Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

07 декабря 2015 года                                                                                  г. Ижевск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №АА06-07/2015-74А, возбужденного по факту нарушения ч. 2 ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица – Акционерного общества «Газпром газораспределение Ижевск» (ул. Коммунаров, 359, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426008, ИНН 1826000260),

в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, по адресу: г.Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 304,

в присутствии представителя АО «Газпром газораспределение Ижевск» по доверенности – <…>,

УСТАНОВИЛ:

Событие административного правонарушения и его квалификация:

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №АА06-06/2015-24 от 21.09.2015 АО «Газпром газораспределение Ижевск» было признано нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем экономически или технологически необоснованного отказа от заключения с <…> договора о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <…>, к сетям газораспределения

Из материалов дела установлено следующее.

Заявлением от 12.01.2015 <…> обратился в адрес ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» с заявкой (офертой) на заключение договора подключения к сетям газораспределения дома, расположенного по адресу: <…>.

ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» направило в адрес <…> письмо от 19.01.2015 г. №01-09/29 (далее – письмо от 19.01.2015) о невозможности заключения с ним договора подключения к сети газораспределения дома, расположенного по адресу: <…>; в связи с необходимостью получения <…> письменного разрешения от ИП <…>. Данное требование основано на письменном заявлении ИП <…>.

Согласно п. 59 Правил подключения, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пп. «а» п. 61 Правил подключения, заявка о подключении (технологическом присоединении) подается в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 62 Правил подключения, договор о подключении является публичным.

В соответствии с п. 63 Правил подключения, для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия.

Технические условия от 27.12.2012 №1013-«З» были выданы <…> РОАО «Удмуртгаз». Согласно решению Собрания акционеров от 17.06.2014, фирменное название Общества изменено на ОАО «Газпром газораспределение Ижевск».

Следовательно, для заключения договора о подключении <…> должен был обратиться с заявлением в ОАО «Газпром газораспределение Ижевск».

Согласно абз. 1 п. 73 Правил подключения, в случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

Сведений от ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» о том, что <…> документы представлены не в полном объеме, не поступало. Письмо о возвращении документов в связи с представлением документов не в полном объеме в Удмуртское УФАС России не представлено.

В соответствии с абз. 2 п. 73 Правил подключения, отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не допускается.

Согласно п. 69 Правил подключения, к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, прилагаются следующие документы:

а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);

в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя;

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);

д) копии заключений газотранспортной организации и газораспределительной организации, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя (при наличии такой сети), о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (в случае, когда максимальный часовой расход газа превышает 300 куб. метров);

е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).

Следовательно, ОАО «Газпром газораспределение» не имело права отказывать <…> в заключении договора о подключении, так как разрешение третьего лица не указано среди документов, прилагаемых к заявке о подключении, поэтому требовать данное разрешение у ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» не было нормативно-правовых оснований.

В письме от 19.01.2015 в качестве основания требования разрешения на подключение к сетям газораспределения указано получение письменного заявления ИП <…>, данное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении договора о подключении к сетям газораспределения.

По абз. 1 п. 74 Правил подключения, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

Заявление <…> было получено ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» 13.01.2015, о чем имеется отметка на заявлении, следовательно, так как оснований для возвращения документов не имелось, то ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» должно было направить в адрес <…> подписанный со своей стороны проект договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах в срок до 12.02.2015 включительно, вместо этого ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» направило <…> письмо от 19.01.2015, в котором содержался необоснованный отказ от подключения дома к сетям газораспределения.

Доказательств направления <…> со стороны ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» подписанного проекта договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах в Удмуртское УФАС России представлено не было.

ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» осуществляет транспортировку газа по трубопроводам.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), транспортировка газа по трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действие ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», выразившееся в необоснованном отказе <…> в заключении договора о подключении к сетям газораспределения является нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Указанное нарушение допущено ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» на рынке транспортировки газа по трубопроводам.

Временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г., так как до 12.02.2015 включительно ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» должно было направить в адрес <…> подписанный проект договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах.

Продуктовые границы определены как услуги по транспортировке газа по трубопроводам, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона «О естественным мопонолиях», а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы определены территорией пролегания сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Газпром газораспределение Ижевск». На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей газораспределения), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям), <…> не имеет возможности обратиться за подключением к сетям газораспределения в иные организации, помимо ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», кроме этого, обратиться с заявлением о подключении к сетям газораспределения к иной организации <…> не мог в силу п. 63 Правил подключения, так как ранее <…> получал технические условия в РОАО «Удмуртгаз» (в настоящее время – ОАО «Газпром газораспределение Ижевск»).

Указанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По факту злоупотребления доминирующим положением в отношении АО «Газпром газораспределение Ижевск» составлялся протокол об административном правонарушении №АА06-07/2015-74А от 30.10.2015.

Определением от 02.11.2015 рассмотрение дела №АА06-07/2015-74А было назначено на 07.12.2015 в 14 часов 00 минут.

Определением от 02.11.2015 срок рассмотрения дела №АА06-07/2015-74А был продлен до 14.12.2015.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – противоправные действия АО «Газпром газораспределение Ижевск», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, что привело к ущемлению прав <…>.

Факультативными признаками объективной стороны являются:

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления деятельности АО «Газпром газораспределение Ижевск»: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 359.

Время совершения административного правонарушения – 13.02.2015, так как до 12.02.2015 включительно ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» должно было направить в адрес <…> подписанный проект договора о подключении к сетям газораспределения в двух экземплярах.

Факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Удмуртского УФАС России по делу №АА06-06/2015-24 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.09.2015.

Способ совершения – злоупотребление доминирующим положением путем экономически или технологически необоснованного отказа от заключения с <…> договора о подключении жилого дома, расположенного по адресу: <…>, к сетям газораспределения.

Объект – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие злоупотребление доминирующим положением.

Субъективная сторона – характеризуется виной, АО «Газпром газораспределение Ижевск» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняло достаточных мер для направления договора о подключении к сетям газораспределения в адрес <…>.

Субъект – АО «Газпром газораспределение Ижевск» (ул. Коммунаров, 359, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426008, ИНН 1826000260) – субъект, занимающий доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях». На основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей газораспределения), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям), <…> не имеет возможности обратиться за подключением к сетям газораспределения в иные организации, помимо ОАО «Газпром газораспределение Ижевск», кроме этого, обратиться с заявлением о подключении к сетям газораспределения к иной организации <…> не мог в силу п. 63 Правил подключения, так как ранее <…> получал технические условия в РОАО «Удмуртгаз» (в настоящее время – ОАО «Газпром газораспределение Ижевск»).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным лицом Удмуртского УФАС России, рассматривающим дело №АА06-07/2015-74А, учитывается характер совершенного АО «Газпром газораспределение Ижевск» административного правонарушения.

Основания для освобождения АО «Газпром газораспределение Ижевск» от административной ответственности в силу ст. 2.9. КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения  и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. Действие, выразившееся в нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, не может быть рассмотрено как малозначительное, поскольку противоправные действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» привели к ущемлению прав <…>.   

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. № 5 такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Согласно сведениям о доходах, полученных АО «Газпром газораспределение Ижевск» за 2014 г., общая сумма выручки общества за 2014 г. составляет 1 412 676 770,00 рублей. Сумма выручки АО «Газпром газораспределение Ижевск» от деятельности на рынке транспортировки газа по трубопроводам в границах пролегания сетей АО «Газпром газораспределение Ижевск» в д. Старый Чультем Завьяловского района Удмуртской Республики составляет 0,00 рублей.

Административное правонарушение совершено на рынке оказания услуг по транспортировке газа в трубопроводах в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения АО «Газпром газораспределение Ижевск» в д. Старый Чультем Завьяловского района Удмуртской Республики.

В связи с тем, что административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), то административный штраф, согласно ч. 2 ст. 14.31. КоАП РФ, назначается в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Размер штрафа рассчитывается следующим образом.

Максимальный штраф по санкции составляет 3 % суммы выручки правонарушителя от реализации услуги, на рынке которой совершено правонарушение: 0,00*0,03= 0,00 руб., эта сумма не превышает 2 % совокупного размера суммы выручки (2 % от общей суммы выручки: 1 412 676 770,00 *0,02 = 28 253 535,40 руб.).

Следовательно, максимальный штраф (МаксШ) составляет 0,00 руб.

Минимальный штраф по санкции составляет 0,3 % суммы выручки от реализации услуги: 0,00*0,003 = 0,00 руб.

Базовый штраф: БШ=(МаксШ - МинШ)/2 + МинШ

БШ= 0,00 руб.

Обстоятельства, уменьшающие размер штрафа, отсутствуют.

Обстоятельства, увеличивающие размер штрафа, отсутствуют.

Расчет штрафа производится по формуле: ПШ=БШ+(ОО*n) – (ОС*n),

где n – количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность

ПШ= 0,00 руб.

Так как штраф, накладываемый по ч. 2 ст. 14.31. КоАП РФ, не может составлять менее 100 000 руб., то в данном случае для АО «Газпром газораспределение Ижевск» применяется штраф, который составляет 100 000,00 руб.

Руководствуясь статьями 1.7, 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Газпром газораспределение Ижевск» (ул. Коммунаров, 359, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426008, ИНН 1826000260, КПП 183101001) административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 (ноль) копеек за нарушение ч. 2 ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме по коду 161 1 16 02010 01 6000 140.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Получатель:

ИНН 1831038485 КПП 184101001

УФК по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России)

Банк получателя: Отделение НБ Удмуртская Республика г. Ижевск

БИК 049401001

Р/счет 40101810200000010001

КБК  161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО 94701000

Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции и на товарных рынках, защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами исполнительной власти.

 

Статус плательщика 08

 

Заместитель руководителя                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны