Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АБ 07-06/2016-196 З от 25 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

17 августа 2016 года                                                                            г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок (отсутствует);

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,

в присутствии:

представителей Администрации МО «Сарапульский район» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 17.08.2016г. б/н), <…> (доверенность от 17.08.2016г. б/н);

в отсутствие:

представителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 11.08.2016г. № АБ 01-17-07/6941э,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия  заказчика – Администрации МО «Сарапульский район» при проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог местного значения в Сарапульском районе УР» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300008316000046, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.08.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия Заказчика.

По мнению Заявителя, установленное в проекте контракта документации об Аукционе условие об одностороннем отказе Заказчиком от исполнения контракта без указания перечня случаев такого отказа не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заявитель также указывает на то, что  условия проекта контракта документации об Аукционе об ответственности заказчика и подрядчика за ненадлежащее исполнение условий контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств,  не соответствуют требованиям  постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Правила определения размера штрафа).

В жалобе Заявитель указывает на то, что  Заказчик не установил  к участникам закупки дополнительные требования в соответствии со статьёй 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (далее – постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99), а также в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не указал в документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Представители Заказчика, на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России с доводами  жалобы не согласились, представили письменные пояснения, а также  пояснили, что работы, являющиеся объектом закупки, не включены в перечень работ, указанный в пункте 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, в связи с чем, установление дополнительных требований к участникам закупки не требуется.

 

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

26.07.2016г. Заказчик  разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 168 500,00  рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на  участие в Аукционе от 15.08.2016г. для участие в Аукционе подана 1 заявка – от участника закупки Акционерное общество «Сарапульское дорожное предприятие». Решением аукционной комиссии участник закупки Акционерное общество «Сарапульское дорожное предприятие», а также поданная им заявка признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя  относительно условий проекта контракта документации об Аукционе об одностороннем отказе Заказчиком от исполнения контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона.

Расторжение  контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона).

Условия, аналогичные положениям части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержатся в пункте 11.1 раздела V документации об Аукционе.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона).

В соответствии со статьёй 717 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Закон о контрактной системе не содержит положений, обязывающих Заказчика предусматривать право на односторонний отказ от исполнения контракта тем или иным образом.

Условие проекта контракта документации об Аукционе о праве Заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 11.1 раздела V документации об Аукционе, содержит ссылку на гражданское законодательство, что не противоречит требованиям части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно условий проекта контракта документации об Аукционе об ответственности заказчика и подрядчика за ненадлежащее исполнение условий контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев раздел 8 раздела V документации об Аукционе, предусматривающий ответственность сторон, установила, что требование к ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также порядок начисления пени, установлен Заказчиком в соответствии с Правилами определения размера штрафа, что отвечает требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно нарушения Заказчиком требований статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 12 168 500,00 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что извещение и документация об Аукционе не содержит дополнительных требований к участникам закупки, установленных в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В документации об Аукционе не установлена группа работ, опыт выполнения которых должен подтверждаться наличием соответствующего  контракта для подтверждения соответствия участниками закупок требованиям пункта 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Указанные действия Заказчика являются нарушением требований части 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63,  части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе,  что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.

 

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к обеспечению исполнения контракта (условиям банковской гарантии).

Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьёй 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учётом требований статей 44 и 96 Закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона не содержит требований к установленному с учётом требований статей 44 и 96 Закона сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика – Администрации МО «Сарапульский район» при проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог местного значения в Сарапульском районе УР» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300008316000046) обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком требований статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В действиях заказчика - Администрации МО «Сарапульский район»  признать нарушение части 4 статьи 31, пункта 8 статьи 42,  пункта 6 части 5 статьи 63,  части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - Администрации МО «Сарапульский район» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - Администрации МО «Сарапульский район» по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

____________ <…>

 

Член Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

____________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны