Решение б/н Решение по делу № АБ 07-06/2015-99 З от 14 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № АБ 07-06/2015-99 З

 

    09 апреля 2015 года                                                                                   г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…>. – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии; <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Профтехдезсервис» (далее – Заявитель): <…>. (решение от 23.03.2015г. № 2),

представителей заказчика – Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее – Заказчик) – <…> (доверенность от 13.01.2015г. б/н), <…> (доверенность от 12.04.2013г.),

представителя уполномоченного органа – Министерства экономики Удмуртской Республики (далее – Уполномоченный орган): <…> (доверенность от 31.12.2014г. № 2),

рассмотрев жалобу ООО «Профтехдезсервис» на действия заказчика – Министерства здравоохранения Удмуртской Республики при проведении электронного аукциона  №12-07/877-15 на осуществление закупки работ по дератизационным обработкам в детских стационарных оздоровительных учреждениях в целях профилактики инфекционных заболеваний (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113200000115000826, далее – Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.04.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «Профтехдезсервис»  на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно включил в пункт 8 Информационной карты документации об Аукционе требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ: дезинфектология.

Представители Заказчика, представитель Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились и пояснили, что объектом закупки являются работы по дератизационным обработкам в детских стационарных оздоровительных учреждениях в целях профилактики инфекционных заболеваний, которые согласно Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003г. № 131 (отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология» Классификации нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.05.1996), являются дератизацией, которая по смыслу Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» рассматривается как санитарно-противоэпидемическое (профилактические) мероприятие, а по смыслу Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - как профилактика инфекционных заболеваний.

По мнению представителей Заказчика, представителя  Уполномоченного органа, работы (услуги) по дезинфектологии, являются лицензируемым видом деятельности по смыслу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) постольку, поскольку включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, которая, в свою очередь, подлежит лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании). В связи с изложенным, представители Заказчика, представитель Уполномоченного органа считают правомерным установление в документации об Аукционе условия о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ: дезинфектология.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе  внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

31.03.2015г. Уполномоченный орган разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 542 300,00 рублей.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о поданных заявках, а также о результатах их рассмотрения отсутствуют в связи тем, что срок подачи заявок на участие в Аукционе истекает 16.04.2015г.

 

Согласно  части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о  соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.

В извещении, в пункте 5.1 Информационной карты, разделе II «Описание объекта закупки: Задание на выполнение работ», пункте 1 проекта контракта документации об Аукционе  Заказчиком установлено условие о том, что объектом закупки являются работы по дератизационным обработкам в детских стационарных оздоровительных учреждениях в целях профилактики инфекционных заболеваний.

Согласно пункту 8.6 Информационной карты документации об Аукционе (в редакции, действовавшей до 08.04.2015г.) Заказчиком было установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по видам работ (услуг): дезинфектологии. Указанная лицензия не должна быть отозвана, ее действие не должно быть приостановлено или прекращено на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с изменениями, внесёнными 08.04.2015г. в извещение, а также документацию об Аукционе, Заказчик исключил из требований к участникам закупки условие о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») по видам работ (услуг): дезинфектологии.

Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09.06.2013 (дадее - Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03).

Согласно пункту 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Разделом II Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 установлены требования к организации дезинфекционной деятельности, к которым в том числе относятся: осуществление дезинфекционной деятельности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (пункт 2.2), соблюдение санитарных правил (пункт 2.3), обязательность прохождения лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами (пункт 2.20) и д. р.

Пунктом 3.6.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03  дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03).

Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03).

Указанные составляющие дезинфекционной деятельности рассматриваются как способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил, отнесенных Классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.05.1996, к группе 3.5 «Дезинфектология».

Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Следовательно, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы применительно к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» рассматриваются как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Законом о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в их числе указана медицинская деятельность (пункт 46 части 1 статьи 12 данного Закона), особенности лицензирования которой устанавливаются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.

При этом пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Исходя из буквального толкования данной нормы, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в Перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 323-ФЗ утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Кроме того, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 «Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ», в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, отнесена к подклассу 74.70 «Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств» класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» Раздела К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что получение лицензии для осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинфекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, не требуется.

При таких обстоятельствах, когда  законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у лица, осуществляющего дезинфекционную деятельность в целях обеспечения дезинфекции, дезинфекции, дератизации, лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг): дезинфектологии, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что требование о наличии указанной лицензии у участника закупки было установлено Заказчиком в пункте 8.6 Информационной карты документации об Аукционе не в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона и содержало признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг): дезинфектологии исключено из извещения о проведении закупки и  документации об Аукционе по решению Заказчика от 07.04.2015г., Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Профтехдезсервис» на действия заказчика – Министерства здравоохранения Удмуртской Республики при проведении электронного аукциона  №12-07/877-15 на осуществление закупки работ по дератизационным обработкам в детских стационарных оздоровительных учреждениях в целях профилактики инфекционных заболеваний (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113200000115000826) обоснованной.
  2. Признать заказчика - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе заказчику - Министерству здравоохранения Удмуртской Республики не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении виновного должностного лица заказчика - Министерства здравоохранения Удмуртской Республики.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 

_____________ <…>

 

_____________ <…>

 

Члены Комиссии:

_____________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны