Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АШ 07-06/2016-154 З от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 июня 2016 года                                                                             г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок (отсутствует);

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствие:

представителя ООО «Гигиена-Сервис Мед» (далее – Заявитель): <…> (доверенность от 24.06.2016г. № 40/29-16);

представителей Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 11.04.2016г. № 48), <…> (доверенность от 11.04.2016г. №49), <…> (доверенность от 11.04.2016г. № 51);

представителя Министерства экономики Удмуртской Республики (далее – Уполномоченный орган): <…> (доверенность от 13.12.2015г. № 4);

рассмотрев жалобу ООО «Гигиена-Сервис Мед» на положения документации об электронном аукционе № 15-06/2578-16 по осуществлению закупки подгузников и абсорбирующего белья для обеспечения ими инвалидов (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок – 0113200000116002334, далее – Аукцион) для нужд заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.06.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «Гигиена-Сервис Мед» на положения документации об Аукционе.

По мнению Заявителя, объединение Заказчиком в один лот закупки подгузников дли взрослых, подгузников для детей, впитывающих простыней, ограничивает количество участников закупки, в связи с тем, что данные товары относятся к различным товарным рынкам. Вышеуказанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, противоречат положениям частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержал, а также устно пояснил, что ООО «Гигиена-Сервис Мед» является представителем российского производителя подгузников для взрослых, и объединение Заказчиком в один лот закупки подгузников дли взрослых, подгузников для детей, впитывающих простыней, препятствует участию ООО «Гигиена-Сервис Мед» в Аукционе, поскольку ни один отечественный производитель не изготавливает товар, удовлетворяющий всем требованиям Заказчика.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика, представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела письменные пояснения, а также устно пояснили, что подгузники, как и любой другой вид абсорбирующего белья, в том числе впитывающие пеленки, являются техническим средством реабилитации для инвалидов с нарушениями функций выделения, предназначенные для соблюдения гигиенической чистоты, и способствующие комфортному нахождению инвалидов в социуме, в семье. Согласно пункту 22 перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, подгузники и абсорбирующее белье отнесены к одной группе технических средств реабилитации. Применение как подгузников, так и простыней рекомендуется инвалидом с нарушениями функций организма, что подтверждается пунктами 20-01 - 22-37 Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 №998н. Таким образом, по мнению представителей Заказчика, перечень показаний и противопоказаний к применению подгузников и пеленок одинаковый.

Также представители Заказчика пояснили, что в силу правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, потребность Заказчика была определена на основании заявлений инвалидов, которые подаются на основании рекомендаций индивидуальных программам реабилитации или реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке.

Как пояснили представители Заказчика, для полноценной адаптации в бытовых условиях инвалидам необходимы как подгузники, так и пеленки, которые смогут удовлетворить свои потребности одним видом технического средства реабилитации в полной мере, что определено в их индивидуальных программах реабилитации. Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался индивидуальными программами реабилитации инвалидов и индивидуальными потребностями большинства инвалидов за один период времени.

Кроме того, представители Заказчика указали, что объединение в один лот закупки подгузников дли взрослых, подгузников для детей, впитывающих простыней, не ограничивает количество участников закупки, что подтверждается 7 поданными заявками на участие в Аукционе.

 

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

10.06.2016г. Уполномоченный орган разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 34 951 040,00 рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика и осуществляется в соответствии с целями обеспечения нужд Заказчика.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что согласно Разделу II «Описание объекта закупки: Техническое задание» документации об Аукционе объектом закупки являются подгузники для взрослых, подгузники для детей, впитывающие простыни.

При описании объекта закупки Заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям Заказчика - указаны максимальные и минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться; отсутствуют указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика обосновали наличие потребности в закупке одним лотом подгузников для взрослых, подгузников для детей и впитывающих простыней, представив индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие в перечне технических средств по реабилитации, предоставляемые инвалиду, как подгузники, так и впитывающие пеленки.

Также представителями Заказчика в материалы дела представлены 7 заявок от участников закупки на участие в Аукционе.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих совершение Заказчиком противоправных действий, влекущих нарушение права ООО «Гигиена-Сервис Мед» на конкурентное участие в закупке, связанное с невозможностью участия в Аукционе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки сформировано с учетом, имеющейся у Заказчика потребности, а также к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком не нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.

2. Согласно частям 3, 15, 22  статьи 99,  статьи 105 Закона о контрактной системе Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок не уполномочена на осуществление контроля в отношении действий заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям  Закона о защите конкуренции в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения довод жалобы, связанный с указанием на наличие в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции. Вместе с тем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии необходимости передачи материалов дела в отдел контроля органов власти Удмуртского УФАС России для рассмотрения действий Заказчика в части наличия признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. В ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе рри осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных к участникам закупки требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В разделе 8 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3, 4, 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе не установлено единое требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гигиена-Сервис Мед» на положения документации об электронном аукционе № 15-06/2578-16 по осуществлению закупки подгузников и абсорбирующего белья для обеспечения ими инвалидов (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок – 0113200000116002334) для нужд заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики необоснованной.

2. В действиях заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики признать нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти Удмуртского УФАС России по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Заместитель председателя Комиссии:

____________ <…>

 

Члены Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

____________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны