующих в деле.

ПАО «Т Плюс» вх. № 10513 от 21.12.2016 г. представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела, принятого Комиссией Удмуртского УФАС России. От иных лиц возражения, замечания, предложения, дополнения по заключению в адрес Удмуртского УФАС России не поступили.

Согласно возражениям ПАО «Т Плюс», злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на оптовом рынке электрической энергии и мощности может быть установлено в отношении действий данного хозяйствующего субъекта на рынке. Следовательно, действия ПАО «Т Плюс» по заключению договоров аренды с ООО «РРСК», в результате которых произошло увеличение тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии Удмуртской Республики на розничном рынке электроэнергии, не могут являться злоупотреблением доминирующим положением на оптовом рынке.

Указанный довод заявителя не является обоснованным, поскольку, хозяйствующий субъект в силу своего доминирующего положения на одном товарном рынке может оказывать решающее влияние на условия обращения товара на смежных товарных рынках. Так оптовый рынок электрической энергии и розничный рынок электрической энергии в рассматриваемом случае являются смежными рынками. Занимая доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии, владея объектами электроэнергетики, необходимыми для производства электрической энергии, ПАО «Т Плюс», нарушив запрет, предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», заключило с ООО «РРСК» договор аренды объектов электроэнергетики. Без заключения указанных договоров ООО «РРСК» не могло бы осуществлять деятельность по передаче электрической энергии. При этом ПАО «Т Плюс» получало арендную плату по заключенным договорам аренды. В результате совершения указанных действий были ущемлены права не только неопределенного круга потребителей, но и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности.

Также согласно возражениям ПАО «Т Плюс», в действиях общества отсутствует вина в совершенном правонарушении. Комиссия Удмуртского УФАС России считает данный довод несостоятельным. В действиях ПАО «Т Плюс» по заключению договоров аренды с ООО «РРСК» имеется вина в форме умысла. Целью заключения договоров аренды, заключенных ПАО «Т Плюс» с ООО «РРСК» в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», было получение дополнительного дохода. ПАО «Т Плюс» не могло не знать, что затраты ООО «РРСК» по договорам аренды объектов электроэнергетики приведут к росту тарифа для потребителей электроэнергии, а также необходимости ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключать договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и оплачивать услуги ООО «РРСК».

Кроме того, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

ПАО «Т Плюс» действовало за допустимыми пределами осуществления гражданских прав.

Довод ПАО «Т Плюс», указанный в дополнительных пояснениях от 26.12.2016 г., о том, что оборудование, переданное ООО «РРСК», может использоваться как для производства электрической энергии, так и для передачи электрической энергии, не противоречит установленному Удмуртским УФАС России факту нарушения ПАО «Т Плюс» статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». ООО «РРСК» использовало оборудование ПАО «Т Плюс» для передачи электрической энергии, таким образом, ПАО «Т Плюс» имело одновременно на праве собственности оборудование, непосредственно используемое для передачи электрической энергии, и оборудование, непосредственно используемое для производства и (или) купли-продажи электрической энергии.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в действиях ПАО «Т Плюс» имеется нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

Согласно части 3 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике», манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

Вместе с тем, Комиссией Удмуртского УФАС России не установлено, что действия ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» приводят к существенному изменению нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность, в связи с чем нарушения части 3 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в действиях указанных лиц не установлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Руководствуясь статьями 10, 11, 23, 41, 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория Бизнес-центр «Рига-Ленд», строение 3, ИНН 6315376946) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на оптовом рынке электрической энергии, которое привело или могло привести к ущемлению интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности и к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

2. Признать ООО «РРСК» (143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория Бизнес-центр «Рига-Ленд», строение Б, ИНН 5907024108). нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, которое привело или могло привести к ущемлению интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности и к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

3. Признать ПАО «Т Плюс» нарушившим статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», что выразилось в нарушении запрета иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

4. Прекратить рассмотрение дела в отношении ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» по части 3 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены Комиссии:                                                                          <…>

 

                                                                                                       <…>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение также может быть обжаловано в ФАС России в течение месяца со для его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны