Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АБ 07-06/2016-242 З от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

29 сентября 2016 года                                                                     г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителя заказчика – «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Воткинска (далее – Заказчик): <…> (приказ начальника Управления ЖКХ <…>от 08.02.2016г. № 05.1-А);

члена аукционной комиссии: <…> (постановление Администрации г.Воткинска от 14.09.2016г. № 1734);

в отсутствие представителя заявителя - ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель): о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом (в деле имеется уведомление от 26.09.2016г. № АБ01-17-07/8303э);

рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель) на действия  заказчика – «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Воткинска  при проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильной дороги по ул. Рабочая, от ул. Энтузиастов до многоквартирного дома ул. Вишневая, 3» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300002016000089, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.09.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявителем обжалуются положения документации об Аукционе.

По мнению Заявителя, проект контракта документации об Аукционе содержит условия об ответственности  за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту, не отвечающие требованиям частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что Заказчиком допущено нарушение требований статьи 37 Закона о контрактной системе.

Из содержания жалобы следует, что Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 (в документации об Аукционе отсутствует указание на группу работ, опыт исполнения которых должен подтверждаться дополнительными документами).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных пояснениях, представленных для приобщения к материалам дела.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

05.09.2016г. уполномоченный орган – Администрация г.Воткинска разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 28 818 878,04  рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 23.09.2016г. для участия в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Удмуртское автодорожное предприятие». Решением аукционной комиссии участник закупки Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Удмуртское автодорожное предприятие», а также поданная указанным участником закупки аукционная заявка признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно условий проекта контракта документации об Аукционе об ответственности за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее - постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Согласно пунктам 4, 5 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063  за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей;

за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Рассмотрев раздел 9 проекта контракта (приложение № 4 к аукционной документации), Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены следующим образом:

«…За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 2,5% от цены контракта, если Цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, что составляет ____________ руб….» (пункт 9.2 проекта контракта).

«…За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 5% от цены контракта, если Цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, что составляет ______________ руб….» (пункт 9.3 проекта контракта).

При таких обстоятельствах, когда проект контракта документации об Аукционе не содержит условий о порядке определения размера штрафа  за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что условия проекта контракта документации об Аукционе об ответственности заказчика, подрядчика за  неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Заказчиком не в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, чем допущено нарушение требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя  о нарушении Заказчиком  требований статьи 37 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона (часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 13.3 части 1 документации об Аукционе в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.

Указанное условие документации об Аукционе свидетельствует о надлежащем исполнении Заказчиком требований статьи 37 Закона о контрактной системе.

Соответствующий довод жалобы Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.

  1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя  относительно нарушения Заказчиком требований Закона при установлении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99), Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 42.11.20 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 28 818 878.04 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

Пункт 3.5 части 1 документации об Аукционе содержит информацию об установлении дополнительных требований к участникам закупки по части 2  статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в документации об Аукционе не установлена группа работ, опыт выполнения которых должен подтверждаться наличием соответствующего  контракта для подтверждения соответствия участников закупки требованиям пункта 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Указанные действия Заказчика являются нарушением требований  части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Соответствующий довод жалобы Заявителя Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным.

 

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующее нарушение Закона о контрактной системе.

 

В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (часть 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).

Информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).

В нарушение требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона содержит информацию о том, что Заказчиком не установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.

 

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении Аукциона, а также в пункте 3.3 части 1, разделе V части 2 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.

В нарушение требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона не содержит перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

 

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к размеру обеспечения исполнения контракта, сроку и порядку предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 96 Закона.

Согласно извещению о проведении Аукциона, разделу XII части 2  документации об Аукционе, Заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта.

Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения исполнения контракта,  должна содержать следующие условия:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96  Закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В соответствии со статьями 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что извещение о проведении Аукциона, документация об Аукционе  содержит следующее условие о сроке действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта: «…Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц» (раздел XII части 2  документации об Аукционе), «…Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия настоящего контракта не менее чем на один месяц» (пункт 12.2 проекта контракта документации об Аукционе).

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, в документации об Аукционе  не определён календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также не связан с наступлением какого-либо события (которое неизбежно должно наступить), Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу от том, что в нарушение требований пункта 8 статьи 42, а также  пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе  не содержат требования к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

В действиях Заказчика, разместившего извещение о проведении Аукциона  с нарушением требований пункта 8 статьи 42 Закона, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пункта 8 части 1 статьи 64 Закона, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки, в том числе к условиям контракта должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.

В ЕИС в сфере закупок размещена документация об Аукционе, неотъемлемой частью которой является документ «Приложение № 5. Ведомость материалов».

Документ «Приложение № 5. Ведомость материалов» содержит требования к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, следующего товара: Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон  (горячие и теплые для пористого асфальтобетона щебеночные и гравийные), марка II (по нормативам ГОСТ 9128-2009), Битумы нефтяные строительные для кровельных мастик марки БНМ-55/60 (по нормативам ГОСТ 9812-74), Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 20-40 мм (по нормативам ГОСТ 8267-93), Щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 20-40 мм (по нормативам ГОСТ 8267-93), Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 10-20 мм по нормативам ГОСТ 8267-93) и т.д.

В соответствии с ГОСТ 9128-2009 значения показателей товара по размеру минеральных зерен, по содержанию щебня (гравия), по пределу прочности на сжатие при температуре 50 °С, МПа, по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С, МПа, по трещиностойкости по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа и т.д. являются вариативными.

В соответствии с ГОСТ 9812-74 указанный норматив распространяется на нефтяные битумы, применяемые для изоляции трубопроводов от грунтовой коррозии и содержит физико-химические показатели изоляционных нефтяных битумов марок БНИ-IV-З, БНИ-IV, БНИ-V. Информация о показателях и их значениях в отношении битума нефтяного строительного для кровельных мастик марки БНМ-55/60 в указанном стандарте отсутствует.

В соответствии с ГОСТ 8267-93 значения показателя товара по истираемости  являются вариативными в зависимости  от марки по истираемости щебня и гравия (И1, И2, И3, И4).

В соответствии с ГОСТ 8267-93 значения показателя товара по морозостойкости являются вариативными и зависят от марки по морозостойкости F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

В соответствии с ГОСТ 8267-93 значения показателя товара по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, по  дробимости щебня, по содержанию пылевидных и глинистых частиц, % по массе и т.д.  являются также вариативными.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что требования к материалам, используемым при выполнении работ, указаны Заказчиком не перечислением их в документации об Аукционе, а путём возложения на участника Аукциона функции по самостоятельному выбору необходимых характеристик и показателей объекта закупки, соответствующих требованиям ГОСТ (согласно приложению №  5 к документации об Аукционе).

В материалы дела Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Заказчика объективной потребности в товаре, используемом при выполнении работ, обладающем всеми характеристиками, перечисленными в ГОСТ.

Указанные действия Заказчика свидетельствуют о необъективном описании объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки, поданной на участие в электронном аукционе должна содержать:

согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги,

конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе не содержит инструкции по заполнению первой части аукционной заявки, содержащей:

1) указание на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определяющей, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определяющей, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия заказчика – «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Воткинска  при проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильной дороги по ул. Рабочая, от ул. Энтузиастов до многоквартирного дома ул. Вишневая, 3» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300002016000089) обоснованной в части доводов относительно условий проекта контракта документации об Аукционе об ответственности за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту, а также  о нарушении Заказчиком требований Закона при установлении дополнительных требований к участникам закупки.

2. Признать заказчика - «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Воткинска  при проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильной дороги по ул. Рабочая, от ул. Энтузиастов до многоквартирного дома ул. Вишневая, 3» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113300002016000089) нарушившим часть 3 статьи 7, части 5, 8 статьи 34, пункт 8 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 2, 8 части 1, часть 3  статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Воткинска предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц заказчика  - «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Воткинска по частям 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии                               __________  <…>

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:                                          

 

__________  <…>

 

__________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны