Решение б/н Решение и предписание по делу № АБ 07-06/2015-250 З от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № АБ 07-06/2015-250 З

 

04 августа 2015 года                                                                                  г. Ижевск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок (отсутствует);

заместитель председателя Комиссии <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствие представителей БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 04.08.2015г. № 01-10/1373), <…> (доверенность от 27.07.2015г. б/н);

в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 30.07.2015г. № АБ 01-17-07/5825э),

рассмотрев жалобу ИП <…>  на действия заказчика – БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок на осуществление поставки лекарственных препаратов (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313200012415000067, далее – Запрос котировок), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.07.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ИП <…> на действия Заказчика.

По мнению Заявителя, извещение о проведении Запроса котировок не соответствует правилам описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, так как Заказчик включил в один лот лекарственное средство  «Железа сульфат+серин», в отношении которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по форме и дозировке лекарственные средства. Также в документации об Аукционе содержится требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения», что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, а также пояснили, что в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указаны правила, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки. Закупка лекарственных препаратов осуществлялась Заказчиком путем проведения запроса котировок, при котором предусмотрено размещение в единой информационной системе только извещения о проведении закупки, поэтому, по мнению представителей Заказчика, положения статьи 33 Закона о контрактной системе на проведение запроса котировок не распространяются.

Также представители Заказчика пояснили, что требование о наличии у участников закупки лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения») установлено в связи с тем, что данный товар не реализуется для личного и семейного использования.

 

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

28.07.2015г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 120 998,00 рублей.

 

1. Относительно довода жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, предусмотренные частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги (пункт 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013г. № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями» в случае, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, то начальная (максимальная) цена контракта (цены лота) не может превышать 1 тыс. рублей

На момент размещения извещения о закупке перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, Правительством Российской Федерации в порядке пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не утвержден.

В пункте 4 «Наименование, характеристика и количество поставляемых товаров: поставка лекарственных препаратов» извещения о проведении Запроса котировок Заказчик указал наименование, характеристики лекарственных средств, подлежащих поставке:  МНН Железа сульфат+серин, МНН Преднизолон, МНН Дексаметазон, МНН Хлоропирамин, МНН Преднизолон, МНН Лидокаин, МНН Вазелин, МНН Эвкалипта листьев экстракт, МНН Эвкалипта листьев экстракт.

По позиции 1 к поставке требуется лекарственный препарат МНН Железа сульфат+серин со следующими характеристикам: лекарственная форма - капли для приема внутрь; объем раствора во флаконе – не менее 30 мл; первичная упаковка - флакон из темного стекла, укупоренный пробкой-капельницей.

Указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя документация об Аукционе не содержит.

Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/GRLS.aspx?RegNumber=&MnnR=%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%B0+%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B0%D1%82%2b%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD&lf=&TradeNmR=&OwnerName=&MnfOrg=&MnfOrgCountry=&isfs=0&isND=-1&regtype=&order=RegDate&orderType=desc&pageNum=1) указанным по позиции 1 пункта 4 извещения о проведении Запроса котировок требованиям к форме и дозировке лекарственного препарата МНН Железа сульфат+серин: «лекарственная форма - капли для приема внутрь; объем раствора во флаконе – не менее 30 мл;» соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием Актефиррин производства Меркле ГмбХ (все стадии производства).

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что требования к форме и дозировке лекарственного препарата МНН Железа сульфат+серин являются уникальными. Рынок лекарственного препарата с МНН Железа сульфат+серин с указанными формой и дозировкой представлен одним производителем: Меркле ГмбХ (Германия).

Принимая во внимание, что размер начальной (максимальной) цены конракты свыше 1 ты. Рублей, а также тот факт, что к поставке требуются девять лекарственных препаратов с различными МНН, в том числе лекарственный препарат МНН Железа сульфат+серин, характеристики которого по форме и дозировке соответствуют лекарственному препарата одного производителя, аналоги которого не зарегистрированы в государственном реестре лекарственных средств, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении в действиях Заказчика пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, данный довод жалобы Заявителя признается Комиссией Удмуртского УФАС России обоснованным.

2. Относительно довода жалобы Заявителя о необоснованном установлении Заказчиком в извещении о закупке требования к участникам Запроса котировок о наличии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения», Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Заказчиком в пункте 21 извещения о проведении Запроса котировок установлено требование о наличии у участников закупки, в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, копии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения»).

Согласно пункту 34 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В соответствии со статьей 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая продажа лекарственных средств может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно пункту 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010г. № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Организация обязана разместить в удобном для ознакомления месте копию лицензии на фармацевтическую деятельность.

Также в соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и медицинским организациям.

Согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии со статьей 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

При реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Принимая во внимание, что закупка лекарственных препаратов осуществляется для нужд БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», то по смыслу указанных выше нормативных правовых актов, статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка лекарственного препарата медицинской организации осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, а не в рамках договора розничной купли-продажи. Следовательно, Заказчик правомерно установил в извещении о проведении Запроса котировок требование о наличии у участников закупки лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что требование к участникам закупки, установленное Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок, соответствует части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Данный довод жалобы Заявителя признается Комиссией Удмуртского УФАС России необоснованным.

 

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП <…>  на действия заказчика – БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок на осуществление поставки лекарственных препаратов (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313200012415000067) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика – БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»  нарушившим пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику - БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», Котировочной комиссии Заказчика предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика -  БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

      Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

____________ <…>

 

                                                                                ____________ <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № АБ 07-06/2015-250 З об устранении

нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд

 

04 августа 2015 года                                                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок (отсутствует);

заместитель председателя Комиссии <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

на основании решения от 04 августа 2015 года по делу № АБ 07-06/2015-250 З по итогам рассмотрения жалобы ИП <…>  на действия заказчика – БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок на осуществление поставки лекарственных препаратов (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313200012415000067, далее – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Котировочной комиссии Заказчика - БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в течение 5 рабочих дней с момента получения решения и предписания по делу № АБ 07-06/2015-250 З отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Запроса котировок.
  2.  Заказчику - БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в течение 10 рабочих дней с момента получения решения и предписания по делу № АБ 07-06/2015-250 З:

2.1 внести изменения в извещение о проведении Запроса котировок, а именно исключить из описания объекта закупки лекарственный препарат МНН Железа сульфат+серин, аналоги которого по форме и дозировке отсутствуют в государственном реестре лекарственных средств;

2.2 продлить срок подачи заявок для участия в Запросе котировок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок этот срок составлял не менее чем четыре рабочих дней.

3. Заказчику - БУЗ УР «Республиканская детская клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в течение трех дней с даты исполнения предписания по делу № АБ 07-06/2015-250 З проинформировать Комиссию Удмуртского УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Удмуртского УФАС России – <…>.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Примечание: В соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

____________ <…>

 

                                                                                ____________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны