Решение б/н Решение и предписание по делу № АБ 07-06/2015-78 З от 3 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № АБ 07-06/2015-78 З

 

27 марта 2015 года                                                                                    г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок (отсутствует);

члены Комиссии: <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,

в присутствии представителей заказчика – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» (далее – Заказчик): <…> (доверенность №108 от 25.02.2015г.), <…> (распоряжение Правительства УР №796-р от 14.09.2009г.), <…>  (без доверенности);

в отсутствие представителя ООО «СИЗ-Снаб» (далее - Заявитель), в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Заявителя (вх.2378э от 24.03.2015г.);

рассмотрев жалобу ООО «СИЗ-Снаб» на действия заказчика – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» при проведении электронного аукциона на закупку гражданских противогазов (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313200025015000029, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.03.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявитель считает, что при описании объекта закупки в пунктах 1.2.1, 1.2.2 документации об Аукционе Заказчик установил такие технические характеристики товара, которые соответствуют только одному изделию на Российском рынке - противогазу ГП-7, что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. По мнению заявителя, данные требования к товару ограничивают количество участников Аукциона, так как не позволяют поставить аналогичные противогазы, такие как ГП-7Б, других производителей. В связи с этим Заявитель считает, что Заказчик создал преимущественные условия участия в торгах ОАО «Тамбовмаш», ОАО «ЭХМЗ», ОАО «Сорбент» и нарушил  статью 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Также Заявитель указывает, что требования к гражданским противогазам регламентируются ГОСТ Р 22.9.19-2014г., в котором отсутствуют указания относительно материала фильтрующе-поглощающей коробки.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, пояснили, что требования к техническим и функциональным характеристикам товара установлены в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, содержат показатели, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребность Заказчика. Противогазы  в комплектации с фильтрующе-поглощающей коробкой (ФПК) цельнометаллической с металлическим дном и металлическим экраном входного отверстия, в едином исполнении с лакокрасочным покрытием защитного цвета, со стеклами круглой формы в лицевой части выпускаются тремя предприятиями-производителями. Поставщиком товара, характеристики которого  удовлетворяют требованиям Заказчика, установленным в документации об Аукционе, может быть любое лицо, желающее принять участие в закупке. Следовательно, условия ограничивающие  количество участников Аукциона в документации об Аукционе отсутствуют. В связи с тем, что ГОСТ Р 22.9.19-2014г. «Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие» еще не вступил в силу, дата введения его в действие установлена с 01.04.2015г., следовательно, не применяется к настоящей закупке.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

18.03.2015г. Заказчик  разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона для закупки №0313200025015000029, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 692600,00 рублей.

19.03.2015г. Заказчик внес изменения в извещение об Аукционе, продлил срок подачи заявок по 26.03.2015г.

 

1. Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрела довод Заявителя относительно включения в описание объекта закупки требований указанных в позициях 1.2.1, 1.2.2 документации об Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки; 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно: для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

В документации об Аукционе Заказчик указал, что закупка гражданских противогазов проводится в целях реализации ведомственной целевой программы «Обеспечение современными средствами индивидуальной защиты работников Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, детей и неработающего населения Удмуртской Республики, проживающего и работающего в зонах техногенных рисков».

Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика в соответствии с его потребностями. Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).

Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона).

Исходя из смысла указанных норм, Закон о контрактной системе не ограничивает число лиц, желающих принять участие в государственных и муниципальных закупках, в том числе не дает приоритета производителям товара.

Рассмотрев документацию об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в Приложении №2 к проекту контракта «Сведения о конкретных показателях Товара» Заказчиком установлены требования к противогазам гражданским. Позиция 1.2.1 содержит требование относительно наличия фильтрующе-поглощающей коробки (ФПК) цельнометаллической с металлическим дном и металлическим экраном входного отверстия, в едином исполнении с лакокрасочным покрытием защитного цвета. Позиция 1.2.2 содержит требования относительно наличия лицевой части с переговорным устройством, узлами клапана вдоха и выдоха, со стеклами круглой формы.

Указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя документация об Аукционе не содержит.

Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России и не оспаривается Заявителем, противогазы в указанной комплектации производятся ОАО «Тамбовмаш», ОАО «ЭХМЗ», ОАО «Сорбент», а также могут быть поставлены неограниченным числом поставщиков.

Принимая во внимание, что гражданские противогазы в комплекте с фильтрующе-поглощающей коробкой (ФПК) цельнометаллической с металлическим дном и металлическим экраном входного отверстия, со стеклами круглой удовлетворяют потребностям Заказчика,  установление требований к комплектности товара и техническим характеристикам объекта закупки не нарушают законодательство о контрактной системе в сфере закупок.

На этом основании Комиссия Удмуртского УФАС России считает довод жалобы в этой части необоснованным.

2. Согласно частям 3, 15, 22  статьи 99,  статьи 105 Закона о контрактной системе Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок не уполномочена на осуществление контроля в отношении действий заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения довод жалобы, связанный с указанием на нарушение Заказчика статьи 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона.

Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении Аукциона Заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона.

4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

В части 8 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком в установлены единые требования к участникам закупки, в том числе требование к правомочности участника закупки заключать контракт (пункт 8.1 Информационной карты документации об Аукционе).

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В нарушение части 6 статьи 31 Закона Заказчик в документации об Аукционе установил требование к правомочности участника закупки заключать контракт, что содержит признаки административного нарушения предусмотренного частью 1.4  статьи 7.30  КоАП РФ.

5. Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона).

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

 В пункте 15.1 Информационной карты документации об Аукционе Заказчик установил требование о наличии в составе вторых частей заявок следующих документов: идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Вместе с тем Законом установлена необходимость представления данной информации только в случае ее наличия.

В пункте 15.3 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к содержанию, составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт или их копии.

       В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона Заказчик в документации об Аукционе установил требование к участникам закупки о предоставлении документов подтверждающих правомочность, непредусмотренных Законом о контрактной системе, а также сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей участника Аукциона в безусловном порядке, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СИЗ-Снаб» на действия заказчика – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» при проведении электронного аукциона на закупку гражданских противогазов (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313200025015000029) необоснованной.
  2. Признать заказчика – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики»  нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица заказчика – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики»  по частям 1.4, 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

____________ <…>

 

 

Члены Комиссии:

___________  <…>

 

___________  <…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу  № АБ 07-06/2015-78 З об устранении

нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд

 

27 марта 2015 года                                                                                             г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок (отсутствует);

члены Комиссии <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

на основании решения от 27 марта 2015 года по делу № АБ 07-06/2015-78 З по итогам рассмотрения жалобы ООО «СИЗ-Снаб» на действия заказчика – Государственное учреждение Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» при проведении электронного аукциона на закупку гражданских противогазов (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0313200025015000029, далее – Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 п р е д п и с ы в а е т:

 

1. Заказчику - Государственному учреждению Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» в течение 5 рабочих дней с даты получения настоящего предписания по делу № АБ 07-06/2015-78 З:

- вернуть заявки поданные для участия в Аукционе;

- привести извещение о проведении Аукциона в соответствие с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, а именно, установить единые требования к участникам закупки по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно: из пункта 8.1 Информационной карты исключить требование к участникам закупки о правомочности заключать государственный контракт; в пункте 15.1 Информационной карты указать, что идентификационный номер налогоплательщика учредителей представляется при их наличии; из пункта 15.3  Информационной карты исключить требование к документам, подтверждающим правомочность участника закупки заключать государственный контракт или их копии;

- продлить срок подачи заявок для участия в Аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.  

- в течение 3-х дней с даты исполнения предписания проинформировать Комиссию Удмуртского УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.

2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить исполнение предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Удмуртского УФАС России – <…>

3. Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Примечание: В соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии:

 

___________ <…>

 

Члены Комиссии:

___________ <…>

 

___________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны