Решение б/н Решение по делу № АБ 07-06/2015-108 З от 20 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № АБ 07-06/2015-108 З

 

13 апреля 2015 года                                                                                г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…>. – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <…>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…>. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителей заказчика – ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 10.04.2015г. № 524), <…>. (доверенность от 10.04.2015г. № 523),

в отсутствие представителя заявителя - ООО «БМ Корпорация» (далее - Заявитель, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 07.04.2015г. № АБ 01-17-07/2750э),

рассмотрев жалобу ООО «БМ Корпорация» на действия заказчика ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва при  проведении электронного аукциона на осуществление закупки автокрана (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313100001815000036, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.04.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «БМ Корпорация» на действия  Заказчика  при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя,  указанным  в Техническом задании документации об Аукционе параметрам соответствует  только одна модель автокрана, подлежащего поставке. Также Заявитель указал на то, что несмотря на поданные ООО «БМ Корпорация» запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, Заказчик не внес изменения в документацию об Аукционе, позволяющие поставить иные модели автокрана.

Кроме того, по мнению Заявителя, условия документации об Аукционе о технических характеристиках товара нарушают требования части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились  и указали на то, что документация об Аукционе разработана в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе с учётом потребности Заказчика в определенных параметрах автокрана в транспортном положении (не более 10,1х2,5х3,5м), обусловленных параметрами дверного проема гаража Заказчика, а также массы груза, при котором допускается  выдвижение секции стрелы (не менее 2,5т), обусловленных технологическими нуждами Заказчика и стесненными условиями организации.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

06.03.2015г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона, а также аукционную  документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 200 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 06.04.2015г. до окончания срока подачи аукционных заявок была подана только одна заявка на участие в Аукционе от ОАО «Клинцовский автокрановый завод»; решением аукционной комиссии Заказчика участник закупки ОАО «Клинцовский автокрановый завод», а также поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.

 

  1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что 20.03.2015г., 27.03.2015г., 31.03.2015г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе, поступившие Заказчику 18.03.2015г., 25.03.2015г., 28.03.2015г.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что ответы на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе размещены Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение двух дней с момента их поступления Заказчику и содержат разъяснения, касающиеся характеристик товара, отвечающих потребности Заказчика  в соответствии с приложением № 2 к документации об Аукционе, приложением № 1 к проекту контракта «Техническое задание на поставку автокрана ФГКУ комбинат «Девиз» документации об Аукционе.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что Закона о контрактной системе не обязывает Заказчика вносить изменения в документацию об Аукционе в связи с поступившими запросами о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным соответствующий довод жалобы.

  1. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьёй 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к товару, подлежащему поставке, установлены Заказчиком в приложении № 2 к документации об Аукционе, приложении № 1 к проекту контракта «Техническое задание на поставку автокрана ФГКУ комбинат «Девиз» документации об Аукционе.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки в приложении № 1 к проекту контракта «Техническое задание на поставку автокрана ФГКУ комбинат «Девиз» документации об Аукционе установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчика - указаны максимальные и минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться; отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при реализации своего права на установление конкретных характеристик товара, соответствующих действительным потребностям Заказчика, последним не было допущено нарушений пунктов 1, 2 части  статьи 33 Закона о контрактной системе.

Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика осуществлять закупку с указанием характеристик товара поставку, которого может осуществить максимально широкий круг лиц. Осуществление закупки в рамках Закона о контрактной системе направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, на удовлетворение потребности заказчика в поставке товара отвечающего существующей потребности.

Включение заказчиком в документацию о закупке требований к товару, вследствие наличия которых не каждый товар, выпущенный в оборот на соответствующем рынке, может быть поставлен Заказчику в рамках определенной закупки не является ограничением количества участников закупки, так как, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений, связанных с участием в закупках исключительно производителей товаров, а следовательно, участником закупки может быть любое лицо, которое отвечает требованиям действующего законодательства и осуществившее действия, направленные на участие в закупке, в частности, подача заявки для участия в закупке, приобретение товара, необходимого заказчику, у производителя, поставка товара собственного производства, соответствующего требованиям документации о закупке.

Заявителем в составе жалобы не представлены документы, подтверждающие совершение Заказчиком противоправных действий, влекущих нарушение права ООО «БМ Корпорация» на конкурентное участие в закупке в связи с  невозможностью участия в Аукционе вследствие того, что товар, в полном объёме отвечающий требованиям документации об Аукционе, отсутствует в свободном обращении на соответствующем рынке либо вследствие того, что производители поставляют необходимый Заказчику товар ограниченному кругу лиц.

Принимая во внимание изложенное Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы  о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки.

  1. Согласно частям 3, 15, 22  статьи 99,  статьи 105 Закона о контрактной системе Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок не уполномочена на осуществление контроля в отношении действий заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения доводы жалобы, связанный с нарушением Заказчиком части 1 статьи 15  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, предусмотренные в пунктах 1-4 части 2 статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2  статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требования пункта 6 части 5  статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении и проведении Аукциона Заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на итоги определения поставщика, Комиссия Удмуртского УФАС России решила предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «БМ Корпорация» на действия заказчика ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва при  проведении электронного аукциона на осуществление закупки автокрана (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313100001815000036) необоснованной.
  2. Признать заказчика - ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении виновного должностного лица заказчика – ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 

 

____________<…>

 

____________ <…>

 

 

Члены Комиссии:

___________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны