Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № АА06-06/2016-93 о нарушении ... от 12 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12 апреля 2016 года                                                                               г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, рассмотрев заявление ПАО «МРСК Центра и Приволжья», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК», в рамках осуществления контроля соблюдения хозяйствующими субъектами требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции», контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»,

 

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике из прокуратуры Первомайского района г. Ижевска поступило заявление ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в отношении ПАО «Т Плюс». Согласно заявлению, ПАО «Т Плюс» совмещает деятельность по производству электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Удмуртской Республики в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». По мнению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «Т Плюс» искусственно выделило имущество (пристанционное оборудование ТЭЦ-2 и оборудование Сарапульской ТЭЦ) и передало его по договорам аренды ООО «РРСК» (№ 5300-FA041/01-004/0008-2014 от 17.04.2014 г. и № 5300-FA041/01-005/0006-2014 от 16.04.2014 г.) с целью оказания последним услуг по передаче электрической энергии, в то время как данное имущество по прежнему используется ПАО «Т Плюс» для производства и передачи электрической энергии, так как оно неотделимо от имущества, посредством которого производится электрическая энергия.

Согласно заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» также заключены дополнительные договоры аренды оборудования и недвижимости Ижевской ТЭЦ-1 от 14.04.2015 № 7G00-FA041/01-005/0007-2015 и № 7G00-FA041/01-005/0006-2015.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

ООО «РРСК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

ПАО «Т Плюс» осуществляет деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии.

Согласно представленному ООО «РРСК» перечню группы лиц, учредителем общества является АО «Вендор» (100% долей).

АО «Вендор» является также учредителем ЗАО «КЭС-Энергосбыт» (100% долей).

Согласно представленному ПАО «Т Плюс» перечню группы лиц – ЗАО «КЭС-Энергосбыт» входит в группу лиц с ПАО «Т Плюс» в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» входят в одну группу лиц в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; аффилированными лицами юридического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Таким образом, ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» являются аффилированными лицами, соответственно, указанным лицам запрещено иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

Таким образом, в действиях ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» имеются признаки нарушения статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

Согласно заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», передача ООО «РРСК» в аренду электросетевого оборудования (в том числе пристанционного) направлено на получение ПАО «Т ПЛЮС» доходов от указанной деятельности через получение ООО «РРСК» индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии, входящего в состав единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Цель данных сделок - необоснованное получение доходов ПАО «Т ПЛЮС» и ООО «РРСК» за счет потребителей Удмуртской Республики. Указанные доходы не могли бы быть получены указанными лицами в нормальных экономических условиях без создания вышеизложенной договорной конструкции.

При формировании единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии учитывается необходимая валовая выручка (НВВ) всех территориально сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, в отношении которых установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, в т.ч. и НВВ ООО «РРСК».

НВВ ООО «РРСК» на 2015 год, используемая для расчета индивидуального тарифа, составляла 60,5 млн. руб. Указанные затраты по передаче электрической энергии ООО «РРСК» учтены в едином (котловом) тарифе на 2015г. и оплачены потребителями электрической энергии Удмуртской Республики с составе стоимости электрической энергии и/или услуги по ее передаче.

С 01.01.2016 года ПАО «Т ПЛЮС» дополнительно передает в аренду ООО «РРСК» распределительные устройства Ижевской ТЭЦ-1, НВВ ООО «РРСК» увеличивается на 39 300 тыс. руб. При плановом объеме ООО «РРСК» на 2016 год в количестве 3251,978 млн.кВт.ч, сумма затрат учитываемых в едином (котловом) тарифе составит ориентировочно 99,8 млн.руб.

В связи с чем, в 2016 ООО «РРСК» будет получено 99,8 млн.руб. за счет Потребителей Удмуртской Республики, из которых основная сумма денежных средств будет передана ПАО «Т Плюс»,

В НВВ включаются затраты, связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии.

Так, в НВВ ООО «РРСК» включены арендная плата, уплачиваемая по договорам аренды (на 2015 - по договорам аренды 2014, на 2016г. дополнительно и по договорам аренды ТЭЦ-1). В 2015г. затраты ООО «РРСК» по аренде объектов электросетевого комплекса составили 11 640 928,56 руб. (без НДС), на 2016г. 40 997 716,80 руб. (без НДС)

В НВВ ООО «РРСК» также включены затраты по договору №8/1-117/2014 от 05.08.2014 г. о предоставлении услуг по содержанию, эксплуатации и ремонтам объектов электросетевого хозяйства в 2015г. в размере 9 031,07 тыс. руб. согласно Приложению № 2 к Протоколу № 27 заседания Правления РЭК УР от 12.12.2014. Поскольку фактически эксплуатацию осуществляет ПАО «Т ПЛЮС», данные затраты являются оплатой ПАО «Т Плюс» за указанные услуги.

Итого затраты ООО «РРСК» и доходы ПАО «Т ПЛЮС» по взаимосвязанным сделкам составляют: за 2015 - 20 671 998 руб.

За период январь - октябрь 2015 года ПАО «МРСК Центра и Приволжья» оплатило услуги по передаче электрической энергии ООО «РРСК» по договору оказания услуг по передаче электрической (мощности) № К-216 № от 10.03.2015 в размере 31 963 026,94 руб. (в т.ч. НДС 4 875 715,98 руб.), которые были получены от энергосбытовых компаний, которые в свою очередь получили их от потребителей Удмуртской Республики (при заключении договора энергоснабжения), либо непосредственно от потребителей Удмуртской Республики (при заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии).

Таким образом, передача в аренду электросетевого имущества ПАО «Т ПЛЮС» с 2015 года ООО «РРСК», позволила ООО «РРСК» стать сетевой компанией и получать доход за счет потребителей Удмуртской Республики. При этом включение в необходимую валовую выручку для расчета единого (котлового) тарифа НВВ ООО «РРСК» и установление индивидуального тарифа для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «РРСК» перекладывает бремя содержания сетей производителя электроэнергии на потребителей Удмуртской Республики.

Кроме того, включение в «котловое» НВВ НВВ индивидуального тарифа РРСК не дает возможности своевременной компенсации инвестиционных программ филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в результате чего происходит сокращение инвестиционных программ, что может повлиять на надежность и качественность энергоснабжения потребителей Удмуртской Республики. Таким образом, вышеописанные действия также нарушают интересы ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и могут причинить данному обществу ущерб.

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 19.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «РРСК» владеет электрическими сетями и оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть является субъектом естественной монополии, соответственно, в силу ч. 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ положение общества ООО «РРСК» на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии в границах пролегания его сетей признается доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Учитывая изложенное, действия ООО «РРСК» и ПАО «Т Плюс» как группы лиц, по заключению возмездных договоров аренды объектов электроэнергетики в нарушение запрета, установленного статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», приводят или могут привести к ущемлению интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности, а также к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей (потребителей электрической энергии Удмуртской Республики) и содержат в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 11.04.2016 года № 72 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 г. № 339,

 

о п р е д е л и л:

 

         1. Назначить дело № АА06-06/2016-93 к рассмотрению на 27 мая 2016 года на 09 часов 30 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

 

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (603950, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская,33).

 

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика – ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория Бизнес-центр «Рига-Ленд», строение 3, ИНН 6315376946).

 

4. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика – ООО «Региональная распределительная сетевая компания» (143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория Бизнес-центр «Рига-Ленд», строение Б, ИНН 5907024108).

 

5. Привлечь к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (426069, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Песочная, 9).

 

6. Ответчику по делу – ПАО «Т Плюс» в срок до 20 мая 2016 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

6.1. Письменные пояснения по информации, изложенной в определении.

6.2. Копии месячных и годовых отчетов ПАО «Т Плюс» за период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. и за 2015 год по форме № 46-ЭЭ (передача) в границах Удмуртской Республики.

6.3. Копии месячных и годовых отчетов ПАО «Т Плюс» за период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. и за 2015 год по форме № 46-ЭЭ (полезный отпуск) в границах Удмуртской Республики.

Вами могут быть представлены иные документы и пояснения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу.

 

7. Ответчику по делу – ООО «РРСК» в срок до 20 мая 2016 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

7.1. Письменные пояснения по информации, изложенной в определении.

7.2. Копии месячных и годовых отчетов ООО «РРСК» за период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. и за 2015 год по форме № 46-ЭЭ (передача) в границах Удмуртской Республики.

Вами могут быть представлены иные документы и пояснения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу.

 

 

8. Заявителю по делу – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в срок до 20 мая 2016 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

8.1. Письменные пояснения по изложенной в определении информации.

8.2. Копии документов, подтверждающих, что действия ООО «РРСК» и ПАО «Т Плюс» по заключению договоров аренды объектов электроэнергетики приводят к ущемлению интересов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в сфере предпринимательской деятельности.

Вами могут быть представлены иные документы и пояснения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу.

 

9. Лицу, располагающему сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в срок до 20 мая 2016 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

9.1. Письменные пояснения по изложенной в определении информации.

9.2. Письменные пояснения, приводят ли действия ООО «РРСК» по аренде объектов электроэнергетики у ПАО «Т Плюс» к росту единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Удмуртской Республики.

9.3. Копии тарифных дел на основании которых был установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Удмуртской Республики на 2015 и 2016 годы.

 

Явка лиц, участвующих в рассмотрении дела или их представителей (с доверенностью на участие в деле) обязательна.

Представленные Комиссии УФАС России подлинные документы будут возвращены по минованию надобности.

Лица, участвующие в деле вправе представить иные документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

При невозможности представления запрашиваемых документов, необходимо в установленный срок проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если запрашиваемая Удмуртским УФАС России информация находится в открытом доступе, необходимо указать источник для ее получения, а также реквизиты документов (в таком случае предоставление копий документов не требуется).

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 315, предварительно согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <…>.

 

Председатель Комиссии                                                               <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны