Решение №АА08-12/2017-37 Ж Решение № АА08-12/2017-37 Ж по результатам рассмотрения жало... от 4 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

24 апреля 2017 года                                                                                    г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…>- начальник отдела контроля закупок; <…> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует), <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,  <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден;

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 13.04.2017г. в присутствии:

представителей Заказчика - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 30.01.2017г.), <…>;

представителя заявителя - УФПС УР в лице филиала ФГУП «Почта России» (далее –Заявитель): <…> (доверенность от 12.04.2017г.);

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 21.04.2017г. в присутствии:

представителя Заказчика: <…> (доверенность от 11.04.2017г.),

представителя Заявителя: <…> (доверенность от 12.04.2017г.);

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 24.04.2017г. в присутствии:

представителя Заказчика: <…> (доверенность от 11.04.2017г.),

представителя Заявителя: <…> (доверенность от 12.04.2017г.);

рассмотрев дело № АА 08-12/2017-37 Ж по жалобе УФПС УР в лице филиала ФГУП «Почта России» на действия Заказчика - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» при проведении открытого запроса цен (электронная форма) «Оказание услуг по печати, созданию бесконвертного отправления платежных документов за коммунальные услуги физическим лицам и прочей печати» для нужд Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (803907) (извещение № 31704953700, далее – Закупка, Открытый запрос цен),

 

у с т а н о в и л а:

 

04.04.2017г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступила жалоба Заявителя (вх. № 2692), жалобе присвоен № АА 08-12/2017-37 Ж. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил в извещении о проведении Закупки ограничение участия в закупке в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства по коду ОКДП2 - 18.12, в связи с чем нарушаются права Заявителя на участие в данной Закупке. В обоснование своего довода Заявитель указывает, что в Перечне товаров, работ, услуг, закупаемых ОАО  «ЭнергосбыТ Плюс» у субъектов малого предпринимательства в объеме предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014г. №1352  код товара по ОКПД2-18.12 отсутствует.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России Заявитель поддержал довод жалобы, а также указал, что начальная (максимальная) цена договора закупки, проводимой в форме Открытого запроса цен, согласно Положению о закупках ОАО  «ЭнергосбыТ Плюс», не может превышать 5 000 000,00 рублей с НДС. Вместе с тем начальная (максимальная) цена договора, установленная Заказчиком в извещении и закупочной документации, превышает предельный ценовой порог и составляет 5 899 664,88 рублей с НДС.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела следующие доказательства: Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых ОАО  «ЭнергосбыТ Плюс» у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 (далее - Перечень), План закупок товаров, работ, услуг на 2017 год,  а также пояснили, что в  Перечне содержится код услуг по ОКПД2 - 18.1 «Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием», подлежащий закупке только у субъектов малого и среднего предпринимательства,  в строке 290 Плана закупок содержится информация в отношении предмета договора - оказание услуг по печати, созданию бесконвертного отправления платежных документов за коммунальные услуги физическим лицам и прочей печати и кода услуги по ОКПД2 - 18.1.

В части довода о превышении начальной (максимальной) цены договора, предусмотренной в отношении закупки проводимой в форме Открытого запроса цен, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в пункте 7.1.3 Положения о закупках предусмотрено условие, при котором превышение пороговых значений по стоимости закупки возможно только по решению Центрального закупочного органа ОАО  «ЭнергосбыТ Плюс». Также представил в материалы дела копию решения Центрального закупочного органа оформленного в протоколе №51 от 29.03.2017г., копию Приказа №М/0078-пр от 20.08.2015г. «Об утверждении локальных нормативных документов по регламентации деятельности закупочных комиссий ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», копию приказа №078 от 30.06.2016г. «О внесении изменений в состав Центрального закупочного органа ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобы Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

30.03.2017г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) размещено извещение о проведении Открытого запроса цен  (извещение № 31704953700) и Закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 5 899 664,88 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 04.04.2017г., 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 06.04.2017г., 10:00.

Проведение закупки в электронной форме – 10.04.2017г.

Согласно Протоколу заседания комиссии по вскрытию конвертов № 26 от 04.04.2017г. для участия в Открытом запросе цен была подана только одна заявка от ООО «ФрешПринт».

На дату рассмотрения жалобы, договор не заключен.

1. Рассмотрев довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно установил в извещении о проведении Закупки ограничение участия в закупке в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

В рамках постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.

Согласно подпункту «б» пункта 4 «Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее - Положение), закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки:  участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 8 Положения для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения заказчики обязаны утвердить перечень. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В пункте 9 Положения указано, что перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

Как следует из материалов дела, Заказчик утвердил Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" у субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором содержится код по ОКПД2 – 18.1 «Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием».

В извещении о проведении Закупки Заказчик установил ограничение в отношении участников закупки: «участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства», и указал информацию о классификации услуги по ОКПД2: «18.12 Услуги печатные прочие».

Согласно разделу «Введение» «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» в ОКПД 2 использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

 

XX

класс

XX.X

подкласс

XX.XX

группа

XX.XX.X

подгруппа

XX.XX.XX

вид

XX.XX.XX.XX0

категория

XX.XX.XX.XXX

подкатегория

 

Согласно перечню кодов ОКПД2 к классу 18 принадлежит подкласс 18.1, группа 18.12:

18

Услуги печатные и услуги по копированию звуко- и видеозаписей, а также программных средств

18.1

Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием

18.12

Услуги печатные прочие

 

При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что определив в Перечне товаров, работ, услуг, закупаемых ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» у субъектов малого и среднего предпринимательства код услуги по ОКПД2 - 18.1, к которому принадлежит группа 18.12, действия Заказчика не противоречат законодательству о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом ограничение прав Заявителя на участие в данной Закупке, не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, обусловлено действующим законодательством.

2. Рассмотрев довод Заявителя о том, что начальная (максимальная) цена договора закупки, проводимой в форме Открытого запроса цен, согласно Положению о закупках ОАО  «ЭнергосбыТ Плюс», не может превышать 5 000 000,00 рублей с НДС, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» регламентируется Положением о закупках, утвержденным Решением Совета Директоров  ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»  (протокол № 41 от 25.01.2017г.) (далее – Положение о закупках.

Согласно пункту 7.7.1 Положения о закупках применение Открытого запроса цен может осуществляться при закупках простой продукции, для которой существует сложившийся рынок при условии, что цена договора не превышает 5 000 000 рублей с НДС.

Согласно пункту 7.1.3 Положения о закупках превышение пороговых  значений  (по  стоимости  закупки  или  проценту),  установленных настоящим  Положением  возможно  только  для  отдельных  закупок  по  решению  соответствующего уполномоченного органа/лица в соответствии с ЛНА Общества.

Их содержания представленной в материалы дела Заказчиком копии решения Центрального закупочного органа, оформленного в протоколе №51 от 29.03.2017г., следует, что уполномоченный орган внес корректировку в строку 290 «Оказание услуг по печати, созданию бесконвертного отправления платежных документов за коммунальные услуги физическим лицам и прочей печати» Плана закупок товаров (работ, услуг) на 2017г., указав способ закупки – открытый запрос цен.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела документы, в том числе,  протокол №51 от 29.03.2017г., приказ №М/0078-пр от 20.08.2015г. «Об утверждении локальных нормативных документов по регламентации деятельности закупочных комиссий ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», приказ №078 от 30.06.2016г. «О внесении изменений в состав Центрального закупочного органа ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», свидетельствуют о правомерности выбора способа закупки и о необоснованности довода жалобы Заявителя.

 

3. В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае, если в ходе рассмотрения жалобы по существу комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Удмуртского УФАС России выявила следующие нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

3.1 Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно пункту 11.1 Положения о закупках в  качестве  Приложений,  являющихся  неотъемлемой  частью  к  настоящему  Положению, являются: Приложение № 1 - Глоссарий; Приложение № 2 – Инструкция по проведению закупочных процедур.

В пункте 11.1 Приложения №2 Положения о закупках указано: «Информация о закупке должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 5 календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. Для закрытых запросов цен, проводимых по  основаниям,  предусмотренных  в  пункте  7.7.2  Положения  о  закупках  Общества,  указанный  срок может быть уменьшен, если это было предусмотрено в рамочном соглашении с участниками закрытых запросов цен».

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ (далее –ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что извещение о проведении Открытого запроса цен размещено в ЕИС в сфере закупок 30.03.2017г. Дата и время окончания срока подачи заявок – 04.04.2017г., 10:00

С учетом положения статьи 191 ГК РФ, срок размещения информации о закупке начинает исчисляться на следующий день после календарной даты, то есть с 31.03.2017г. При этом срок, определенный Заказчиком для окончания подачи заявок на участие в Закупке, составляет 4 дня, так как дата окончания срока подачи заявок не входит в 5-тидневный срок размещения извещения о проведении Закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик не руководствовался пунктом 11.1 Приложения №2 Положения о закупках, в связи с чем срок подачи заявок был сокращен на 1 день.

3.2. В пункте 11.3 Приложения №2 Положения о закупках указано: «при  проведении  запроса  цен  в  обычном  режиме  (обмен  документами  на  бумажном носителе)  каждый  участник  вправе  представлять  только  одну  заявку,  которая  не  может  быть впоследствии  изменена.  При  проведении  запроса  цен  на  электронных  торговых  площадках  в  сети Интернет  допускается  предоставление  одним  участником  нескольких  заявок  в  рамках  одной процедуры закупки. При этом цены, предлагаемые участниками, должны по мере поступления заявок публиковаться на площадке (в онлайновом режиме)».

Согласно пункту 4.4.1.2 Закупочной документации Заказчик установил следующее условие: «участник закупки имеет право подать только одну заявку. В случае нарушения этого требования все предложения такого Участника закупки  оставляются без рассмотрения по существу».

С учетом того, что пункт 4.4.1.2 Закупочной документации не соответствует пункту 11.3 Приложения №2 Положения о закупках в части установления порядка подачи заявок на участие в Открытом запросе цен, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 11.3 Приложения №2 Положения о закупках Заказчик в пункте 4.4.1.2 Закупочной документации ограничил право участников закупки, предусмотренное Положением о закупках,  подать несколько заявок в  рамках  одной процедуры закупки.

3.3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципами  равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В пункте 1.17 Приложения 1 Положения о закупках содержится определение понятия способа закупки запрос цен – это  конкурентный способ закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать заявки, назначенная Организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора.

Согласно пункту 4.8.3.2 Закупочной документации первое место в ранжировке присваивается заявке Участника закупки, предложившего наиболее низкую цену исполнения договора, последующие места определяются по мере возрастания цены исполнения договора, предложенной в заявках Участников закупки.

Из изложенного следует, что при проведении запроса цен основным критерием для определения победителя закупки является наименьшая цена договора, предложенная участником закупки, поскольку Положение о закупках не содержит иных критериев оценки заявок, в том числе, требований к квалификации участника закупки, в рамках осуществления запроса цен.

Вместе с тем, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в пункте 5.1.16 раздела 5 Информационной карты закупочной документации Заказчик установил дополнительные требования к участникам, в том числе требования к квалификации о наличии опыта работы по печати и изготовлению бесконвертных почтовых отправлений в объемах не менее 650 000 платежных документов в месяц, о наличии материально-технических ресурсов (печатного цеха, печатного оборудования, цеха бесконвертной упаковки), наличии основной и резервной производственных площадок, наличии системы видеофиксации наличие системы формирования печатных образов ПД, а также системы обнаружения бракованной продукции и воспроизводства бракованной продукции. В подтверждение указанных требований Заказчик установил перечень документов необходимых для предоставления участниками закупки в составе заявки на участие в закупке, в том числе,  копии договоров о поставке, акты оказанных услуг, договоры на приобретение оборудования, аренду помещений, акты ввода в эксплуатацию производственного оборудования и др.

Заказчиком не обоснована потребность в подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям. В закупочной документации отсутствуют критерии оценки в отношении квалификации участников закупки, которые устанавливаются для определения лучших условий исполнения договора.

Установление такого требования к участникам закупки на стадии допуска к участию в Закупке, объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку предусматривает допуск участников существующих на рынке уже продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные организации, способные на высоком уровне выполнить рассматриваемые работы.

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик необоснованно включил в закупочную документацию дополнительные требования к участникам закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3.4. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В пункте 4.3.1 закупочной документации указано следующее: «Организатор закупки обязан своевременно ответить на любой письменный (в том числе поданный в электронной форме) запрос Участника закупки, касающийся разъяснения положений закупочной документации, полученный Организатором закупки, начиная с даты размещения Извещения и закупочной документации в ЕИС, но не позднее, чем за три дня до даты окончания приема заявок. Ответ с разъяснениями вместе с текстом поступившего запроса размещается Организатором закупки в ЕИС без указания источника поступления запроса в течение двух дней с даты получения запроса».

Указанный пункт регламентирует срок подачи участниками закупки запроса на разъяснения положений закупочной документации, при этом закупочная документация не содержит информации о дате  начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, что является нарушением пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В связи с выявленными нарушениями, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу УФПС УР - филиала ФГУП «Почта России» на действия Заказчика - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» при проведении открытого запроса цен (электронная форма) «Оказание услуг по печати, созданию бесконвертного отправления платежных документов за коммунальные услуги физическим лицам и прочей печати» для нужд Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (803907) (извещение № 31704953700), необоснованной.

2. Признать Заказчика - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» при проведении открытого запроса цен (электронная форма) «Оказание услуг по печати, созданию бесконвертного отправления платежных документов за коммунальные услуги физическим лицам и прочей печати» для нужд Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (803907) (извещение № 31704953700) нарушившим пункты 11.1, 11.3 Приложения №2 Положения о Закупках, часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3, пункта 10 части10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путем внесения изменений в закупочную документацию.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии                                                                  <…>

 

Члены Комиссии                                                                                          <…>

 

                                                                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны