Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АШ 07-06/2016-210 З от 6 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30 августа 2016 года                                                                          г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок (отсутствует);

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,

в присутствие:

представителя Заказчика – БСУСО УР «Нагорный психоневрологический интернат» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 25.08.2016);

представителя Уполномоченного органа - Министерства экономики Удмуртской Республики (далее – Уполномоченный орган): <…>  (доверенность №5 от 03.12.2015г.);

в отсутствие представителя ООО «Угольсбыт» (далее – Заявитель, Общество): о месте, дате, времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом (уведомление исх.№ АШ 01-17-07/7323э от 24.08.2016г.);

рассмотрев жалобу ООО «Угольсбыт» (далее – Заявитель) на действия  Заказчика – БСУСО УР «Нагорный психоневрологический интернат» при проведении электронного аукциона №15-06/2923-16 «Каменный уголь» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0113200000116002746, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.08.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой указаны следующие доводы:

1) В техническом задании отсутствует диапазонность показателей, так же отсутствует показатель высшей теплоты сгорания закупаемого угля, который является значимым для расчета низшей теплоты сгорания на основании ГОСТ 147-2013 «Определение высшей теплоты сгорания и расчет низшей теплоты сгорания». Показатель низшей теплоты сгорания угля не поименован в ГОСТе  конкретным показателем.  Для определения низшей теплоты сгорания углей используют формулу для расчета, приведенную в ГОСТ 147-2013. Для расчета низшей теплоты сгорания обязательно требуется показатель высшей теплоты сгорания, для его определения применяют стандартный метод сожжения пробы угля в калометрической бомбе по ГОСТ 147-2013. При определении теплоты сгорания углей в бомбе получают величину высшей теплоты сгорания аналитической пробы при постоянном объеме Q. В соответствии с ГОСТ 27313-95 теплота сгорания углей может быть пересчитана на различные состояния топлива. Данный факт указывает на то, что участник не может самостоятельно производить данные расчеты, так как для этого требуются определенные знания, этим занимаются специалисты сертифицированных лабораторий, имеющие аттестацию.  Установленные заказчиком  в Разделе II. Описание объекта закупки: Техническое задание  к документации об электронном аукционе указанные характеристики закупаемого угля не соответствуют ГОСТ 32464-2013 действующим на территории РФ. В указанном ГОСТе 32464-2013 поименованы только показатели золы до 29% обогащенного угля(заказчик указывает не более 20%), и показатель серы до 3%(заказчик указывает не более 0.7%), остальные показатели указанные заказчикам в техническом задании являются расчетными. Заказчик, указывая в техническом задании аукционной документации определенные показатели, не поименованные в ГОСТах и не соответствующие  ГОСТу РФ обязан предоставить  обоснование и   расчеты.

2) По мнению Заявителя, условия контракта содержат противоречивые условия: контракт действует до 30 сентября 2016 г., срок поставки до 30.09.2016 года, а срок оплаты от этой даты еще в течение 30 дней, срок контракта при таких условиях должен быть до 30 октября 2016 года, тогда при этих условиях срок банковской гарантии должен быть до 30 ноября 2016 года, а не до 01.11.2016 года как указано в аукционной документации заказчиком. Аукцион будет проведен 5 сентября 2016 года регламентированный срок проведения всей процедуры выставления протоколов и подписания контракта, предоставления протокола разногласий может продлиться не более 20 дней  до 25 сентября 2016 года. На исполнение контракта остается 5 дней, заказчик указывает в п.2.2 контракта, что уголь поставляется по заявкам заказчика в течении 5 дней со дня получения заявки, является не корректным. Такой короткий срок поставки нарушает конкуренцию, снижает число участников, мало того поставить 600 тонн угля за пять дней практически не  возможно.

  3) Участником аукциона были направлены Заказчику два запроса на разъяснение технических характеристик и противоречивости условий контракта, на что  заказчик опубликовал  18.08.2016 года ответы на запросы, но  по существу на поставленные вопросы ничего не ответил, изменений в аукционную документацию не внес.

Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Заказчик направил в материалы дела письменные пояснения (вх.№6986 от 29.08.2016г.).

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

25.07.2016г. Уполномоченный орган разместил в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 210 000,00 рублей.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -  01.09.2016г.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 05.09.2016г.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Рассмотрев довод Заявителя относительно показателей товара, установленных в описании объекта закупки документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пунктам 1 - 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.

Из системного толкования вышеизложенных норм следует, что Заказчик вправе устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые наиболее полно отвечают его потребностям и позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным требованиям.

В Разделе II «Описание объекта закупки: Техническое задание» содержатся характеристики объекта закупки, показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара установленным Заказчиком требованиям:

 

№ п/п

Наименование Товара

Характеристики объекта закупки: показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара установленным Заказчиком требованиям

1

2

3

1

Уголь каменный длиннопламенный (фракция 25-300)

1.1. Максимальное значение зольности в составе: не более 20%

1.2. Максимальное значение содержания влаги: не более 20%

1.3. Максимальное значение выхода летучих веществ: не более 42%

1.4. Максимальное значение содержания серы: не более 0,7%

1.5. Максимальное значение низшей теплоты сгорания (калорийность): не менее 5 300 ккал/кг

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 20.06.1996г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (далее – Закон о добыче) осуществляется подтверждение соответствия угольной продукциигосударственным стандартам, устанавливающим обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды.

В рамках соблюдения указанной статьи Закона о добыче Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии разработаны Правила проведения сертификации угля (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.06.2000г.№ 32, далее – Правила).

По результатам сертификационных испытаний испытательная лаборатория (центр) выдает органам по сертификации протоколы испытаний по установленной форме (пункт 3.8 Правил). Орган по сертификации оформляет сертификат по установленной форме, регистрирует в реестре и выдает заявителю.

При проведении сертификационных испытаний в отношении каменного угля, в том числе, определяется выход летучих веществ по ГОСТ 6382-2001, содержание влаги по ГОСТ 11014-2001,  низшая теплота сгорания по ГОСТ 147-95, о чем в сертификатах соответствия делается соответствующая запись.

Из изложенного следует, что качественные показатели угля, в том числе, в отношении выхода летучих веществ, содержания влаги,  низшей теплоты сгорания определены  в сертификатах соответствия.

Заявителем не представлены доказательства о том, что на момент подачи заявки невозможно указать конкретные показатели угля, предполагаемого к поставке.

С учетом того, что предметом закупки является поставка угля каменного, а не проведение исследований с целью его сертификации, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки, в том числе установление требований  в отношении показателей товара:  максимальное значение содержания влаги: не более 20%; максимальное значение выхода летучих веществ: не более 42%; максимальное значение низшей теплоты сгорания (калорийность): не менее 5 300 ккал/кг, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, рассмотренный довод жалобы Заявителя является не обоснованным.

2. Рассмотрев довод заявителя относительно условий,  содержащихся в проекте контракта в части срока поставки, срока действия контракта, срока оплаты товара, срока действия банковской гарантии, Комиссия Удмуртского УФАС России считает данный довод необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системы в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона.

В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроке поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг (пункт 2 статьи 42 Закона).

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В извещении о проведении Аукциона Заказчик указал следующее: «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг указаны в п.6.3 Информационных карт Документации об электронном аукционе». Также в извещении содержится условие о предоставлении преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со статьей 30 Закона.

В пункте 6.3 Информационных карт Документации об электронном аукционе указано: «Срок поставки Товара: указан в пункте 2.2 проекта контракта (Приложение № 1 к Документации об электронном аукционе)».

В пункте 2.2 проекта контракта содержится условие о сроке поставки товара: «Срок поставки: партиями, по заявкам Заказчика, в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика. Период поставки: с момента заключения контракта по 30 сентября 2016 года».

В пункте 3.5 проекта контракта содержится условие о сроке оплаты товара: «Оплата Товара осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в размере 100 % от стоимости поставленной партии Товара в течение 30 календарных дней со дня подписания акта приемки партии Товара Заказчиком на основании счета (счета на оплату), счета-фактуры (в случае, если законодательством предусмотрено его предоставление). Предварительная оплата не производится».

В пункте 11.1 проекта контракта указано, что контракт вступает в силу с момента его заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует по 30.09.2016 г. (включительно).

В пункте 11.4 проекта контракта установлено следующее: «Окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту, за исключением обязательств по оплате поставленного и принятого Товара, а также обязательств, связанных с недостатками поставленного Товара».

В пункте 9.2 проекта контракта содержится условие о сроке предоставления обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии: «Обеспечение исполнения контракта предоставляется на срок:  при предоставлении банковской гарантии – с момента заключения контракта по 1 ноября 2016 года».

Закон о контрактной системе не содержит ограничений в части установления Заказчиком длительности срока поставки товара и срока действия контракта, при сроке действия контракта (по 30.09.2016г. включительно) не противоречит сроку поставки товара (с момента заключения контракта по 30 сентября 2016 года).

Доказательств невозможности поставить товар в указанный срок,  Заявителем не представлено.

С учетом того, что в извещении и документации об Аукционе Заказчиком установлены сроки поставки товара, срок оплаты товара, срок действия банковской гарантии с соблюдением требования Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает указанный довод Заявителя необоснованным.

3. Рассмотрев довод Заявителя относительно подачи запроса на разъяснение положений документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются (часть 6 статьи 65 Закона).

Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, 18.08.2016г. Заказчик разместил в ЕИС в сфере закупок разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса, без указания участника Аукциона. Размещенные разъяснения положений документации об Аукционе не изменяют суть документации об Аукционе.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика о даче разъяснений положений документации об Аукционе без внесения в нее изменений не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Угольсбыт» на действия  Заказчика – БСУСО УР «Нагорный психоневрологический интернат» при проведении электронного аукциона №15-06/2923-16 «Каменный уголь» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0113200000116002746) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

____________ <…>

 

Члены Комиссии:                                                     

____________ <…>

 

____________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны