Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АБ 07-06/2016-272 З от 9 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 октября 2016 года                                                                      г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок (отсутствует);

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителя заказчика - МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства»  (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 26.10.2016г.);

в отсутствие представителя заявителя - ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель, Общество): о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (уведомление №АБ 01-17-07/9113 от 24.10.2016г.);

рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест»  на действия  Заказчика – МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по объекту: «Устройство дороги по бульвару Гоголя в городе Ижевске (проект благоустройства бульвара Гоголя)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0313300000216000081, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.10.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявитель считает, что документация об Аукционе содержит нарушения статьи 37, так как в пункте 10.2 проекта контракта Заказчиком предусмотрена альтернативная возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта или предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта.   Также Заявитель считает, что Заказчиком нарушена часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, так как в извещении о проведении аукциона в разделе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» отсутствует запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление № 1457).

На заседании Комиссии представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной в связи с тем, что антидемпинговые меры при проведении Аукциона указаны в пунктах 11.1, 11.2 раздела 11 документации об Аукционе. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией об Аукционе.  Таким образом, при снижении цены контракта на двадцать пять и более процентов начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в настоящей документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В разделе «Требования к участникам» извещения о проведении Аукциона Заказчик установил запрет на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

07.10.2016г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 37 297 690,00 рублей.

Согласно протоколу №42А-20161 от 24.10.2016г. для участия в Аукционе подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими, все участники закупки допущены к участию в Аукционе.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Рассмотрев довод Заявителя относительно нарушения Заказчиком статьи 37 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В разделе 11 документации об Аукционе содержатся сведения об антидемпинговых мерах при проведении аукциона соответствующих требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика указывать в документации об Аукционе антидемпинговые меры. При заключении контракта с целью соблюдения антидемпинговых мер участники закупки должны руководствоваться частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе, в том числе в проекте контракта требования частей 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не нарушают статью 37 Закона о контрактной системе.

2. Рассмотрев довод Заявителя о том, что в извещении о проведении аукциона отсутствует запрет, установленный Постановлением № 1457, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно Постановлению № 1457 выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  на территории Российской Федерации запрещено организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что в разделе «Требования к участникам» извещения о проведении Аукциона Заказчик установил запрет на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в связи с чем, приходит к выводу о том, что Заказчик исполнил требования Закона о контрактной системе.

3. При проведении внеплановой проверки Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующие нарушения Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.

В разделе 2 документации об Аукционе содержится Приложение 2 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ выполнение работ по объекту: «Устройство дороги по бульвару Гоголя в городе Ижевске (проект благоустройства бульвара Гоголя)» (далее – Техническое задание).

В разделе 8 Технического задания содержится таблица №4 «Перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ» (далее – Таблица №4), в которой Заказчик указал наименование товара (материала), используемого при выполнении работ, техническое описание требуемого материала, а также установил максимальные и минимальные значения показателей.

По позиции 3 Таблицы №4 Технического задания «Цементно-песчаная смесь М50 ГОСТ 28013-98» Заказчик установил требования и значения показателей к товару, в том числе указал товарный знак в отношениимодифицирующих добавок «Elotex» и «Tylose».

С учетом того, что Заказчик при установлении требований к товарным знакам не указал в документации об Аукционе слова «или эквивалент», Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик не исполнил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

По позиции 19 таблицы №4 Технического задания «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия. ГОСТ 9128-2013» Технического задания Заказчик установил следующие значения показателей к товару: обогащенный и фракционированный песок из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424.

В соответствии с пунктом 4.1.2 ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» песок, обогащенный песок и фракционированный песок характеризуют следующими показателями качества: зерновым составом и модулем крупности (для песка и обогащенного песка); содержанием пылевидных и глинистых частиц, в т.ч. глины в комках; маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, определяемой маркой по дробимости щебня фракции от 5 до 10 мм; формой зерен, определяемой по фракции от 2,5 до 5 мм.

Согласно пункту 4.1.6 ГОСТ 31424-2010 песок в зависимости от модуля крупности, полного остатка на сите с сеткой N 063 и содержания зерен крупностью св. 10 и 5 мм и менее 0,16 мм может быть отнесен к группе очень крупных, повышенной крупности, крупных, средних и мелких песков класса I или II. В таблице 1 ГОСТ 31424-2010 содержатся требования к показателям зернового состава песка класса I.

С учетом изложенного, указание Заказчика в документации об Аукционе ссылки на ГОСТ

В связи с вышеизложенным Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при описании объекта закупки не установил требования к товару в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком при описании объекта закупки не соблюдены требования частей 1, 2 статьи 33 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б»  пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

С учетом того, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

По позиции 1 таблицы №4 Технического задания Заказчик установил требования к товару «Щебень и гравий из плотных горных пород  для строительных работ. Технические условия ГОСТ 8267-93» в том числе указал значение показателя: «потеря массы при испытании щебня, % до 11 включительно».

В разделе 6 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)» указано, что  испытания щебня и гравия проводят по ГОСТ 8269.0, ГОСТ 8269.1.

В разделе 4.8 ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний (с Изменениями N 1, 2)» содержится порядок, средства и методы испытания щебня.

По позициям 18 и 19 таблицы №4 Технического задания «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия. ГОСТ 9128-2013» Заказчик установил значения показателей к  зерновому составу минеральной части смеси (позиция 18):

Размер зерен прерывистого зернового состава, мм, не более:

в % по массе

20

от90до100

15

от80до100

10

от70до100

5

от50до60

2,5

от38до60

1,25

от28до60

0,63

от20до60

0,315

от14до34

0,16

от10до20

0,071

от6до12

 

 

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» (далее - ГОСТ 9128-2013) асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013 и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем (пункт 4.1.7). Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований и в таблице 3 - для верхних слоев покрытий (пункт 4.1.8).

Показатели размера зерен прерывистого зернового состава, установленные Заказчиком по позиции 18 Технического задания соответствуют виду и типу смесей и асфальтобетонов, указанных в таблице 3 ГОСТ 9128-2013: горячая плотная асфальтобетонная смесь тип Б. Асфальтобетонная смесь данного типа и вида состоит из зерен различного размера взятых в определенных соотношениях и изготавливается предприятием-изготовителем в соответствии с утвержденным регламентом.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к заявке, влекущие за собой ограничение количества участников Аукциона или ограничение доступа к участию в Аукционе, что является нарушением  пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В разделе  28 документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в которой указано следующее: «2)  для диапазонного показателя («от… до…(включительно») возможны несколько вариантов:

• указать одно конкретное значение, входящее в рамки установленного диапазона;

• указать конкретное значение в виде диапазонного значения, входящего в рамки установленного диапазона;

5)        по показателю, значение которого может быть как конкретным, так и диапазонным (то есть конкретное значение показателя может стать известным участнику закупки только в ходе исполнения контракта): «указать одно конкретное значение в рамках установленного диапазона, либо указать диапазонное значение, входящее в рамки установленного диапазона (по выбору участника закупки). При этом приемка будет осуществляться заказчиком по значениям, предложенным участником закупки».

Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не дает возможность определить порядок указания участниками закупки в своих заявках максимальных и (или) минимальных значений в виде одного конкретного значения показателя или диапазона значений показателя. Также инструкция не содержит указание на раздел и пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия Заказчика – МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по объекту: «Устройство дороги по бульвару Гоголя в городе Ижевске (проект благоустройства бульвара Гоголя)» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0313300000216000081) необоснованной.

2. Признать заказчика - МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика  по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии                             

 Заместитель председателя Комиссии:                                         

 

Члены Комиссии:

__________  <…>

 

__________  <…>

 

__________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны