Решение б/н РЕШЕНИЕ по делам № АБ 07-06/2016-236 З, №АБ 07-06/2016-241 З от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23 сентября 2016 года                                                                         г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителей Администрации МО «Юкаменский район» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 22.09.2016г.), <…> (доверенность от 22.09.2016г.);

в отсутствие:

представителя ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Заявитель-1): о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом (уведомление от 19.09.2016г. № АБ 01-17-07/8088э);

Индивидуального предпринимателя <…> далее – Заявитель-2): о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом (уведомление от 22.09.2016г. № АБ 01-17-07/8200э);

рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ», Индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика – Администрации МО «Юкаменский район» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них (ул. Радужная, ул.Перспективная, ул.Вишневая, ул.Строителей с. Юкаменское, ул.Глазовская с. Ежево, ул.Пчеловодная и ул.Полевая д. Гулекшур, ул. Центральная д. Тылыс, ул. Школьная д. Шафеево)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300001516000034, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.09.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия Заказчика. Заявитель указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1) Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 17.09.2016г, что является субботой, то есть нерабочим днем. Вместе с тем, согласно ст.193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, неверно установленный Заказчиком срок окончания подачи первых частей заявок ограничивает круг потенциальных участников закупки; 2) в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа  субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; 3) по мнению Заявителя-1, Заказчик в проекте контракта не установил требование относительно срока действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, при этом иные положения конкурсной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии; 4) Заказчик не указал в извещении о проведении Аукциона информацию о наличии у участника закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и тем самым ввел в заблуждение Участников закупки, а также нарушил п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.

20.09.2016г. в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Индивидуального предпринимателя <…> на действия Заказчика. 21.09.2016г. жалоба Индивидуального предпринимателя <…> поступила по подведомственности в Удмуртское УФАС России. Заявитель указывает на следующие нарушения Закона о контрактной системе: 1) в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона отсутствует полный перечень требований, предъявляемых к участникам закупки; 2) Заказчиком в Извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 17.09.2016г, которая является нерабочим днем. С учетом ст.193 Гражданского кодекса РФ, указанный срок окончания подачи первых частей заявок влечет ограничение прав участников закупки; 3) в извещении о проведении Аукциона отсутствует требование о наличии допусков СРО к определенным видам работ; 4) В проекте контракта Заказчик указывает стоимость работ и выделяет в том числе НДС, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки применяющих иной налоговый режим; 5) Заказчик требует подробно описать в заявке показатели в отношении природной песчано-гравийной смеси, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что является ограничением доступа к участию в закупке.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, направили в материалы дела письменные пояснения.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

03.08.2016г. Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 159 898,00 рублей.

01.09.2016г. Заказчик внес изменения в извещение и документацию об Аукционе в связи с исполнением предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по делу №АШ07-06/2016-205 З от 25.08.2016г. Дата и время окончания подачи заявок продлены до 17.09.2016г.

Дата и время окончания подачи заявок – 17.09.2016г., в 09:00.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0113300001516000034-1 от 17.09.2016г. для участия в Аукционе подана 1 заявка – от участника закупки ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие». Решением аукционной комиссии участник закупки ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие», а также поданная им заявка признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе. Аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалоб контракт не заключен.

  1. Рассмотрев доводы жалоб Заявителя-1 и Заявителя-2 относительно установления в извещении о проведении Аукциона даты окончания срока подачи заявок, приходящейся на выходной день – 17.09.2016г., Комиссия Удмуртского УФАС России считает их необоснованными в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (часть 1 статьи 60 Закона).

В случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона (часть 9 статьи 60 Закона).

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» утверждены требования к электронным площадкам, согласно которым электронная площадка должна обеспечивать в том числе свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, заявителям на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации, в том числе согласно порядку проведения торгов (подпункт «д» пункта 1.2 раздела II Приказа №495);

На основании вышеизложенного следует, что Закон о контрактной системе не ограничивает подачу заявок на участие в электронном аукционе в нерабочие дни.

В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

С учетом указанных норм права, Заказчик определил срок окончания подачи заявок календарной датой – 17.09.2016г., при этом общий срок подачи заявок составляет 15 дней, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.  

2. Рассмотрев довод Заявителя-1 относительно отсутствия в проекте контракта условия о конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В пункте 6.2 проекта контракта Заказчик указал: «Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчика из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

В пункте 9.1 проекта контракта Заказчик указал: «За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Контрактом».

На основании вышеизложенного следует, что условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций содержится в проекте контракта.

3. Рассмотрев довод Заявителя-1 относительно установления требований к сроку действия банковской гарантии в проекте контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию относительно размера обеспечения исполнения контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что документация об Аукционе содержит следующее условие о сроке действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта: «срок действия банковской гарантии 1 месяц со дня окончания срока действия контракта (пунктах 34.9 части 34 Главы IX документации об Аукционе).

В пункте 13.1 проекта контракта Заказчик указал: «Настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2016г. включительно, а в части гарантийных обязательств – до полного исполнения Подрядчиком своих обязательств».

Принимая во внимание то обстоятельство, что срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, в документации об Аукционе определён истечением периода времени, который исчисляется 1 месяцем с момента окончания срока действия контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу от том, что в документации об Аукционе содержится требование к сроку действия банковской гарантии. Таким образом, условия документации об Аукционе позволяют установить конкретный срок действия банковской гарантии, который соответствует дате 31.01.2017г.

4. Рассмотрев довод Заявителя-2 о том, что в извещении о проведении Аукциона отсутствует полный перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, указанные в пунктах 1, 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона.

В разделе Преимущества и требования к участникам извещения о проведении Аукциона Заказчик указал следующее: «Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Изложены разделе 5 п. 2 главы Х Информационная карта документации о проведении электронного аукциона».

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в разделе 5 пункта 2 главы Х Информационной карты документации о Аукционе Заказчик в порядке части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указал единые требования к участникам закупки, следовательно, довод Заявителя-2 в этой части жалобы необоснован.

5. Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрела довод Заявителя-2 относительно включения в проект контракта налога НДС, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки применяющих иной налоговый режим.

Согласно части 2 статьи 34 Закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона.

В соответствии с частями 1, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.  Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В пункте 2.1 проекта контракта Заказчик указал: «Общая стоимость работ, выполняемых в рамках настоящего Контракта (далее – цена Контракта), составляет _________ (_____________) руб., в том числе НДС. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта».

В пункте 4 статьи 3 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

С учетом вышеизложенного, следует, что Закон о контрактной системе не ограничивает возможность участия в закупках любых юридических лиц, применяющих различные виды налогообложения, вместе с этим условие о включении в цену контракта суммы НДС не является требованием к участникам закупки и не ограничивает их участие в Аукционе.

Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Заявителя-2 является необоснованным.

6. Рассмотрев доводы Заявителя-1 и Заявителя-2 относительно отсутствия в извещении о проведении Аукциона информации о наличии у участника закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Комиссия Удмуртского УФАС России считает их обоснованными в связи со следующим.

В пункте 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе указано, что в извещении о проведении Аукциона должен содержаться исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

В  пункте 2 раздела 7 Информационной карты документации об Аукционе Заказчик установил требование к составу второй части заявки о наличии копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом закупки, подтверждающая соответствие требованиям, установленным в соответствии с  законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющейся объектом закупки по видам работ: 25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, 25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств; или 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в извещении о проведении Аукциона отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также отсутствует ссылка на пункт 2 раздела 7 Информационной карты документации об Аукционе, следовательно, Заказчиком нарушено требование пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

7. Рассмотрев довод Заявителя-2 в части нарушения Заказчиком требований к информации, предоставляемой в составе заявки в отношении природной песчано-гравийной смеси, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Согласно пунктам 1-2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: 1)  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б»  пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 1 раздела 7 Информационной карты документации об Аукционе Заказчик указал требования к содержанию первой части заявки: «Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: 1)   согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы,  2) а также конкретные показатели используемого товара (материала), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

В разделе XIV документации об Аукционе указано, что требования к показателям товара (материала), используемого при выполнении работ, размещены с документацией об электронном аукционе на едином официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.

В документе «Требования к материалам» (далее – Требования), являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе указаны требования к товару - природным песчано-гравийным смесям (для общестроительных работ).

В Требованиях к природным песчано-гравийным смесям содержатся в том числе требования к содержанию зерен гравия, крупности зерен гравия, зернового состава гравия, зерновому составу песка, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, содержанию зерен слабых пород в гравии, содержанию глины в комках. При этом Заказчик установил, что зерновой состав гравия должен соответствовать определенным итогам испытания.

С учетом того, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, в действиях Заказчика, установившего требования к информации, содержащейся в составе заявки, влекущие за собой ограничение количества участников Аукциона или ограничение доступа к участию в Аукционе содержится нарушение  пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России считает указанный довод жалобы Заявителя-2 обоснованным.

8. При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлено наличие следующего нарушения Закона о контрактной системе.

В разделе 15 документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит указание на раздел и пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; не дает возможность определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); не дает возможность определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

Требования к материалам «Установка барьерного ограждения» содержит следующие показатели товара: «Металлическое барьерное ограждение должно соответствовать требованиям к уровню удерживающей способности (таблица №11 ГОСТ Р 52289-2004), прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте (таблица №18 ГОСТ Р 52289-2004). Уровень удерживающей способности должен быть не менее У3 при значении уровня не менее 250 кДж. <…> Покрытие деталей элементов металлического барьерного ограждения должно быть выполнено методом горячего цинкования, толщина цинкового покрытия должна быть не менее 80 мкм для основных деталей и 30 мкм - для крепежных деталей».

ГОСТ Р 52289-2004 содержит указание о наличии 10 уровней удерживающей способности. При этом Заказчик не устанавливает, какое значение показателя – конкретное значение или диапазон значений, предусмотренных ГОСТом, должен указать участник закупки в своей заявке в отношении уровня удерживающей способности металлического барьерного ограждения.

Отсутствие сведений о том, являются ли показатели толщины цинкового покрытия изменяемыми или неизменяемыми показателями значений, не формирует четкого понимания у участников закупки, каким показателям должно соответствовать предложение участника закупки.

Требования к материалам «Природные песчано-гравийные смеси» по пунктам №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 также не содержат сведений о том, какие показатели (конкретный показатель товара или диапазон их значений) должен указать участник закупки в отношении указанных значений.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки приводит к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик утвердил документацию с нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

9. Согласно пунктам 1- 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к материалам «Установка барьерного ограждения» содержат следующие требования: «Конструкция световозвращателей должна соответствовать ГОСТ Р 50971-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения», либо Стандартам организаций согласованных с ГУОБДД МВД России. <…> Световозвращающие элементы должны быть изготовлены из световозвращающей пленки типа Б микропризматического класса, представляющей собой пленку с высокой интенсивностью световозвращения (один элемент красного цвета, другой - белого), имеющей оптическую систему из микропризм, отвечающей требованиям ГОСТ Р 52290-2004».

ГОСТ Р 50971-2011 содержит различные типы и разновидности световозращателей в зависимости от их назначения, формы и цвета: КД1, КД2, КД3, КД4, КД5, КД6, также устанавливает требования к размерам в зависимости от типа и разновидности.

Согласно разделу 6 «Требования к световозвращающей пленке для знаков» ГОСТ Р 52290-2004 фото- и колориметрические характеристики световозвращающей пленки для знаков и методы испытаний по этим характеристикам должны соответствовать требованиям, изложенным в разделах 5 и 8.

В разделах 5 и 8 ГОСТ Р 52290-2004 установлена зависимость показателей световозвращающей пленки от фотометрических и колориметрических характеристик.

В Требованиях к материалам «Природные песчано-гравийные смеси» Заказчик в пункте 4 установил следующее требование к товару: «Пески, входящие в состав природной песчано-гравийной смеси по зерновому составу, должны отвечать требованиям ГОСТ 8736-93 к крупным, средним, мелким и очень мелким пескам». При этом не возможно определить потребность Заказчика в том, какой вид песка должен входить в состав природной песчано-гравийной смеси.

Таким образом, Заказчик не перечисляет в документации об Аукционе требования к объекту закупки, а допускает установление требований к товару  путем включения в документацию ссылок на нормативные (технические) документы (ГОСТы) и тем самым возлагает на участника Аукциона функции по самостоятельному выбору необходимых характеристик и показателей объекта закупки, соответствующих данным нормативным документам.

В связи с вышеизложенным Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при описании объекта закупки не установил требования к товару в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия  заказчика – Администрации МО «Юкаменский район» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них (ул. Радужная, ул.Перспективная, ул.Вишневая, ул.Строителей с. Юкаменское, ул.Глазовская с. Ежево, ул.Пчеловодная и ул.Полевая д. Гулекшур, ул. Центральная д. Тылыс, ул. Школьная д. Шафеево)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300001516000034) обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

2. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя <…> на действия  заказчика – Администрации МО «Юкаменский район» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них (ул. Радужная, ул.Перспективная, ул.Вишневая, ул.Строителей с. Юкаменское, ул.Глазовская с. Ежево, ул.Пчеловодная и ул.Полевая д. Гулекшур, ул. Центральная д. Тылыс, ул. Школьная д. Шафеево)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300001516000034) обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком требований пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В действиях заказчика - Администрации МО «Юкаменский район»  признать нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику - Администрации МО «Юкаменский район» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - Администрации МО «Юкаменский район» по частям 4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии:

 

____________ <…>

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:                                                    

____________ <…>

____________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны