Решение б/н Решение по делу № АБ 07-06/2015-95 З от 14 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № АБ 07-06/2015-95 З

 

07 апреля 2015 года                                                                                г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок (отсутствует);

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителя заявителя - ООО «Триопромтрейд» (далее – Заявитель, Общество): <…> (доверенность от 06.04.2015г. № 383);

представителей Заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 24.03.2015г. № 01-1-17/1760), <…> (доверенность от 07.04.2015г. № 01-1-17/2153), Кузнецовой И.В. (доверенность от 13.04.2014г. № 01-1-17/1844);

представителя участника закупки ООО «Премиум-Мед»: <…>;

рассмотрев жалобу ООО «Триопромтрейд» на действия Заказчика при проведении запроса котировок на осуществление закупки расходных материалов для гемодиализа (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 0313300135415000048, далее – Запрос котировок) для нужд БУЗ УР «Городская клиническая больница № 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»,  в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.03.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «Триопромтрейд» на действия Заказчика.

По мнению Заявителя, установленные Заказчиком значения клиренсовых характеристик капиллярного диализатора при описании объекта закупки влечет ограничение количества поставщиков, которые могут принять участие в данной закупке и предложить аналогичные диализаторы других производителей. Также Заявитель считает, что требование по позиции 1.5 «заполнен физиологическим раствором» ограничивает количество поставщиков, предлагающих диализаторы «сухого вида», которые, по мнению Заявителя, по своим техническим и функциональным характеристикам являются эквивалентным товаром. В обоснование доводов жалобы Заявитель ссылается на письмо ФАС России от 18.04.2011г. № АК/14239.

Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчик по позиции 3.8 описания объекта закупки установил необоснованное требование к количеству гидрофобных фильтров на венозной части - 2 шт.

Вышеуказанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, нарушают принципы обеспечения конкуренции и профессионализма, установленные статьями 7, 8 Закона о контрактной системе, а также требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как описание объекта закупки составлено некорректно, приводит к ограничению конкуренции и созданию некоторым участникам закупки преимущественных условий.

На заседании комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме. Также Заявитель пояснил, что совокупность требований установленных в отношении клиренсовых характеристик и требования о поставке диализатора заполненного физиологическим раствором дополнительно ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, при этом пояснили, что основным элементом расходного материала для проведения процедуры диализа, осуществляющим функцию фильтрации крови, является диализатор или гемофильтр, в котором происходит очищение крови от токсинов. Запрос котировок на поставку расходных материалов для гемодиализа размещен для нужд Заказчика. Потребность в диализаторах с конкретными показателями по клиренсу мочевины, креатина, фосфата, витамина В12 обусловлена необходимостью оказания квалифицированной и качественной медицинской помощи пациентам. При этом на рынке такого рода товара с показателями, удовлетворяющими требования Заказчика, существуют два товаропроизводителя -  «Asahi», «Toray». Требования к показателям диализаторов установлены в соответствии с письмом ФАС России от 18.04.2011г. № АК/14239, а также приложением к данному письму, в котором указано, что установление показателей клиренса по мочевине, креатину, фосфату, витамину В12 являются важными для определения качества проводимых процедур, также в данном приложении указано, что при установлении клиренсовых характеристик возможно установление только наименьших пороговых значений.  Заказчиком установлены показатели диализаторов по площади мембраны, коэффициенту ультрафильтрации, материалу мембраны, объему заполнения с учетом их взаимозаменяемости у разных производителей. Необходимость поставки гидрофобного фильтра на венозной части в количестве 2х штук в комплекте магистралей обусловлена потребностью Заказчика с целью уменьшения риска выхода из строя медицинского оборудования.

 

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

23.03.2015г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 495 382,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 03.04.2015г. для участие в Запросе котировок было подано две заявки от участников закупки ООО «Премиум-Мед», ООО «Медипал-Онко» которые признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок.

 

1. Согласно частям 3, 15, 22 статьи 99, статьи 105 Закона о контрактной системе Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок не уполномочена на осуществление контроля в отношении действий заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России не рассматривает довод жалобы Заявителя, связанный с нарушением Заказчиком антимонопольного законодательства Российской Федерации.

2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно описания объекта закупки – диализаторов, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным на основании следующего.

 В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).  Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона.

Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика в соответствии с целями обеспечения нужд Заказчика. Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара. Закон о контрактной системе не ограничивает число лиц, желающих принять участие в государственных и муниципальных закупках, в том числе не дает приоритета производителям товара.

В пункте 17 «Описание объекта закупки» извещения о проведении Запроса котировок Заказчик установил характеристики требуемого к поставке товара, в соответствии с которыми участники закупки должны подать предложение о цене контракта.

Так в пунктах 1.5, 1.7-1.7.4, 2.7-2.7.4, 3.8 установлены следующие показатели и значения показателей требуемого к поставке товара:

 

п/п

Наименование товара

Наименования и значения показателей

Наличие, соответствие или значения показателей

1

Капиллярный  диализатор

1.5. Заполнен физиологическим раствором

Соответствие

1.7. Клиренс при потоке диализата 500 мл/мин, скорости кровотока 300 мл/мин и отсутствия ультрафильтрации

 

1.7.1. Мочевины, мл/мин

Не менее 240

1.7.2. Креатинина, мл/мин

Не менее 204

1.7.3. Фосфата, мл/мин

Не менее 165

1.7.4. Витамина В12, мл/мин

Не менее 105

2

Капиллярный диализатор 2

2.7. Клиренс при потоке диализата 500 мл/мин, скорости кровотока 300 мл/мин и отсутствия ультрафильтрации

 

2.7.1 Мочевины, мл/мин

Не менее 261

2.7.2 Креатинина, мл/мин

Не менее 231

2.7.3 Фосфата, мл/мин

Не менее 210

2.7.4 Витамина В12, мл/мин

Не менее 127

3

Комплект магистралей

3.8. Гидрофобные фильтры на венозной части – 2 шт.

Соответствие

 

 

Исходя из пояснений Заказчика, представителя ООО «Премиум-Мед» на соответствующем рынке товаров существуют диализаторы с показателями, установленными в пунктах 1.5, 1.7-1.7.4, извещения о проведении Запроса котировок, двух производителей: «Asahi», «Toray», с показателями, установленными в пунктах 2.7-2.7.4  извещения о проведении Запроса котировок, также двух производителей: «B.Braun», «Fresenius».

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в извещении о проведении Запроса котировок при описании объекта закупки установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчика – указаны минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться; отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При реализации своего права на установление конкретных характеристик товара, соответствующих действительным потребностям Заказчика, последним не было допущено нарушений Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика по определению конкретных показателей товара не ограничивают количество участников закупки.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что информация о том, что диализаторы указанных производителей заполнены физиологическим раствором документально не подтверждена, также указал на то, что согласно информации, находящейся в открытом доступе, диализаторы указанных производителей заполнены стерильной водой. Представителем Заявителя на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих указанные факты, также представителями Заказчика, представителем ООО «Премиум-Мед», являющимся победителем Запроса котировок, предложившим диализаторы производства «Toray», не представлено документального подтверждения того, что указанные диализаторы заполнены физиологическим раствором, в связи с чем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в орган внутреннего финансового контроля для проведения контрольных мероприятий в пределах полномочий, установленных в пункте 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

 

3. При проведении внеплановой проверки действий Заказчика Комиссия Удмуртского УФАС России выявила следующее нарушение Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны быть установлены требования, в том числе, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация, об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона, указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении и проведении Запроса котировок Заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3, 4, 5, 7, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Триопромтрейд» на действия Заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок на осуществление закупки расходных материалов для гемодиализа (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 0313300135415000048) необоснованной.

  2. Признать Заказчика - бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» нарушившим 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

  3. Предписание об устранении нарушений Заказчиком - бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» не выдавать.

  4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика -  бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

  5. Передать материалы дела в орган внутреннего финансового контроля субъекта Российской Федерации - Министерство финансов Удмуртской республики для проведения внеплановой проверки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Председатель Комиссии:

 

____________ <…>

 

Члены Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

____________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны