Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АШ 07-06/2016-164 З от 2 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

18 июля 2016 года                                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

заместитель председателя Комиссии <…> – старший государственный инспектор отдела  контроля закупок (отсутствует);

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,

в присутствии:

представителей Заказчика - бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики» (далее – Заказчик): <…> (доверенность №13 от 15.07.2016г.), <…> (доверенность №12 от 15.07.2016г.), <…> (доверенность №14 от 15.07.2016г.), <…> (без доверенности);

представителя Уполномоченного органа – Министерство экономики Удмуртской Республики (далее – Уполномоченный орган): <…> (доверенность №5 от 30.12.2015г.);

заинтересованных лиц: <…>, <…>;

в отсутствие представителя Заявителя – ООО «Рэйдикс» (далее – Заявитель) уведомлен надлежащим образом (уведомление исх. №АШ 01-17-07/5758э от 12.07.2016г.);  

рассмотрев жалобу ООО «Рэйдикс» на действия Заказчика – бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики» при проведении электронного аукциона №15-06/2614-16 система хранения данных (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113200000116002594, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.07.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе не установил запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств,  предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236), и не обосновал надлежащим образом невозможность соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Также Заявитель считает, что при описании объекта закупки Заказчик неверно выбрал из Единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных класс программного обеспечения «Системы мониторинга и управления». При закупке систем хранения данных программное обеспечение должно выбираться из другого класса, а именно «Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных», к которому принадлежит, в том числе, программное обеспечение RAIDIX 4.0.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

30.06.2016г. Уполномоченный орган разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и документацию о проведении Аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 000 000,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 21.07.2016г.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Рассмотрев довод Заявителя относительно выбранного Заказчиком класса программного обеспечения, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.

Из системного толкования вышеизложенных норм следует, что Заказчик вправе устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые наиболее полно отвечают его потребностям и позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным требованиям.

«Класс программного обеспечения» - группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор) и правилами его применения, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 2 «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»).

Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных» имеет 4 раздела. В разделе 2 «Системное программное обеспечение» установлены следующие классы программного обеспечения:

2.1 Операционные системы

2.2 Утилиты и Драйверы

2.3 Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных

2.4 Серверное и связующее программное обеспечение

2.5 Системы управления базами данных

2.6 Системы мониторинга и управления

2.7 Средства обеспечения информационной безопасности

К классу 2.6 «Системы мониторинга и управления» относятся программно-аппаратные комплексы, предназначенные для измерения, сбора, хранения и анализа рабочих характеристик объектов управляемой системы для оценки ее состояния, выявления неполадок, оповещения, управления настройками и состоянием программных и аппаратных вычислительных средств, сетевых устройств, функционирующих в рамках системы, в том числе средства управления информационной безопасностью.

К классу 2.3 «Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных» относится комплекс программ, обеспечивающий надежное хранение и сетевой (внешний) доступ к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (данных) или их логического объединения, абстрагированного от аппаратной реализации.

В Приложениях №3, №4 к документации об Аукционе  Заказчик указал, что объект закупки относится к классу 2.6 «Системы мониторинга и управления».

В Разделе II «Описание объекта закупки: Техническое задание» документации об Аукционе (далее – Техническое задание) Заказчик установил технические характеристики и значение показателей  объекта закупки, требуемого к поставке.

Как следует из Технического задания, к поставке требуется не комплекс программ, а программно-аппаратный комплекс. К аппаратному комплексу относятся следующие позиции Технического задания: 1.1 Корпус, 1.2 Контроллер, 1.3 Хост подключение, 1.5 Предустановленные жесткие диски, 2. Полка расширения для системы хранения данных, 3. Оптический коммутатор. К программному комплексу относятся следующие позиции Технического задания: 1.4 Система хранения, 1.6 Программное обеспечение для управления.

Также из Технического задания следует, что программно-аппаратный комплекс должен обеспечивать не только  хранение и сетевой доступ к данным, но и анализ рабочих характеристик объектов управляемой системы (мониторинг), о чем свидетельствуют установленные в Техническом задании следующие характеристики объекта закупки: 1.4.1. Встроенный графический вэб-интерфейс для управления системой; 1.4.2. Возможность создания мгновенных снимков (snapshots) для томов в количестве не менее 256; 1.4.9. Функционал мониторинга производительности системы.

На основании вышеизложенного Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки, в том числе установление класса программного обеспечения не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и соответствует действительным потребностям Заказчика, в связи с чем, рассмотренный довод жалобы Заявителя является не обоснованным.

2. Рассмотрев довод Заявителя об отсутствии в документации об Аукционе запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и обоснования невозможности соблюдения такого запрета, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Постановлении №1236 установлены Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), а также Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В пункте 2 Постановления №1236 установлены следующие случаи, при которых Заказчик может не устанавливать  запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В Приложениях №3, №4 к документации об Аукционе Заказчик обосновал невозможность соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд,  указав в качестве основания подпункт «б» пункта 2 Постановления  №1236: «Автоматизированная информационная система диспетчеризации и управления удаленными объектами автоматизации (АИС СДиУ) не соответствует следующим установленным Заказчиком требованиям к программному обеспечению: 1.4.1. Встроенный графический вэб-интерфейс для управления системой, 1.4.2. Возможность создания мгновенных снимков (snapshots) для томов в количестве не менее 256» (Приложение №3 к документации об Аукционе). «Автоматизированная информационная система диспетчеризации и управления удаленными объектами автоматизации (АИС СДиУ) не соответствует следующим установленным Заказчиком требованиям к программному обеспечению: 3.1.4. Коммутатор обеспечивает мониторинг производительности, позволяющий определять пропускную способность между источниками и инициаторами» (Приложение №4 к документации об Аукционе).

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд составлено с учетом требований Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик правомерно не установил запрет на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств, поскольку ни одно программное обеспечение из Реестра соответствующего класса по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. В связи с этим рассмотренный довод Заявителя является необоснованным.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Рэйдикс» на действия Заказчика – бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики» при проведении электронного аукциона №15-06/2614-16 система хранения данных (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок – 0113200000116002594) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:                                          

 

 

___________  <…>

 

____________ <…>

 

____________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны