Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АБ 07-06/2016-235 З от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

21 сентября 2016 года                                                                         г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,

в присутствии:

представителей заказчика – Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 11.04.2016г. № 48), <…> (доверенность от 11.04.2016г. № 49), <…> (доверенность от 11.04.2016г. № 51);

представителя уполномоченного органа – Министерства экономики Удмуртской Республики (далее – Уполномоченный органа): <…> (доверенность от 31.12.2015г. № 5);

в отсутствие:

представителя заявителя - ООО «Гигиена-Сервис Мед» (далее – Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 16.09.2016г. № АБ 01-17-07/8065э,

рассмотрев жалобу ООО «Гигиена-Сервис Мед» на положения документации об электронном аукционе №15-06/3451-16 «подгузники для обеспечения ими инвалидов и детей-инвалидов» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок – 0113200000116003004, далее – Аукцион) для нужд заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.09.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «Гигиена-Сервис Мед» на действия Заказчика.

По мнению Заявителя, документация об Аукционе противоречит положениям частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также положениям статьи 8, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает на то, что Заказчиком допущено объединение в одной закупке поставки подгузников для взрослых и подгузников для детей, что влечёт невозможность для ряда производителей, их официальных представителей участия в закупке с предложением того вида товара, производителем (его представителем) которого является потенциальный участник закупки, по более низкой цене. Заявитель также указывает на то, что в нарушение требований Закона о контрактной системе документация о закупке на содержит информации о месте поставки товара.

Представители Заказчика, представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Представители Заказчика представили в материалы дела возражения, а также устно пояснили, что Заказчиком не допущено объединение в одной закупке поставки двух видов товаров (подгузников для взрослых и детских подгузников), поскольку закупка осуществлена для нужд детей-инвалидов, которым в соответствии с ИПРА рекомендовано обеспечение подгузниками размера «XS», «S», «M», «L», «XL». В части доводов об условиях документации об Аукционе о месте поставки товара, представители Заказчика пояснили, что место поставки товара определено Заказчиком с учётом требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

22.08.2016г. Уполномоченный орган разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 36 668 069,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 19.09.2016г. для участие в Аукционе подано 5 заявок; решением аукционной комиссии все участники закупки, подавшие заявок, допущены к участию в Аукционе.

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно объединения Заказчиком в одной закупке поставки подгузников для взрослых и подгузников для детей, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

Статья 17 Закона о защите конкуренции содержит антимонопольные требования к торгам, в том числе устанавливает запреты на осуществление заказчиками действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Предметом закупки № 0113200000116003004 являются подгузники для инвалидов и детей-инвалидов.

В соответствии с ГОСТ Р 55082-2012 «Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия» указанный стандарт распространяется на бумажные подгузники, предназначенные для впитывания и удерживания мочи, используемые для ухода за больными, страдающими недержанием мочи средней и тяжелой степени, лежачими больными, а также в других случаях, и устанавливает требования к их качеству.  

Также ГОСТ Р 55082-2012 установлены показатели по обхвату бедер в целях определения размерного ряда (пункт 4.1 ГОСТ), полному водопоглощению, сорбационной способности, обратной сорбации, скорости впитывания.

В соответствии с ГОСТ Р 52557-2011 «Подгузники детские бумажные. Общие технические условия» указанный стандарт распространяется на бумажные детские подгузники разового использования, предназначенные для ухода за детьми.

Также ГОСТ Р 52557-2011 установлены показатели по весу в целях определения размерного ряда, полному водопоглощению, обратной сорбации, скорости впитывания.

Требования к товару, закупка которого осуществляется в рамках указанного Аукциона, сформулированы Заказчиком в разделе

Описание объекта закупки содержит требование в размерному ряду подгузников: «XS», «S», «M», «L», «XL».

В материалы дела Заказчиком представлены копии индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида, в соответствии с которыми детям-инвалидам рекомендовано обеспечение подгузниками для взрослых следующих размеров «XS», «S», «M», «L», «XL».

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что документация об Аукционе не содержит требований к показателям товара по весу, указывающих на то, что товар предназначен для разового использования при уходе за детьми соответствующей возрастной группы.

При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком не допущено объединение в одной закупке поставки двух видов невзаимозаменяемых товаров (подгузников для взрослых и детских подгузников). Соответствующий довод жалобы Заявителя Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно отсутствия в документации о закупке информации о месте поставки товара, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о проведении электронного аукциона должна содержать краткое изложение условий контракта, в том числе, информацию о месте доставки товара.

Предметом контракта является закупка подгузников для обеспечения ими инвалидов и детей-инвалидов.

Извещение об осуществлении закупки относительно места доставки содержит следующую информацию: указано в п.6.2 Информационных карт Документации об электронном аукционе.

В пункте 6.2 информационных карт документации об аукционе указано, что место доставки (доставки) товара: указано в пункте 2.1 проекта контракта (Приложение №1 к Документации об электронном аукционе).

Пункт 2.1 проекта контракта изложен следующим образом:

 - по согласованию с получателем по месту жительства получателя;

 - по согласованию с получателем вне места жительства получателя (по месту выдачи, организованному поставщиком).

В соответствии с положениями статей 509, 510 Гражданского кодекса РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

В соответствии с порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240, далее  - Порядок) обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 Порядка;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» пункта 3 Порядка (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Порядка).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Порядка, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями);

в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 Порядка (пункт 5 Порядка).

С учетом изложенного на уполномоченный орган возложена обязанность организации обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации следующим образом:

- предоставление технического средства реабилитации по месту жительства инвалида;

- отбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающей техническими средствами. Вместе с тем, в данной ситуации предусмотрено получение ТСР по месту нахождения такой организации (т.е. выборка товаров), с оплатой проезда инвалида к месту нахождения такой организации.

Следовательно, местом доставки подгузников должно являться место жительства инвалида, либо место доставки, указанное Заказчиком, в целях дальнейшего предоставления подгузников по месту жительства инвалида силами Заказчика, либо место нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации.

В документации об Аукционе отсутствует информация о местах жительства получателей, месте доставки, определенном Заказчиком, в целях дальнейшего предоставления ТСР по месту жительства инвалида, не предусмотрена возможность выборки товаров в месте нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, следовательно, отсутствует информация о месте доставки товара, что является нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.

С учетом того, что функцией уполномоченного органа, в рассматриваемом случае Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики является обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, данная функция должна быть осуществлена в соответствии с требованиями Закона о социальной защите инвалидов и Порядка. Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики не уполномочено на изменение данного порядка.

Заказчиком в проекте контракта установлена возможность доставки товара вне места жительства получателя (по месту выдачи, организованному поставщиком). Данное требование, включенное в проект контракта, не соответствует положениям действующего законодательства в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту жительства, следовательно, установление такого требования не обеспечивает достижения цели закупки и не соответствует принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия Заказчика в части установления требования о возможности доставки товара вне места жительства получателя (по месту выдачи, организованному поставщиком), в том числе, с учетом отсутствия у Заказчика полномочий на установление такого требования могут содержать признаки нарушения статей 15, 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, установление данного требования может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также нарушению прав инвалидов на предоставление технических средств реабилитации по месту жительства, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящего дела в Министерство финансов Удмуртской Республики, Прокуратуру Удмуртской Республики.

 

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе.

В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе закупок (часть 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (часть 2 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 2 раздела III «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» документации об Аукционе для обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Обоснования начальной (максимальной) цены Заказчиком  определено на основании информации, полученной из следующих источников: коммерческие предложения поставщиков №№ 1 (от 29.07.2016 № 55), 2 (от 29.07.2016 № 67), 3 (от 28.07.2016 № 110), 4 (от 02.08.2016 № 69), 5 (от 02.08.2016 № 77), 6 (от 03.08.2016 № 25).

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что коммерческие предложения №№ 1 (от 29.07.2016 № 55), 2 (от 29.07.2016 № 67), 3 (от 28.07.2016 № 110) содержат информацию о товаре без учёта сопоставимых с условиями закупки коммерческих (финансовых) условий, а именно без учёта условий проекта контракта, указанных в приложении № 1 к документации об Аукционе, что привело к неполноте исходной информации и отразились на достоверности представленных цен.

Действия Заказчика по указанию недостоверной информации об источниках информации и ценах на приобретаемый на условиях документации об Аукционе товар являются нарушением требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гигиена-Сервис Мед» на положения документации об электронном аукционе №15-06/3451-16 «подгузники для обеспечения ими инвалидов и детей-инвалидов» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок – 0113200000116003004, далее – Аукцион) для нужд заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики обоснованной в части довода об отсутствии в документации о закупке информации о месте доставки товара.

2. В действиях заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики признать нарушение части 3 статьи 7, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти Удмуртского УФАС России по признакам нарушения статьей 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

6. Передать материалы дела в Министерство финансов Удмуртской Республики, Прокуратуру Удмуртской Республики.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель председателя Комиссии:

___________ <…>

 

____________ <…>

 

Член Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны